Саксофонист
Нед Ротенберг родился в 1956 году в Бостоне.
Окончил престижный колледж и консерваторию в
университетском городке Оберлин (штат Огайо),
знаменитый в среде джазменов колледж Беркли (в
70-е он еще считался школой), брал частные уроки
игры на саксофоне у Леса Скотта и джазовой
импровизации - у Джорджа Коулмэна. Хотя, по
большому счету, подверг ревизии
конвенциональную технику игры на всех своих
инструментах (саксофоны, кларнеты, флейты и
японская бамбуковая флейта сякухати), начав все с
самого начала. С 1978 года живет в Северном
Бруклине и постепенно становится такой же
знаковой фигурой нью-йоркского Downtown'а, как и Джон
Зорн. Любители более или менее "умеренного"
современного джаза должны знать имя Ротенберга
по смешанному (двое белых, двое черных)
"Квартету 29-й улицы". В этом квартете четверо
саксофонистов объединили опыт двух аналогичных
коллективов - опирающегося на истоки джаза "World
Saxophone Quartet" и экспериментально-композиторского
ROVA. В 80-е вместе Робертом Диком и Джей Д. Парраном
Ротенберг создает трио флейт New Winds, записывает
три сольных альбома без сопровождения (лишь в
отдельных случаях пользуется многоканальной
записью). Эти пластинки сразу же привлекают
внимание как саксофонистов-профессионалов, не
столько даже инструментальным новаторством,
сколько содержательностью самой музыки. за
последние полтора десятилетия Нед Ротенберг
выступал и работал вместе с такими известными
музыкантами новаторами. Как певица Шелли Хирш,
композиторы-электронщики Ричард Тейтельбаум и
Пол Дрешер, гитарист Фред Фрит, контрабасист
Джерри Хэмингуэй, исполнитель на этнических
ударных Гленн Велес. В настоящее время руководит
тремя проектами - Power Lines (камерный авангардный
джаз), Double Band (жесткий конструктивный фанк не без
аналогий с Prime Time Орнетта Коулмэна). И
акустическое трио Sync с бас-гитаристом Джеромом
Харрисом и индийским исполнителем на барабанах
табла Самиром Чаттерджи.
Для нас особенно существенно, что Нед был первым
человеком из круга The Knitting Factory, давшим концерт в
Москве (в малом зале "Горбушки") - это было
еще в эпоху перестройки в 1990-м году.
Своей мировой славой тувинская вокалистка
Саинхо Намчылак обязана, по сути дела, именно
Ротенбергу. С ней вдвоем он неоднократно
гастролировал и записал компакт-диск Amulet,
выпущенный Leo Records.
10 ноября Нед Ротенберг в пятый (!) раз приезжает в
Россию, чтобы открыть фестиваль "По ковру" в
московском центре "Дом" Моя первая
встреча с Недом была не из самых, что называется,
удачных: я предложил "Мелодии" записать
концерт в "Горбушке". Тонваген фирмы
приехал, но... записывать концерт не стали -
поскольку предложили заплатить Неду и его
музыкантам "натурой" - пластинками, причем
так, что в результате каждый из них получил бы по
20 штук.
Через несколько месяцев я побывал у Неда дома в
Нью-Йорке, и мы посмеялись над инцидентом.
Вспомнили о нем и на фестивале Tampere Jazz Happening, где
Нед выступал уже в третий раз. Правда его
барабанщик Чаттерджи оказался в Америке...
невыездным. То есть выпустить-то его бы
выпустили, но обратно могли и не впустить.
Пришлось срочно искать замену - таковая нашлась и
более,чем адекватная. Не кто-нибудь, а Бадал Рой,
известный по легендарным альбомам Махавишну
"My Goal's Beyond", трем электрическим альбомам
Майлза Дэйвиса и Prime Time Орнетта Коулмэна. После
концерта трио Sync в Тампере (где я оказался
благодаря любезности Министерства иностранных
дел Финляндии и лично пресс-атташе Посольства
этой страны в России г-эи Малмс) мы проговорили с
Недом часа полтора, поэтому вот лишь небольшие
отрывки.
Что ты (наверное, по-русски мы обращались бы
друг к другу именно так - авт.) можешь сказать по
поводу этого концерта. Не слишком ли часто Бадал
Рой смотрел в твою сторону?
- Ну, конечно, я и Джером (Харрис- гитарист,
бас-гитарист - Д.У.) - люди одного круга,
образования и воспитания, жена у него, между
прочим, белая. Хотя он, конечно, ближе к джазу,
играл с Сонни Роллинсом, Джеком деДжонеттом,
Джеем Хоггардом. Я - больше интересуюсь
сочинением музыки и новой импровизацией. Хотя
Бадал Рой значительно больше играл джаза- как
все, конечно, знают, а Самир Чаттерджи -наоборот-
знает, в первую очередь, индийскую классическую
музыку, все же Бадалу пришлось осваивать мои
композиции в спешном порядке. Европейские ноты
ни тот, ни другой, в сущности, читать не умеют - в
классической индийской музыке они вообще не
нужны. Поэтому мы и играли на концерте только то,
что записано на компакт-диске ('Port of Entry", Intuition
MUSIC & MEDIA 1998). Я послал его Бадалу, он ее послушал,
и мы раз-другой встретились в Нью-Йорке и всего
пару раз порепетировали здесь - перед концертом.
Знаешь, что сказал Пэт Метини, когда его спросили,
как стать хорошим музыкантом?
Знаю - стать членом такого коллектива, где ты
окажешься самым слабым. И осваиваться шаг за
шагом.
- Именно. С той разницей, что у нас в ансамбле,
каждый в чем-то именно тот самый слабый музыкант.
Мне надо считать индийские ритмы - тала. У
индийцев они в крови, но не все наши синкопы они
ловят на лету. Так что к высказыванию Метини я бы
еще добавил, что даже самому профессиональному
музыканту не мешает время от времени освежать
свои знания, выходя за пределы своего
профессионального опыта. Так что и из
форс-мажорной ситуации при желании можно извлечь
пользу.
А над чем ты работаешь сейчас - из того, о чем еще
не пишут в фестивальных буклетах и справочниках?
- Сочиняю камерную музыку по заказу Джона Зорна
для его фирмы Tzadik . Это будут в основном вещи для
сякухати - с кларнетом (это пока единственная
готовая вещь), с альтом...трио для пипа (китайской
лютни - Д.У.), виолончели и ударных. Вообще я
сочиняю много, но медленно. Быстро, как Пауль
Хиндемит, не могу - хорошо еще, что Зорн терпит -
вот уже два года обещанного ждет.
Хотелось бы записать Power Line; все-таки, так много
людей было задействовано...На подходе последний
диск Double band'а. Но это уже, скорее, прошлое, чем
перспектива. Ну, и, конечно, импровизационные
проекты- например, у вас в Москве с Владимиром
Волковым. Пока не знаю, как мы будем
договариваться. Хотя нет, кто-то мне сказал, что
вроде он уже начал осваивать английский. Зато в
отношении музыки, я думаю, с такого класса
профессионалом проблем быть не может. Потом -
Одесса. Там пианист...
Юрий Кузнецов?
- Да, Юрий Кузнецов. А в марте...нет, в апреле - месяц
гастролей по Штатам в дуэте с Эваном Паркером. Но
что касается небольшого ансамбля, в котором
сочетались бы и композиция и импровизация, то Sync -
пока еще главное.
Как любой творческий человек, ты, конечно, не
любишь никаких категорий, жанровых или
стилистических определений, лэйблов. Термин
"World jazz" к проекту Sync не подойдет?
- Ты прав. Не люблю никаких определений. Но
осознаю, что это - неизбежное зло, наверное, даже
необходимое. В конце концов, для того, чтобы дать
человеку представление о том, чего он не слышал,
так сказать рукоятку, за которую можно
ухватиться, приходится прибегать к разным
терминам. Хотя лично меня вполне устроило бы
деление музыки на плохую и хорошую.
Тогда New World Jazz?
- Знаешь высказывание: "писать о музыке, все
равно, что танцевать об архитектуре"? Музыка
слишком абстрактна, чтобы ее описывать словами.
Слишком уж много всего критики вкладывают в свои
определения - не то, что сами музыканты.
Надо же и нам, критикам, на что-то жить.
- Надо, наверное. Может , просто быть поконкретнее.
Я, например, про какую-то вещь могу точно сказать,
что это - джаз, а про другую, что это - точно не
джаз.
Мне показалось зато , что в каждой вещи Sync'а
слышны ее этнические корни -
болгарско-трансильванские 5/4 или 7/4, рага, блюз
"Мистериозо" Монка, который вроде бы уже и
блюз, афро, японский гагаку - эти ускоряющиеся
тремоло, как у Бартока.
- Представь себе, это Бадал Рой сам придумал. В
записи с Самиром этого нет и вообще даже соло
таблы больше просчитаны. А на концерте здесь, в
Тампере, музыканты и впрямь делали, что хотели.
Оба - кроме меня. А японское - это да! От строя
сякухати никуда не деться. Кстати, то, что ты
принял за балканский ритм, сразу выдает в тебе
русского, или человека откуда-то оттуда. В Корее,
между прочим, тоже почти все на пять или на семь. И
вообще у нас в Америке вроде меньше задумываются
над тем, что это и откуда. Впрочем, нет! Постфактум
и мы любим поговорить о том, а куда это нас,
собственно, занесло. Ну а что касается блюза, то с
музыкой Монка всегда так: что бы с ней не делали ,
а от его личности (intelligence) все равно никуда не
деться.
Наверняка я не спросил тебя о чем-то, о чем тебе
хотелось бы сказать. Скажи сейчас.
- Так сразу в голову ничего не приходит. В любом
случае, я рад, что мы говорим о том, о чем говорим.
А то обычно интервью сводятся все к тем же
определениям - как называть то, что вы делаете, и
т.д. и т.п. Или того хуже- начинают переходить на
личности. Слухи, сплетни, а о самом существенном
забывают.
Вот и повод об этом вспомнить.
- Пожалуй, вот что. На концертах я замечаю, что
публика воспринимает все так, как надо, а
компакт-диск трио Sync расходится еле-еле. Думаю,
дело как раз все в тех же определениях - никто не
знает, с чем это едят. Если бы ты спросил меня, как
я оцениваю наше выступление, я бы сказал, что с
этим составом мы пока не добились...как бы это
поточнее сказать...
Совершенства?
- Нет, не совершенства. Внутренней свободы. Той,
которую я должен найти в себе, когда сочиняю - ту
же камерную музыку для Tzadik'овского альбома.
Дмитрий Ухов
(специально для "Полного джаза")
|