Выпуск #37 |
Арт Блэйки, джазовый
барабанщик |
|
Если
считать по календарю, то Арту Блэйки уже 67 лет, но
когда слушаешь, как он играет на ударных, то
кажется, что ему еще нет и тридцати.
- Возраст - это только цифра, - говорит он. - Я очень
молод. Серьезно, я в самом расцвете сил!
И действительно, Блэйки играет сейчас так же, как
и всегда на протяжении своей почти 50-летней
творческой жизни, - со свойственными ему
энтузиазмом, накалом, страстью, выразительностью
и неиссякаемой энергией. Он делится своим
секретом: чтобы оставаться умственно и физически
молодым, надо, прежде всего, доставлять себе
удовольствие.
-Я остаюсь молодым, потому что делаю то, что мне
нравится: играю джаз. Это моя любовь и в то же
время - кусок хлеба. Большинству людей не
нравится их работа, она "им быстро надоедает, и
это влияет на всю их жизнь. Мне повезло: я люблю
свое дело, и на эстраде я просто оживаю.
В субботу вечером в ночном клубе Хопа Синга в
лос-анджелесском пригороде Марина-Дел-Рэй Блэйки
еще раз это доказал. Около девяти часов вечера
патриарх джазовой импровизации вышел на сцену в
сопровождении своей группы "Посланцы джаза"
- трубача Теренса Блэнчарда, альт-саксофониста
Дональда Харрисона, тенор-саксофониста Джина
Туссэйнта, контрабасиста Лонни Плаксико и
пианиста Малгру Миллера.
Блэнчард, музыкальный руководитель группы,
отсчитал начало "Охоты на ведьм" Уэйна
Шортера. И когда мелодия в среднем темпе перешла
в соло, Блэйки заработал на своих ударных в
урагане ритмов, который, как уголь, поддерживает
ревущее пламя в топке "Посланцев". Когда он
играет, лицо его принимает то знакомое выражение
экстаза, запечатленное на многочисленных
обложках его пластинок, которое его поклонники
видели столько раз во время его выступлений:
глаза возведены к небу, рот широко открыт. Это
выражение лица означает, что Блэйки в своей
стихии: он играет джаз!
В нынешнем составе "Посланцы" выступают с
конца 1983 года. Блэнчард и Харрисон вошли в группу
в 1982 году, когда Блэйки устроил импровизационное
"джэм-сешн" - прослушивание для отбора
претендентов на места, освободившиеся после
ухода братьев Уинтона и Брэнфорда Марсалис.
Впоследствии Туссэйнт, Плаксико и Миллер
заменили Билли Пирса, Чарлза Фамбро и Джонни
О'Нила. Эти ребята, всем чуть больше двадцати, уже
играли со многими гигантами джаза: Джеком
Макдаффом, Лайонелом Хэмптоном, Роем Хэйнсом,
Вуди Шоу, Хэнком Джонсом, Декстером Гордоном,
Джонни Гриффином и другими. Блэйки не утратил
своего умения открывать молодые таланты.
Множество талантливых музыкантов
перебывало в оркестре Блэйки за это время: Фредди
Хаббард, Уэйн Шортер, Ли Морган, Хэнк Мобли, Кенни
Дорэм, братья Марсалис - и все же нынешний состав,
по мнению ударника, самый блестящий.
-Это одна из лучших групп, если не самая лучшая, во
всей моей жизни, - говорит Блэйки. - В музыкальном
смысле - это что-то особенное! Пусть слушатели
решают, самая ли лучшая это группа, но пока что мы
с ними бьем все рекорды. Два года назад мы
получили премию "Грэмми" за пластинку
"Нью-Иоркская сцена", выпущенную фирмой
"Конкорд", и это большое достижение. Все мои
предыдущие группы были очень, очень хорошие, но
ни одна из них не получила такого признания.
Взять хотя бы мою группу с Фредди Хаббардом,
Уэйном Шортером, Кертисом Фуллером, Сидаром
Уолтоном и Хайми Мерритом. Мы были первым
настоящим джаз-оркестром, выступившим в Японии, -
это было в 1960 году, - и об этом не было написано ни
слова! Поэтому я так горжусь, что к этим ребятам
пришла известность и даже слава.
Неутомимый ударник отмечает, что, по крайней
мере, Уинтон Марсалис получил свою долю славы.
- И правда! - с жаром говорит Блэйки. - Разве Уинтон
не удивителен? Он так много знает для молодого
человека его лет, и он очень искренний. Я не
всегда с ним согласен, но во многом он совершенно
прав. Я думаю, что придет время, когда он
полностью посвятит себя джазу и сможет еще
многому научиться, потому что он и сам этого
хочет. Я считаю его огромной находкой для джаза и
рад, что он пришел к нам. Я о нем очень высокого
мнения. И я настоящий поклонник его таланта.
Блэнчард, считающий своими учителями Кларка
Терри, Хаббарда, Вуди Шоу, Клиффорда Брауна и
прежде всего Фэтса Наварро, с удивительной
легкостью заменил Марсалиса в группе и как
острый, сложный солист, и как отлично
подготовленный композитор, Его композиции "О,
кстати" и "Уловка" входят в постоянный
репертуар "Посланцев", как и "Утиный
суп" Харрисона, и мелодии Туссэйнта, Миллера и
Плаксико. У Блэйки такой принцип: "Или ты
пишешь музыку, или ты нам не подходишь".
-У нас пишут все, - говорит он. - Кто приходит и не
умеет писать, должен научиться. Кто не может
научиться, тот должен уйти. Потому что
исполнители уходят, а композиции остаются.
В список десяти ведущих композиторов Блэйки
включает Телониуса Монка, Хораса Силвера,
Клиффорда Брауна, Шортера, Уолтера
Дейвиса-младшего и альтиста Бобби Уотсона.
Блэйки любит напоминать слушателям, что считает
своим долгом принимать в группу таких молодых
джазменов, как Уотсон, который в конце 70-х годов,
когда его принял Блэйки, был еще очень зеленым, и
давать им возможность расцвести под его опекой.
-Я ищу новичков и помогаю им
шлифовать свое мастерство. И они растут. Они все
делают сами. Я только даю им шанс. Чуть поддержи
их, слегка направь - и у них пойдет. А когда они
подрастают, я даю им уйти и начать что-то свое. А я
нахожу других.
История руководителя "Посланцев джаза"
началась в 1919 году с рождения Блэйки в
Питтсбурге, штат Пенсильвания. В 14 лет он женился,
а через год стал отцом, и, чтобы заработать больше
денег, он после долгого рабочего дня на
сталелитейном заводе шел играть на рояле в
ночном баре. Когда на его место у рояля сел
молодой пианист по имени Эррол Гарнер, Блэйки
стал барабанщиком.
-Нужно было либо играть, либо умирать с голоду, -
говорит Блэйки. - Это были годы Великой депрессии,
и люди брались за любую работу, лишь бы выжить.
Когда Блэйки мастерски овладел новым
инструментом, его в 1939 году приняли в оркестр
Флетчера Хендерсона, где он привлек внимание
пианистки Мэри-Лу Уильямс, и в 1940 году Блейки
перешел к ней. В 1944 году он уже возглавлял свою
собственную группу в Бостоне, когда ему позвонил
Билли Экстайн, и для Блейки наступил, по его
словам, самый важный этап в его музыкальном
развитии - трехлетний период работы в большом
джазе Экстайна. Этот феноменальный оркестр был
первым из больших ансамблей, исполнявшим музыку
в стиле би-боп, объединив выдающихся музыкантов.
В разное время в нем работали Чарли Паркер, Диззи
Гиллеспи, Фэтс Наварро, Декстер Гордон, Джин
Аммонс, Санни Ститт, Майлс Дейвис, Сара Вон, Билли
Холидэй и композиторы-аранжировщики Тэдд
Дамерон и Джерри Валентайн.
Блэйки, который в то время еще не был
специалистом би-бопа (хотя, конечно, стал им еще
до распада оркестра в 1947 году), так описывает свое
первое выступление с Экстайном:
-Я присоединился к Би (так часто называли певца) в
Сент-Луисе, и вы бы видели мое изумление, когда я
пришел к нему! Там я впервые увидел Леди Дэй
(Билли Холидэй), Сару (Вон), Берда (Чарли Паркера),
Диза (Гиллеспи) и подумал, что они все посходили с
ума. Я никогда не видал таких выступлений! А сам я
был наголо обритый, в очках в металлической
оправе, старомодный, неуклюжий...
Когда заиграл оркестр, они меня просто до смерти
напугали. Во время одного номера, когда Сара пела,
я начал играть какой-то меняющийся ритм, стараясь
быть на высоте. И тут Берд, который вел оркестр,
подошел ко мне и сказал: "Стоп!". Я говорю:
"Ты что, шутишь?". Он говорит: "Нет, я Чарли
Паркер, и я сказал: "Стоп!". Я перестал играть,
а он сказал остальным: "Продолжайте играть".
Сара все еще пела. Он спросил: "Скажи, что ты тут
такое изображал?", имея в виду мой ритм. Я
сказал: "Берд, я не знаю". Тогда он говорит:
"Зачем же ты это делаешь?". "Потому что я
слышал, как Кози Коул так играл в оркестре Кэба
Каллоуэя". "Вот потому он здесь и не
играет!", сказал Берд. Сразил меня наповал. Я
ужасно переживал. Но своим замечанием Берд
Паркер сразу поставил меня на место. И я ему
благодарен за это.
В 1947 году Блэйки принимал участие в исторических
записях на пластинку пианиста-композитора
Телониуса Монка, организованных студией
звукозаписи "Блу нот", когда были созданы
такие шедевры, как "Около полуночи",
"Вошел Бад", "Не в миноре", "Что ж, тебе
не надо", "Руби, дорогая". Говорили, что
Блэйки был одним из немногих ударников, легко
вживавшихся в музыку Монка. Сам Блэйки
рассказывает, что их взаимопонимание выходило
далеко за пределы студии звукозаписи.
- Он был моим самым лучшим другом, - говорит
Блэйки. - И когда он умер, он унес с собой часть
моей души. В моей карьере я многим ему обязан.
Если бы не он, я не думаю, что стал бы тем, что я
есть. У него было чувство ответственности. Я
очень многому научился, выступая с ним, общаясь с
ним. Мы встречались почти ежедневно. Мы постоянно
спорили и чуть ли не ссорились, но не могли жить
друг без друга. Мы любили играть вместе. Да, вот
как это было.
Случилось так, что Блэйки и контрабасист Эл
Маккиббон, тоже участник тех ранних записей
Монка, были с пианистом и во время его последней
записи "Что-то блюзовое".
Блэйки гастролирует "шестьдесят три недели в
году". Он бывает в Европе и в Японии (он был в
Японии 47 раз) так же часто, как и у себя дома в
Нью-Йорке. Недавно он приехал из Лондона, чтобы
принять участие в нью-йоркском концерте по
случаю возобновления работы студии звукозаписи
"Блу нот". И седовласый мастер ритма с
удовольствием играл с такими своими давнишними
друзьями, как Джонни Гриффин и Уолтер
Дейвис-младший.
- Конечно, я получил удовольствие, -
сказал он. - Ведь на эстраде прошла вся моя жизнь.
А то, что я выступал с ребятами, когда-то
игравшими у меня, так это обычное дело. Я часто
езжу с бывшими "Посланцами" в Сан-Франциско -
там нас записывала фирма "Таймлесс" - или в
Японию, где мы тоже делали записи. Это интересно,
и я приглашаю тех, кто не занят. Я брал с собой
Сидара Уолтона, Кертиса Фуллера и других. Мы
приезжаем, даем концерты и хорошо проводим время.
Играть - вот что Блэйки любит больше всего.
-Если я не играю, я готов лезть на стену! Конечно,
играть мне полезно. В игре моя жизнь, мое
здоровье. Если я не играю четыре-пять дней, то
начинаю вести себя странно.
Если Арт не затевает очередной джазовой
импровизации, его можно застать дома с женой Энн,
их сыном Акирой, родившимся в октябре 1984 года, или
еще с кем-нибудь из других его одиннадцати детей.
- У нас с детьми отличные дружеские отношения, -
говорит он, - потому что мы растем вместе. У меня
прекрасная семья и чудесная жена. И я очень богат!
Обычно вокруг дома Блэйки слышится музыка.
Не обязательно джаз, это может быть рок или опера,
- говорит он. - Меня вдохновляет музыка. Я люблю
всякую музыку, лишь бы ее хорошо исполняли. Любой
вид музыки становится важным для человека, если
он ее слушает с детства. Возьмите народную
музыку. Многим она не нравится. Многие, к примеру,
не любят японской музыки, но для тех, кто вырос с
ней, научился любить ее, она очень хороша. Я вырос
в мире джазовой и религиозной музыки, поэтому она
так важна для меня. Я просто выражаю себя в ней. В
ней я чувствую свою силу. Так и во всем. Найдите, в
чем ваша сила, в чем вы могли бы себя выразить, и
вы будете счастливы! Вот и все.
"Down Beat",
1985
"Америка", №9 -1987
|
|
На первую
страницу номера |
|