Выпуск #40 |
Михаил Грин: "Мне
нравится качество, а не жанр" |
|
Я рад,
коллега, поздравить тебя и клуб "Birdland" с
надвигающимся двухлетием и хотел бы уточнить
дату рождения.
- Случилось это 7 ноября. Так уж вышло...
К Революции это имеет отношение?
- Надеюсь, что нет. Если только к небольшой
революции в московском джазе. Хотя, это скорее
небольшой мятеж.
Какие же цели ставились организаторами мятежа?
- Ты же знаешь, что у нас сейчас на 10-миллионный
город насчитывается три с половиной клуба. А до
этого не было ни нас, ни "Ле Клуба", и
регулярно функционировал только "Джаз-арт
клуб". Честно говоря, я решил уйти от того
формата, который уже был у Алика Эйдельмана
(владельца "Джаз-арт клуба" - ред.). Причин
много, но главное, что он меня не очень
удовлетворял. Поэтому мы вместе с Алексом
Ростоцким (музыкальный директор "Birdland'а" -
ред.) решили сделать ставку на джазовую элиту и на
самую перспективную молодежь.
В чем ты видишь особенность клуба Александра
Эйдельмана и в чем должна была быть разница?
- Он делает благое дело, дает возможность
молодежи, которая только начинает постигать азы
джаза, найти место для совместного
музицирования, иногда поиграть и с маститыми
музыкантами. Но, так как у нас клуб маленький, он
сразу был ориентирован именно на выступления той
самой элиты. У этих музыкантов тоже должна быть
возможность играть. По той же причине вход в клуб
оказался не дешевым, а это означает, что
посетители должны были получить музыку высокого
класса, а не студентов-музыкантов.
На какую публику была сделана ставка? Ведь
обычные любители джаза - народ небогатый.
- Мы рассчитывали, что среди московской
интеллигенции найдется 30 зажиточных человек,
способных заплатить за вход 150 руб. Входная плата
должна была окупать музыкантов, чтобы это не
висело на ресторанном бюджете. И мне удалось
выстроить эту политику так, что уже второй год мы,
практически, работаем беспроигрышно и платим
музыкантам зарплату за счет входа. Удалось
набрать такой контингент публики, которой это
нравится и которая может платить.
И что же за люди ходят к вам, наверное, есть
постоянные посетители?
- У нас есть система клубных карточек, есть
обратная связь. Люди очень приличные. Есть
банковские служащие, не те, у которых пальцы
врастопырку, а нормальные люди, которые с
удовольствием приходят в пятницу отдохнуть,
послушать хороший джаз. Затем есть руководители
компаний, высокого уровня менеджеры, есть люди,
работающие в сфере электроакустической
аппаратуры. Нельзя в таком огромном городе
рассчитывать только на людей, которые не могут
заплатить за вход. Да и я не могу позволить себе
заплатить очень мало выдающимся музыкантам, а
ведь ряд выступающих в нашем клубе именно таковы.
В результате и музыканты у нас не разбегаются и
публика ходит, так что баланс соблюден.
Какими критериями определяется элита джазовых
музыкантов, выступающих в клубе?
- Абсолютно точно могу ответить, что это наш
вкус с Ростоцким. А как еще можно определять?
Конечно, это не с потолка взятые вкусовые
критерии. Конечно, это музыканты, имеющие
авторитет, и нам нравится, как они играют. И сам
Ростоцкий очень творческий человек. Ведь многие
программы зародились в нашем клубе. Например,
знаменитое "Супертрио" появилось в клубе,
даже название ему дал я. А известный теперь диск
вырос из программ, которые играли в клубе
Владимир Данилин, Алексей Кузнецов, Алекс
Ростоцкий. Затем программа Феликса Лахути
появилась в клубе, программа Виталия Головнева
памяти Клиффорда Брауна тоже звучала именно в
клубе. Были уникальные программы Шилклопера с
Ростоцким, которые больше нигде не звучали. Мы
хотим, чтобы у нас была оригинальная музыка.
Может быть она недостаточно новая с точки зрения
некоторых критиков, но она нас устраивает.
Как исторически складывались твои собственные
вкусы в джазе?
- Как ни странно, я прошел самые разные стадии, и в
60-е годы очень интересовался фри-джазом. Был
такой период, когда я считал, что вообще ничего
кроме этого слушать не надо, кроме Альберта
Айлера, Колтрейна самого крутого, Дона Черри и
т.д. Я слушал джаз-рок, фьюжн. Но потом я, как любой,
наверное, нормальный человек, придя к своему
50-летию, понял, что мне самому нравится на
сегодняшний момент. Как бы переболел всеми
болезнями. Мне интересен мейнстрим. Но вообще, я
тебе должен сказать, мне нравится качество, а не
жанр. Мне важно, как играют. Как и в кино - мне не
интересно про что, важно, как это снято.
А как ты сам пришел в джаз?
- Это было очень интересно. Как все мальчишки в 15
лет, я увлекался Элвисом Пресли, но одновременно
я начал слушать Армстронга, это стандартно, но
вот сразу за ним я перешел к Брубеку. Тогда
появились лучшие его диски. Это было начало 60-х
годов. А первый мой джазовый клуб - это кафе
"Молодежное" в первый день его открытия. Это
был 61 год, когда там выбили двери, и я это все
лично помню. И мой приятель, уже, к сожалению,
покинувший этот мир Валерий Буланов, оказывал
мне покровительство, ввел меня в джазовую
тусовку, а я ему записывал разные диски, которые
тогда уже начал коллекционировать. Постепенно у
меня образовалась солидная коллекция, и, когда я
поступил в институт и стал заниматься обменами
дисков, познакомился с элитой джазовых
коллекционеров.
За время существования клуба сложилось
устойчивое ядро выступающих музыкантов. Вы
собираетесь и дальше его эксплуатировать, или
что-то будет меняться?
- Как раз самое интересное заключается в том,
что сразу после юбилея, начиная с 16 ноября, мы
переходим на 5-дневный режим работы. Джаз будет
звучать со вторника по субботу. У нас будет три
концертных дня и два камерных. Причем на камерные
вечера входные билеты продаваться не будут (то
есть вход будет свободный - ред.). Играть будут
Лева Кушнир, Леша Беккер, будут дуэты. А музыканты
будут оплачиваться за счет заведения. А третий
концертный день в субботу будет отдан вокалу,
который так жаждет публика. Ростоцкий в этот день
уже занят не будет. Будут и другие новые
программы. В ближайшее время приезжает наш
приятель Майк Эллис, будет выступать с разными
музыкантами, да и молодежь готовит новые
программы. Клуб готов прогрессировать.
Это вызывает оптимизм, тем более, если
творчество сопровождается материальным
достатком. Так что я желаю тебе, Алексу
Ростоцкому и клубу "Земля птиц" процветания
на улице с многозначительным названием Щипок, и...
встретимся в пятницу!
Беседовал Михаил Митропольский
|
|
На первую
страницу номера |
|