Выпуск #4, 2008
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Jazzanova: «Мы всегда ищем новое звучание» |
На родине немецкий коллектив Jazzanova - одни из главных проповедников
«насыщенной» современной танцевальной музыки, замысловато совмещающей
электронное звучание с традициями классического джаза,
латиноамериканских ритмов, боссановы, реггей и других многочисленных
музыкальных жанров. В России же нет радио Multikulti и еженедельной
авторской передачи лидера «Джазановы» Александра Барка, здесь не
лицензируют продукцию подопечного им лейбла Sonar Kollektiv, и поэтому
прочен миф о том, что «Джазанова» - это легкий лаундж или смут-джаз. На
первом альбоме коллектива, впрочем, и такое имеется - однако загонять
подобную музыку в жанровые рамки было бы по меньшей мере несправедливо.
Альбом, кстати, так и называется - “In Between” («Между»), отвергая
бессознательное стремление слушателей на любой музыке поставить жанровое
клеймо. Отметив в прошлом году десятилетний юбилей, Sonar Kollektiv
вполне успешно проводит фестивали, собирающие на одной сцене диджеев и
музыкантов, исполняющих всё - от джаза до экспериментальной музыки.
В конце февраля состоящая обычно из шестерых молодых людей «Джазанова»
посетила Москву в весьма укороченном, но авторитетном составе: с
диджейскими сетами в клубе Ikra выступили Александр Барк, лидер
коллектива, и Даниэль Бест, куратор ответвления Sonar Kollektiv - лейбла
Best Seven, выпускающего музыку, ориентированную на регги и даб. Мы
поинтересовались у них, что же ждать от второго альбома «Джазановы»,
который должен вот-вот выйти, и насколько вообще «правомерно»
присутствие слова «джаз» в названии коллектива.
Что же на самом деле джаз для «Джазановы»?
Александр
Барк: Джаз, вне всякого сомнения, оказал влияние на нашу музыку.
Мы все слушаем очень много как старого, так и нового джаза. Но я прихожу
к выводу, что мне лично сложно понять, что такое джаз. Думаю, у каждого
должно быть своё определение на этот счёт. Для меня это не музыка - нет,
музыка конечно, - но я бы сказал, джаз - это то, как ты живёшь, как
чувствуешь музыку, как слушаешь её. Кроме того, это отличная школа - с
технической, с исполнительской точки зрения. Если ты знаешь джаз, тебе,
возможно, проще научиться писать собственную музыку.
А кто из выдающихся джазовых музыкантов оказал наибольшее влияние на
музыку «Джазановы»? Есть такие имена?
АБ: Сложно сказать... Имён очень много. Будет несправедливо говорить,
что мой герой - Майлс Дэйвис, он, скорее, один из героев, один из
огромного множества. Для меня лично это и Джон Колтрейн: он жил музыкой,
не просто играл её. Речь идёт не о технике исполнения, а о
самовыражении. Можно научиться играть, писать песни на компьютере, но
этого мало. Нужно уметь выразить свои эмоции при помощи музыки. И джаз в
этом отношении уникален, он даёт свободу самовыражения.
«Джазанова» же не выступает вживую... Ну, с акустическими
инструментами или электронными, на сцене?..
АБ: Нет, сейчас нет. Мы не готовы выступать.
Но когда-нибудь будете готовы?
АБ: Вполне возможно, учитывая, что на нашем новом альбоме эта идея имеет
место. Естественно, мы привлекаем к работе музыкантов, потому что на
самом деле никто из нас не играет профессионально. На альбоме появятся
десять таких маленьких групп, прозвучат струнные, духовые инструменты.
Но я бы не стал говорить, что альбом будет в какой бы то ни было степени
джазовым - по настроению только, не по стилистике.
Он будет принципиально отличаться от первого альбома?
АБ: Ну, стиль «Джазановы» никуда не делся. Единственное что - он в
большей степени будет обращен к соул-музыке.
Может, вопрос покажется идиотским, но не скучаете ли вы по звуку
живых инструментов, когда крутите пластинки? Это же абсолютно другое
звучание, абсолютно другие эмоции, если угодно...
АБ: Ты считаешь, это идиотский вопрос? (смеется). Но это две
абсолютно разные идеи, я бы сказал. Исполнение музыки вживую - это же
самое основное дело. Один человек играет на музыкальном инструменте,
другой слушает - это самая быстрая и короткая связь из всех
существующих. И самая богатая, тёплая, надо сказать. Тенденции меняются,
появляется запись, и запись нужно воспроизвести. И если человек, который
воспроизводит её, ну например диджей, делает это хорошо, то вам повезло.
Потому что не важно, куда вы идёте - в ночной клуб или джазовый, вы
идёте воспринимать музыку. И хороший музыкант сделает так, чтобы вы её
восприняли, прочувствовали, - то же сделает и хороший диск жокей:
по-другому, конечно, но это же разные музыкальные сцены.
А что вы думаете о тенденции исполнять электронную музыку живьём?
АБ: Это может быть интересно! Зависит от воплощения идеи. Если музыканты
просто стоят на сцене и кликают в свои лэптопы, проверяют электронную
почту, - ничего хорошего. Но если это происходит так, как у Джеми
Лидэлла (Jamie Lidell), - он использует всякие современные
инструменты, экспериментирует с микрофонами, накладывает звуки поверх
записанных петель... Это совершенно новый уровень в исполнении
электронной музыки.
А есть ли такие альбомы или музыканты, которых вы бы посоветовали
послушать приверженцам классического джаза в целях ознакомления с «околоджазовой»
электроникой? Может, чтобы они убедились, что порой танцевальная
электронная музыка многое берет от джаза?
АБ: Хм, сложно сказать...
Даниэль
Бест: На том же Sonar Kollektiv недавно вышло несколько релизов, которые
в известной степени приближены к джазу. Это компиляция “Neujazz”, альбом
“Drumlesson” Кристриана Промера (Christian Prommer)…
АБ: Мне кажется, самый замечательный синтез можно наблюдать в другой
работе, которая, кстати, тоже скоро выходит на лейбле Sonar Kollektiv, -
это альбом группы 2 Banks of 4. Это чистой воды джаз, но джаз другой,
своеобразный. Вторящий открытиям новых технологий, что ли... У него
джазовая структура, но звучит он очень современно, не как джаз в
классическом понимании этого слова, с электронными битами. Вообще на
этот вопрос правда сложно ответить: большая часть музыки, с которой мне
приходится иметь дело, не джаз, но уходит в него корнями. Джаз
безусловно силён в таких группах, как Jazzanova или 4 Hero, но в чём это
проявляется, не так-то просто сказать. Думаю, в любой электронной музыке
чувствуется джазовое наследие. Мы, например, пробуем писать современную
музыку по-старому. Если вы послушаете наш последний сингл, вы
почувствуете, что мы записали его так, будто это старая композиция:
барабанная линия звучит только с одной стороны, как у The Beatles, как
на старых пластинках. Можете попытаться отрегулировать баланс, но они
всё равно останутся с одной стороны. Это вроде как изучение прошлого
ради будущего. По мне, так развитие музыки никогда не прерывалось, всё
взаимосвязано. Современная хаус-музыка отсылает нас к началу девяностых,
а с тех пор прошло уже почти двадцать лет! Связь есть всегда, и это
может быть интересно, поскольку мы вечно пытаемся создать что-то новое,
а потом вдруг приходим к выводу, что не обязательно что-то изобретать,
если композиция хорошая. Вот “What is going on” Марвина Гэя - это же
настоящая классика, её можно играть где и когда угодно. На нашем новом
альбоме мы старались воссоздать такую же классику, сыграть её в
первозданном варианте.
ДБ: Я думаю, очень важно понимать, что и «Джазанова», и я - все мы
выросли на коллекционировании виниловых пластинок. В коллекции ребят из
«Джазановы» огромное количество джазовых и соул-пластинок, и мы хотим
вкладывать наши знания в новую музыку в том числе. Но «Джазанова»
никогда не писала джаз при помощи электронных программ, ни в коем
случае. Но она всегда пыталась сохранить ощущение джаза в новом
звучании. И «Джазанова» никогда не станет причислять себя к ню-джазу (nu
jazz), для нас это несуществующее определение. Музыка может быть либо
плохой, либо хорошей, а жанры всё путают. Сегодня утром на втором этаже
нашей гостиницы какая-то группа играла джаз, и это было ужасно! Люди
могут, конечно, думать, что это и есть джаз, сравнивать его с Майлсом
Дэйвисом или Джоном Колтрейном, но по-моему, «Джазанова» ближе к
Колтрейну, чем то, что творилось сегодня в фойе. Но «Джазанова», кстати,
многое взяла и от хип-хопа: от его идей сэмплировать, повторять,
реструктурировать, воссоздавать... «Джазанова» - это длинная история, ей
уже десять лет, и каждый день появляются новые источники вдохновения. И
не важно, сделана ли музыка при помощи синтезаторов, или компьютера, или
как она записана - в любом случае мы всегда ищем новое звучание. Любой
джазовый музыкант хочет сделать что-то особенное, самобытное. И поэтому
джаз проделал огромный путь от диксиленда и Нью-Орлеана до наших дней и
не исчерпал себя. Я думаю, это именно то, к чему любой другой музыке
следует стремиться.
Диана
Кондрашина
|
|
На первую страницу номера |
|