В этом году гордость южноуральской джазовой сцены — «Уральский
Диксиленд» — празднует очередной свой юбилей: 40 лет сценической
деятельности! Согласитесь, 40 лет — даже для человека немало, а для
творческого коллектива — это более чем серьезная дата. Но, к сожалению,
наши любимые джазмены будут встречать этот праздник с оттенком серьёзной
грусти. Совсем недавно диксиленд, как и биг-бэнд «Джаз-Академия»,
перестал быть муниципальным учреждением культуры. Естественно, по воле
кризиса. А на что еще можно сослаться в этой ситуации? Только на кризис!
Конечно, экономить нужно и на чем только можно! Начали с культуры.
Причём основательно. О том, что из этого может получиться, мы беседуем с
бессменным руководителем «Уральского Диксиленда», народным артистом
России Игорем Владимировичем Бурко, гитаристом Валерием
Сундаревым и руководителем студии «Беби-джаз» Георгием Анохиным:
И.Б.: Когда наши гости не только из ближнего зарубежья, и из России, и
из-за границы приезжают к нам в Челябинск, то, естественно, выступают
муниципальные коллективы - достояние культуры нашего города. Это и
«Современный балет» Ольги Пона, и театр «Манекен», и биг-бэнд Станислава
Бережнова, и «Уральский Диксиленд», и «Беби-джаз». Слава Богу, «Беби-джаз»
не тронули, а вот нас подвинули. 9 лет мы проработали как муниципальный
коллектив. Никаких нарушений не было. Мы только привозим дипломы с
джазовых фестивалей, потому что мы также защищаем честь Челябинска в
других городах, везде, где бы мы ни были. А получается так, что мы
теперь городу не нужны. И администрация понимает, что нам без бюджета не
выжить. Почему? Потому что культура должна подкрепляться бюджетом в
обязательном порядке. Нет ни одного профессионального театра,
коллектива, которые бы не подкреплялись бюджетом. Это я говорю о тех
городах, которые мы считаем периферией. Это не Москва и не
Санкт-Петербург. Поэтому можно возмущаться, но факт есть факт. Я не
знаю, почему дума так проголосовала. Мы не такой уж обременительный
бюджет использовали на коллектив. Непонятно.
Что касается джазовых коллективов «Уральский Диксиленд» и
«Джаз-Академия», насколько это может отразиться на творческих планах
этих оркестров?
И.Б.: Я могу сказать такую вещь: организовать самим открытое
выступление– это значит, что музыканты должны работать бесплатно для
того, чтобы оплатить только одну обслугу для сцены. Это и аренда, и всё
остальное. Нам это невозможно сделать, неоткуда. А дорогие билеты не
сделаешь, как делают это приезжие коллективы. И даже у гастролёров
концерты срываются!
Г.А.: Очень грустно, что сложилась такая ситуация. Конечно, это
коснулось не только джаза, то же самое и в других областях искусства и
культуры. Очень жаль, что так произошло. Остаются только надежды, что в
будущем это джазовое состояние как-то может выправиться.
В.С.: На мой взгляд, не только джаз переживает не самые лучшие времена,
вообще культура в Челябинске, т.к. по каким-то причинам, не совсем
понятным для меня, челябинская городская дума приняла решение прекратить
финансирование практически всех муниципальных учреждений культуры. Это,
мне кажется, неверное решение, потому что есть русская поговорка «ломать
— не строить». То, что можно сломать в течение одной минуты подписью или
голосованием, придется восстанавливать, воссоздавать очень долгие годы,
а вполне возможно — и не получится ничего восстановить, потому что таких
примеров в истории человечества — огромное количество, и в истории
города Челябинска немало таких примеров. Я знаю по собственному опыту и
по опыту общения со своими коллегами из разных городов нашей страны, из
разных стран Европы и других частей света, что подобные решения не
должны приниматься скоропалительно, чтобы получить какую-то сиюминутную
выгоду. Не понимаю, какую выгоду можно получить от того, что будут
закрыты учреждения культуры? Я уверен, что экономия средств городского
бюджета, на которую ссылаются при принятии такого решения, настолько
минимальна, что это не поможет ничему: ни строительству дорог, ни
социальной сфере.
Челябинск притягивает джазовых музыкантов России, Америки и некоторых
европейских стран в первую очередь своим фестивалем «Какой удивительный
мир». Какова дальнейшая судьба этого фестиваля?
И.Б.: Мы не можем сейчас провести и организовать джазовый фестиваль с
приглашением артистов. Город будет в этом отношении увядать. Мы провели
10 международных джазовых фестивалей, где был настоящий праздник! Мы
дошли до того, что фестиваль в нашем городе назвали «лучший джазовый
праздник в России». А сейчас это все невозможно. Нужно урезать все эти
праздники. Погубить коллектив можно одним прочерком! Создать его очень
тяжело. А плюс к этому, этот год у нас юбилейный. Мне как бессменному
руководителю моего коллектива уже 65! 50 лет — творческой деятельности и
40 лет «Уральскому Диксиленду». Это все вот этот год. И нам сейчас
сделали такой подарок. Плюс к этому мне присвоили звание Народного
артиста России. И вместе с присвоением звания Народного артиста России
меня предупредило управление культуры о том, что нас будут
ликвидировать. Я думаю, это нехорошо.
Мы будем пытаться провести в декабре-месяце 11-й фестиваль «Какой
удивительный мир», который будет посвящён трем нашим датам. Я думаю, это
для Челябинска престижно, что в городе есть такой коллектив, который
просуществовал 40 лет, который объездил почти весь мир! Так что, может
быть, и городские власти тоже подумают, чтобы была какая-то помощь для
проведения этого фестиваля.
В.С.: На мой взгляд, может быть два выхода. Либо фестиваль будет
существовать на какие-то меценатские спонсорские средства. Либо он
просто превратится в местечковое мероприятие «для галочки», что бы
отметить «вот у нас был фестиваль, у нас все равно все есть». Это будет
совершенно другое все. Обидно, потому что, очень мало фестивалей
подобного уровня. Музыканты — люди подвижные очень. Естественно,
останется клубная работа, останется ресторанная работа у того, у кого
она была, хотя ее тоже с каждым днем все меньше и меньше. Кто-то может
уйти в другую сферу деятельности, что тоже бывало неоднократно. Картина,
так скажем, не очень радостная.
Г.А.: Я думаю, что фестиваль будет продолжаться. Может быть, не в тех
объёмах, в которых он был, как-то более упрощённо, что накладывает
определенные обязательства на джазменов города Челябинска. Они будут,
может быть, выступать в большем объёме, с более динамичной программой.
Жизнь не остановилась, и что бы ни происходило в городе и вообще в
стране, джаз играли и будут играть и на фестивалях, и на не фестивалях.
Георгий Петрович, волнения и переживания, которые коснулись взрослых
джазовых коллективов, затронули ли детскую студию «Беби-джаз»?
Г.А.: Не хотелось бы мне говорить о деньгах, но их у нас нет. Мы будем
надеяться, что нам будет помогать городская администрация, будут
помогать спонсоры, может быть, даже родители наших детей-музыкантов,
чего я, в общем-то, не хотел, потому что не все могут позволить себе
оторвать от бюджета какие-то небольшие деньги, чтобы проводить
фестивали, «Рождественские блюзы». Будем надеяться на город, потому что
было сказано Борисом Ефимовичем Видгофом, что «Беби-джаз» будет в полном
объёме поддерживаться администрацией города.
Конечно же, Георгий Анохин абсолютно прав. Жизнь не остановилась.
Музыканты не опустили руки. Выступления таких коллективов, как
«Уральский Диксиленд» и «Джаз-Академия» продолжаются — во-первых,
потому, что этих музыкантов любят, а во-вторых — эти концерты никогда не
были коммерческими. Просветительскими — да. Танцевальными — тоже да.
Просто встречами с любимыми джазовыми программами — бесспорно. А вот
коммерческими — нет. Да, конечно, в это непростое время возникают
сомнения, предпочтут ли джаз предметам и продуктам первой необходимости.
Но остается надеяться, что залы, где будут выступать «Уральский
Диксиленд» и «Джаз-Академия», несмотря ни на какие трудности, будут
по-прежнему полны их поклонниками.
Так и хочется вспомнить пословицу «Что имеем — не храним, потерявши —
плачем». Но еще и хочется верить, что трудности, с которыми сегодня
столкнулись наши любимые музыканты, — временные. Хочется верить, что все
вернется на круги своя. И будет найдено разумное решение, позволяющее
сохранить не только «Уральский Диксиленд» и «Джаз-академию» как
творческие коллективы, но самое главное: не потерять историю джазовой
музыкальной культуры Южного Урала, его фестивалей, их прославленных
именитых гостей, которые в течение уже 10 лет радовали нас своим
творчеством и всегда поражались высокой музыкальной культуре
южноуральских поклонников джаза и их гостеприимству. А музыка… А музыка
просто звучит. Она просто над всем этим, потому что музыка помогает
понять нам, в каком удивительном мире мы живем.
Мила
Перетрухина,
программа «Джаз-Тайм»,
радио «Студия 1», Челябинск
|