19-21 сентября в Архангельске прошёл XXVI осенний джазовый фестиваль
«Дни джаза», организованный архангельским Фондом развития джаза под
руководством Владимира Турова. Четыре дня джаза, три точки на карте
Русского Севера: Архангельск — Соловки — Малые Карелы. Не стану снова и
снова обращаться к теме «что значит джаз — для Архангельска, и что
значит Архангельск — для джаза». То, что современный Архангельск уже
невозможно представить без джаза, так же как и Русский Север без
неповторимых белых ночей — аксиома. То, что этот город занял важное
место не только на российской, но и на мировой джазовой карте, —
неоспоримый факт.
Да, фестиваль уже давно имеет хорошую международную репутацию,
сформированный за время проведения фестивалей круг спонсоров; свою,
воспитанную годами, многочисленную и доброжелательную публику, которая с
нетерпением каждый год ждёт этого праздника джаза. Даже с погодой
фестивалю повезло до неприличия: в этом году она была не по-северному
комфортной и уютной.
Но самое главное на джазовом фестивале, конечно, музыка.
В этом году на сцену архангельского культурного центра вышли
исключительно профессиональные музыканты. Не ощущалось разделение на
хэдлайнеров и новичков, играющих «на разогреве»: при всём разнообразии
джазовой стилистики коллективов исполнительский уровень оставался
неизменно высоким. А идея собрать на одной сцене разнородных по составу,
возрасту и стилю участников сама по себе очень хороша: это исключает
всякую возможность сопоставлять или сравнивать, что, однако, не снимает
остроту конкуренции.
Первый
день, посвященный юбилею композитора и народного артиста России Юрия
Саульского, как и положено, открыли хозяева фестиваля — архангелогородцы.
Ансамбль под руководством клавишника Игоря Горькового представил
элегический, немного отстранённый джаз, чем несколько озадачил публику,
не настроенную на философский лад. Нет, всё звучало в разумном балансе —
многослойные ритмические модели талантливого ударника Олега Юданова,
нешаблонные гармонические построения опытнейшего Игоря Горькового,
насыщенные идеями импровизации зрелого мастера Владимира Попова задали
высокую музыкальную планку фестивалю. И всё это — всего лишь трио,
которое может сделать честь не только любому джазовому клубу, но и любой
фестивальной сцене.
На
смену сдержанным и уверенным мастерам вышла джазовая московская
молодёжь, замечательно назвавшая свой ансамбль «Позитив». Руководит
коллективом выпускник Архангельского музыкального училища и РАМ им.
Гнесиных гитарист Александр Папий. Были в квинтете и стажёры программы
«Открытый мир», повышавшие свою квалификацию на родине джаза — в США,
потому ребята держались на сцене очень раскованно и уверенно, показали
себя яркими солистами и зрелыми музыкантами. Тенор-саксофонист Тимур
Некрасов продемонстрировал отличный технический уровень и насыщенные
тембровые возможности инструмента. Владимир Нестеренко был интересен не
только за роялем, но и продемонстрировал джазовое владение флейтой: он
использует летучий, мягкий звук инструмента не только как тембровую, но
и как эмоциональную краску. В совместном музицировании с контрабасистом
Макаром Новиковым и барабанщиком Александром Зингером молодые джазмены
показали себя весьма крепким ансамблем и доставили немало радостных
минут слушателям. Но главной изюминкой «Позитива» стал авторский
репертуар, составленный из оригинальных опусов Александра Папия и
Владимира Нестеренко. Замечательно, что молодым джазовым музыкантам есть
что сказать музыкальному миру.
Второе отделение концерта лично меня приятно удивило и искренне
порадовало. И объясню, почему: 28 мая этого года в Большом зале
Национальной музыкальной академии Украины состоялся концерт
единственного известного в Украине смешанного вокального секстета JazzEx
(Елена Орлова — сопрано, Татьяна Шилова — сопрано, Марина Керусенко —
альт, Сергей Юрченко — тенор, Павел Москаленко — баритон и Дмитрий
Ефименко — бас), посвящённый выходу дебютного альбома «Bee JAZZEX».
Выступление секстета не носило статуса премьеры, хотя и стало самым
масштабным за всю историю коллектива: JazzEx открывал первый фестиваль
музыки a cappella Vocal Zone (2006), осуществил совместный проект с
группой «Друга рiка», записал дебютный альбом (2007). Тем не менее,
киевский концерт произвёл далеко не самое лучшее впечатление.
На этот раз, в Архангельске, выступление ансамбля оказалось не просто
удачным, а фееричным, ориентированным на самые различные вкусы публики:
хотите джаз — с удовольствием, этно — пожалуйста, классика — тоже не
проблема!
Оригинально (хотя и достаточно спорно, на мой взгляд) выглядела
обработка знаменитой арии Каварадосси из «Тоски» Джакомо Пуччини. Хорош
был и «Шмель» Римского-Корсакова в своём виртуозно-жужжащем «полёте».
Сергей Юрченко в «Песне старого извозчика» Никиты Богословского
продемонстрировал не только свои вокальные, но и артистические
способности — подражание незабываемому голосу Леонида Утёсова буквально
взорвало зал овациями. Несомненным и весьма стильным украшением
коллектива стал перкуссионист-имитатор Фёдор Марун, «исполнявший» руками
виртуозные пассажи на несуществующей ударной установке, блестяще
воспроизводя её многочисленные тембровые краски голосом. После концерта
я с большим удивлением узнала, что он никогда не держал в руках
барабанные палочки…
После такого эффектного завершения концерта трудно было поверить, что
джазовый фестиваль только начинается.
На дневном концерте второго дня в малом зале Архангельского городского
культурного центра выступили учащиеся детских музыкальных школ и школ
искусств области. Юные джазовые музыканты продемонстрировали не только
навыки ансамблевой игры, но и умение держаться на сцене. Студенческий
коллектив Андрея Шабашева и трио Николая Куликова (воспитанника, а
теперь и преподавателя Архангельского училища искусств) своей
искренностью заслужили самые горячие аплодисменты публики.
Вечерний концерт открыла «некоронованная королева джаза Северной
Норвегии» Марит Сандвик (Marit Sandvik) со своей командой Marit Sandvik
band (Тромсё, Норвегия), созданной в 1998 году. Опытная, сильная певица,
великолепно чувствующая каждый мелодический изгиб, виртуозно владеющая
чудесным голосом, артистичная, фантастически обаятельная и просто
красивая женщина. Она зарабатывает на жизнь непростым трудом
госпитальной медсестры, но безумно любит джаз, без которого не мыслит
своей жизни. И это читается в каждой взятой ею ноте! Как сказала сама
Марит Сандвик, «мои песни — о любви, о человеческих взаимоотношениях, о
красоте земли, на которой мы живём. Мои песни обо всём». И это-правда.
Самым, пожалуй, «авангардным» сетом фестиваля стало выступление
австрийского трио импровизационной камерной музыки Löshel Skrepek Zrost
под руководством композитора широкого музыкального профиля, пианиста
Ханнеса Лёшеля (Мартин Црост — контрабас и альт-саксофон, Пауль Скрепек
— барабаны). В 1997 году за лучшую джазовую импровизационную запись года
(компакт-диск «While You Wait») трио получило австрийскую национальную
джазовую премию — Премию им. Ханса Коллера. В рецензии на эту работу
отмечалось: «наиболее приятный аспект альбома — его непредсказуемый
характер. Трио Лёшель — Скрепек — Црост может свести с ума комплексной
индивидуальностью, внезапно меняющимся настроением и техническим
владением инструментами».
Однако музыканты не углублялись слишком далеко во фри-джаз или
атональность. Конечно, это был не мэйнстрим, но музицирование всё время
происходило в пределах доступного для понимания большинства слушателей,
а особо искушённые были просто захвачены этой музыкой.
Репризную
трёхчастную форму концерта логично завершил ансамбль из Финнмарка,
провинции на крайнем севере Норвегии, с говорящим названием Jazz From
Finnmark: Мари Ванген (Marie Vangen, вокал) — Харальд Дэволд (Harald
Devold, саксофон) — Мортен Йоргенсен (Morten Jørgensen, контрабас) —
Йорген Йоргенсен (Jørgen Jørgensen, фортепиано). Мари Ванген не впервые
в Архангельске: в 2002 году она выступала здесь в сопровождении ансамбля
Игоря Горькового. Камерная вокалистка с интимной манерой пения
замечательно слушалась на фоне чуткого инструментального сопровождения и
доставила истинное удовольствие своим мастерством. Хотя в какой-то
момент показалось, что её программа органичнее воспринималась бы в
клубных условиях, где определённая камерность уже является элементом
антуража…
Завершился второй день вечерним джазовым «десертом» в джаз-клубе «Артиль».
Третий день фестиваля, воскресенье, оказался очень многолюдным — в зале
не было даже «стоячих» мест. И трёхчасовой концерт мирового джаза прошёл
на одном дыхании. Трио пианиста и композитора Дага Арнесена (Dag Arnesen,
Берген, Норвегия) представило публике программу «Norwegian song»:
импровизации на темы норвежских народных песен и музыку великого Эдварда
Грига в аранжировке самого Дага, чем доставило большое удовольствие.
И мощную финальную точку постаивал знаменитый Интернациональный биг-бэнд
п/у Джорджа Грунтца (Швейцария) — всемирно известного пианиста,
композитора и руководителя оркестра из Базеля. 24 июня прошлого года
самый выдающийся джазовый музыкант Швейцарии отпраздновал 75-летие, во
что верится с большим трудом.
George Gruntz International Big Band
Насыщенная эмоциями и очень плотная по фактуре музыка в стиле
современного мэйнстрима была сыграна с оркестровой мощью и блеском. С
самого начала выступления стало ясно, что стандартами дело не
ограничится: музыканты один за другим выходили на авансцену,
демонстрируя своё высокое мастерство импровизации и завидный артистизм.
Джордж Грунтц ходил по сцене, отщёлкивая пальцами ритм и, как бы между
делом, дирижировал оркестром. Легко и весело общаясь со зрительным
залом, знаменитый музыкант непринуждённо провёл свой «концерт в
концерте», составив некоторую конкуренцию ведущему Владимиру Каушанскому,
и поставил достойную точку трёхдневного джазового марафона.
Однако главное действо, которого всегда с нетерпением ждут настоящие
джазовые меломаны, состоялось на следующий день на базе туристического
комплекса «Малые Карелы». Джем-сешн доставил массу удовольствия как
слушателям, так и самим музыкантам. Выход маэстро Джорджа Грунтца с
командой (Тобиас Вайдингер, Тэйтум Гринблат, Джек Барджерон — трубы,
Дейв Барджерон, Гэри Валенте — тромбоны, Крис Хантер, Сал Джорджани —
саксофоны, Джон Райли — барабаны) вызвал бурю восторгов. Часами не уходя
со сцены, играл контрабасист Георгий Стрелков. Студенты РАМ им. Гнесиных
Андрей Шабашев, Марина Макарова и Алексей Барандов исполняли роль
сайдменов для американских джазовых маэстро. Весь этот джазовый
фейерверк блистал и звучал без перерыва пять часов, с вечера и до
глубокой ночи. К чести организаторов фестиваля, следует отметить более
чем достойный уровень архангельских музыкантов и чётко организованную
работу на протяжении всех четырёх фестивальных дней. А мы знаем, что
значит спланировать, организовать и провести международный джазовый
фестиваль, тем более — уже 26-й по счёту. Браво, северяне!
[авторская
подпись снята по просьбе автора]
Фото предоставлены редакцией журнала "ЛосАнгельск"
Автор - Роман Шиллер
(при содействии Поморской государственной филармонии)
|