Что может быть лучше
уверенности в завтрашнем дне? Наверно только она
сама, именно ее я и увозил с детского джазового
фестиваля "Тинэйджер - Джаз - 99", который
проходил с 5 по 7 ноября в Екатеринбурге.
Уверенность эта в том, что джаз живет в России и
активно развивается, а основная кузня по
подготовке его кадров все же была и будет
провинция. Конечно, дети вырастут, и им явно
станет тесно в "родных пенатах", и
закономерно, если их потянет туда, где они смогут
утвердить себя как творческую личность. Это
нормальный процесс.
Есть одно пожелание к "старшим коллегам" (не
примите как упрек). Будет очень здорово, если
кроме призывов "старших" по приобретению
родных CD, а не пиратских, скажем, та же "Boheme
Music" или другие найдут возможность прислать в
качестве подарка детям на любой детский джаз-проект
(к сожалению их не так уж и много в стране) пяток-другой
дисков с нашими (либо с за бугорными) музыкантами,
записавшимися в их студиях. А "Jazz-квадрат"
предложит одну или две бесплатных подписки, а
издательский дом "Муравей" (или другой какой-то
издатель) даст ноты, подготовленные в его недрах.
(Не знаем, как "Квадрат" и "Муравей", а
"Богеме" мы это пожелание передадим - ред.)
Конечно, можно отмолчаться или про себя подумать
- "это ваши проблемы, у нас своих хватает". Но
здесь, на мой взгляд, чистой воды прагматизм, мы-то
ваши потенциальные потребители и воспитываем
такого же будущего потребителя. Так давайте друг
другу помогать, ведь прекрасно, когда дети с
раннего возраста будут видеть и знать, что кроме
"Blue Note", "ECM" и "Warner Bros." у нас есть
"Boheme Music" и др., а помимо "Downbeat" есть
русскоязычное издание "Jazz-квадрат" с
электронным журналом "Полный джаз". Только,
по мере возможности и желания, поддерживайте нас.
Дело-то одно делаем.
Ну а теперь по порядку о фестивале.
Фестиваль по счету четвертый, организовал его
Николай Головин, директор Екатеринбургского
Театра эстрады. Ведущий всех концертов на
фестивале - Валентин Морозов. Хочется отметить
особо то, что люди, организовавшие этот проект, не
имели цели окупить даже какую-то долю за счет
участников фестиваля, а наоборот, поддержали
участников и помогли приехать детям на такой
прекрасный форум. Тем самым вложили средства в
завтрашний день Российского джаза.
Львиную долю участников составили уральцы -
Екатеринбург, Кушва, Лесной, Серов, Каменск -Уральск,
Троицк. Поволжье представляла Самара, а
центральную часть России - Дзержинск (Нижегородской
обл.).
Основа фестиваля не имела конкурсной
направленности, что придало ему статус
демократичности и более свободной среды.
Единственный пробел - отсутствие в фойе
небольшого стенда с нотами, методической
литературой и CD с джазово-блюзовым содержанием,
что явно было бы кстати.
5 ноября.
Открыли фестиваль хозяева фестиваля, ансамбль
"Open Sound" ДМШ №11 г. Екатеринбурга, подняв
сразу планку выступления до почти предельной
точки. И это нормально, ибо суть фестиваля и
должна держаться не на количестве, а на качестве,
и чем больше его, тем лучше. Информация про "Open
Sound" мне впервые попалась в журнале "Jazz-квадрат"
(№7 1999г). Там освещался детский фестиваль
джазовой музыки "Джаз-парнас". Но одно дело -
прочитать, а другое - услышать вживую. Поразило то,
как дети держали звук, точно сохраняли
стилистические моменты, умело поддерживали
товарищей во время сольных партий, да и на сцене
не стояли толпой, а корректно отходили назад
после соло. Конечно, в этом - заслуга педагогов,
работающих с детьми, и их руководителя
Станислава Киселева.
Вторыми вышли самарцы - воспитанники клуба "Движение".
Дети и их руководитель Сергей Равин мне знакомы,
так как в январе этого года выступили у нас в
Дзержинске на фестивале "Пусть всегда будет
джаз!". Перед ребятами стояла трудная задача -
не опустить планку. И ребята справились, по
крайней мере - блекло не выглядели. Вместе с
самарцами довелось прожить три дня и поговорить
о многом. Оказалось, что городская администрация
Самары нашла возможность создать детскую
джазовую школу в городе. Выделили ставки для
педагогов, сейчас потихонечку покупают
инструменты с аппаратурой.
Я посмотрел на часы: шел второй час концерта. Мои
малыши сидели спокойно и с неподдельным
интересом смотрели на сцену. Про себя отметил -
было бы не интересно - "достали" бы сразу.
Третьим на сцену вышел вокальный квартет II курса
эстрадного отделения музучилища им. Чайковского
из Екатеринбурга (руководитель Елена Захарова).
Выступление продолжили пианисты из ДМШ №1
Каменск-Уральска, воспитанники педагога
Александра Панова. Завершили первый день дети из
екатеринбургской ДМШ №16 - ансамбль "Mezzo Jazz",
руководитель Антон Куликов. Если сравнить
выступления ДМШ №11 и ДМШ №16, друг другу они вряд
ли в чем-то уступят. Лично меня покорил своей
остротой и содержанием игры Виталий Фомин (ударные).
Хороший вокал, обаяние и безупречный английский
показали Даша Лапшинова и Светлана Чиркова.
6 ноября.
Второй день фестиваля: выпал снег, температура на
улице упала до -12. Но в театре эстрады тепло и
уютно. Первыми на сцену вышли две девочки из ДМШ
№6 Екатеринбурга Юля Шишкина и Оксана Дудкевич.
Приятно и как-то не по девичьи (?!? - ред.) сыграли
две вещи екатеринбургского гитариста и
композитора Дмитрия Довгопола. Следом за ними -
"Студия популярной музыки" г. Кушва (руководители
Раис Хадиулин и Марина Самойлова).
За кулисами между выступлениями Николай
Николаевич Головин поделился планами на будущее,
так как впереди юбилей - X фестиваль "Джаз-транзит".
На него планируется пригласить всех тех, кто
когда-то начинал свою творческую карьеру в
Екатеринбурге. А значит, спектр участников будет
достаточно широк и интересен, и это будет,
возможно, один из самых интересных джазовых
проектов России в 2000г.
Третьими выступали дзержинцы. В первый день
фестиваля юный участник фестиваля из Дзержинска
Антон Баженов сломал себе руку (худшего
представить себе я и в кошмарном сне не мог). Но
тем не менее Антон сказал однозначно: "Играть
буду", и основная его проблема была "чтоб
руку в гипсе зритель не увидел". И вот наш юный
"Jazz-Мересьев" на сцене за барабанами, его
друг Павел Беляков за ксилофоном, в
аккомпанементе Юлия Тарлаковская (фортепьяно).
Все прошло хорошо, ребята уверенно отработали,
покорив Екатеринбургского слушателя своей
юностью (Антону - 8 лет, Павлу - 9), хорошим свингом и
артистизмом, а гипса зритель так и не увидел.
После ребят выступил еще один дзержинский
исполнитель - Маша Артамонова (вокал), с не
меньшим успехом.
Завершил второй день "Джаз-квартет"
Екатеринбургского музучилища в составе: Сергей
Говоров (саксофон), Илья Макаров (ф-но), Алексей
Быков (бас) и Александр Климович (ударные). Ребята
порадовали своей энергией, профессиональными
качествами, неординарным решением вечнозеленой
"Summertime", да и звучали стильно.
7 ноября.
Мороз крепчает, днем: -18, с ветром. Появилось
свободное время, повел детей в местный зоопарк (к
сожалению, у нас такого нет). Удивляет контраст.
Мороз, а рядом экзотика - пеликаны, львы, бегемоты,
питоны с крокодилами. Дети визжат от радости. Да,
память о Екатеринбурге останется им на всю жизнь.
По одним афишам театров можно сразу сказать, как
много делается в Екатеринбурге в плане культуры,
и дети здесь (и мне не показалось) не на последнем
месте. Везде бы так.
Ну, вот и последний день. Открывает его эстрадно-
симфонический оркестр "Глория",
руководитель - Сергей Шалимов. Струнные звучали
чисто и слитно, правда, солистка Ирина Савенок (вокал)
звучала немного академично (оперная постановка
вокала), но, как мне показалось, определенный шарм
в этом был.
И вот самый приятный момент для всех юных
участников - награждение. Ни один участник не
остался без подарков, всех "обавтомобилили"
и "обмедведили", наградили грамотами.
Пожелали всем всего самого-самого и... продолжили
концерт.
На сцене "Джаз-квартет" ДМШ г. Серова.
Выступают две прекрасные пианистки Терентьева
Оля и Макеева Света. Аккомпанируют им Женя
Ильиных (гитара), Лев Солдатов (бас) и Александр
Титов (ударные).
Вне программы выступил Марат Габбасов (ф-но) из
Троицка, исполнил композиции собственного
сочинения.
И на десерт - на сцене "Open Sound", этим и
завершился фестиваль "Тинэйджер-Джаз-99".
Перед отъездом удалось поговорить с Валентином
Морозовым, от которого узнал о том, как много
делалось и делается на Урале в плане джаза, и не
последняя глава в череде этих проектов и событий
- дети. Буквально сразу после нашего отъезда
состоится джазовый абонемент. Характерно то, что
это не разовый, а планомерный ежемесячный проект,
многолетняя традиция в популяризации джаза
среди детей и подростков.
Еще раз спасибо организаторам фестиваля за уют,
заботу, внимание и - до новых встреч.
Сергей Баженов
|