Взгляд первый. «Нео-певица»
Менеджмент
концертного зала «Барвиха Luxury Village» преследует простую задачу:
продать на 15-миллионный город 200 билетов по цене месячной аренды
далеко не самого плохого московского жилья. Но у простой на первый
взгляд задачи имеется дополнительная задача второго уровень сложности:
не уйти в минус, пытаясь привить публике вкус за счёт приглашения
неординарных артистов. Продажа билетов на концерт Эрики Баду шла в
течение целого месяца и не прекращалась вплоть до последней минуты перед
концертом.
Для концерта Эрики Баду и её группы зрительный зал оформили в банкетной
ресторанной рассадке по примеру джазовых клубов. Из спецэффектов -
только хороший, сложный, профессиональный свет.
Публика в основном состояла из молодых людей.
Концерт начался с традиционного инструментального лаундж-разогрева,
который несколько затянулся, заставив наиболее нетерпеливых слушателей
нервно хлопать, намекая на то, что время начать основное действо. В
конце концов на сцену буднично вышли барабанщик, два гитариста,
бэк-вокалистки и перкуссионист. Все вместе они загнали диджейскую музыку
в очень тяжёлый, плотный по звучанию smooth jazz со здоровой долей
джаз-рока. И тогда так же буднично вышла Эрика Баду. Она была одета в
серое трапециевидное мини-платье в сочетании с черными кожаными
сапогами-ботфортами. Знаменитый цветной тюрбан на этот раз она сменила
на чёрный котелок. В своих интервью Эрика Баду неоднократно говорила,
что слышит откуда-то сверху голоса, которые она скромно оформляет в
музыку, благодаря чему и стала знаменитой. Может быть, эти огромные
тюрбаны вокруг головы, или распущенная копна волос-проволочек помогают
ей на время отдохнуть от посланных свыше сигналов, как знать. Но за свою
природную красоту и чувство моды она давно уже стала иконой стиля.
Эрика Баду родом из бедной
семьи, начинала как все, трудно. Но при этом умудрилась получить
неплохое артистическое образование. Её заметили, стали приглашать. В её
пении слышна яркая индивидуальность. Её собственный стиль исполнения
соул-музыки, чтобы не мучиться, в конце концов решили назвать просто «нео-соул».
Ощущение от концерта в Барвихе осталось как от грамотно составленного «корпоратива».
Исполнительница спела несколько старых хитов, но вместо бесконечных
унылых распевок перешла на хороший жёсткий ритм. Пытаясь повторить успех
своего прошлогоднего выступления в Б1, она поставила своей задачей
завести солидную публику. Музыканты отчётливо давали понять, в каком
месте надо дружно хлопать на вторую долю, и публика осторожно, боясь
растерять статус, всё же хлопала как надо. И вскоре танцевальная зона
нормальных размеров целиком заполнилась желающими потанцевать. Трудные
это были танцы, впрочем — на уровне задач настоящего джаз-модерн-балета.
Эрика Баду играла на нервах слушателей, рвала ритм, всхлипывала,
временами сильно форсировала голос, до звона в ушах. Она отказывалась
петь просто, оправдывая звание исполнительницы из широкого, но всё же
джазового цеха. По-прежнему используя этно-подачу, певица, однако, ею не
злоупотребляет. Остаётся только догадываться, знает ли она о том,
насколько непривычна она для наших слушателей, недокормленных
неординарными западными исполнителями.
Эрика Баду из разряда тех творческих фигур, которые боятся остановиться.
Она постоянно ищет новое воплощение пусть даже старых творческих идей.
Она изобрела нео-соул, воспитала сонм подражателей, записала много
альбомов, держится в хорошей творческой и физической форме; так почему
бы ей не получить ещё одну статуэтку «Грэмми» за изобретение
продемонстрированного в Барвихе нео-фанка?
Дарья
Белецкая
Взгляд второй. «Непостижимая фантасмагория»
Просматривая
прессу, посвященную соул-певице, звезде ритм-н-блюза и джазовой диве
Эрике Баду (Erykah Badu), непременно сталкиваешься с такими сравнениями,
как колдовство, магия, чародейство, волшебство, фантасмагория...
Впрочем, в более земных сферах это находит довольно весомые
подтверждения — на сегодняшний день Эрика Баду четырёхкратная
обладательница премий Grammy, трёх премий Soul Train Lady Of Soul Awards
и специальной награды Aretha Franklin Award 2003.
Вокал Эрики Баду — глубокий и мощный, плотный, с чарующим джазовым
колоритом, временами дикий, проникновенный, очень пластичный и
амплитудный, бесконечно разнообразный. Этот голос не столько возделан,
сколько дарован своей обладательнице. Эрика Баду — несомненный шедевр
созидательного гения самой природы, как однажды было замечено, «она —
инстинкт в музыке».
Это
совсем иное ощущение, когда творчество — не часть жизни, а часть
естества. Поэтому об Эрике Баду, действительно, очень трудно судить в
профессиональных категориях, равно как и относить её музыку к какому-то
стилю. И всё же её музыка в жанровом понимании гораздо шире и
фантасмагоричнее, чем «нео-соул». Определенно, Эрика творит в актуальных
течениях — в её музыкальных полотнах смешаны винтажный соул, ритм-н-блюз,
нью-джаз, отборный альтернативный хип-хоп, всё это с элементами
мелодичного пост-рока и электронного бита. Её вокальная техника и приёмы
поражают воображение: она может звучать в своём фирменном стиле —
бесконечно медитативно и нараспев, искусно читать рэп, петь джаз
глубоким и тёплым чёрным женским голосом, надрывно кричать на
балансирующем нерве и брать поистине запредельные длинноты. А
перманентная импровизация в столь необъятной стилистике становится
естественной формой существования Эрики Баду в музыке.
В
её искусстве очень мало живого инструментального звучания, зато в
изобилии насыщенного электронного саунда высшей пробы. На сцену Luxury
Village музыканты Эрики Баду вышли в составе барабанщика, двух
гитаристов, клавишника, бэк-вокалисток, перкуссиониста, флейтиста и
ди-джея. Сама певица подходила поочередно то к установленной рядом
драм-машине, то к терменвоксу (на фото).
Первым на сцене появился ди-джей и сыграл довольно длительный сет
фонового лаунжа. Появившиеся затем музыканты сместили акценты в сторону
более авангардного звучания. Сама дива предстала в новом удивительном
обличье собственного сочинения — на смену высоким африканским тюрбанам и
необузданной копне волос пришёл классический чёрный цилиндр в стиле Жорж
Санд. То ли так остро прочувствовала Эрика рублёвскую публику, то ли
просто это её сегодняшнее самоощущение, но её прежде дикая, этническая
красота на этот раз трансформировалась в эстетику агрессивного гламура.
В унисон своему новому стилю она задала музыке жёсткий фанк-ритм, уводя
её таким образом от фирменной медитативности в сторону динамичного и
драйвового звучания с примесью джаз-рока. Импровизация тоже приобрела
экспрессивный характер — Эрика постоянно ломала ритм, блюзовый вокал
чередовала с речитативом под музыку, иной раз форсировала голос до
пронзительного крика. Всё это дополнялось фантастическим, сложным и
профессиональным светом, что придавало действию колоритный оттенок шоу.
Очередной luxury-формат в высшей степени удался — атмосфера была
красивая, непринужденная и очень богемная. Пришедшая публика была явно
моложе и музыкально прогрессивнее, чем та, что обычно посещает
рублёвские концерты. Впрочем, в целом народу пришло меньше обыкновенного
— добрая часть и без того редко расставленных столов пустовала.
Есть
в Эрике Баду нечто искреннее, цепляющее... Традиционная для Барвихи
статусность была смазана, как что-то напускное и инородное.
Организованный перед сценой довольно просторный танцевальный партер к
концу вечера плотно заполнился танцующими и просто желающими быть ближе
к пленительной сцене. Эрике свойственна покоряющая сценическая
особенность — она всегда старается найти возможность спуститься в
зрительный зал к своим слушателям, ей необходимо почувствовать их, войти
в тактильный контакт. В этой радости она не отказала и московской
luxury-публике. Вернее сказать, не отказала в этом себе (!) и на этот
раз.
По сути, есть ли разница, какое воплощение принимает уникальный
вокальный дар. Каждый зритель выбирает форму наиболее близкую ему, но
это ни в коей мере, вопреки распространенному представлению, не делит
истинное искусство на более и менее высокое. Сцена «Luxury Village» в
Барвихе соединяет в себе кардинально разное и лучшее, ультра-современное
и академическое, джаз и оперу, симфоническую музыку и диско. Этот зал
способен работать в режиме классического театра и клубного кабаре.
Несмотря на социальную обособленность, он всё же представляет собой
некую модель театра будущего, где главным достижением станет подобная
универсальность. Ведь сегодня академические филармонии в силу своей
специфики просто закрыты для целого пласта людей, в то время как их
публика по той же самой причине отрезана от современных концертных
площадок клубного формата. А между тем шедевры существуют и там, и
там...
Мария
Юрченко
фото к обоим материалам:
Алексей Молчановский
|