Аркадий
Шилклопер - уникальный музыкант. Его сочная,
необычайно богатая по диапазону и тембру
валторна звучит в самых невероятных сочетаниях -
от "Поп-механики", "Аукцыона" и
"Алисы" до ансамблей с энтузиастом
"корневого" фольклора Старостиным,
фолк-джазовым пианистом Альпериным, а в
последнее время - с новоджазовым контрабасистом
Владимиром Волковым. И в то же время - о нем с
восторгом отзываются и с ним охотно играют
"традиционные" джазмены. Духовик Божьей
милостью, со второго курса Гнесинки пробившийся
в основной состав Большого театра, он вдруг
уходит на хлопотные "вольные хлеба". Почему?
Потому что "не отпускала" импровизационная
музыка... - В Большом театре говорили, что джаз -
это диагноз, и смотрели на меня не то что с
неудовольствием, а просто как на больного. Так
что рано или поздно я должен был оттуда уйти.
Правда, потом еще пять лет я проработал в
оркестре московской филармонии. Но параллельно я
уже активно играл - с "Три О", с Мишей
Альпериным, мне уже приходилось отпрашиваться у
Китаенко (главного дирижера). Я был уже настолько
увлечен импровизационной музыкой, я
почувствовал прелесть сцены, перестал бояться
ее, и мне стало нравиться принимать участие во
всяческих шоу, экспериментировать, делать всякие
дурацкие вещи. Мне надо было раскрепоститься. А
потом, в 89 году, я почувствовал, что пришло время.
Перестройка, в стране и за рубежом стали
проявлять интерес к нашему творчеству, появились
поездки, причем очень неплохо оплачиваемые по
сравнению с оркестром, и я подумал, посчитал,
взвесил, и решил, что могу обойтись уже без
оркестра. Это было очень смело по тем временам -
по своей воле уйти из московской филармонии. Так
никто не делал.
В середине девяностых Шилклопер сражал
наповал публику на концертах, подключая к своей
валторне разнообразные электронные примочки,
чьи названия греют душу скорее хэви-металлиста,
чем джазмена: дисторшн, фузз, октавный делитель,
секвенсор и прочее. Звук при этом получался
такой, что глаза лезли на лоб даже у
подготовленных слушателей, а благодаря эффектам
наложения и "кольца" возникали целые
ансамбли духовых.
В нашей беседе выяснилось, что в Гнесинке и еще
раньше, в Военно-музыкальной школе, Аркадий очень
увлекался роком, играл на гитаре и Deep Purple, и Led
Zeppelin, и Grand Funk Railroad и даже пел. Но любовь к
примочкам пошла вовсе не оттуда.
- Это появилось позднее и, в общем-то, от
бедности - от бедности музыкантского окружения.
Очень трудно найти единомышленников, и с каждым
годом это становится все сложнее и сложнее.
Практически в России остаются вообще единицы, не
говоря уж про Москву.
Существует круг людей, играющих традиционный,
американский джаз, и они научились это делать
хорошо. Но в этот круг я не особо вхожу, потому что
понимаю, что американцем я не стану, мама мне не
пела никогда колыбельную Клары из оперы "Порги
и Бесс" (т.е. знаменитую "Summertime"), и корни у
меня все-таки другие. Да и образование у меня
другое. Конечно, научиться говорить на этом языке
возможно, что я, собственно, и пытался сделать,
как 99% наших русских музыкантов. Но однажды я
все-таки понял, что как бы я хорошо ни говорил на
этом языке, все равно он мой не родной, все равно я
все свои мысли, и мечты, и сны вижу на родном
языке! Я имею в виду музыкальный язык. Но у меня
накопился какой-то материал, который одному
играть трудно. И тогда я решил попробовать что-то
сделать с электроникой. Мне помог в этом Саша
Ростоцкий. Сначала это были какие-то очень
примитивные педали - октавный делитель и
небольшая задержка. С этими двумя педалями я
начал ездить по разным международным фестивалям
валторнистов. Народ просто умирал, потому что это
всегда очень необычно и неожиданно, особенно для
"академических" людей, они вообще не
представляли, что валторна может быть такая
разноцветная. Притом что у меня практически
ничего не было!
Но я понял, что надо развиваться дальше, и
приобрел еще одну, потом еще одну, и в конце
концов у меня оказалось достаточно разных
примочек, чтобы давать сольные концерты и
сделать целый альбом ("Hornology", 1996). А сейчас я
пишу новый альбом, где примочек вообще нет -
только одна пьеса с октавой вниз. (Альбом
"Пилатус" готовится к выходу на
"Богеме" - авт.) Так что сейчас у меня период
такого "электронного затишья".
...Но зато появилась новая "примочка" -
трехметровый альпийский рог.
- Альпийский рог - довольно
странное увлечение, потому что когда я впервые
его услышал и увидел, я подумал, что это какой-то
допотопный монстр. Ну, в общем, я относился к нему
как к музею - до тех пор, пока во Франции, на
джазовом фестивале в одной церкви (на Западе это
обычное дело) не услышал швейцарский квартет
альпийских рогов. Мне безумно понравилось, я не
представлял себе, что на этих инструментах можно
так играть - ритмично и импровизационно, совсем
по-джазовому. Я попросил после концерта
попробовать поиграть и совершенно обалдел от
звучания, от ощущения, которое испытал.
Но альпийский рог - не просто увлечение, а
примета того, что Ваше движение от Большого
театра к джазу, к импровизационной музыке
продолжается - в сторону музыки народной, в
сторону того, что называется world music.
- Сейчас это как бы модно. Хотя мы, когда начали
этим заниматься, не думали, как полагают многие,
что вот, мы сейчас сделаем русскую программу и
продадим ее на Запад. На самом деле это было
внутренне оправданно, это был шаг к тем самым
истокам, о которых я уже упоминал, к тем самым
корням. Причем не важно, к каким - необязательно
русским, или молдавским, или еврейским, но вообще
к корням, и попробовать сочетать их с
импровизационной музыкой.
Это не простой путь. Многие сейчас этим
занимаются, это действительно вошло в моду,
особенно на Западе, появилась куча разных
проектов - американцы с африканцами, ирландцы с
африканцами. Сейчас практически все, кого мы
видим на джазовых фестивалях, в той или иной
степени обращаются к фольклору. Луис Клавис с
бретонскими кларнетистами. Мари Жоао с
португальским фольклором. Нгуен Ли, вьетнамский
гитарист, живущий в Париже, со своим проектом
"Вьетнамские сказки". Словом, постоянно!
В России это тоже происходило, но происходило
немножко под другим соусом. Тот же Герман
Лукьянов обращался к русскому фольклору, или
Олег Степурко. Но развитие всегда почему-то
происходило на американский лад, все
возвращалось в американский джаз. То есть была
идея посадить русское зерно в американскую
почву. Этот "мичуринский" симбиоз не помогал
многим - до тех пор, пока не появился Вагиф
Мустафа-Заде, который уже стал подходить к этому
достаточно плотно.
В советской поп-музыке это было достаточно
распространенное явление - "Ялла", Ринат
Ибрагимов, саксофонист Юлдыбаев, работавший с
башкирским фольклором...
В таком случае: Ваши нынешние фолк-проекты -
продолжение этой линии или же что-то совсем
другое?
- Не совсем так. Продолжение "этой линии",
действительно, наверно, есть, но пришел я к этому
совершенно независимо. На самом деле, слушая
тогда эти ансамбли, я не особо кайфовал. Мне этот
национальный фольклор казался спущенным сверху.
Американский джаз запрещали и всячески поощряли
что-то "исконное".
Сейчас же дело обстоит по-другому. Народная
музыка вставляется в современный контекст, и
получается это порой замечательно. Кстати, на
Западе с этим дело обстоит совсем не так хорошо.
Что происходит в современной world music? Берется
какая-нибудь, скажем, восточная или азиатская
тема, и обрабатывается - достаточно примитивно -
разными электронными эффектами.
Собственно, ведь и в классике так происходило.
Допустим, услышав "Во поле березка стояла" в
обработке Чайковского, никто, не догадается, что
это русская народная песня - кроме тех, кто ее
знает. Почему? Потому что ее развитие идет по
классическим академическим правилам. То же самое
в традиционном джазе. Берется русская тема и
развивается в соответствии с принципами джаза.
То же самое можно сделать в роке.
То есть очень мало кто подумал не о способах
обработки, а о красоте самoй мелодии, самoй темы.
Ведь она очень красивая! Это именно то, чем мы
стали заниматься с Альпериным.
... внося большой элемент шоу, перформанса -
топали, хлопали, кричали...
- А это следует из самой музыки. Мы не
придумывали заранее - давай, мол, здесь потопаем и
похлопаем. Этот "русский дух", пафос такого
вот русского мужика - грубоватого, может быть,
неотшлифованного. И наше поведение на сцене -
продолжение этого образа.
А это - джаз??? И можно ли, по Вашему мнению,
вообще сейчас делить музыку на разные жанры?
- Можно говорить об элементах, о
составных частях. В музыке Альперина можно
услышать и Стравинского, и Бартока, и джазовые
стандарты, и фольклор, причем самый разный -
молдавский, албанский, болгарский, гагаузский,
грузинский, турецкий. То есть все это есть, но так
это все инструментовано и перемешано, что
невозможно догадаться, что это вообще такое.
Чувствуется, что что-то фольклорное, а вот чтo...
Сейчас это уже и не важно. Я согласен с Мишей, мы с
ним давно уже об этом говорили, что фольклорная
музыка на самом деле - это единое целое. В
лапландской музыке можно услышать болгарские
мелодии, и какие угодно. Мир един!
А чем интересно Вам как музыканту
сотрудничество с рокерами?
- Учитывая мое увлечение роком, я даже удивляюсь,
почему я так мало участвую в рок-концертах и
записях. Такой инструмент, как валторна, может
облагородить жесткие роковые интонации.
А "Аукцыон" и "Вежливый отказ" - это
рок?
- Во всяком случае, явно не джаз. Это что-то между.
А когда между - есть предмет для разговора, это
интересно. Точно так же - я что, джазовый музыкант,
что ли?
Так вот именно это я и пытаюсь выяснить! Как Вы
себя сами определяете?
- Никак. Я просто музыкант. Музыкант, умеющий
немножко импровизировать.
На сцене Вы - заводила. А в студии? Какой тип
студийной работы с другими музыкантами приносит
Вам большее творческое удовлетворение? Когда Вам
четко говорят, что надо сделать, или же когда дают
возможность вносить что-то свое?
- И так и так. Главное для меня - результат. И еще
- я должен найти в любом ансамбле свое место. Если
я вижу, что в этом месте, на этой записи может
сыграть вместо меня кто угодно - мне это не
интересно. Но если я чувствую, что вот на этом
месте - никто другой, кроме меня, тогда о'кей, я
соглашаюсь.
Поэтому у нас долго не получалось с пианистом
Даниилом Крамером. У него такая плотная фактура,
что мне там не было места, мне негде было
вздохнуть. Я же духовик, я должен дышать. Вообще,
это большая проблема. Почему я так люблю играть с
Мишей Альпериным? Он один из немногих пианистов,
которые дышат. А есть пианисты - и джазовые, и
классики - которые не дышат, и рядом с ними просто
задыхаешься. То же самое я могу сказать и про
струнных, и про духовиков. Дыхание - необходимая
вещь для музыки.
Я же не композитор, я исполнитель, я люблю это
дело, и я не лидер, у меня нет проектов, где я делаю
все. Я играю с разными ансамблями, мне не хочется
зацикливаться на чем-то одном. Радует то, что,
Слава Богу, теперь я уже не завишу от каких-то
материальных проблем, я могу позволить себе
выбирать. Бывает, когда хорошо платят, что
приходится играть музыку не очень тебе
интересную. Но даже там я стараюсь внести что-то
свое, чтобы было видно, что это играет не просто
валторнист, а я, потому что уже есть какие-то
наработанные вещи.
Но, с другой стороны, их
тоже хочется избежать. Но это трудно, очень
трудно. Когда ты все время на сцене, ты играешь, а
сам уже думаешь: "А что ты будешь играть
завтра?", потому что на концерты приходят одни
и те же люди, и они постоянно ждут от тебя чего-то
нового. А импровизация - это, в сущности,
симуляция однажды найденного состояния. Вот ты
придумал что-то, поймал, а потом на концертах этим
спекулируешь. Это жестокие слова, но это так. Я
пытаюсь вспомнить то состояние, которое было у
меня год-два назад при рождении той или иной
пьесы и я пытаюсь это состояние в себе
искусственно возбудить. Пытаюсь войти в роль
самого себя двухгодичной давности.
Последний, совершенно традиционный вопрос: с
кем бы из живых музыкантов или музыкантов
прошлого Вам бы хотелось сыграть джем?
- Наверно, было бы неплохо попробовать поиграть
со Стравинским. Хотя это, наверно, было бы не так
просто. Когда-то я хотел сыграть с Гарбареком.
Теперь уже не хочу. Может быть еще с группой
"Yes", я ведь большой их любитель, прямо фанат,
и поиграть с "Yes" для меня было бы счастьем.
Хотя ведь, реализовать свою мечту - это шаг назад.
Какая-то большая мечта должна оставаться мечтой.
Как только ты прикасаешься к мечте, ты что-то
теряешь в этой жизни. Хорошо, когда у человека их
много, и остается, о чем мечтать, когда
реализовывается какая-то одна. Когда-то я мечтал
играть в Wienna Art Orchestra - это самый знаменитый и
самый интересный европейский оркестр. И вот я
добился, меня пригласили принимать участие в их
турне и записях. Что я, счастлив? Да нет!
Так что будем придумывать себе новую большую
мечту!
Беседовал Михаил
Визель
|