В конце октября — начале ноября проходил многодневный международный
передвижной фестиваль «Джазовая провинция». Явление уникальное на
джазовой карте России, аналогов которому в нашей стране на сегодняшний
момент нет. География выступлений музыкантов обширна. Например, мне
удалось побывать в четырех городах. Три концерта мы отыграли в трио с
ударником и перкуссионистом, одним из главных действующих лиц
легендарной джаз-группы «Архангельск» Олегом Юдановым, а также тубистом
«Круглого Бенда» Андреем Башевым. Выступления прошли в Воронеже, Липецке
и Курске соответственно, еще один концерт я отыграл с американской
певицей Арли Леонард и датской группой гитариста Мэдса Кьолби в
Белгороде. Но были ведь еще и старый Оскол, Орел, Тула и другие города.
Конечно, фестиваль переживает сложные времена, финансовый вопрос в
творческих делах всегда актуален. Арт-директор фестиваля Леонид
Винцкевич (на фото) констатирует, что поддерживать проект на плаву с каждым годом
становится все сложнее. Но и в это сложное время находятся люди, готовые
помочь этому культурному событию, и в том, что «Джазовая провинция»
состоялась в 14-й раз, их заслуга велика.
Если говорить о музыкальной составляющей фестиваля, то тут я не буду
оригинален — как и авангардистов, так и музыкантов традиционной
направленности слушатели воспринимали одинаково восторженно, что говорит
о тёплой и по-настоящему доброй джазовой концертной атмосфере, которая
царила в забитых битком залах. О тёплом приёме свидетельствует и тот
факт, что в Воронеже нас, например, позвали на телевидение в передачу
Юлии Ивы «Культовые люди», а в Курске, например, администраторы
фестиваля бегали со мной в поисках скотча и фломастеров для рисования
плакатов, на которых мы показывали название исполняемых пьес. О наших же
концертах уже довольно много написано в сети, так что поделюсь своими
впечатлениями, опишу несколько коллективов, которые мне удалось
послушать, насколько возможно абстрагировавшись от концертной суматохи
собственного ансамбля. Да простят меня те, кого в этой статье не
упомянул — послушать всех не было никакой возможности...
Круглый бенд
Английская звукозаписывающая компания Slam к своему 20-летнему юбилею
подготовила выпуск альбома пианиста Леонида Винцкевича и саксофониста
Николая Винцкевича с участием американских джазменов — ударника Джоэла
Тейлора и басиста Кипа Рида. Диск под названием «Singularity» был
представлен на фестивале. Отец и сын Винцкевичи, на мой взгляд, имеют
идеальное взаимопонимание! Думаю, что такое вообще в музыке встречается
редко. Когда я слушал их ансамбль из-за кулис — заметил, что они, не
сговариваясь, допустим, могут неожиданным образом поменять рисунок
импровизации Николая в любой момент. Тейлор и Рид — музыканты с
интересным творческим почерком, довольно известные в США, принимали
участие во многих проектах различных солистов. Тейлор, например, играл
со Стэнли Кларком, Эл Ди Меолой, Фрэнком Гамбале. Рид играл с Винни
Колаютой, Джо Ловано, а альбом, записанный в 2007 году с вокалисткой
Нэнси Уилсон, стал обладателем «Грэмми». Музыканты представили авторскую
программу Леонида и Николая Винцкевичей в современном ключе, с
использованием дуольных ритмов. При этом композиции были отмечены тонким
композиторским мышлением, с чувством европейской импровизационности и
гибкой экспрессией — в чём несомненна заслуга всех участников квартета.
Скажу больше, во время выступления музыкантов, казалось, присутствует
оттенок художественной загадочности, когда вопрос задаётся, а слушатель
сам должен искать на него ответ. Уверен, что немного найдётся в
современном джазовом мире музыкантов, способных на высококачественные
художественные вопросы. Думаю, что к ним относится и мой старый товарищ
еще по училищу, а теперь знаменитый пианист Дмитрий Илугдин, который
выступил в Курске с Евгением Шариковым, Николаем Винцкевичем и Джоэлом
Тейлором. К сожалению, я немного смог услышать из их программы, так как
сам готовился выходить на сцену после ребят, но то, что при всей своей
мощности, в их музыке присутствовала илугдинская утончённая лирика —
несомненно. Поразило меня и то, как Дмитрий бережно обращается со
звуком. Общий мотив выступления этого ансамбля — позитивное и светлое
настроение.
Квартет американского контрабасиста Тони Симорози, в прошлом
выступавшего с Рэнди Бреккером, Дэйвидом Уэйклом и другими значительными
джазменами, показал ряд оригинальных пьес. Где-то серьёзные фанковые
композиции переплетались с необходимыми музыкальными шутками так, что,
например, в Липецке, в финале их концерта в зале уже совершенно не было
безрадостных людей. Нужно сказать, что ударник этого квартета — Майк
Кларк, получивший всемирное признание после выступлений известного
состава Хэрби Хэнкока Headhuters. К тому же, он работал с Уэйном
Шортером, Филом Коллинзом, Четом Бейкером и многими другими выдающимися
людьми джаза.
На фестивале был представлен необычный дуэт — Romero & Roman. Два
гитариста — Эрнан Ромеро, лауреат латинской премии «Грэмми» за 2008 год,
и наш Роман Мирошниченко, о котором Эл Ди Меола сказал, что «этот парень
в свои двадцать четыре играет, как я в сорок восемь». Дуэт поразил
вдохновенным полётом, безукоризненной техникой обоих солистов и
безупречной сыгранностью. Мне довелось послушать музыкантов в Белгороде
— зал бушевал и вызывал гитаристов на бис!
Одним из двух авангардных проектов фестиваля (нетрудно догадаться, каким
был ещё один) явился дуэт из Германии саксофониста и кларнетиста Лемша
Леманна и гитариста Михаэля Бойтельшпахера. Их программа — синтез
различных стилистических и исполнительских методов, замешенных на
фри-эстетике. Вкупе с чёткой структурой произведений и контрастным
отношением к звуку музыканты свободно и не клишировано импровизируют на
различные темы, при этом как бы немного не договаривая, так, чтобы у
слушателя осталось потенциальное восприятие их искусства, чтобы их вновь
захотелось послушать. Во всяком случае, у меня точно возникли такие
впечатления.
Как же мы любим навешивать ярлыки! А ведь Алексей Кузнецов, при всей
своей традиционности, очень глубоко смотрит на авторское искусство.
Во-первых, все его выступления — радость и школа для молодых. Во-вторых,
и для меня-то — в главных, у Алексея Алексеевича есть в игре
авангардизм! Был случай, когда на саундчеке мы, разыгрываясь, играли
рифф из моей композиции, построенный на атональной басовой линии. Так
Алексей Кузнецов вышел к нам, подключил гитару, и я услышал
политональные мелодии и образно-колористические звучания!
Вкратце расскажу еще о двух проектах, состоявшихся в Белгороде. Концерт
европейского трио Stekpanna, состоящего из британского контрабасиста
Стива Кершоу, гитариста из Дании Мэдса Кьолби и ударника из Швеции
Питера Сверда, запомнился тонкой интеллектуальной авторской музыкой, где
роль лидера постепенно переходит от одного исполнителя к другому.
Музыканты гармонично вникают в музыкальную ткань, не выдавая напоказ
безупречную технику, которой пользуются умело и органично, исходя из
образа композиций. Музыканты довольно давно играют вместе, их идеи
настолько проникновенны, что слушать их приходится буквально затаив
дыхание. В тот же вечер ваш покорный слуга сыграл в проекте, о котором
уже немного упомянул в начале статьи. Речь идет о совместном
датско-российском составе с американской певицей во главе. С Арли
Леонард в России выступал известный наш ударник Евгений Рябой, но в тот
вечер Евгений принять участие в концерте не смог. Арли — поэт, писатель,
автор песен, продюсер и вокалистка с утончённым джазовым голосом и
мощным четырёхоктавным диапазоном. На концерте ей аккомпанировало
датское трио с уже упомянутым мной Мэдсом Кьолби, а также контрабасистом
Мортеном Анкерфельдом и ударником Мортеном Эйр. Мы исполнили несколько
джазовых стандартов, а в финале концерта устроили феерический блюзовый
джем, в процессе которого Арли вышла в зал и заставляла петь благодарных
поклонников. Контрабасист Стив Кершоу исполнил поистине цирковой номер —
сыграл соло, сидя на контрабасе, а ударники попеременно играли соло,
разделив ударную установку на две части. Вот так радостно и закончилось
мое выступление на этом фестивале. Я, конечно же, очень благодарен
Леониду Винцкевичу за возможность показать один из своих проектов на
этом форуме и окунуться в фестивальную джазовую жизнь! Хотел бы пожелать
фестивалю побольше таких радостных и восторженных дней. Ведь ради этих
прекрасных минут и существует джаз!
Алексей Круглов
|