23
октября состоялось открытие VI фестиваля «Российские звезды
мирового джаза», который на сей раз проходил в Театре эстрады.
Первый день фестиваля был посвящен празднованию 75-летия старейшего и
всемирно почитаемого оркестра имени Олега Лундстрема,
художественным руководителем которого с 2007 года является заслуженный
артист России, пианист, аранжировщик, дирижёр и композитор Борис
Фрумкин (на фото справа). Вёл концерт музыкальный критик,
заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Владимир
Каушанский.
Программа была разнообразна. Было что послушать и любителям
инструментальной музыки, и поклонникам джазового вокала. В свою очередь,
стилистический диапазон инструментальных пьес тоже был весьма широк и
охватывал как всемирно известные джазовые стандарты, так и сочинения
отечественных композиторов. Пьеса «Бухарский орнамент», написанная
основателем оркестра Олегом Лундстремом под впечатлением от бухарского
макома, соседствовала с залихватской аранжировкой всем известной песни
«Полюшко-поле» Льва Книппера, сделанной в оркестре Бенни Гудмана к
визиту в СССР в 1962 г. А ритмичная «Sing, Sing, Sing» Луиса Примы (Louis
Prima) делила лавры с «Solitude», «Mood Indigo», «In a Mellow Tone» и,
конечно же, «Караваном» Дюка Эллингтона.
Особенно хотелось бы отметить исполнение композиции Олега Лундстрема
«Интерлюдия», которую он написал к концерту в честь Дня Победы в 1945
году, базируясь на интонациях Рахманинова. Пьеса эта очень поэтична и
содержательна. Если бы Лев Толстой не перехватил в своё время пальму
первенства, то у «Интерлюдии» наверняка были бы все шансы носить другое
название — «Война и мир». Начало — тревожные высокие трубные звуки в
сопровождении резких, отчётливых ударных. Это поле сражения. Далее
мелодия постепенно уплывает, появляется надежда. Тема переходит в
спокойное русло, гитара нежно перекликается с саксофоном. Мелодичное
соло фортепиано сначала продолжает эту тему спокойствия, а затем задаёт
пьесе новый ритм, мелодия становится озорной и радостной, её
подхватывает весь оркестр. И в финале — снова ощущение умиротворения.
Бурную реакцию публики вызвало необычное соло саксофона в пьесе «Midnight
Freight» Сэмми Нэстико. Здесь у слушателей был простор для фантазии. При
желании можно было расслышать и жужжание жучка, и кудахтанье кур, и
много чего ещё.
Сюрпризом для слушателей стало исполненная Борисом Фрумкиным на духовой
мелодике романтичная и немного грустная пьеса «Goodbye» Гордона
Дженкинса (той самой, что завершала концертные программы оркестра Бенни
Гудмана: в этом году отмечалось столетие великого бэндлидера, и не
удивительно, что старейший российский джаз-оркестр подготовил к этой
дате специальную программу).
Вокальной части программы задала тон яркая и обворожительная Светлана
Панова, которая сперва исполнила медленную и спокойную «Come Rain or
Come Shine» Хэролда Арлена и Джонни Мерсера, а затем зажигательную «On
The Sunny Side of The Street» (Джимми Макхью, текст Дороти Филдс),
заполнив страстным пением каждый миллиметр зрительного зала.
Заслуженный артист России, «Бинг Кросби, Фрэнк Синатра и Тони Беннетт в
одном флаконе», солист оркестра им. Олега Лундстрема Юрий Шихин,
непринужденно пританцовывая, продолжил концертную программу
проникновенным исполнением «The World We Knew» Берта Кэмпферта и
легендарным стандартом «Everyday I Have The Blues» Питера Чатмана.
Нежный и теплый голос Арминэ Саркисян как нельзя лучше подошёл для
исполнения гершвиновской «They Can't Take That Away From Me» и весёлой
нью-орлеанской ритм-н-блюзовой песенки «Let the Good Times Roll»
(прославленной исполнением дуэта Shirley&Lee).
Стоит отметить выступление молодой и подающей большие надежды Дарьи
Антоновой, исполнившей прекрасным, тембрально богатым голосом стандарты
«The Very Thought of You» и «Get Happy».
Пиком вокальной части стало выступление постоянно работающего с
оркестром Олега Лундстрема вокального квартета «Москва-транзит», в
котором сейчас поют Александр Андреев, Дмитрий Арбузов, Марина
Тушчевская и Елена Цой. Они исполнили ещё два стандарта свинговой эры —
«I Can’t Believe That You Are in Love» Джимми Макхью и «It’s Sandman»
Каунта Бэйси.
Вечер не обошёлся и без официального чествования российских джазовых
звёзд. Международный комитет кавалеров императорских наград при
Организации Объединенных Наций в лице Вячеслава Ивановича Воронцова
вручил продюсеру фестиваля Анатолию Кроллу грамоту «За благородство дел
и высоту помыслов». Другая грамота была вручена Борису Фрумкину. А вот
директору оркестра Александру Брыксину досталась более творческая и
менее формальная награда – ему вручили его собственный портрет, который
очень понравился публике.
Светлана
Милосердова
Второй день фестиваля «Российские звезды мирового джаза» был
посвящен «Его величеству саксофону», о чём свидетельствовал
зафиксированный на афишах лозунг «Саксофон — король джаза».
Ведущий вечера, старейшина российской джазовой критики Владимир Фейертаг,
заметил, что саксофон всегда был и остаётся по сей день непременным
символом джазовой музыки, типичным джазовым инструментом, своего рода
выразителем квинтэссенции джаза.
Открыл
вечер уникальный оркестр «Саксофоны Санкт-Петербурга» под
руководством Геннадия Гольштейна. Представлять этого композитора,
инструменталиста (когда-то — одного из самых передовых
альт-саксофонистов в СССР, а в последние 20 лет — исключительно
кларнетиста) и педагога, в общем-то, нет необходимости. Гольштейн дал
путёвку в жизнь многим российским звёздам мирового джаза, среди которых,
кстати, в начале 1980-х был и хэдлайнер вечера — Игорь Бутман. Но о
Бутмане чуть позже.
Уникальность «Саксофонов Санкт-Петербурга», как ясно из их названия — в
том, что это оркестр большого состава, где роль всех трёх обычных секций
джазового биг-бэнда (саксофонов, тромбонов и труб) исполняют одни
саксофоны, зато в тройном количестве. Начало было очень оживленным. С
самых первых аккордов коллектив задал позитивный настрой, исполнив
композицию «Pennies from Heaven». Этот джазовый стандарт был написан в
1936 году Джонни Бёрком и Артуром Джонстоном и для многих слушателей
является олицетворением классического джаза 30-х годов. Впечатлила
слаженность исполнения, общее понимание темы и единение музыкантов.
Затем
прозвучала баллада «Ah, The Time Goes By» в исполнении постоянной
вокалистки оркестра Яны Радион. Своим проникновенным голосом и
ярким образом Яна смогла создать в зале атмосферу тех далёких довоенных
времен, когда казалось, что впереди беззаботная лёгкая жизнь. Яна
исполнила в этот вечер много композиций. В их числе «I’ll Never Say —
Never Again — Again», написанная Харри Вудсом (Harry Woods). В этой
пьесе вместе с Яной солировал специальный гость оркестра — сам Давид
Голощёкин, показывая свое виртуозное владение флюгельгорном. Кроме того,
Яна спела лирический стандарт «All of Me», написанный Джералдом Марксом
(Gerald Marks) и Сеймуром Саймонсом (Seymour Simons). Бурные овации
вызвала песня, посвященная 100-летию со дня рождения Бенни Гудмана. Её
Яна исполнила дуэтом с Геннадием Гольштейном.
С
оркестром выступила и ещё одна вокалистка — Айрин Буше. Своим
исполнением она внесла в концертную программу немного детского задора.
Несомненно, тронуло за душу исполнение Айрин песни «The Best Things In
Life Are Free», где интересно прозвучало и соло Владимира Лыткина на
фортепиано. Таланты из Санкт-Петербурга завершили своё выступление
лёгкой аранжировкой стандарта «Byе Byе Blackbird» в исполнении Яны
Радион.
Заслуженный артист России, профессор Академии музыки им. Гнесиных
саксофонист Александр Викторович Осейчук играл в этот вечер со
своей первой студенткой (а ныне доцентом той же Академии) Жанной
Ильмер. Они исполнили несколько лирических композиций, посвящённых
звёздам мирового джаза — «Элвин», «Хэнкок» и другие. Александр
Викторович был сдержан и академичен. И впрямь чувствовалось, что этот
человек стоял у истоков российского джазового образования. Отдельно
хочется отметить молодого барабанщика его ансамбля «Зелёная волна»: соло
на ударных вызвало восхищение благодаря своему напору и стремительности.
Очень точно и слаженно выступил Киевский квартет саксофонов. Начало
выступления было очень экспрессивным. Молодые таланты исполнили
композицию «Я волнуюсь». Искрометность исполнения композиции «Саксофраз»
ассоциировалась с порывами ветерка, треплющего верхушки деревьев, и с
соловьиными трелями весенним вечером.
Завершил
второй день фестиваля квартет Игоря Бутмана — бесспорной
российской звезды мирового джаза. Его выступление было чувственным и
эмоциональным. Не последнюю роль в этом сыграл Давид Голощёкин,
расширивший собой квартет Бутмана до размеров квинтета для исполнения
пьесы «Блюз для Рэя». Впрочем, все участники квартета внесли свою лепту
в успех выступления. Запомнились недолгие, но яркие и запоминающиеся
соло каждого из них — и Эдуарда Зизака на барабанах, и Виталия
Соломонова на контрабасе, и Антона Баронина на фортепиано. Они умели
быть и громкими и безудержными, и изящно мелодичными, как, например, в
пьесе «Прекрасное далёко».
В
этот вечер продюсер фестиваля Анатолий Ошерович Кролл был щедр на
дипломы. Все участники получили дипломы за высокое мастерство и за
выступление на VI Московском фестивале «Российские звёзды мирового
джаза», а Игорь Бутман и Геннадий Гольштейн, помимо того, были отмечены
«за выдающийся вклад в джазовую музыку».
Анастасия
Серёгина
фото автора
|