В
Челябинске в рамках тура по Уралу и Сибири прошел концерт американской
певицы Николь Генри. Это вторые гастроли певицы из Майами по России,
которые устроил томский контрабасист Асхат Сайфуллин. Вместе с ним
выступления Николь сопровождают музыканты из Томска и наши соседи,
екатеринбуржцы — саксофонист Игорь Паращук, тромбонист Виталий
Владимиров, пианист Александр Титов и барабанщик Игнат Кравцов. На
джазовой сцене вокалистка Николь Генри относительно недавно — всего семь
лет. Но за эти годы певица выпустила три альбома, которые не раз
занимали первые места в японских и американских хит-парадах. Перед
концертом мы побеседовали с Николь.
У вас за плечами занятия балетными танцами, шесть лет игры на
виолончели, работа с ди-джеем и исполнение танцевальной музыки. Что
всё-таки повлияло на ваше увлечение джазом?
— После танцевальной музыки я осознала, что люблю петь. Раньше я не
думала, что пение может стать моей карьерой. Я подумала, что пение —
это, может быть, цель моей жизни. Удивлять, менять что-то внутри людей —
возможно, то, чем я могу заниматься. После танцевальной музыки я
переключилась на гитару, начала понемногу писать свои песни. Я пыталась
найти свой стиль, музыку, которая бы полностью сливалась со мной. Я
просто хотела петь и жить этой песней. В 2002 году, когда я занималась
различными музыкальными проектами, мне представилась возможность
послушать джаз вживую. Поскольку это был именно «живой» джаз, я поняла,
как мне нравится эта музыка. Раньше я тоже слушала джазовых певиц —
Билли Холидэй, Нину Симон — но на дисках был ужасный звук. Не знаю,
наверное, поэтому тогда меня джаз не впечатлил. Но затем я услышала это
вживую и подумала: «Да! Это же то, что я уже слышала!» После этого я
полюбила джаз и стала больше ценить старые записи. После этого случая я
сама стала пробовать петь джаз и стараться понимать эту музыку. И так, с
2002 года по сегодняшний день в основном я пою джаз. Иногда поп-музыку
(но не р’н’б), иногда — баллады, но джаз — на первом месте.
Почему многие джазовые музыканты долго пробуют себя сначала в других
направлениях и только потом приходят к джазу?
— Да, это верно: в джазе часто можно встретить музыкантов, которые
пришли из других жанров или раньше пробовали свои силы в других стилях.
Джаз дает тебе много свободы. Джаз — это возможность стать
индивидуальным. Джаз — это гордое имя звука, имя музыки.
Складывается впечатление, что вам всё дается легко. Действительно ли
ваш путь к джазовому признанию был лёгким, или это иллюзия?
— Да, я не могу сказать, что путь к признанию был сложным. Скорее, это
результат большой работы. И сейчас я продолжаю очень много работать. Я
думаю, одна из причин, почему профессия джазовой певицы не кажется мне
тяжёлой — я делала только то, что сама считала нужным. Я не обращала
внимание на то, что мне говорят другие люди. Я ничего не боялась. Я
делала так, как чувствовала. В течение нескольких лет я не получала
никакой поддержки от кого-либо. Я просто занималась тем, что любила. Со
временем людям начало нравится то, чем я занимаюсь. И я, наконец,
почувствовала поддержку.
Как так случилось, что первыми ваш талант оценили по достоинству даже
не американцы, а жители Японии?
— Это очень странно! К сожалению, правда в том, что зачастую джазовых
музыкантов сначала начинают ценить не у себя дома, а в других странах.
Люди все время хотят чего-нибудь новенького и вслушиваются в зарубежных
исполнителей. Это и произошло со мной. Один японский любитель вокальной
джазовой музыки как раз искал что-то новое. Он наткнулся на мой CD. Ему
понравилось. Изначально официальный релиз моего диска состоялся в
Америке. Потом альбом издали в Токио. Этот человек просто хотел, чтобы
люди в магазинах могли купить этот диск.
Может быть, лично вас изначально что-то связывает с этой страной?
— В 2005 году я была в Японии сем раз и очень полюбила это место! Это
красивая страна, прекрасные люди. Что меня затронуло — это то, каким
уважением они проникнуты друг к другу. Они по-другому выражают свои
чувства. Конечно, это уже совсем другой менталитет, поведение. Они
стремятся к тому, чтобы по-настоящему почувствовать музыку. В Америке,
например, обращают внимание на то, популярна музыка или нет. В Японии —
это не важно. Главное для них — почувствовать и понять эту музыку. Может
быть, в этом и есть моя связь с Японией.
Кому принадлежит заслуга вашего знакомства с Челябинском?
— Контрабасист Асхат Сайфуллин — ещё и известный концертный промоутер в
Томске, в Сибири. Это великолепный музыкант, который за 30 лет своей
концертной деятельности объездил не только всю Россию, но и многие
страны мира. Он по-настоящему очень любит и ценит искусство. В феврале
этого года я встретила его в Майами на джазовом фестивале. Он пригласил
меня приехать в Россию. Это было в апреле. А сейчас это уже мой второй
тур в вашей стране за этот год. У Асхата прекрасные отношения с
музыкантами и слушателями. И благодаря ему мое имя стало известно
российской публике. Это здорово! Так обычно и бывает: кто-то кого-то
попросил встретиться со мной, мы знакомимся, начинаем вместе работать, а
потом эти творческие отношения длятся годами.
Насколько сложно или легко было сыгрываться и спеваться с
екатеринбургскими музыкантами?
— Нет, это было не сложно. Если ты музыкально подготовлен, знаком с
произведением, ты начинаешь чувствовать и понимать других музыкантов уже
после одного или двух концертов. Музыканты довольно быстро начинают
играть как одно целое. Я думаю, джаз — это такая музыка, которая не так
уж много меняется от концерта к концерту. Главная цель таких творческих
тандемов — хорошо провести время вместе. В этом туре со мной выступает
команда из лучших джазовых музыкантов Сибири и Урала. Я очень довольна
этой совместной работой.
Мила
Перетрухина,
радио «Студия 1», Челябинск,
программа «Джаз-Тайм»
|