6 июня: DJ Шум
7 июня: DJ Ковалёв
Музыкальную программу площадки «Партер» в оба дня фестиваля открывают
имена, которые могут вызвать некоторое удивление — и совершенно
напрасно. На многих европейских джазовых фестивалях диск-жокеи играют
наравне с музыкантами, так что практика эта весьма распространённая и
проверенная. На «Усадьбе.Джаз» за дело
берутся коллекционеры, меломаны и любители виниловых редкостей — DJ Шум
и DJ Ковалёв.
Эдуард
Шум — лидер ска-реггей группы WK?, организатор еженедельных
вечеринок «Шумный четверг» в клубе Ikra, продюсер многочисленных
музыкальных проектов и знаток золотых хитов фанка, соул, R’n’B и
трип-хопа. Михаил Ковалёв — истинный диджей-диггер со стажем — человек,
который находит немыслимые редкости полувековой давности и с
удовольствием делится своими находками с другими. Именно они проведут
маленький экскурс посетителям «Усадьбы. Джаз» в настоящие меломанские
дебри и разогреют немаленький «Партер» до состояния «боевой готовности».
«Есть убеждение, что очень много хорошей музыки — внятной,
адекватной, интересной, особенно с точки зрения сегодняшнего дня, —
незаслуженно было отодвинуто в сторону мэйнстримом. Я говорю о 60-х и
70-х годах, в основном. И мне просто хочется поделиться музыкой, которая
хороша», — делится своими планами Михаил Ковалёв.
О какой именно музыке вы говорите?
— О музыке 60-х — начала 70-х, но это не те шестидесятые, которые сразу
приходят на ум. Это музыка, которая осталась вне хит-парадов —
недооцененной, недопонятой — но сегодня она выглядит гораздо интересней,
чем The Beatles или Элвис Пресли. Она очень жизнеутверждающая, потому
что времена были таковые. Редкая, непопулярная, но очень хорошо
ложащаяся на слух музыка: чёрная, белая, румынская, португальская —
всякая...
Говорят, вы — большой коллекционер.
— Маленький.
Маленький? Ну, даже если и так, что ещё и преподаватель ГИТИСа...
— Да, я действительно преподавал, но это в прошлом. Просто возникла
необходимость на одном из курсов факультета эстрады рассказать об
истории эстрады 50-х-60-х. Это был эпизод, но несколько лет жизни на это
было искренне потрачено, и думаю, что не зря.
Между живыми инструментами и пластинками есть ощутимая разница, даже
на уровне звука. Не кажется ли вам, что эта разница будет остро
ощущаться?
— Разница будет чувствоваться не только в этом. Какие бы уникальные
треки у меня ни были, я выполняю функцию выключателя, я ставлю
пластинки. А когда выходят артисты, они берут инструменты и творят чудо.
Я не ставлю себя в один ряд с музыкантами. Если бы я был диджеем с
современной точки зрения, то есть человеком, который берет единичный
звук и начинает при помощи оборудования его обрабатывать — может, считал
бы иначе. Они тоже музыканты, у них новая физика звука, новая подача
звука. Я же отношу себя к категории диджеев-диггеров, которые выкапывают
интересное и говорят: вот, посмотрите. Не больше того. После меня
выступят артисты супер-уровня, которые сделают всё как нужно. Я же
просто играю на разогреве. Но при этом я очень хорошо знаю, что мне есть
чем удивить даже тех же эстетов. Моя задача сделать так, чтобы стало
весело — так что будет весело!
Многие наши постоянные читатели — сторонники джаза как такового,
знатоков диджейского искусства среди них не так много. Что бы вы сказали
им, чтобы они оторвались от более близкой им площадки «Аристократ» и
пошли послушать вас?
— Мне кажется, вся эта аристократичность, авангардность, продвинутость —
вещь довольно надуманная и надутая. Я точно знаю и понимаю, что прелесть
музыки — будь то джаз, хэви-метал или балалайки — заключается в
естестве, в качестве. Если на каком-нибудь ультрапрогрессивном фестивале
поставить выступать музыканта из 20-х годов, из начала истории джаза, и
посадить его за простое пианино, на ушах будут стоять все без
исключения. Тогда к музыке относились по-другому: все понимали, что,
когда артист выходит на сцену —начинается чудо. А сейчас артистом
становится человек, который выходит на сцену и говорит: «Вот это у вас
плохо работает, вот это вы мне подготовьте, вот это сделайте, а теперь я
не пойду, потому что у меня плохое настроение». Это, как мне кажется,
проблема аудитории, которая гонится за ультраконцептуальными видами
искусства. Если человек артист, не важно, что он делает и в какой форме
выражает своё искусство. Если человек действительно любит музыку, даже
если он объективно пришёл к такому состоянию, что готов воспринимать
только определённого суперавангардного артиста, он всё равно будет
реагировать на простоту и искренность.
Диана
Кондрашина
|