Трудно поверить, но это был уже двадцать седьмой международный фестиваль
«Дни Джаза». Он проходил с 17 по 20 сентября в Архангельске и
Северодвинске.
День первый.
Город Северодвинск. Кинокомплекс «Родина».
Концерт открыл норвежский квартет DripP Jazz: Ола Асдаль Рокконес (Ola
Asdahl Rokkones) — тенор-саксофон, Ярдар Вествик (Jardar Westvik) —
гитара, Торье Хелланд Графф (Torje Helland Graff), Йон-Эрик Боска (Jon-Eirik
Boska) — ударные.
Авторские композиции, которые лидер квартета Ола Асдаль Рокконес
представил на очаровательно-ломаном русском, просто поражали своим
разнообразием: изящные и чуть гротесковые «Красивые туфли»,
фантасмагоричная игра мысли в «Загадай число от 1 до 3 миллиардов…»,
туманный, полусонный ночной «Берлин»... Было очень жалко, когда после
концерта выяснилось, что у этих талантливых ребят до сих пор не записано
ни одного диска! Совсем молодая северодвинская пара была откровенно
расстроена этим фактом, но Ола, со свойственным ему природным обаянием,
с лихвой компенсировал этот недостаток совместной фотосессией, не отходя
от сцены.
Открытые,
эмоциональные молодые музыканты, мгновенно установившие контакт с залом,
поразили высоким уровнем профессионализма и, что особенно приятно,
удивительной культурой звука! Кстати сказать, норвежская джазовая школа
всегда отличалась этим качеством, что подтвердил и норвежский
инструментальный дуэт мирового уровня — гитарист Халлгейр Педерсен (Hallgeir
Pedersen) и басист Пер Матисен (Per Mathisen).
Это был даже не дуэт в классическом понимании этого термина, хотя,
казалось бы, всё как всегда — солирующая гитара и аккомпанирующий бас.
Это был скорее диалог двух ярких и совершенно разных личностей. У
Халлгейра блестящее владение инструментом, красивая и полная звуковая
палитра в любом регистре и безупречная техника удивительным образом
сочетались с каким-то абсолютно русским, а точнее — с рахманиновским
ощущением мелодического развития, что не часто встречается в джазовой
музыке. Большое мелодическое «дыхание», мастерское оттягивание
кульминации заставляли слух ждать и потому ещё больше сопереживать этой
музыке.
А
рядом — полная противоположность — Пер Матисен, человек-страсть,
норвежец с испанским темпераментом! В отличии от любовного дуэта
Педерсена и его гитары, Пер темпераментно, до самозабвения выяснял
отношения со своим басом. Он даже смотрел на него не как на инструмент,
а как на живое, страстно обожаемое существо! Виртуозность, блестящее
владение грифом сочетались со всеми мыслимыми и немыслимыми приёмами
игры на этом живом инструменте. Ритм заполонил собой буквально всё
пространство зала; создавалось полная иллюзия звучания полноценной
ударной установки. Публика была потрясена…
Но этим открытия этого вечера не закончились. На сцену вышел
архангельский «Комитет-А»: Владимир Туров (фортепиано), Николай Ковалёв
(гитара), Алексей Барандов (барабаны) и московский альт-саксофонист
Алексей Круглов. Трое джазовых «волков», трое «Архангелов», как в былые
времена называли музыкантов джаз-группы Владимира Резицкого
«Архангельск», и молодой, но уже признанный джазовым сообществом
саксофонист московской джазовой школы. Звучал уникальный самобытный
авангардный джаз, тот самый, к которому может позволить себе близко
подойти далеко не каждый музыкант. Для этого необходимо совершенно
особое ощущение музыки в себе и себя в музыке. И то редкое чувство
необходимой творческой свободы, которое в полной мере реализуется именно
здесь, в самом джазовом джазе! Не стану повторяться, потому как писала
неоднократно о своих ярких впечатлениях и от первых выступлений
«Комитета А» в родном городе, и от июньских концертов в джаз-клубах
Москвы. Скажу лишь, что, как большие и по настоящему свободные
художники, эти музыканты на наших глазах создали новую звуковую
вселенную и подарили её поклонникам джаза. Архангельск, да и не только
он, может гордиться тем, что музыканты такого высокого уровня живут и
творят на этой северной земле.
А вот Северодвинску, точнее, чиновникам от культуры, хочется задать
вопрос: господа, неужели у вас не вызвал ни малейшего интереса
международный джазовый фестиваль, один из старейших в России, собирающих
под своё крыло музыкантов европейского и мирового уровня? Или город уже
пресытился подобными фестивалями? Имея рядом уникальный Фонд развития
джаза, возглавляемый Владимиром Туровым, Северодвинск мог бы стать
базовой площадкой для концертных выступлений лучших джазовых современных
музыкантов. Для этого необходимо иметь желание…всего лишь!
День второй.
Архангельск. Набережная Северной Двины. Архитектурный комплекс «Гостиный
двор». Джаз-клуб «Артиль».
Замечательная
клубная обстановка, уже любимый публикой норвежский квартет DripP Jazz с
авторской программой, горячий приём архангелогородцев и гостей города. И
совершенно неожиданное завершение выступления молодых норвежцев: забавно
говорящий на русском и обаятельный Ола вдруг пригласил на сцену
переводчицу, которая сказала буквально следующее: «Композиция под
названием «Колыбельная». Посвящается маленькой палестинской девочке,
которой оторвало снарядом руку, и всем детям, пострадавшим в
арабо-израильском конфликте»…И в полной тишине выросла страшная звуковая
картина, удивительно точная по своему воздействию и изобразительности
композиция, где на фоне агрессивно-дикого инструментального
сопровождения, как монотонный плач измученного болью ребёнка, звучала
беспомощная, трогательная тема колыбельной в исполнении саксофона...
Конечно же, бесподобный норвежский дуэт Халлгейр Педерсен и Пер Матисен
снова произвёл фурор: восторгам не было предела, музыкантов разве что не
носили на руках!
Но
был в клубе и совершенно новый состав из Финляндии: Vesa Hiukkanen
Quintet (Веса Хюкканен - ф-но, Сампо Хюкканен - тенор-саксофон, Карлос
Дель Пуарто - бас, Томас Тимонен - барабаны, Санна Пиетяйнен - вокал).
Музыкантов в клуб привезли буквально с поезда, и, тем не менее, они с
большим удовольствием сыграли полноценное отделение, представив
классические джазовые стандарты, в исполнении вокалистки Санны Пиетяйнен
прозвучавшие неожиданно свежо. Обладательница мощного красивого голоса,
мастерски владеющая регистровыми переходами, и просто красивая женщина
Санна доставила немало приятных минут клубной публике.
День третий.
Архангельск. Набережная Северной Двины.
Детская школа искусств №42 «Гармония». Концерт «Джаз-эстафета» с
программой «Творим добро».
Об этом концерте хочется сказать особо. Вы видели где-нибудь полноценный
полуторачасовой детско-юношеский концерт джазовой музыки? Думаю, что
нет. А здесь, в Архангельске, это возможно. Здесь можно было увидеть и
услышать всё: от фортепианного дуэта до духового джазового оркестра из
Северодвинска! О последнем хочется сказать отдельно: собрать в наше
время детский музыкальный коллектив из двадцати пяти человек (а на самом
деле их гораздо больше, как выяснилось из беседы с руководителем
Василием Георгиевичем Гусовым) и научить их так играть на духовых
инструментах под силу только одержимому музыкой и
высокопрофессиональному человеку!
Оркестр из Северодвинска
В школьном концерте прозвучали абсолютно все джазовые музыкальные
инструменты: гитара, клавишные, духовые, ударные инструменты и даже
скрипка. И представьте себе, дети играли не просто «голые» ноты, которые
выучили с ними педагоги, они играли Джаз! Даже видавший джазовые виды
маэстро Владимир Каушанский, с удовольствием и уже не первый год ведущий
в том числе и этот фестивальный концерт, не переставал удивляться и
восхищаться увиденным. Да, заложенная когда-то Владимиром Резицким
джазовая школа вырастила уже не одно поколение джазовых музыкантов на
северной земле.
Вечерний
концерт проходил в Архангельском Доме офицеров и преподнёс северянам ещё
одно открытие: после финнов из Vesa Hiukkanen Quintet с архангельским
трио Николая Куликова при участии Алексея
Круглова (альт-саксофон) выступила молодая московская джазовая
вокалистка и пианистка Екатерина Черноусова.
Екатерина — это не только выразительный голос большого диапазона,
безупречная интонация и вокальная техника, это прежде всего личность —
незаурядная, яркая и открытая. И это как раз то качество, которое делает
музыканта индивидуальностью. Потому она всегда разная: необыкновенно
трогательная, искренняя в сольных и неудержимо страстная в ансамблевых
композициях. И что не только удивляет, но и восхищает меня, как
музыканта, больше всего — это что московско-архангельский состав впервые
собрался всего лишь за час до выступления, а было такое ощущение, что
дают они уже далеко не первый концерт в этом сезоне. Браво, господа
музыканты!
Этот же состав открыл традиционный джем в джаз-клубе, который закончился
далеко за полночь.
День четвёртый. Последний.
Архангельский Дом офицеров.
Фестивальный проект архангельских джазменов — Андрея Шабашова, Андрея
Рогозина, Николая Куликова, Николая Клишина, Алексея Барандова,
Валентина Зеленова, Константина Седовина.
На сцене молодые джазовые пианисты, студенты РАМ им. Гнесиных, ученики
Игоря Бриля —архангелогородец Алексей Шабашов и северодвинец Алексей
Рогозин. Удивительно свободное ощущение рояля, виртуозность в сочетании
с тонкой музыкальностью и культурой звукоизвлечения, и, что особенно
ценно, абсолютная творческая индивидуальность музыкантов. А дуэт двух
Алексеев просто взорвал зал аплодисментами. Однако и джазовые мэтры
были, как всегда, на высоте: и инструментальный состав (Николай Куликов,
Николай Клишин, Алексей Барандов, Владимир Зеленов), и, конечно же,
вокал Константина Седовина — эмоциональный, яркий и подкупающе
искренний.
Второе
отделение стало ещё одним великолепным подарком Фонда развития джаза
своим землякам. В сопровождении ритм-секции Олега Юданова на сцене
творил Сергей Манукян (вокал,
клавишные). Здесь заканчиваются абсолютно все слова, остаются только
эмоции и ощущения... Меня прекрасно поймут те, кто хоть раз слышал этого
музыканта. Прекрасный финал замечательного праздника джаза!
А неофициальный финал четырёхдневного марафона ещё долго продолжался в
ресторане «Боброфф» (который, кстати, является партнёром Фонда развития
джаза). Там случился фееричный джем с участием целой плеяды вокалистов —
от архангельской молодёжи до Константина Седовина, Сергея Манукяна и
даже Владимира Каушанского, и который, вероятно, не кончился бы никогда,
если бы не вынужденный отъезд Сергея Манукяна на концерт в Вологду...
Да! Двадцать седьмой архангельский международный фестиваль «Дни Джаза —
2009» состоялся. И не только состоялся, а доказал ещё раз, что
Архангельск — северный центр джазового притяжения не только российского,
но и европейского значения.
[авторская
подпись снята по просьбе автора]
фото: Артём Кривополенов,
Андрей Зеленин
|