Выпуск #44 |
Рецензии |
* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени.
|
|
|
Александр Осейчук -
"Dedication"
Boheme Music, 1999
8 tracks
56:36
* * * * |
|
Александра Осейчука называют
"первым дипломированным саксофонистом
СССР". И это святая правда: он умудрился
получить диплом о высшем музыкальном
образовании по классу саксофона "в
экспериментальном порядке" ровно в тот год,
когда в СССР официально начали преподавать этот
инструмент (1974). Джазовую славу ему, музыканту
классической традиции, принесла многолетняя
работа в ансамбле пианиста Игоря Бриля. Сейчас
Осейчук - уже профессор Академии музыки им.
Гнесиных, но исполнительства не бросает.
По-прежнему он - один из самых техничных и
изобретательных альт-саксофонистов в России.
Ансамбль "Зеленая волна", с которым он летом
1998 г. за два дня записал этот альбом, состоит из
его бывших или нынешних студентов (Всеволод
Тимофеев - фортепиано, аранжировки; Олег Соколов -
контрабас; Владимир Кулешов - барабаны). На
альбоме всего одна авторская вещь лидера -
"Бегемот", слегка шутливое посвящение и
впрямь несколько напоминающему этого водяного
увальня Анатолию Соболеву, выдающемуся
российскому контрабасисту. Еще одна тема -
стандарт Джеймса Ван Хьюзена "I Thought About You".
Остальные шесть композиций - ядро
"бернстайновской" концертной программы
Осейчука, посвященной 80-летию со дня рождения
композитора Леонарда Бернстайна. Тут и
"Tonight", и "Someting's Coming", и, конечно,
суперхиты из "Вестсайдской истории" -
"Somewhere" и "Maria". Впрочем, напрасно думать,
что здесь вы услышите милые сентиментальные
трактовки. О нет! Осейчук со своими хлопцами
извергает поток чрезвычайно интенсивного
хард-бопа, квадрат за квадратом демонстрируя
подавляющую, суперскоростную технику игры.
Впрочем, холодноватый, рассудочный пианист
Тимофеев приятно оттеняет напор лидера.
К сожалению, на обложке альбома невозможно найти
информацию не только о том, в каких технических
условиях делалась запись, но и о том, в какой
студии это происходило. Указано лишь, что сделал
запись звукорежиссер Герман Петров. А жаль,
запись как раз весьма любопытная в звуковом
плане: ощущается исчезающий в наше время вкус к
записи живых, более того - акустических
инструментов, а главное - умение делать такие
записи. Чрезвычайно плотно записана ритм-секция
(разве что фортепиано в стереопанораме ощутимо
"узковато" - например, том-бас ударной
установки то и дело проявляется субъективно
гораздо левее фортепиано; кстати, этот фланг
справа уравновешен одним из том-альтов, по уровню
- не по тону - звучащим несколько ниже). Что же до
саксофона, то сильный, певучий звук Осейчука
записан практически идеально. Единственный
элемент звукорежиссерского решения, вызывающий
некоторые вопросы - обильное использование
цифровой имитации классической ленточной
задержки, иногда чуть более явной, чем хотелось
бы (например, на звуке хай-хэта в первом
проведении темы "Maria"). Впрочем, общая
картина от этого страдает мало. Если сравнивать с
первым CD Осейчука - "Эпизодом №7" (1997) - то
альбом в звуковом плане получился куда более
выигрышным и для лидера, и для ансамбля, да и в
плане музыкальном куда интереснее. |
|
|
|
"Самха" - "Samkha"
Boheme Music, 1999
9 tracks
50:52
* * * * |
|
Санкт-петербургская группа
"Самха" пришла к импровизационной музыке из
рок-мира - ее основатели раньше работали в таких
известных группах, как "НЭП" и "АВИА". И
тем не менее никакого рока здесь нет в помине. Это
тот фланг современной импровизационной музыки,
который принято называть "этно-джазом", но
этно-джаз этот совершенно "головной", не от
"корней", а, так сказать, от кроны. Музыканты
во главе с флейтистом-саксофонистом Евгением
Ждановым используют массу элементов разных
фольклорных музыкальных культур, смешивая их в
странных, порой завораживающих пропорциях. Тут и
азиатские, преимущественно - популярные
среднеазиатско-индийские мотивы (само слово
"Самха" - индийского происхождения), и нечто
в промежутке между кельтской и романской
музыкальными традициями (кстати, именно эти
кельтско-романские - даже иногда почти испанские
- сочинения наименее импровизационны, наиболее
строги по композиции и аранжировке), и все это
помножено на вполне европейскую теперь уже
традицию - world music. Плюс изобилие импровизационных
моментов.
Вот такая смесь. При этом никаких особенно
фольклорных инструментов: даже самые
"индийские" моменты играются на
акустической гитаре, флейта тоже используется
вполне европейская. Нельзя не признать, что все
это очень увлекает и завораживает и - в отличие от
других немногочисленных попыток играть world beat в
российских условиях - весьма здорово сыграно.
Запись делалась аж в 1993 г. в одной из лучших на тот
момент рок-студий Питера - "Инди-Студио" ее
постоянным звукорежиссером Александром
Мироновым. Конечно, слышно, что это именно
рок-студия и что это начало 90-х. Обилие цифровой
реверберации (временами - переизбыток, вплоть до
фазовых сдвигов), при этом - довольно узкая
стереобаза и обильный инфраниз (заметно, что
временами звукорежиссеру этого инфраниза не
хватает - бас-гитары или другого басового
инструмента в составе нет, а низкий звук
соответствующего индийского барабана, в
соответствии с индийской же традицией, раздается
нечасто). Но тем не менее это - истинно творческая
работа, и стереотипы рок-записи в ней вполне
успешно преодолены. Что же до музыкальной
стороны, то для России это этапная работа - что в
плане сближения рок-мира и импровизационной
музыки, что в плане преодоления детских болезней
отечественных некоммерческих музыкальных
пластов. |
|
|
|
Gregory Fine trio - "Happy Bluesday"
Boheme Music, 1999
9 tracks
59:02
* * * * 1/2 |
|
Этапная работа самарского
пианиста Григория (с некоторых пор - Грегори)
Файна была записана в минувшем году в Лондоне. С
ним играют два блестящих британских музыканта -
контрабасист Лен Скит, многократно
провозглашавшийся лучшим басистом
Великобритании, и барабанщик Мартин Дрю, в
последнюю четверть века - участник трио великого
Оскара Питерсона.
Имя Питерсона тут названо не случайно - Файн его
многолетний поклонник и последователь, причем,
нельзя не признать, весьма совершенный
последователь. В том смысле ,что стилистикой игры
Питерсона он овладел почти в совершенстве. Почти
- потому что скопировать Питерисона нельзя, во
многих смыслах он - эталон техники игры на
джазовом фортепиано, его свинг абсолютен, и
повторить его игру нельзя. Тем не менее Файн
много лет стремится приблизиться к этому идеалу,
обладая при этом и свои, вполне индивидуальным
голосом. И - что значит ритм-секция в фортепианном
трио! - со столь классными басистом и
барабанщиком (тем более, прекрасно - еще бы! -
знающими специфику именно этого стиля) Файн
зазвучал по-новому. Даже его предыдущий CD
"Дорога на Мисиссаугу" ("Союз", 1997),
записанный вроде бы тоже за рубежом - в Канаде,
где как раз и живет Питерсон - и с недурной
канадской ритм-секцией, по сравнению с новым
альбомом выглядит бледно и пресно.
Опять-таки не указано название студии (хотя
традиция джазового звукоиздания вроде бы
предполагает такие вещи, равно как и вынесение
имен всех участников трио - тем более столь
именитых - на обложку). Записывал некто Ричард
Хэмметт. Судя по тому, что запись уложилась в один
день, сделана она живьем, без последующего
сведения. Это, кстати, заметно на слух, хотя
"воздух" студии в сухой, жестковатой
звуковой картине альбома отсутствует как класс.
Слышна сильно изолированная звукопоглощающими
материалами студия, объем которой можно
почувствовать (не услышать, а именно
почувствовать), пожалуй, только в эпизодах соло
контрабаса (причем не в звуке баса, а в
микропланах вокруг барабанов). Чуть островатый,
сухой звук барабанов и чуть глуховатый,
смягченный звук фортепиано хорошо
уравновешивают друг друга, а прозрачный, но
глубокий и в то же время хорошо читающийся
контрабас образует субъективно весьма
комфортную "подушку". Несмотря на некоторые
несообразности звукорежиссерского решения, в
целом картина очень располагает к вполне
приятному прослушиванию.
В чем этапность этого альбома? Объединение
усилий хорошего российского пианиста и отличной
британской ритм-секции доказало то, что и должно
было доказать. Границ в джазе нет, джаз -
действительно абсолютно международный
музыкальный язык, и "наши" ничуть не хуже
"их". Однако главное - не это: всерьез
доказывать эти общепонятные вещи теперь,
пожалуй, хочется только патологически
недоверчивым людям. Главное, что в дискографии
Григория Файна появилась на самом деле
интересная и сильная пластинка, с чем мы его и
поздравляем.
Константин Волков
|
На первую
страницу номера |
|