Jazz Bez 2009: лучше поздно, чем никогда
Прошло больше месяца с момента окончания 9-го международного
фестиваля Jazz Bez, который проходит во Львове, – инфоповод
почти безвозвратно утерян, – но я решила, что всё-таки нужно рассказать
российской аудитории о том, что это за феномен. Украинской публике
объяснять, что такое Jazz Bez, не приходится, – тем более, что на «укроджазовом»
ресурсе UAjazz.Com, которым я руковожу, мы опубликовали около десяти
материалов с фестиваля.
Во-первых, всем потенциальным зрителям фестиваля, которые живут в России
и готовы поехать в живописнейшее место послушать отличную новую музыку,
нужно знать, что «жёсткое неприятие русскоговорящих во Львове» – это
миф...>>>>
Продолжение репортажа Татьяны Балакирской читайте в «Полном джазе 2.0»
22 января в Большом
зале Белорусской государственной филармонии в Минске с большим
успехом состоялся двухчасовой концерт легендарного московского
джаз-ансамбля «Каданс» под руководством бессменного лидера —
композитора и исполнителя на различных духовых инструментах Германа
Лукьянова (ЛКНВ).
В последнее время «Каданс» нечасто балует любителей джаза своими
концертами. За весь прошлый год выступления ансамбля могли послушать
разве что москвичи — в начале года состоялось несколько клубных
выступлений, плюс часовые сеты на летних фестивалях «Усадьба. Джаз» и
«Джаз в саду Эрмитаж».
Тут можно только посетовать на стечение обстоятельств. Музыканты
«Каданса» находятся в отличной форме. Лидер ансамбля, несмотря на
почтенный возраст, пребывает в добром здравии, а новые композиции ЛКНВ
просто превосходны. Однако количественный состав музыкантов (шесть
человек) вкупе с непростой экономической ситуацией в стране делает
состав достаточно «тяжёлым» для организаторов. С другой стороны,
«Каданс» — это одновременно жемчужина советского джаза и один из
сильнейших джаз-ансамблей современной России...>>>>
Продолжение репортажа Александра Никитина и Алексея Круглова с
интервью Германа Лукьянова читайте в «Полном джазе 2.0»
Квартет Ари Роланда в
Ташкенте
Очередными гостями Узбекистана стали музыканты квартета Ари Роланда.
Ансамбль этот известен своими многочисленными гастролями по всему миру,
судя по прессе, за последний год он был с концертами в России, городах
Центральной Азии.
Программа пребывания американских музыкантов в Узбекистане была очень
насыщенной. Они посетили древние города Ургенч и Бухару, их радушно
принимали в музыкальных колледжах и школах, где популяризаторы джаза,
кроме концертов, проводили мастер-классы. В Ташкенте Ари Роланд и его
друзья дали три концерта и, конечно, посетили джаз-клуб, где была
проведена творческая встреча со столичными музыкантами. Надо отметить,
что члены ташкентского джаз-ансамбля братьев Сафаровых встретили Ари
Роланда как старого друга: в 2007 году мы встречались и музицировали на
джаз-фестивале в столице Киргизии Бишкеке.
Состав ансамбля Арии Роланда нестандартен. Руководитель ансамбля играет
на контрабасе; кроме него, в ансамбле барабанщик и два саксофониста. Уж
не помню, когда в Ташкенте выступали два американских саксофониста
одновременно. Можно вспомнить 1962 год, когда на концертах биг-бэнда
Бенни Гудмана восхищали ташкентских любителей джаза Зут Симс, Фил Вудс,
Джерри Доджион…
Руководитель квартета Ари Роланд начал играть на контрабасе в 12 лет, а
после окончания Джульярдской консерватории начал активные выступления,
причем он аккомпанировал легендарным джазовым музыкантам, таким как
Уинтон Марсалис, Джо Ловано, Маркус Робертс. Несмотря на молодость, на
его счету более трёх тысяч выступлений в самых знаменитых джазовых
клубах Нью-Йорка. По программе Jazz Ambassadors Ари Роланд побывал в 23
странах Европы и Азии. Три его сольных альбома заслужили широкое
одобрение в джазовой прессе. Его достоинства как басиста — виртуозное
владение инструментом, феерические импровизации при игре смычком
(достаточно редкий стиль, напоминающий выдающегося Рэя Брауна),
непосредственность при трактовке тем.
На концерте Ари Роланд представил своих музыкантов. Тенор-саксофонист
Крис Байерс с семи лет пел в «Метрополитен-опере» в Нью-Йорке, с 14 лет
начал обучаться на саксофоне, одновременно занимаясь композицией и
аранжировкой. Крис Байерс играл в биг-бэнде им. Глена Миллера, преподаёт
в Академии джаза для школьников при Линкольн-центре. В его игре
прослушивается стиль Лестера Янга, вообще весь ансамбль тяготеет к
характеру традиционного джаза.
Альт-саксофонист Заид Нассер – сын профессионального исполнителя блюза
Джамиля Нассера. Как музыкант он сформировался в Мемфисе, где играл с
самыми знаменитыми музыкантами. Он много выступает в Нью-Йорке,
гастролировал по Европе и Азии. Игра Заида Нассера – это спокойная
манера, без особых вычурностей, ему нравятся и, пожалуй, лучше удаются
раздумчивые баллады, во время исполнения которых саксофонист Крис Байерс
садится за рояль. В таком сочетании ансамблевое звучание становится
более логичным и гармоничным.
Барабанщик Кит Балла учился у Кенни Вашингтоно, сумевшего привить своему
ученику чувство свинга и достаточно высокое техническое мастерство.
Пресса писала о нем: «Кит Балла востребован у старшего поколения
джазовых музыкантов за свой поддерживающий и интерактивный стиль». Как и
его коллеги по ансамблю, Кит Балла много гастролирует в США, а также в
странах Европы и Азии, проводит семинары для музыкантов всех уровней.
Гости представили на своих концертах известные темы («Summertime»
Джорджа Гершвина, «Night in Tunisia» Диззи Гиллеспи, «Round Midnight»
Теллониуса Монка) и менее часто звучащие «Blues Walk» Лу Доналдсона, «Over
The Rainbow» Харолда Арлена. На мастер-классах гости проявили интерес к
узбекской музыке, выступая вместе с ташкентскими музыкантами, играющими
на национальных узбекских инструментах.
На творческую встречу в джаз-клубе за два часа до начала собрались
столичные любители импровизационной музыки. Для представителей
посольства США в Узбекистане и музыкантов был дан небольшой концерт
ташкентских исполнителей. Гостям понравились Jazz Duet — сестры Юлия
(вокал) и Лилия (рояль) Угай, исполнившие «Mr. Paganini» и «Cry Me A
River». Ари Роланд и ударник Кит Балла, принимавшие участие в
аккомпанементе, отметили «прекрасную энергетику и хороший английский»
молодых исполнителей.
Завершилась встреча традиционным «джемом». Гости и хозяева с
удовольствием импровизировали на тему Чарли Паркера «Now’s The Time». В
качестве воспоминаний о посещении Узбекистана американским музыкантам
были преподнесены сувениры. Гости увезли из столицы Узбекистана не
только красочно расшитые национальные тюбетейки и керамические изделия
узбекских мастеров, но тепло и дружественность сердец поклонников
великого искусства.
На прощание Ари Роланд сказал: «Джаз уникален в том, что его слушают
богатые и бедные, люди разных национальностей и конфессий, люди старшего
поколения и молодёжь. У вас прекрасная, интересующаяся джазом публика.
Нам у вас очень комфортно».
Это был незабываемый вечер. За успешно проведенную целую неделю
мероприятий с участием американских музыкантов надо непременно с
благодарностью отметить Мухайо Алиеву и Людмилу Кодзаеву, приложивших
свои организаторские способности в сочетании с любовью к джазу.
Редкий случай — после завершения встречи в джаз-клубе присутствующие
долго не расходились. Более часа (!) продолжалось дружеское общение:
обмен адресами, нотами, фото-видеосъемки, автографы… Спасибо тебе, джаз!
Владимир Сафаров,
руководитель Ташкентского джаз-клуба
|