|
Выпуск #44 (54) - 1 декабря
1999 г. |
|
|
Слово
к читателям |
Ну все, кажется, господа
коллеги высказались: больше мнений в
самоорганизовавшуюся дискуссию о видовых
особенностях и био/психологических признаках
джазовых журналистов не поступало. Будем
считать, что наболевшее и навеявшееся уже стало
достоянием гласности; впрочем, это не значит, что
дискуссия закрыта - если кто-то из почтенных
коллег или читателей захочет высказаться на ту
же тему (см. "Слова..." из ## 50, 51, 52, 53), мы ему
такую возможность с удовольствием предоставим.
В заключение же состоявшейся части дискуссии
позвольте привести два
взаимосвязанных/взаимоисключающих определения
задач журналистики как таковой, взятых из
учебника "Введение в теорию журналистики"
(автор - проф. Евгений Прохоров, в связи с чем вся
эта наука у первокурсников факультета
журналистики называется "прохороведение").
Итак, задачи журналистики - это:
полное и объективное донесение социально
значимой информации до аудитории
и
формирование общественного мнения по
определенным вопросам.
И все. Согласитесь, то же самое можно написать и
на знамени джазовой журналистики. Доносим?
Доносим. Социально значимую? В рамках
референтной социальной группы - безусловно.
Формируем? В меру сил, умения и желания. Ну, а уж
что там себе думает или, не дай Бог, чувствует
джазовый журналист в процессе выполнения этих
двух своих задач - не есть ли это его сугубо
личное дело? На самом деле, конечно, не совсем так
- ведь эти его субъективные ощущения могут быть (и
становятся сплошь и рядом!) весьма мощным
фактором в его профессиональной деятельности,
что все участники дискуссии (каждый по-своему,
каждый - со своей уникальной колокольни, но в той
или иной степени все) и продемонстрировали.
Впрочем, наука прохороведения до исторических
решений XXVII съезда и до всяческих безобразий
вроде перестройки и демократии предусматривала
и еще одну задачу журналистики, а именно
пропаганду политики горячо любимой (лоббимой)
партии, но это уж не дождетесь. Хотя как сказать.
Иной скажет (и вряд ли будет так уж неправ), что в
роли политики партии совсем неплохо смотрится
лобби(руе)мый спонсор... Но тссс... Не будем
забывать, что "газета - не только коллективный
агитатор и коллективный пропагандист, но также и
коллективный организатор"! (Кто напомнит, где в
Москве висел этот лозунг и из кого эта цитата, тот
молодец).
Короче, наши сердца и мысли, наши, с позволения
сказать, помыслы и стремления - с тобой, любимая
пар... тьфу! Чур меня!
О джазе мы пишем, о джазе! И мышление у нас
широкое! К делу! |
|
|
Говорите,
вас слушают |
Сегодня мы слушаем
музыканта, не относящегося впрямую к
традиционному джазу, но близкого сердцам
миллионов любителей джаза по всему миру. Это
блюзмен, причем - один из тех, с чьим именем
связано само понятие о блюзе второй половины XX
века, один из тех музыкантов, знакомство с
творчеством которых подразумевается для любого
человека, чьи музыкальные интересы шире, чем
"тваи-маи песинки" или "а-кийана глаз".
Это гитарист и певец, популярность которого в
эпическом Мемфисе началась еще в 1947 г. и который
до сих пор в строю. Его настоящее имя - Райли Кинг,
а известен он под кличкой Би Би. Узнали?...>>>> |
|
|
Москва
- это вам
еще не все |
Сегодня в роли "не Москвы"
выступает, строго говоря, "не Россия" - а
именно Одесса. До Одессы добрался дуэт
нью-йоркского новоджазового саксофониста Неда
Ротенберга и петербургского контрабасиста
Владимира Волкова...>>>> |
|
|
Что намечается:
московские анонсы |
В центре-клубе "Дом" -
очередной локальный фестивальчик с
интереснейшей программой. Фестивальчик
называется "Культурные герои XXI века" и
включает этнические, авангардные и новоджазовые
эпизоды, из которых хотелось бы выделить
следующие.
4 декабря - Степанида
Борисова, талантливейшая якутская фольклорная
певица, много и охотно вступающая во
взаимодействие с новоджазовыми музыкантами. В
этот же вечер - "АМА-джаз", бескомпромиссный
фри-джаз с Урала.
5 декабря - неофольклорный дуэт "НеТе" и
екатеринбургский новоджазовый дуэт Сергей Пронь
(труба) - Игорь Паращук (саксофоны), знакомый по
альбому Аркадия Шиклопера "Заговор медных".
6 декабря - джазовый авангард из Архангельска:
трио Тима Дорофеева и проект самого Владимира
Резицкого, в прошлом - лидера легендарной группы
"Архангельск" и организатора знаменитого
Архангельского джаз-фестиваля.
7 декабря - этно-джазовое трио из
Молдовы "Тригон" и
интереснейший дуэт из Новосибирска "Альтер Эго" (пианист Роман
Столяр и саксофонист Андрей Турыгин).
11 декабря - группа "Вежливый отказ",
вокалист "Аукцыона" Леонид Федоров,
фольклорный певец Сергей Старостин и
"Волковтрио" (Владимир Волков - контрабас,
Святослав Курашов - гитара, Денис Сладкевич -
барабаны).
12 декабря - Владимир Чекасин представляет
мастеров литовского джаза (тот же ансамбль, с
концерта которого в "Ле Клубе" мы
публиковали восторженную рецензию в # 46) - Витаса Лабутиса (саксофоны),
Олега Молокоедова (клавишные), Леонида
Шинкаренко (бас), Неду Малунавичюте (вокали) и
Гедиминаса Лауринавичюса (барабаны).
Впечатляющая программа, не правда ли?5
декабря в Большом зале консерватории
состоится второй концерт абонемента № 13 ("Джаз
для всех - воскресные дневные концерты для
юношества") под названием "Авторский джаз:
русская версия" (начало в 14.00). Ведущий цикла -
заслуженный деятель искусств России Алексей
Баташев предлагает посетителям концерта найти
ответы на вопросы: "Может ли интернациональное
искусство быть национальным?", "Есть ли
русский джаз?" и "Есть ли джазовая опера?".
Материал, на котором предлагается искать ответы,
весьма достоин этих вопросов, больше того - это
тот редкий случай, когда именно на этом материале
и можно найти правильный ответ. В концерте примут
участие два малых состава: трио Юрия Маркина
(Юрий Маркин - one hand фортепиано, Вардан Цатурян -
контрабас и Эльдар Абдрашитов - ударные) и
ансамбль Германа Лукьянова (Герман Лукьянов -
флюгельгорн, Сергей Головня - альт- и
сопрано-саксофоны, флейта, Яков Окунь -
фортепиано, Петр Талалай - перкуссия).
О лидерах этих двух составов рассказывает
ведущий цикла Алексей Баташев.
Юрий Маркин - джазовый композитор,
педагог, контрабасист, пианист, руководитель
джазовых ансамблей и оркестров. Учился живописи
и музыке. В середине 60-х годов занимался в классе
Родиона Щедрина на композиторском отделении
Московской консерватории. Работал в середине 70-х
годов пианистом и аранжировщиком в эстрадном
оркестре Леонида Утесова. Выступал в
джаз-ансамблях Вадима Сакуна, Германа Лукьянова,
Леонида Чижика, Алексея Козлова и Александра
Пищикова. В 1976 создал один из первых
джаз-рок-ансамблей "Шаги времени" из
студентов джазовых отделений училищ, затем -
сборный биг-бэнд московских музыкантов, время от
времени выступая в составе своего квинтета. Все
эти ансамбли исполняли написанные им сочинения и
аранжировки, что привлекло к Маркину внимание,
как к самобытному композитору. Его сюита
"Древнерусские картины" стала одним из
наиболее ярких произведений русского джаза 80-х
годов. С тех пор Маркиным написано много джазовых
тем, ряд сочинений крупной формы, среди которых
выделяется десяток джазовых опер - нового для нас
жанра.
Джазовые оперы были написаны Маркиным по
собственным либретто на весьма нетривиальной
основе - Кортасар, Платонов, Булгаков, Даниил
Андреев, апокрифические евангелия. Некоторое
время назад Маркин пережил приступ, в результате
которого у него парализовало левую руку. Не желая
драматизировать ситуацию, композитор придумал
новые аранжировки для своего трио, а свой новый
фортепианный жанр стал именовать one-hand-piano.
Герман
Лукьянов - джазовый трубач, композитор и
руководитель ансамблей. Джаз играет с конца 50-х
годов. Был первым отечественным джазменом
послевоенного поколения, получившим высшее
образование: закончил композиторское отделение
Московской консерватории по классу Арама
Хачатуряна. С самого начала занял позицию
новатора и разрушителя многих джазовых традиций.
На I московском джаз-фестивале в 1962 году первым
выступил с программой, составленной из
собственных композиций, удививших своей
необычностью. Работал во многих
профессиональных ансамблях и оркестрах. В 1978
году создал камерный джаз-ансамбль (сокращенно
"Каданс"), с которым выступал в стране и за
рубежом и для которого написал много музыки.
Часть его композиций - своеобразные транскрипции
народных мелодий (еврейских, русских,
белорусских, английских), оперных арий, партий
сонатной формы. Творчество Лукьянова весьма
разносторонне: он усовершенствует музыкальные
инструменты, владеет техникой портретной
графики и получил признание в литературной среде
как мастер верлибра.
Его флюгельгорны и альтгорны уникальны - он
придумал необыкновенную конструкцию мундштука,
разные дополнительные клапаны. Да и ансамбли
Лукьянова всегда были с изюминкой. То он
обходился без ударных, то без контрабаса. Сегодня
с ним нет контрабасиста, а барабанщик Петр
Талалай играет на сконструированной Лукьяновым
установке. Саксофонист Сергей Головня - молодой
музыкант, фанатично увлеченный джазом, Яков
Окунь - тоже молодой, но уже признанный мастер.
Алексей Баташев
2 января Большой зал
консерватории начинает 2000 год джазовым
концертом "Российский джаз в третьем
тысячелетии". На сцене молодые звезды джаза:
Виталий Головнев (труба), Денис Швытов
(альт-саксофон), Дмитрий Мосьпан (тенор-саксофон),
Алексей Беккер (фортепиано), Сергей Хутас
(контрабас), Александр Машин (ударные) и др.
3 января в Концертном зале им. Чайковского -
концертная программа старейшего в мире
джазового оркестра Олега
Лундстрема "Гленн Миллер и его время" (с
показом отрывков из фильма "Серенада
Солнечной долины"). |
|
|
А в это время
за бугром... |
Скэт-вокалист Ал Джарро
записал новый студийный альбом - первый после
пяти с лишним лет молчания. Релиз новой работы,
получившей название "Tomorrow Today", состоится на
лейбле GRP/Verve Records 7 марта следующего года. Это
первая пластинка вокалиста, которая выйдет на
этом лейбле. Лейбл известен тем, что поставляет
много инструментальной поп-музыки (т.н. contemporary jazz)
для американских радиостанций того же формата,
что покойная московская "Престиж/НСН". В
соответствии с форматом лейбла, в записи альбома
приняло участие несколько представителей
поп-музыки, например, вокалистка Ванесса Уильямс.
Однако инструментальный состав включает
действительно крупные имена современного джаза -
в записи приняли участие перкуссионисты Луис
Конте и Паулиньо да Коста, барабанщик Стив Гэдд,
трубач Рик Браун, саксофонист Бони Джеймс.
Тур в поддержку нового альбома начнется
концертами в Европе (апрель-май), в июне Ал Джарро
выступит в США, в июле - вновь в Европе, а
финальные концерты состоятся опять в США в
августе 2000 г.22 ноября исполнилось
сто лет со дня рождения композитора Хоуги
Кармайкла (1899-1981) - автора таких легендарных и до
сих пор сверхпопулярных мелодий, как "Stardust"
и "Georgia On My Mind". В честь его юбилея в Интернете
открыт большой информационный ресурс под
названием "Коллекции Хоуги
Кармайкла". Это массивная база данных,
посвященная всему, что сделал в жизни Кармайкл.
"Коллекции" открыты на сервере университета
штата Индиана, поскольку композитор родился как
раз в этом штате (в городе Блумингтон) и, больше
того, в 20-е годы закончил университет Индианы по
юридической специальности (хотя главным делом
его жизни стала музыка). Университет располагает
огромной коллекцией нот, писем, фотографий,
записей, транскриптов интервью Кармайкла; все
это оцифровано и находится в базе данных
"Коллекций". Среди писем композитора можно
найти его переписку с президентами Дуайтом
Эйзенхауэром и Ричардом Никсоном, музыкантами
Биксом Бейдербеке и Доном Редманом, актером
Бобом Хоупом и т.п... Архив содержит все, что
связано с разнообразным творчеством Кармайкла -
не только с музыкой, но и с его работой в кино (он
снимался в фильмах "Лучшие годы нашей жизни"
и "Иметь и не иметь") и даже с живописью
(университет располагает пятью его картинами
маслом).
Компания Verve Music Group выпустила девять новых
переизданий классических джазовых работ в серии
Verve Master Edition. Все эти пластинки заново оцифрованы
в 20- или 24-битном формате с оригинальных
аналоговых записей, в их оформлении использованы
оригинальные обложки, но в буклеты включены
новые статьи и фотографии.
2 ноября вышли:
- Луис Армстронг: "I've Got The World On A String" и "Under
The Stars",два оригинальных альбома и 13
бонус-треков..
- Билл Эванс: "Further Conversations With
Myself",легендарная сольная работа великого
пианиста.
Стэн Гетц: "The Steamer" - Альбом, записанный год
спустя после эпохального "West Coast Jazz", плюс
пять бонус-треков.
- Modern Jazz Sextet: "Modern Jazz Sextet", звездная запись с
участием Диззи Гиллеспи, Сонни Ститта, Джона
Луиса, Скитера Беста, Перси Хита и Чарли Персипа.
Чарли Паркер: "Big Band" - материал трех дней,
проведенных в студии грамзаписи в 50-е гг., плюс 14
ранее никогда не публиковавшихся треков.
9 ноября:
- Трио Оскара Питерсона и Милт Джексон: "Very
Tall". Начиная с 1961 г., было записано три
продолжения этого альбома, на котором
встречаются два выдающихся мастера - пианист
Питерсон и недавно ушедший из жизни вибрафонист
Джексон. Ритм-секция не менее звездная: Рэй Браун
на контрабасе и Эд Тигпен на ударных.
- Уэс Монтгомери: "Tequila" плюс пять
бонус-треков знаменитого гитариста.
Диззи Гиллеспи: "An Electrifying Evening With The Dizzy Gillespie
Quintet" - первое переиздание этого альбома на CD
плюс редчайшее интервью Диззи.
- Дайна Уошингтон: "Sings Bessie Smith". Классический
воклльный альбом плюс четыре ранее не
публиковавшихся трека.
16 ноября:
- Оркестр Вуди Хермана: "Live At Carnegie Hall" -
впервые концерт 1946 года издан полностью, нота в
ноту так, как он прозвучал 53 года назад (шесть
пьес ранее никогда не издавались).
|
|
|
Новые альбомы |
Начиная с этого номера, мы по
многочисленным настойчивым просьбам читателей
регулярно будем публиковать списки новых
джазовых альбомов, выходящих как на Западе, так и
в России. В сегодняшнем выпуске - американские
релизы конца ноября.
Новые издания |
- "Swingin' Europe Vols. 1 & 2" - European Jazz Youth Orchestra, DaCapo Jazz
- "Live at the Village Vanguard" - Wynton Marsalis, Columbia, seven CDs
- "Prim" - Joel Palsson, Naxos Jazz
- "In the Blink of an Eye" - Sam Yahel, Naxos Jazz
|
Переиздания |
- "Prime Cuts: The Columbia Hits" - Grover Washington Jr., Columbia
- "Erroll Garner" - Erroll Garner, Telarc Jazz, six CDs
|
|
|
|
Рецензии |
Сегодня у нас - три рецензии на
отечественные джазовые релизы последних
месяцев: два признанных мэтра традиционного
джаза - саксофонист Александр Осейчук и пианист
Григорий Файн - и этно-джазовая группа из
Петербурга "Самха"...>>>> |
|
|
ПОЛНЫЙ
ДЖАЗ Авторы:
Алексей Баташев, Елена Шевченко, Константин
Волков, Евгений Долгих, Кирилл Мошков
Редактор:
Кирилл Мошков
Зарубежная информация:
Down Beat
PRNewswire,
CDNow's Daily Music News Jazz,
Billboard
Фото:
Павел Корбут,
Зига Коритник,
Корнелия Мюллер,
www.corbis.com,
архив сервера "Джаз в России"
Воплощение:
Павел Абраменков |
|
Если у вас есть друзья, которых
может заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
|