|
Выпуск #40 (50) - 3 ноября 1999
г. |
|
|
Слово
к читателям |
Иногда всякая охота к
философствованию на темы малочисленности
джазового сообщества, экзистенциальности
джазового существования и прочих "свинцовых
мерзостей дикой русской жизни" (М.Горький, не
подумайте на нас) отпадает, и остается чистой
воды желание быть "просто слушателем". И
ведь что интересно - честно начинаешь пытаться.
Иногда получается. Иногда - хуже, потому что,
слушая долгое время музыку
"профессиональным" (более или менее) ухом,
отучиваешься (или kak eto budet po-russki?) воспринимать ее
со стороны. Ухо привычно отмечает, что контрабас
прописан размыто, без выраженной атаки, что
"дерево" и "пальцы" у него звучат
несбалансированно, что трубач смазывает верхние
ноты или, наоборот, играет их очень чисто, что
саксофонист в скоростных эпизодах "ходит по
соседям" или, наоборот... В общем, выясняется,
что профессиональный подход к слушанию музыки
здорово мешает слушать собственно музыку! Больше
того, восстановить прежний подход оказывается
далеко не так просто; еще больше - если и удается
восстановить подобие ощущений от него, сам он
назад уже никогда не вернется, потому что... Ну да,
такова плата за другие удовольствия -
разбираться в чем-то (пусть и весьма
поверхностно), "вариться" в некоем
сообществе, страшно далеком от народа и
малочисленностью своей напоминающем профсоюз
трубочистов, ходить на концерты не просто с целью
получить некое удовольствие от прослушивания
музыки, но еще и по обязанности, чтобы потом
написать, проинформировать, прорекламировать,
привлечь новую аудиторию, старой же не дать
остыть... Искупают ли все эти удовольствия потерю
чистого, цельного восприятия музыки - восприятия,
грубо говоря, потребительского? Трудно сказать.
Плохо ли приобрести "профессиональное"
восприятие взамен "потребительского"? С
одной стороны, вроде "профессиональное"
чем-то лучше (престижней, что ли, как финский
холодильник по сравнению с саратовским?), а с
другой - радости-то меньше. И вот уже музыку
иногда и вообще не хочется слушать... Но это,
конечно, клинический, крайний вариант. Природа не
терпит пустоты, и по прошествии некоторого (как
правило - не слишком большого) времени ее, музыку
то бишь, хочется слушать снова, и даже
удовольствие появляется, а потом и усиливается -
за счет того, что ты не просто безотчетное
удовольствие испытываешь, а можешь объяснить,
что вот этот драйвовый унисонный ход баса и
саксофона у тебя вызвал прилив энергии, а вот эту
дорожку ты не станешь слушать во второй раз -
мысли изложены любопытные, но нагромождение
сложных кластерных аккордов вызывает слегка
депрессивное состояние... О, гармония знания и
чувства, о горние выси духа! Недостижимые
состояния. Так и качаешься, как герой пресловутой
"сублимационной" песенки в исполнении
Лещенко (который Лев, а не Петр). Хотел бы в рай, да
грехи не дают. Что ж, такова плата за честь
принадлежать к профессии, в международную
ассоциацию по которой входят едва ли три сотни
человек. Хочешь быть джазовым журналистом - не
жалуйся. Мы и не будем больше. |
|
|
Как это было
в Москве |
28
октября в Центре искусств Центрального Дома
художника (так теперь называется "Столица")
прошла презентация нового альбома "Пьеро"
проекта "Второе приближение" пианиста
Андрея Разина, устроенная выпустившей альбом
компанией "Богема Мьюзик". Хотя публики было
неожиданно немного (учитывая, сколько хороших
слов посетители сервера "Джаз в России"
говорят о "Втором приближении" в форуме
"Разговоры о джазе", можно было ожидать
более массовой аудитории), атмосфера получилась
взаимно заинтересованной. Публика с интересом
слушала материал, вошедший в альбом и
исполненный "Приближением" живьем, ну. а
участники проекта с увлечением этот материал
представляли. Неожиданно забавным получился
эпизод "разговорного жанра", дуэтом
исполненный ведущим концерта Михаилом
Митропольским и валторнистом Аркадием
Шилклопером. Дело тут в том, что Аркадий,
принимавший участие в записи альбома как special guest,
не мог играть в концерте - наутро он улетал в
Австрию для участия в европейском турне
"Венского художественного оркестра", и все
его инструменты были уже упакованы. Но неучастие
музыкальное он компенсировал прочувствованной
речью. Судя по тому, что и на своих концертах
Аркадий все больше и все интереснее говорит, в
качестве следующей ступени его творческого
развития следует, видимо, ожидать появления его
авторской радиопрограммы или выступлений с
концертами жанра spoken word а-ля рокер Генри Роллинз
(который читает вслух свои автобиографические
книжки и собирает по всему миру куда более
широкую публику, чем его, с позволения сказать,
музыкальные шоу).
Так или иначе, а "Пьеро", альбом весьма
интересный и многоплановый (мы уже рецензировали
его в #34-99 ), был презентован и
теперь может заслуженно считаться фактом
российской джазовой жизни.Сегодня мы пробуем
новую для нас форму материала - фоторепортаж.
Ради него мы даже отложили на следующий номер
"просто" репортажи...>>>>
Еще одна новость, имеющая мало отношения к
собственно джазовому процессу, но достаточно
значимая для него. Правление Ассоциации
звукорежиссеров России объявило о ликвидации
своей организации. О деятельности ассоциации
давно ничего не слышно. Среди действующих
звукорежиссеров членов этой Ассоциации -
двое-трое. Остальные либо никогда и не собирались
в нее вступать, либо принципиально отказались от
этого.
В чем же дело? Почему нужное, казалось бы, дело
консолидации специалистов пришло к такому
печальному концу? Специалисты говорят об этом
так: когда внятной концепции деятельности нет, а
организация создается по чисто амбициозным
причинам, из желания стать "более главными",
и, разделившись на "рядовых" и
"начальников", представительствовать "от
лица общественности" - тогда широкие круги
профессионалов игнорируют ее. Как утверждают
специалисты, звукорежиссеры не понимали - а зачем
им нужна эта ассоциация, что она может, и зачем в
нее вступать? Что это им даст в повседневной
практической деятельности, в плане творческого
роста, карьеры, повышения квалификации, защиты
профессиональных интересов? Очевидно, что АЗР не
смогла выполнить ни одну из этих задач.
Значит ли это, что объединение не нужно? Время
покажет... Но ясно одно - привлечь людей можно
только тогда, когда они ясно понимают, что это
нужно именно им, а не "дяде".
От редакции: а вот джазовые люди после
безвременной смерти Советской джазовой
федерации так никакой организации и не создали...
И восемь лет уже живут без всякой орагнизации... |
|
|
Говорите,
вас слушают |
Одному из немногочисленных
джазовых клубов Москвы, клубу "Birdland",
исполняется два года. Для московского джазового
клуба (учитывая вообще всю печальную историю
самого явления московских джазовых клубов) - это
пора глубокой зрелости, так что двухлетие
названо юбилеем. По случаю этого юбилея наш
обозреватель Михаил Митропольский беседует с
главным организатором клуба-юбиляра Михаилом
Грином...>>>> |
|
|
Москва - это вам
еще не все |
Наш читатель из
Санкт-Петербурга Владимир Иориш сообщает: в
северной столице начала работу новая
радиостанция под названием "Эрмитаж" (90.1 FM).
Пока она передает джаз, только джаз и ничего,
кроме джаза, нон-стопом с десяти утра до десяти
вечера. Вот бы связаться с этой радиостанцией!
Вероятнее всего, при умелом подходе к делу
небольшая, но преданная и целеустремленная
джазовая аудитория могла бы стать золотым дном
для такой станции - известно, что в радиобизнесе
покрывать малые, но высококачественные и
сплоченные сегменты аудитории почти столь же
прибыльно, как окучивать глупой попсой миллионы
промытых мозгов. Хорошо бы, чтобы многообещающее
начало получило столь же хорошее продолжение. |
|
|
Что намечается:
московские анонсы |
Очередные российские
гастроли американского джазового саксофониста
Майка Эллиса пройдут 10-30 ноября. Майк, уже трижды
посещавший Россию и все теснее вживающийся в
российскую джазовую жизнь, посетит ряд
российских городов, выступит в Москве и запишет в
Москве альбом с российскими музыкантами. С
уфимским саксофонистом Олегом Киреевым, с
которым он успешно выступал в Москве летом этого
года, Майк выступит в Пензе (13 ноября), Уфе (14
ноября), московском клубе "Birdland" (19 ноября) и
Центре искусств "Столица" в ЦДХ (23 ноября) .
Кроме того, 17-18 ноября он будет выступать в Курске
и, возможно, Белгороде (пока подтвержден только
концерт в Курской филармонии 18 ноября) вместе с
ансамблем курского пианиста Леонида Винцкевича,
21 ноября выступит в зале Музея музыкальной
культуры им. Глинки в Москве вместе с проектом
"Второе приближение" пианиста Андрея
Разина, будет участвовать в фестивале
"Сине-фантом" в клубе "Дом" 24 ноября.
Планируется и еще ряд концертов.
Настоящая фамилия саксофониста, композитора и
аранжировщика Майка Эллиса - Мордвинофф: его
отец, художник Николас Мордвинофф, происходил из
Санкт-Петербурга. Мать Майка (он использует ее
девичью фамилию Эллис как свое сценическое имя) -
шотландка, а сам он родился в Нью-Йорке.
Музыкальное образование он получил в
прославленных джазовых учебных заведениях -
колледже Беркли (Бостон) и университете Новой
школы (Нью-Йорк). В начале 80-х Майк в Нью-Йорке и
Париже играл с такими гигантами современного
экспериментального джаза, как Алан Силва и Стив
Лэйси. В середине 80-х музыкант поселился в Токио
(Япония), где работал с ведущими японскими
джазовыми музыкантами (Мотохико Хино, Нобиёси
Ино, Итару Оки и др.) и живущими в Токио
американскими джазменами (Барри Уэджл, Тодд
Гарфинкл). В эти же годы Майк руководит проектом в
стиле world jazz под названием M.E.T.A., где с ним
работает саксофонист Том Александер и японские
музыканты. Проект выпускает в Японии два CD и
выступает в лучших джазовых клубах этой страны.
В начале 90-х Майк Эллис переселяется в
Париж, где основывает группу ART SOUND ORCHESTRA с
камерунским барабанщиком Брисом Васси. Этот
проект еще сильнее ориентирован на world jazz с
использованием этнических ритмов всего мира.
В 1998 г. Майк возвращается на родину - в Нью-Йорк. Он
постоянно работает в ансамбле Spirit Of Life,
еженедельно выступающем в знаменитом джазовом
клубе Sweet Basil, пишет музыку для кино и театра.
С 1997 г. Майк Эллис ежегодно приезжает на родину
предков - в Россию. Хотя он не говорит по-русски,
он активно ищет корни своей семьи, совмещая это с
активными выступлениями с российскими
джазменами. В свой последний приезд (май-июль 1999)
он выступил на фестивалях "Альтернатива" и
"Джазовая провинция", дал концерты в 11
городах (Москва, Петербург, Калуга, Орел, Брянск,
Курск, Липецк, Тамбов, Волгоград, Саратов, Пенза),
сделал множество записей с российскими
музыкантами (от Сергея Летова и проекта Андрея
Разина "Второе приближение" до Андрея
Кондакова и Леонида Винцкевича). Особенно тесная
дружба у него завязалась с уфимским
саксофонистом Олегом Киреевым.
Майк - чрезвычайно
разносторонний музыкант. Он владеет всем
спектром саксофонов - басом, баритоном, тенором,
альтом, сопрано и сопранино (на концертах он
использует в основном сопрано, сопранино и
баритон), а кроме того - барабанами и губной
гармоникой, на которой виртуозно импровизирует в
блюзовом стиле. Невероятно подвижный и заводной
на сцене, он легко увлекает любую аудиторию,
переключаясь между любыми джазовыми стилями от
авангарда до традиции.
Самый крупный концерт Майка в Москве состоится в
Центре искусств ЦДХ 23 ноября. Он будет играть в
сопровождении Олега Киреева (саксофоны), Льва
Кушнира (фортепиано), Алекса Ростоцкого
(бас-гитара) и Эдуарда Зизака (барабаны).
На сервере "Джаз в России" планируется чат с
Олегом Киреевым и Майком Эллисом (ориентировочно
22 ноября).В
клубе-центре "Дом" - очередное
своеобразнейшее мероприятие - ориентальный
фестиваль "По ковру". За его полным
расписанием отсылаем вас к клубной странице,
здесь же хотелось бы обратить особое внимание
читателей на новоджазовую составляющую этого
мероприятия. 10 ноября его откроет нью-йоркский
авангардный саксофонист Нед Ротенберг,
который будет играть дуэтом с
санкт-петербургским контрабасистом Владимиром
Волковым. 14 ноября фестиваль завершают
уникальный крымский гитарист Энвер Измайлов и
японский авангардный гитарист и DJ Отомо Йосихидэ.
В течение фестиваля будет и еще один
новоджазовый участник - шведско-израильский
экстремист саксофона Дрор Файлер. |
|
|
Чтение |
На сайте журнала "Новый
мир" ответственный секретарь журнала,
писатель и прозаик Михаил Бутов уже несколько
месяцев составляет "Антологию
джазовой поэзии". Михаил Бутов - большой
энтузиаст джаза, на Христианском
церковно-общественном канале ведет авторскую
программу "Джазовый лексикон" (понедельник,
19:05). В "Антологии" уже собраны десятки
произведений - как известных и даже известнейших
поэтов (например, Иосифа Бродского), так и совсем
неизвестных авторов, и даже стихи, написанные
самими музыкантами (например, Германом
Лукьяновым или Андреем Товмасяном). Мы же сегодня
публикуем стихи человека, с именем которого
связано само появление джаза в России - того
самого Валентина Парнаха, который устроил первый
в нашей стране джазовый концерт в октябре 1922 г.
Подробнее о Валентине Парнахе расскажет сам
составитель Антологии...>>>> |
|
|
А в это время
за бугром... |
1
ноября в нью-йоркском Линкольн-центре состоялось
вручение ежегодных Премий Линкольн-центра.
Церемония, проводящаяся в четвертый раз, в этом
году (году 100-летия Дюка Эллингтона) называлась,
по знаменитой фразе Дюка, "Love You Madly".
Джазовый оркестр Линкольн-центра под
управлением трубача Уинтона Марсалиса исполнял
популярные песни Эллингтона - точнее,
аккомпанировал вокалистам, два из которых - Милт
Грэйсон и Джоя Шеррил - пели в оркестре
Эллингтона, третьим де был Бобби Макферрин.
Концерт вел известный журналист телекомпании CBS,
член правления джазовой программы
Линкольн-центра Эд Брэдли. Премия была
присуждена 79-летнему пианисту и композитору
Джону Луису (в прошлом - лидер легендарного
"Модерн джаз-квартета") - в категории "За
художественное превосходство", филантропу
Ирен Даймонд в категории "За лидерство" и
легендарному импресарио Норману Грэнцу в
главной категории "За вклад в течение всей
жизни". В минувшие годы лауреатами были
Лайонел Хэмптон, Оскар Питерсон, Бенни Картер.
За Нормана Грэнца, которому сейчас 81
год и который живет в Швейцарии, награду получал
пианист Оскар Питерсон, которому участие в
концертной программе Грэнца "Джаз в
филармонии" принесло известность еще в конце
40-х. Помимо "Джаза в филармонии",
передвижного фестиваля, который позволил джазу
выбраться из прокуренных ночных клубов в большие
концертные залы, Грэнц причастен к созданию двух
известных джазовых фирм грамзаписи - Verve (156) и Pablo
(1973). Он продюсировал множество известнейших
джазовых альбомов. Последняя запись им была
сделана в 1989 г., последний концерт устроен
примерно тогда же, и с тех пор он живет в
Швейцарии безвыездно. Фирму Pablo он продал
компании Fantasy, которая с тех пор переиздала на CD
практически все релизы Грэнца.
В своей речи на церемонии Питерсон, впрочем,
сконцентрировался не на этих общеизвестных
заслугах Грэнца, а на том, что он "непреклонно
стремился сломать отвратительную, унизительную
расовую сегрегацию, с которой приходилось иметь
дело в южных штатах США". Питерсон сказал: "Я
помню, как он ругался с шерифом в Хьюстоне,
отстаивая право Эллы Фицджералд ехать в такси
для белых. Я помню, как он своей волей утверждал
право черных и белых сидеть в одном зале, сломав
систему раздельных концертов - в восемь для одних
и в двенадцать для других"...Кабельный
телевизионный канал BET On Jazz - единственный в США
круглосуточный джазовый телеканал - объявил о
своих планах на новый сезон. В ближайшее время в
программной сетке канала появятся больше дюжины
новых программ. Например, "Коллекция
Синатры" - серия классических концертов Фрэнка
Синатры с участием гостей (Эллы Фицджералд, Дина
Мартина и др.). Большой успех предрекают
программе о компьютерах "Будущая волна",
вести которую будет пианист Хэрби Хэнкок,
большой энтузиаст мультимедийных технологий.
Еще одна новинка - серия часовых обучающих
программ "Jazz ED" (дословно - что-то вроде
"Джаз-урок"), которые будут производиться в
сотрудничестве с Институтом джаза им. Телониуса
Монка. Вице-президент канала Пакстон Бэйкер
говорит: "наша цель - предлагать творчески
интересные, информативные и развлекающие
программы, которые бы не только развлекали
любителей этой музыки, но и служили бы даже и
образовательным целям". Канал в новом
телевизионном сезоне поменяет свое визуальное
воплощение. "Комбинация новых эксклюзивных
съемок и архивных записей - вот что мы хотим
предложить зрителям", - продолжает Бэйкер. -
"Новый внешний вид и цели канала должны
расширить нашу аудиторию". Ну, дай вам Бог, м-р
Бэйкер. Кстати, по спутниковым каналам в России
также возможен прием BET on Jazz. Подробнее с
деятельностью джазового телевидения можно
ознакомиться на специальном разделе сервера Back Entertainment
Television.
24 ноября знаменитый нью-йоркский клуб Blue Note
будет праздновать свой 18-й день рождения. В этот
вечер в клубе выступит пианист Маккой Тайнер со
специальным гостем - тенор-саксофонистом Чико
Фрименом. По традиции, в день рождения клуба
артисты играют только один сет, после чего
начинается "Звездный джем" с участием
приглашенных музыкантов. В прошлый раз среди них
были Джордж Бенсон, Ал Грей, ныне покойный Милт
Джексон, Чак Манджионе, Элвин Джонс, Маккой
Тайнер, Эбби Линкольн и Макс Роуч; кто придет
отметить день рождения клуба на этот раз - должно
стать сюрпризом для посетителей. |
|
|
|
Если у вас есть друзья, которых
может заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
|