Чат с
саксофонистами Олегом Киреевым и Майком Эллисом,
предшествовавший их концерту в Центре искусств
ЦДХ, проходил 22 ноября с 16.00 до 18.00 по Москве при
довольно необычных обстоятельствах. В
назначенное время в редакции сервера "Джаз в
России" появился один Олег Киреев. Хотя Майк
позвонил в редакцию и сообщил, что едет, до нашего
здания на Мосфильмовской он так и не добрался:
сев в такси, он потерял листок с адресом и
телефоном редакции! Пока Олег один отвечал на
вопросы посетителей чата, Майк носился по всему
Юго-Западу Москвы в поисках места, где он один раз
был, но ничего не запомнил. Наконец, он вернулся в
гостиницу, позвонил оттуда в редакцию, и далее
чат пошел следующим образом: редактор "Полного
джаза" читал вопросы чатлан, переводил их по
телефону Эллису, тот диктовал ответ (естественно,
по-английски), редактор переводил ответ на
русский и печатал, стараясь успеть напечатать
еще и ответы Олега Киреева. Видимо, это был самый
необычный джазовый чат в Интернете... [Олег&Mike]
Здравствуйте, друзья Это Олег Киреев Сейчас
подойдет Майк, и можно будет и ему задать вопрос
[DIZZEL] Олег, несколько лет назад Вы были в
Новокузнецке, какие остались впечатления?
[Олег&Mike] DIZZEL>Потрясающие Анатолий
Берестов сделал клуб, уникальный в масштабах
всей России Это мечта многих городских клубов, в
том числе и в Москве :-) Привет всем друзьям в
Новокузнецке
[DIZZEL] Ну а какие-нибудь особенные впечатления
осталисьот Новокузнецка, людей?
[Олег&Mike] DIZZEL>Теплота:-) Город с достаточно
суровым климатом (я был там зимой), но с горячей
отдачей публики на концерте
[db] Олег&Mike>
Олег, считаете ли Вы себя приверженцем mainstream'a?
[Олег&Mike] db>конечно И мой совет всем
музыкантам - обращать на это внимание в первую
очередь Хотя у всех дорога своя В свое время с
джаз-группой "Орлан" мы играли башкирский
фолк в джаз-роке, но без джазовой классики даже
такой стиль невозможен
[db] Олег&Mike>
Приходилось ли Вам бывать в Спб в "Квадрате"?
[Олег&Mike] db>Очень давно. В прошлом году
вместе с Александром Виницким мы выступали в
клубе JFC. Но впечатления от "Квадрата" очень
давние и очень хорошие. Лейтесу привет, если
возможно.
[Anny] Олег&Mike>мэйнстрим
и классика, насколько я понимаю - разные вещи,
разве не так?
[Олег&Mike] Anny>я имел в виду джазовую
классику Спасибо за уточнение :-)
[db] Олег&Mike> А
как насчет переосмысления классики? 8)) Ну, скажем,
"Take the A Train" by Chikago etc?
[Олег&Mike] db>гениальное - всегда гениально!
Недавно я слушал Джеймса Картера - альбом
открывается как раз "Take the A Train'ом", где он
играет, потрясающе балансируя на грани
мэйнстрима и авангарда. Советую послушать этого
музыканта
[db] Олег&Mike>
Записываю: "Джеймс " :) Я почему и спросил-то -
mainstream предполагаает определенную организацию
музыки, вплоть до формы Иногда говорят - "Так не
играют!" - имея в виду, что так не играли в
mainstream'e Джазовая классика (как и любая классика) -
это другое дело Но играть ее так, как уже тысячи
раз играли - скучно и довольно бесполезно Ну, как?
[Олег&Mike] db>даже в мэйнстриме (или в
джазовой классике) личность определяет все Много
саксофонистов играют фразы Чарли Паркера или
Майкла Брекера, но единицы становятся Гордонами,
Гарбареками и т.п.
[db] Олег&Mike>
Вот-вот, я о том же А кстати, Ваше мнение о пользе
транскрибирования? (ну, надо снимать или нет)
Много ли Вы снимали, помогло ли это Вам?
[Олег&Mike] db>конечно, это нужно! К сожалению,
сам я большой лентяй и часто изобретал велосипед
из-за того, что не делал этого.
[db] Олег&Mike>
Вдогонку: если бы Брекер играл фразами Паркера,
то он никому был бы не нужен Вообще, то, что уже
сыграно, не имеет большой ценности для
исполнителя - это уже не загадка
[Олег&Mike] db>Когда Брекер учился, я думаю, он
играл не только Паркера, но и Лестера Янга, и
играл прекрасно. Зут Симс - яркое подтверждение
ваших слов: он - точный слепок Паркера на
тенор-саксофоне. И это достаточно неинтересно.
[db] Олег&Mike>
Как сказать Если сам изобретаешь велосипед, то
можешь изобрести что-нибудь другое Обычно -
самокат ;), ну а вдруг - мотоцикл? Вообще когда надо
начинать играть свое?
[Олег&Mike] db>я абсолютно согласен - я уже
изобрел мотороллер! :-) Мне кажется, поэтому уже
есть свое...
[db] Олег&Mike>
Ага Вообще-то мне кажется, что больше имеет смысл
играть специально предназначенные для обучения
вещи: каденции там, этюды... Из живых импровизаций
брать только самые нетривиальные кусочки и
только для осмысления, а не для копирования. Если
после этого играешь связно - значит, почти свое :)))
[Олег&Mike] db>есть время
разбрасывать камни и есть время собирать камни Я
с вами согласен
[Anny] Олег&Mike>как
на Ваш взгляд, публика в таких далеких друг от
друга городах, как Москва, Уфа, Новокузнецк имеет
разный уровень джазовой "подготовленности"?
[Олег&Mike] Anny>музыка везде одна, и слушатель
всегда чутко понимает добрую энергетику,
исходящую от музыкантов. Конечно, замечательно
,если при этом музыкант высокого класса,
профессионал. Часто я в Москве могу наблюдать
такую картину, когда высокопрофессиональный
музыкант играет джаз как халтурку. Это довольно
грустно.
[Anny] Олег&Mike>спасибо
:) можно я еще раз задам этот же вопрос? :) все-таки
можно несколько слов о публике? есть, к примеру,
существенная разница в предпочтениях у
московских слушателей и слушателей в Уфе?
[Олег&Mike] Anny>я думаю, что нету. Концерты с
Майком в Уфе (которая практически впервые
слышала авангард) подтвердили, что когда
музыканты играют с большой отдачей - даже такой
специфический стиль находит отклик у слушателя.
[Андрей] Олег, кроме того диска, который ты
привозил в Новокузнецк ,записал еще что-нибудь?
[Олег&Mike] Андрей>Да. Записано два концерта
- Love Letters, изданием которого я сейчас занимаюсь, и
дуэт "Романтики Джаза" с авторской музыкой
Александра Виницкого.
[Anny] Олег&Mike>в
начале собственного музыкального пути (а может, и
сейчас) Вам хотелось быть на кого-то
"похожим"? не обязательно полностью, а хотя
бы в чем-то походить, что касается стиля
исполнения, форм?
[Олег&Mike] Anny>безусловно Не походить, но
какие-то интересные идеи в процессе слушания
трансформируютсяБывает время, когда хочется
что-то почерпнуть от Лестера Янга, бывает - от
Брекера
[Олег&Mike] Anny>Композиторские идеи давно
нравятся у Пэта Мэтини Кстати, друзья (это ко
всем), как вы относитесь к Мэтини?
[db_] Олег&Mike> А
чего, хороший холодильник ;)) Я вот его пропустил,
когда он у нас играл в "Октябрьском". А
вообще темы есть приятные.
[Олег&Mike] db>скорее рефрижиратор :-) Когда он
был в Москве в 88-м, его рекламировали как
рок-звезду. Мне очень стыдно, что многие наши
слушатели уходили с этого концерта. Я бы мечтал
поиграть с таким музыкантом. Думаю, было бы что
сказать друг другу в музыке. В 1988-м на фестивале
Jazz Jamboree в Польше в клубе "Ремонт" я играл
порядка 6 вещей с группой Майлса Дэвиса - ощущения
остались просто потрясающие, на всю жизнь.
[Anny] Олег&Mike>что
навело нас на мысль сравнить Дэвиса и Мэтини в
данном контексте?
[Олег&Mike] Anny>уровень. Гениальность есть в
любом жанре. Возьмите Стравинского и
Шостаковича.
[Anny] Олег&Mike>верно,
но тем не менее одного из них я слушать НЕ МОГУ! :)
[Олег&Mike] Anny>Кого именно ? ;-)
[Anny] Олег&Mike>да
Шостаковича же! вот не могу и все :)
[Олег&Mike] Anny>вкусы-то разные - мы говорили
об уровне мастерства, в данном случае
композиторского. Я тоже предпочитаю
Стравинского Шостаковичу.
[db_] Олег&Mike> Да
чего там - приезжайте в "Квадрат", поиграем :))
Гадко там.
[db_] Олег&Mike> А
вот, кстати - как Вы относитесь к спиртному на
концертах? Считаете ли Вы, что оно помогает
"раскрепоститься"?
[Олег&Mike] db>крайне отрицательно отношусь
Оно помогает закрепоститься
[db_] Олег&Mike> И
это ПРАВИЛЬНО!!!! Как Вы оцениваете
профессиональный уровень наших пианистов в
вопросе аккомпанимента? Не мешают ли они Вам?
[Олег&Mike] db>вопрос грамотный. Пианисты в
Москве сейчас очень высокого уровня, но проблема
в другом - в России практически нет ни одного
коллектива (исключая "Арсенал" Козлова"),
который репетирует. Отсюда: нет хороших
ансамблей (в том числе и в плане аккомпанемента).
[Андрей] Олег&Mike>Олег, всяческих удач и
просьба - не попадай больше в аварии! Пока!
[Олег&Mike] Андрей>спасибо!
[db_] Олег&Mike>А
как Вы играете без регулярных репетиций? То есть
я понимаю, как, но разве это приносит
удовлетворение? А насчет аккомпанемента - просто
у нас (по крайней мере в Питере) этому практически
не учат... Потом послушаешь - ай-люли!
[Олег&Mike] db>я бы сказал, люли, ай! Деваться
некуда. Стараешься брать музыкантов, которые
более или менее тебя понимают .
[Anny] Олег&Mike>то
есть решающим фактором оказываются налаженные
связи? :)
[Олег&Mike] Anny>ни в коем случае - только
музыка.
[Олег&Mike] К сожалению, Майк у нас все еще не
подошел - он звонил с дороги, заблудился в
московских дебрях :-))) Может, еще доберется. Пока
продолжаем беседовать так :-)
[vad] А что завтра на концерте будет?
[Олег&Mike] vad>На концерте в ЦДХ (завтра в 1830)
будет музыка Майка и стандарты.
[vad] Олег&Mike>Я был на вечере в ЦДРИ "Олег
Киреев и настоящие друзья". Очень понравилось
все и все.
[Олег&Mike] vad>Спасибо. Приходи завтра на
концерт.
[vad] Олег&Mike>А драйв будет? :-))
[Олег&Mike] vad>ЕЩЕ КАКОЙ!!!
[Олег&Mike] ВСЕМ: Майк на телефоне, до нас он
так и не доехал :-))) У кого есть вопросы -
спрашивайте, он ответит через нас.
[vad] Олег&Mike>Я слышал, у Майкла корни
российские Не поэтому ли он к нам зачастил?
[Олег&Mike] vad>Майк говорит: сначала так и
было. Но после первого приезда в 1997 г. я
познакомился с российскими музыкантами, и эти
приезды стали чем-то большим. Теперь меня больше
привлекает работа с музыкантами, чем просто
поиск корней.
[chatmaster] Друзья!
Майк, пусть через телефон, подключился к нам, так
что Олег Киреев покинет нас через некоторое
время.
[Anny] Олег&Mike>очень
жаль, есть еще много вопросов.
[db_] Олег&Mike>Майк,
студийные записи репетируются прямо в студии?
Здесь то же самое. Кстати, как Вы себя слушаете?
Что-нибудь выносите для себя из прослушивания
себя? :))
[Олег&Mike] db_>Майк говорит: если это не
фри-джаз, то я всегда репетирую заранее! И в
России это большая проблема, потому что
музыканты всегда опаздывают на репетиции и их
трудно собрать, чтобы заранее порепетировать.
Если у вас в репетруаре Giant Steps или Green Dolphin Street, все
ОК, но если вы собираетесь играть оригинальную
музыку - это проблема :-)
[Олег&Mike] db_>Майк говорит: слушать себя
очень полезно. Я записываю репетиции, даже то, как
я гаммы играю Это позволяет быть объективным к
самому себе, четко понимать, что ты можешь и чего
не можешь. Это очень практично.
[Олег&Mike] db_>продолжая о слушании себя :
Майк считает, что здесь есть только одна
опасность - если вам нравится ваша игра, вы можете
начать копировать себя, а это не очень хорошо.
Лучше уж копировать Сонни Роллинза или Майлса
Дэвиса (кстати, эти двое вообще не слушали своих
записей).
[vad] А чем , по-Майковому, наши музыканты
отличаются от их? Если есть, конечно, различия.
[Олег&Mike] vad>Майк говорит: музыка -
международный язык, так что музыканты разных
стран в принципе все говорят на одном языке.
Единственное различие связано опять-таки с
ансамблем, с ритм-секциями: большинство русских
музыкантов просто не имеют такого опыта
массивного слушания записей лучших
представителей джаза, какой имеют их коллеги в
США. Традиция ритмичной игры нова для русской
музыки (у нее не было в прошлом мощной ритмики). В
этом проблема.
[Олег&Mike] Майк говорит: Я был очень удивлен
высоким уровнем музицирования в России
Единственное, что несколько отстает - это
ритм-секции, точнее, даже не сами музыканты, а
уровень их взаимодействия между собой и с
солистами
[Anny] Олег&Mike>Майку:
а почему, собственно, Майк был удивлен
мастерством русских музыкантов?
[Олег&Mike] Anny>видимо, не ожидал :-))
[vad] Олег&Mike>Олег, я слышал, что Вы теперь
живете в Москве. Где планируете выступать или ,
может, свой клуб? Это сейчас стало модным.
[Олег&Mike] vad>Олег: Да, я живу в Москве. Так
случилось. Выступаю в различных клубах, мечтаю,
конечно, тоже иметь свой клуб -) Не из-за моды, а
из-за более систематичной организации программ и
подбора музыкантов.
[vad] Олег&Mike>А кого бы вы пригласили в ваш
клуб играть?
[Олег&Mike] vad>пригласил бы мелодистов :-)
[vad] Олег&Mike>А интересно, какова у Вас
градация российских джазовых музыкантов
Мелодисты, а дальше?
[Олег&Mike] vad>не только российских
Мелодисты и конструктивисты (те, кто играет
конструкции или заученные фразы, не внося в них
жизнь)
[Олег&Mike] vad>Теперь Майк по поводу градации
музыкантов: я не уверен, что понимаю те термины,
которыми воспользовался Олег :-) Но, если я
правильно понял про конструктивистов, то этого
действительно нужно избегать. Как Сонни Роллинз
говорил: когда импровизируешь - забудь все, что
слышал до этого. И все, что играл. Ты творишь. Чем
больше ты творишь, чем спонтаннее, тем быстрее
развиваешься.
[db_] Олег&Mike>
Mike, как Вы оцениваете систему дж образования в
России? По-моему, ее нет
[Anny] db_>зато есть
дж музыканты, и очень неплохие :))
[vad] db_>В пятницу был в Джаз-Арт клубе: 5 часов
играли студенты Осейчука. Были достойные
экземпляры :-) ИМХО
[db_] Anny> Дык,
феномен
[Олег&Mike] db_>по поводу джазового
образования в России Майк говорит: я не очень
много о нем знаю. Я был на занятиях профессора
Осейчука, и он делает свое дело хорошо Еще я
проводил мастер-классы для студентов музучилищ в
провинциальных городах, и они в массе своей были
неплохо подготовлены (хотя у них проблемы с
дыханием - у духовиков) В целом он о российском
джазовом обучении знает мало
[db_] Олег&Mike> Не
планирует ли Майк поездку в Питер? У нас духовики
тоже неправильно дышат!
[Anny] db_>это к
доктору надо :))
[db_] Anny> Ну! К
доктору Майку :))
[Олег&Mike] db_>И еще о российском джазовом
образовании говорит Майк: вообще не надо его
(образование) переоценивать Самое главное -
практика, снятие на слух и джем-сешны. Он говорит,
что ему самому два года в Беркли не дали ничего,
кроме огромной практики на джемах.
[db_] Олег&Mike>
Одно дело джемы в Беркли, а другое - в наших домах
культуры Джем приносит пользу (IMHO) если один
учится, а остальные профессионалы. Если никто
играть не умеет, то "выйдет из него не дело -
только мука!" (chatmaster> попробуй, переведи!!!)
[Олег&Mike] db_>Ну, говорит Майк, большинство
музыкантов в Америке - из маленьких городков, где
тоже не всякий - Чарли Паркер :-) Все равно, ты
просто должен искать "правильных ребят",
тех, с кем тебе играть интересно В конце концов,
переехать туда, где они есть Но совместная игра
на любом уровне обучения - важнее всего
[Олег&Mike] db_>Майк - по поводу Питера: он туда
приедет. Летом он там был, играл в JFC, сейчас
сыграл два концерта с питерским барабанщиком
Сашей Машиным (в Пензе и Уфе), ему очень нравятся
музыканты там, и он собирается там выступить. Он
будет в Питере 26-29 ноября
[db_] Олег&Mike>
Да, Машин хорош! Опять будет выступать в JFC? И,
кстати, как он оценивает Голощекина?
[Олег&Mike] db_>С Голощекиным он играл,
проехал с ним тур по "Джазовой провинции", и
ему нравится, как Голощекин играет на скрипке :-)
[db_] Олег&Mike>
Вот чего никак не могу понять (это я про скрипку)
[vad] Олег&Mike>Как Майк оценивает состояние
русской провинции: духовное и экономическое?
[chatmaster] Дорогие
друзья! Мы разговаривали почти два часа К
сожалению, музыкантам пора собираться - они
все-таки надеются порепетироватьперед
завтрашним концертом :-) Так что спасибо всем!
[Олег&Mike] Дорогие друзья! Спасибо, что были с
нами эти два часа! Извините, что Майк общался
таким необычным способом - через телефон, но он
заблудился в Москве и не доехал до редакции. До
встречи завтра в ЦДХ! |