30
октября в "Le Club" приезжали Леонид Пташка и
Арали Камински. Пианист Леонид Пташка, бывший наш
соотечественник, нынче живет в Израиле, а
работает по всему миру. Израильтянин Арали
Камински - когда-то ударник в популярной
американской группе "Manhattan Transfer" - играет с
Пташкой с первых дней их знакомства. Они часто
выступают с разными музыкантами - в каждом городе
их ждут радушные зрители и друзья, и не всегда это
одна и та же компания, чья преданность проверена
годами.
Леонид Пташка родился в Баку. Наверное, именно
поэтому в той музыке, что он сочиняет и исполняет,
так много теплых, южных кровей. Отвечая на мой
вопрос о стиле, музыкальном почерке, он и сам
отметил, что в любимых им темах какое-то
бакинское влияние обязательно есть. Ключевые
слова для тех, кто знает: "бульвар"
(достопримечательность, душа Баку) и
"атмосфера" (это и окружение, и бархатный
климат и многое другое). Сейчас не только Баку, но
и московский период жизни остались в прошлом.
Леонид Пташка выступает за команду другой
страны: он инициатор Зимнего Международного
Джазового Фестиваля в Израиле, он руководит
местными джазовыми коллективами, преподает,
занимается организацией гастролей наших
музыкантов.
Говорит Леонид Пташка:- За тот период, что я жил
в Москве, учился в Гнесинском институте у Игоря
Бриля, (потом мы с ним много играли вместе, просто
дружили), я объездил с концертами всю Европу. Ну
не было фестиваля, на котором я в то время не
выступал. Будучи молодым советским музыкантом, я
в то же время был одним из самых приглашаемых
артистов джаза. И в 85-86 годах по опросу
музыкальных критиков был признан открытием года.
Так совпало, что в это же время началась моя
зарубежная карьера. Наделал много шума, но в один
прекрасный день решил уехать. Так оно и
получилось - взял и уехал."
Вам сделали предложение, от которого Вы не
смогли отказаться?
- Я уезжал, как многие в то время уезжали. Люди
один за другим покидали страну, не зная, что и кто
их ждет на новом месте. Мог уехать и раньше - меня
приглашали в Штаты, где еще до отъезда на фирме
Mobile Fidelity я записал диск. ("The Way To Anywhere", 1988 г. -
автор)
Переехав в Израиль, Вы продолжали свою карьеру
или начинали все заново?
- Я был зрелым человеком и опытным музыкантом,
достаточно популярным здесь в России. Но Израиль
- это страна, где твои дипломы никого не
интересуют. Сядь, сыграй - там посмотрим. Через
три дня я познакомился с ним, (Леонид кивает в
сторону только что подошедшего Арали Камински),
сыграли какой-то джем-сейшн и с тех пор работаем
вместе. Уже десять лет вместе гастролируем,
записываемся. Там мы записали два альбома - "Trio
Plays Ptashka" (1996) и "Восточный ветер" (1999). Если
честно, то в России мы оказались лишь потому, что
в нашем европейском турне случилось окно. Я
хотел, чтобы мой друг, Арали, увидел Москву. 29-го у
нас был замечательный концерт в Ленинграде
(много зрителей пришло), до этого мы выступали в
Париже, а завтра улетаем в Германию."
Что Вы будете играть сегодня?
- Джаз или не джаз, я не знаю... Смотрите, если речь
идет о серьезных больших концертах на крупных
фестивалях, в больших клубах, то, конечно, я играю
свою музыку, потому что это основное. Чтобы
показать себя, свой стиль, нужно играть свою
музыку. Сегодня, наверное, придется играть
стандарты. Тем более, буду играть с музыкантами, с
которыми ни разу не делали репетицию. Кстати, в
этом, может, и есть прелесть джаза. Спонтанное
музицирование музыкантов, которые встретились
несколько минут назад.
"Несколько минут назад" в "Ле Клубе"
Леониду Пташке встретились трубач Владимир
Галактионов и контрабасист Виталий Соломонов.
Играли не только стандарты. Объявляется
авторская музыка - все приготовились слушать
нечто, написанное по израильским мотивам. Что
слышал каждый - не знаю. Мне кажется, это были те
мелодии, что много лет назад неслись со всех
бакинских углов. Другой слушатель того концерта
говорит, что ему был хорошо слышен Нью-Йорк, в
котором он никогда не был. Эта игра воображения
называется "джазовой ностальгией".
Ася Мелкумова
|