"Для
критика самое сложное - оставаться честным и
открытым достаточно долгое время", сказал
автор собравшей множество наград книги
"Видения джаза" и многолетний джазовый
обозреватель влиятельной нью-йоркской газеты
Village Voice Гэри Гиддинс. "Трудно утверждать, что
то, что ты пишешь - это на самом деле то, во что ты
веришь, и что никакие посторонние вещи не оказали
на тебя при этом влияния".
Книга Гиддинса в текущем году получила три
награды: премию Национального круга книжных
критиков, премию им. Димса Тэйлора (Американского
авторское общество) и звание "Джазовая книга
года". Сам же Гиддинс был этим летом одним из
шести участников публичной дискуссии
"Джазовая критика, джазовая журналистика,
джазовая публицистика", которая состоялась в
Джазовой галерее на Манхэттене. Пятеро остальных
представляли широкий спектр изданий и массу книг
о джазе, изданных в течение последнего года.
Шэрони Эндрюс Грин - автор книги "Грант Грин:
Новое открытие забытого гения джазовой
гитары" - газетный репортер, супруга сына того
музыканта, о котором она написала книгу. Автор
книги "Рокеры, джазмены и прорицатели" Билл
Милковски (так же, как и автор этих строк) -
свободный журналист, публикующийся в основном в
периодических изданиях, посвященных музыке.
Редактор альманаха "Джазовые каденции
американской культуры" Роберт О'Милли -
профессор Колумбийского университета в
Нью-Йорке, профессиональный писатель. Вел
дискуссию Ричард Судхалтер, написавший книгу
"Потерянные аккорды. Белые музыканты и их
вклад в джаз, 1915-1945" (и только что выпустивший
еще одну книгу - "Будущий джаз") - он
профессиональный трубач, пять лет был джазовым
критиком газеты New York Post. Вне зависимости от того,
где работают участники дискуссии, все они прежде
всего согласились с тезисом, что журналистика -
дело весьма субъективное и чистая объективность
в этом деле - миф. Но каждый продемонстрировал
настолько разный подход к своей работе,
насколько различны темы их книг.
Тома Гиддинса и Судхалтера, каждый объемом
больше чем в 800 страниц - результаты глубоких
исторических исследований и того, что Судхалтер
назвал "тысячами часов прослушанной
музыки". Написанная Грин биография ее свекра,
которого она никогда не видела, начиналась с
личного любопытства и, после того, как она
проинтервьюировала десятки знавших Грина
музыкантов, превратилась, по ее выражению, в
"профессиональную манию". Милклвски отобрал
для своей книги тридцать интервью из более чем
четырех тысяч, взятых им у музыкантов с конца 70-х
гг., причем интервью эти говорят сами за себя, без
комментариев - это просто вопросы и ответы. Я
ожидал, что "Будущий джаз" будет написан в
другом жанре, но и он представляет собой подборку
интервью таких разных музыкантов, как звезды
Уинтон Марсалис и Кассандра Уилсон, менее
известный бэндлидер Лоренс "Батч" Моррис,
авангардный саксофонист Джон Зорн и участники
движения Радикальной еврейской джазовой
культуры.
Участники и их слушатели (около тридцати пяти
журналистов и критиков) особенно
сосредоточились на том, насколько близкие
отношения журналиста с теми, о ком он пишет, могу
повлиять на его оценки. И Гиддинс, и Судхалтер
говорили о том, как получали страстные письма от
покойного певца Мэла Торме с вопросами о мотивах,
которыми они руководствовались при написании
рецензий. Грин рассказала, что ее решимость
завершить работу над книгой только усилилась,
когда ее брак подошел к концу. Милковски
рассказал, что его неоднократно оскорбляли
менеджеры известных джазовых музыкантов,
которых он в своих материалах оценивал
негативно, но честно. Я сам говорил в дискуссии о
том, что необходимость баланса между личными
отношениями и профессиональными обязанностями -
это одна из основных трудностей работы
журналиста. А Роберт О'Милли процитировал то, что
можно считать лучшим рецептом. Ныне покойный
критик Мартин Уильямс, который в свое время был
консультантом Смитсонианского института, сказал
юному Роберту в ответ на просьбу о совете: "Ты
хочешь писать о джазе? Хорошо. Ну так пиши!"
Ховард Мандел,
председатель Ассоциации джазовых журналистов
|