Сентябрь
Несмотря на то, что финансовая
катастрофа повергла все планы джазового отдела
Новосибирской филармонии (концерты Валерия
Пономарева с саксофонистом Брайаном Лили и
вокалисткой Джэйн Паркер, саксофониста Кена
Пепловски, квартета Брэнфорда Марсалиса и
Николая Левиновского с оркестром Новосибирской
филармонии п/у Владимира Толкачева пришлось
отменить на неопределенный срок), открытие
нового джазового сезона в Новосибирске
состоялось, по традиции, в середине сентября. На
этот разсезон открылся дебютом - дебютировал
Новый Акустический Проект Петра Ржаницына. Один
из самых известных бас-гитаристов Новосибирска,
много лет проработавший в оркестре Виктора
Бударина, затем более известный как музыкальный
руководитель и вокалист Сибирского Дикси-бэнда,
а также по работам с Тэдом Керсоном и Анатолием
Герасимовым (зафиксировано на двух собственных
CD) - сейчас уже год работает с молодыми
музыкантами. В ансамбле - две акустических гитары
( Алексей Соколкин и Михаил Савинов), гобой (Алексей
Шестаков), два перкуссиониста (Алексей Ржаницын и
Михаил Беляев). Сам лидер играл на электробасу, и
каждую пьесу предвосхищали его собственные
стихи. По стилю и эстетической направленности
эта музыка больше напоминала работы группы "Орегон",
хотя вся исполняемая музыка была сочинена
лидером и музыкантами ансамбля.
18-19 сентября новокузнецкий джаз-клуб
"Геликон" в лице его директора Анатолия
Берестова провел беспрецедентную акцию с
заманчивым названием "Великая Сибирская
Ассамблея современного искусства". Это было
грандиозное перформанс-музыкальное шоу, в
котором приняли участие сибирские коллективы
различной жанровой ориентации. Первый концерт
прошел на открытом воздухе в стенах старинной
крепости (острог, основанный русскими казаками в
1617 г., вокруг которого и возник город). Концерт
начался с ритуала, проведенного самым уважаемым
шаманом Аухатом (из маленького племени кетов), и
потом вылился в драматическо-музыкальную
симфонию, в которой пели и играли народные
ансамбли Сибири, оперный певец с вокализами
Арнольда Шенберга, тот же шаман со своим сыном,
скоморохи, волынщики и группа боди-арта. Все это
действие шло под аккомпанемент Ансамбля
Ассамблеи, под руководством самого Анатолия
Берестова (рояль), вместе с Сергеем Пронем (труба,
флюгельгорн), Дмитрием Аверченковым (контрабас),
Сергем Беличенко (барабаны) и великолепным трио
пластической импровизации Александра Гиршона из
Ярославля. Очарованные необычным зрелищем
жители и старожилы города активно
приветствовали этот удавшийся эксперимент. На
следующий день все действие перенеслось в
помещение джаз- клуба, где открылась выставка
кузбасских модернистов, выступил
филармонический квартет с редко звучащей
музыкой Шнитке и Мосолова, новосибирские пианист
Лазарь Александровский с миниатюрами Веберна и
Штокгаузена и ансамбль старинной музыки "Ursula
Magica", а также вышеупомянутый квартет Ассамблеи
и пластическое импровизационное трио. "Создание
этакого сиюминутного гармонического
образования, объединенного общей философской
идеей - вот что руководствовало нами, - говорит
Анатолий Берестов. - Причем это творческое
самовыражение неизбежно должно быть
созидательным. Мы пытаемся соединить фольклор
русский, шорский (сибирский), с модой, балетом,
оперным пением, с джазом наконец, как
квинтэссенцией международного фольклора. При
этом многообразии жанров действие должно быть
законченным по форме".
В новосибирском ДК "Кобра" (сокращенно
от клуба Октябрьской революции), где базируются
оркестр Владимира Толкачева и Дикси Бэнд Бориса
Балахнина, прошло первое представление Вокально-драматической
школы-студии "Фьюжн". Студия эта была
задумана и основана самой состоявшейся
вокалисткой за Уралом Натальей Соболевой как
неформальная школа для одаренных детей, склонных
к современному музицированию. Кстати, это уже
второе специализированное детское джазовое
педагогическое учреждение в Новосибирске.
Студия "Импро" Елены Суторминой с
аналогичными задачами успешно работает уже 8 лет.
В студии "Фьюжн" профессиональные актеры,
режиссеры и вокалисты учат детей музыке, основам
джазовой теории и техники, сценическому движению,
импровизации, английскому языку и другим навыкам
современного синкопированного искусства.
Ансамбль и хор (25 человек) с со- листами, от 10 до 17
лет, и сама Наталья Соболева исполняли известные
джазовые хиты под аккомпонемент музыкантов
старшего поколения (Владимир Лобанов - труба,
Владимир Тимофеев - саксофон, Игорь Дмитриев -
рояль, Дмитрий Аверченков - к/бас, Сергей
Беличенко - ударные). Дебют школы-студии имел
большой общественный резонанс, и следующее шоу
на музыку Стиви Уондера организаторы планируют
провести в ноябре.
Октябрь
Сибирское отделение института "Открытое
общество" вновь оказало неоценимую помощь в
организации джазовой жизни. Помимо планируемого
с участием Фонда Сороса громадного фестиваля
памяти Дюка Эллинтона (которому 29 апреля 1999 г.,
исполнилось бы 100 лет) и Второго Всесибрского
биеннале "Морозный блюз", директор джазовых
программ Сергей Беличенко был откомандирован на
III международный фестиваль памяти Сергея
Курехина в Санкт-Петербург. Все свои выступления
за Уралом в период новоджазовой активности
Сергей Курехин проводил с участием Сергея
Беличенко, с которым они были очень дружны. Их
неформальное творческое обьединение "Дух
Огдну" (Валентина Пономарева - вокал, Игорь
Бутман, Анатолий Вапиров - саксофоны, Валерий
Колесников - труба, Иварс Галениекс и Сергей
Панасенко - контрабасы) в тех или иных
комбинациях выступало в Кузбассе, на Алтае, в
Абакане, Новосибирске и Красноярске. На
фестивале СКИФ-3 Сергей Беличенко выступил в
дуэте с Игорем Бутманом, которого в 1983 году
Курехин впервые привозил в Новосибирск. Тогда
результатом их выступления стал альбом "Поп-механика
No.17", реализованный на Leo Records в Лондоне. Бутман
и Беличенко давно вынашивали идею дуэтного
альбома памяти своего товарища, и это было первой
попыткой (достаточно импровизационной)
воплотить идею в жизнь, пока только на концерте.
Тем не менее музыканты уверены, что при случае
они обязательно запишут сессию, где музыка будет
иметь уже программный и композиционный характер.
Планировавшийся на октябрь Мемориал
Джорджа Гершвина в стенах Новосбирской
филармонии все же состоялся. Правда, финансовый
шах и мат оставил несбыточным приезд Валерия
Пономарева, альт-саксофониста Брайана Лили и
вокалистки Джэйн Паркер (из известного нью-йоркского
ансамбля "Дух жизни" Талиба Квибэ). Поэтому
джазовый блок Мемориала исполнили местные
музыканты: фортепианный дуэт Геннадия Пыстина-Игоря
Цыганкова (лауреаты премии Дуо Кодамы), вокальный
ансамбль Павла Шаромова, квартет барабанщика
Владимира Лещинского и оркестр Владимира
Толкачева. Три концерта с исполнением "Концерта
фа-мажор для фортепиано с оркестром", "Голубой
Рапсодии", "Американца в Париже" и
фантазии на темы "Порги и Бэсс" исполнил
Академический симфонический оркестр Арнольда
Каца, где блестяще солировал московский пианист
Даниил Крамер. К удивлению организаторов
Мемориала, при отсутствии финансирования все дни
большой зал филармонии был переполнен. Таким
образом, Новосибирск закончил свой
гершвиновский сериал, который начался еще зимой
с концертов квартета Виктора Двоскина, Вагифа
Садыхова и сибирских музыкантов.
Во время октябрьских гастролей
Даниила Крамера в Новосибирске пианист записал
очередной альбом с незаслуженно забытым
вибрафонистом Игорем Уваровым. Последние годы в
связи с серьезным недугом Игорь отошел от джаза.
Его прошлогоднее выступление на 50-летии Сергея
Беличенко закончилось приступом, после которого
он полгода пролежал в легочной клиники. Тем не
менее сейчас, имея группу инвалидности (!), он
медленно и успешно возвращается в лоно джаза, при
помощи медицины и джазового сообщества города.
Он уже начал периодические выступления в Томске,
а запись на CD была его давней мечтой. И хотя диск
выйдет под лидерством Крамера с названием "Баллады
для любимой жены", в будущем году Уваров
планирует сделать запись с уральским трубачем
Сергеем Пронем и свой собственный авторский
альбом "Вибрология". На сессии музыкантам
аккомпанировал известная ритм-секция
Аверченкова/Беличенко. Первый альбом трио
Крамера "Вальсы для любимой жены",
записанный год назад здесь же, до сих пор не может
выйти в свет из-за финансовых трудностей
новосибирской фирмы "Ермателль Рэкордс".
20 октября в Красноярской филармонии
состоялась встреча директоров сибирских
филармонических и концертных организаций.
Поставленные в разные условия, при полном
отсутствии бюджетного финансирования, а,
следовательно, и невозможности приезда
зарубежных и европейских гастролеров, директора
решили создать некую Ассоциацию сибирских
филармоний, которая бы кооперативно
реализовывала все гастрольные туры, а также
значительно активизировала бы взаимный обмен
творческими коллективами. Директор джазовых
программ Новосибирской филармонии Сергей
Беличенко предложил свои проекты, результатом
которого будут всесибирские турне Георгия
Гараняна (декабрь) и Давида Голощекина (январь).
Принимающими городами станут Новосибирск,
Новокузнецк, Томск, Тюмень, Омск и Красноярск.
Самым продуктивным результатом организаторы
считают договоренность о проведении в апреле (предположительно
с 20 апреля по 3 мая 1999) фестиваля ТРАНССИБ ИНТЕР
ДЖАЗ (памяти Эллингтона), в шести городах
Западной и Восточной Сибири (по маршруту), при
поддержке Фонда Сороса и общественных
культурных фондов и организаций Сибири.
Сергей Беличенко
|