502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #44
Би Би Кинг спел Луиса Джордана
Би Би КингБи Би Кинг принадлежит к тем музыкантам, представлять которых аудитории совершенно излишне практически в любой стране. На его счету уже столько концертов и столько альбомов, что заниматься их подсчетом и перечислением - пустое занятие. Представляем вам запись разговора, состоявшегося 30 сентября этого года во время тура Би Би Кинга с программой из его последнего альбома.

Привет, я - Дэвид Гай, хозяин "World Cafe", и мне посчастливилось только что забраться в автобус, в котором живет и путешествует во время своих гастролей (а это двести пятьдесят дней в году) Би Би Кинг. Я говорю с ним о его новом альбоме "Let The Good Times Roll", сделанном на музыку Луиса Джордана - проект, весьма пришедшийся по душе прежде всего самому исполнителю. Луис Джордан, чьи песни являются смесью джамп блюза, свинга и джайва, был королем американского ритм-энд-блюза в сороковые годы. Его пьесы "Choo Choo Choo Boogie" и "Caledonia" стали классикой. Теперь Би Би Кинг исполнил вещи Джордана, добавив свой характерный вокал и потрясающую гитару, заставив их свинговать еще энергичнее. А теперь, Би Би, расскажи чуть-чуть о Джордане для тех, кто его самого не слышал.
- Луис Джордан был грандиозным музыкантом, он попросту опередил свое время. Когда познакомишься с его творчеством поближе, то сразу становится понятно, что он очень много сделал именно для современной музыки.
Когда ты увидел его впервые?
Би Би Кинг- О, мне казалось, я его не видел до пятидесятых, но нет - в сорок третьем я собирался идти в армию, и вот тогда-то я первый раз его и услышал. Я просто сошел с ума от того зрелища и не могу забыть его до сих пор.
Как мне рассказывали, его шоу были по-настоящему захватывающими...
- О да! Он умел развлечь публику, но его песни были достаточно умными. Луис сочинял очень занятные песни, их интересно было слушать, но под них хорошо и танцевалось.
Тебе, наверное, было очень интересно записывать его вещи - они ведь отличаются от того, что ты до сих пор делал?
- Здорово отличаются...
Трудно было перестроиться?
- В общем, да. Эти вещи, вроде "Ain't Nobody Here But Us Chickens", ну ты знаешь, что я имею в виду, они написаны как бы не для моих губ (смеется).
Но, по правде говоря, ты ведь не первый раз исполняешь песни Джордана. "Каледонию" ты ведь пел уже много раз?
- Ну да, и заглавную вещь с альбома "Let The Good Times Roll" я исполняю много лет...
Доктор Джон в последнее время стал твоим постоянным пианистом, а записывался ли ты с ним раньше?
- Много раз. Он - один из лучших музыкантов и мой хороший друг. Доктор Джон, кстати, отличный гитарист, но у меня он играет на клавишных и просто убивает меня своей игрой.
Он прозвучал совершенно неожиданно в "You Ain't My Baby"...
- (Смеется) да-да, я просто слышу, как он говорит: "Эй, Би Би, дорогой..." (смеется). Его голос просто уникальный, таких, как он, немного, ну, тот же Джордан, Синатра, кое-кто еще, ну, ты догадываешься.
Мне кажется, ты добавил к саунду альбома больше новоорлеанского звучания, пригласив Эрла Палмера на ударные.
- Эрл - конечно, он ведь знал самого Джордана, и вообще всю обстановку вокруг него, он очень помог мне.
Диск вышел очень теплым и душевным, и мне кажется, что это должно было вылиться в большое количество материала.
- Да, мы записали всего восемнадцать песен...
Ого! А как ты выбирал, которые из них...
Би Би Кинг- А я и не выбирал. У альбома есть продюсер - Стюарт Левин, и когда все было готово, мы вместе решили, что лучше всего подойдет. Кажется, мы подобрали такие вещи, которые больше понравятся молодежи и вообще людям, которые не очень-то знают самого Джордана. Я думаю, они получат даже больше, чем сам Луис вкладывал в эти песни.
Я тоже так думаю. Он был больше известен по своим джайвам и джамп-блюзам, но такие его песни, как "Early In The Morning" или "Pretty Straight Ahead", они...
- ...да-да, они действительно хороши.
Музыка с нового альбома (в исполнении самого Джордана) была в сороковых годах очень популярной на американском радио, Луис Джордан записал много своих песен на фирме "Decca". Он ведь, оказывается, собирал одно время целый биг-бэнд - знаешь ли ты о его карьере руководителя биг-бэнда?
- Ну конечно, у него был классный бэнд, и фактически вот эту вещь, что я делаю, "How Blue Can You Get", я первый раз услышал в исполнении его биг-бэнда.
Кстати, я не знал раньше, что песня "When You Are Down And Out" связана с именем Луиса Джордана...
- На мой взгляд, это одна из лучших его записей, но она просто уже была хитом и до него, это вроде бы как если "Битлз" взяли бы и сыграли "The Thrill Is Gone"... кстати, и Фрэнк Синатра, и Рэй Чарльз исполняли раньше те песни, что я сделал - они были хитами и до них. Когда Джордан записал "When You Are Down And Out", то немногие слушатели выделили его исполнение, но мне оно сразу понравилось. Наверное, потому, что он спел как бы мою историю, историю Би Би Кинга.
На новом альбоме столько самых разных вещей Джордана - я думаю, он должен понравиться самым разным людям, фанам блюза вообще, самого Луиса Джордана, да и любителям свинга тоже...
- Я согласен с тобой еще по одной причине. Очень много молодежи приходит на мои концерты в последнее время и ей очень нравится музыка Луиса Джордана, потому что он ведь был первым рэппером.
Сейчас, когда ты заговорил о рэпе, я вспомнил твое высказывание о некоторых вещах Джордана, вроде "Saturday Night Fish Fry", что они как бы не созданы для твоих губ...Скажи, ты их записывал с первого раза?
Би Би Кинг- Да, то есть нет, конечно (смеется). Ты не поверишь, но большинство песен мы записали за два, максимум три дубля. Правда, на самом деле процесс записи состоял из многих частей, но это только потому, что партии разных инструментов записывались отдельно и мне тоже приходилось делать вокал иногда несколько раз. Но мы все включились в эту музыку сразу, и это был настоящий свинг.
Мне всегда было интересно - Луис Джордан использовал хипстеровский жаргон только в своих песнях или как?
- Ну, за сценой он был другим. За сценой это был очень умный человек, он не пользовался всем этим... он был одновременно и умным музыкантом и великим танцором, и не только - он пел баллады и был прекрасным альт-саксофонистом - первым саксофонистом своего оркестра на протяжении большого времени. Тогда уже начинала с успехом выступать Элла Фитцджеральд, и чтобы достичь этого, он должен был быть не просто хорошим музыкантом, а настоящим лидером.

Интервью с великим блюзменом любезно предоставлено компанией "Universal Russia".
Перевод: Евгений Долгих.
Полностью интервью выходит в журнале "Джаз-квадрат".

На первую страницу номера