После II фестиваля
"Джаз в саду Эрмитаж" довелось услышать
такое мнение (пожилой джазовый фан открыто и
бурно делал его достоянием гласности, явно
рассчитывая на уши организаторов): мол,
пятнадцать-двадцать лет назад любой
джаз-фестиваль был открытием, революцией. А
теперь - скука одна. Все одно и то же. Вот и в
"Эрмитаже", мол, тоже - полное повторение
прошлого года.
Позвольте публично с этим господином не
согласиться, хотя, конечно, право на свое мнение
он имеет.
Во-первых, в наше время фестивали, как правило,
молоды. Это только Новокузнецкий фестиваль в 14-й
раз проведен (и еще несколько периферийных долго
держатся). Что же до московских фестивалей, то их
история в основном исчерпывается двумя, тремя,
максимум - пятью годами. Некоторые - например,
фестиваль, проводимый Московским
джаз-ангажементом - даже перестали ставить
порядковый номер в своем названии, настолько
извилиста и прихотлива их история, со сменой
названий, площадок и концепций. Вот и фестиваль в
"Эрмитаже" прошел всего во второй раз.
Естественно, каждый новый фестиваль - почти
всегда открытие: новая компания организаторов в
соответствии со своими вкусами и кругом
знакомств формирует новую программу. А поскольку
новых фестивалей в последние три года очень
много, то и впрямь создается впечатление
революционной новизны. Нет, не двадцатилетней
давности это ощущение - гораздо свежее.
Но вот наступает момент, когда фестиваль
проходит не в первый раз, а во второй. А делать его
продолжает все та же компания, все с теми же
вкусами и тем же кругом знакомств. Ага, кричат
тогда знатоки - опять то же самое!
Выходов тут два. Либо количественный, либо - в
полном соответствии с марксистской диалектикой -
качественный. Опять-таки в полном соответствии с
непобедимым учением оба они, количественный и
качественный, зачастую с удовольствием
переходят друг в друга. Ну, например - привлечь
новых музыкантов из-за рубежа, из других городов
и т.п. Это одновременно и новое количество - чисто
статистически в фестивале во второй раз
принимают участие не только прежние музыканты,
но и новые - и новое качество (ну, в большинстве
случаев: бывает же и такое количество, до
перехода которого в качество должно ну очень
много времени пройти, но это, к счастью, не наш
случай).
Конечно, на II "Эрмитаже"
выступило много тех же самых коллективов, что и
год назад. Это и "Капелла Дикси" кларнетиста
Льва Лебедева (бравая сборная Москвы по
диксиленду открывала в этом году фестиваль 20
августа), и аккордеонист Владимир Данилин, и
Сергей Манукян, и "Джаз-бас театр"
арт-директора фестиваля, бас-гитариста Алекса
Ростоцкого. Но - вот и все. Больше пересечений не
было. Кроме того, изменились и те, кто был и в
прошлом году. Ну, например, Данилин играл сразу с
двумя своими составами - квартетом (он сам, Алекс
Ростоцкий на басу, Александр Шевцов на гитаре и
Евгений Рябой на барабанах) и "Супертрио"
(он, Ростоцкий и гитарист Алексей Кузнецов). И
программа, естественно, была совсем-совсем
другой (в основном основанной на недавно
вышедшем альбоме Данилина "OnceI
Loved"). А "Джаз-бас театр" и вовсе был
совершенно иным: в составе по болезни
отсутствовал главный ориенталист российского
джаза, трубач Юрий Парфенов, поэтому
ориентальный уклон в музыке ансамбля был едва
заметен, зато резко усилилась фанковая, почти
танцевальная составляющая. Может быть,
выступление "Джаз-бас театра" получилось
чуть менее концептуальным, чем год назад, зато
куда более драйвовым и веселым. Народ это
немедленно отметил, и буквально со второй
композиции завершавшего программу фестиваля
"Джаз-бас театра" дощатая площадка перед
эстрадой сада покрылась буйно танцующим народом
(от неукротимо прыгающих детишек и напоказ томно
гнущихся девиц до подгулявших Старых Джазовых
Фанов), что на джазовых фестивалях в России -
исключительная редкость.
Кстати, о народе. В первый вечер количество
посетителей фестиваля перевалило за тысячу, во
второй и третий в саду только по внутреннюю -
платную - сторону забора было не меньше двух
тысяч человек ежевечерне, да еще по полторы-две
сотни стояло и сидело с внешней стороны
(соответственно, халявной). Старых Джазовых
Фанов, столь приметных в прошлом году
неумеренным пьянством и неуемными воплями, было
очень немного, зато было множество молодежи.
Причем молодежь явно пришла по делу - не только
валялась на травке и хлестала пиво (кстати,
несколько менее дорогое, чем в прошлом году), но и
собственно джаз слушала, причем вполне
квалифицированно и очень заинтересованно.
А теперь еще об
участниках.Безусловные слушательские фавориты -
в первый вечер блистательный киевский вокальный
ансамбль Man Sound, во второй - Туркмен-джаз
"Нисса". И те, и другие к традиционному джазу
имеют мало отношения. Man Sound, как известно, поют
главным образом госпелз, украинский фольклор и -
чуть-чуть - джазовую классику; что же до
Туркмен-джаза (в котором, кажется, только один
настоящий туркмен - яростный перкуссионист), то
это - классное эстрадно-фольклорное шоу с
заметными джазовыми элементами, идеальный
вариант для фестивалей, вполне сопоставимый по
уровню слушательских восторгов с таким же явлением - Энвером
Измайловым. Вообще именно "Нисса", как нам
кажется, заслуживает права быть названной лучшим
шоу фестиваля: мощные, метр в обхвате,
туркменские шапки, атласные халаты, изобилие
пулеметной перкуссии и достаточно искушенные
аранжировки вполне искупают практически полное
отсутствие собственно джаза как такового.
Единственный сильный (но зато по-настоящему
сильный) импровизатор в ансамбле - перкуссионист
по прозвищу Хак, и его искусство коренится
непосредственно в зажигательном до
пожароопасности туркменском фольклоре, а вовсе
не в более привычных джазовых источниках типа
латино или самбы... Примечательно, что
руководитель этой роскошной компании - хрупкая
барышня, пианистка Варвара Рогович. Полный
состав таков: Варвара Рогович - фортепиано,
Евгений Чупрун - тенор-саксофон, Давид Аванесов -
бас, Лев Амирзадов - барабаны, Хакберды
Алламурадов - перкуссия.
Интересную программу показал
ансамбль скрипача Феликса Лахути. Кажется, после
длительного периода сотрудничества с группой
"Браво" Феликс наконец-то возвращается
обратно в джаз, где его так не
хватало. Отличный новый состав показал ветеран
барабанов Виктор Епанешников: в его ансамбле -
сразу два молодых солиста из числа "надежд
российского джаза" - 25-летний трубач Виталий
Головнев и 16-летний тенор-саксофонист Дмитрий
Мосьпан. Энергия и страсть Мосьпана,
утонченность и искренность Головнева добавили
ансамблю Епанешникова так много, что он
(ансамбль), кажется, только и начал обретать свои
подлинные черты.
"Второе
приближение" пианиста Андрея Разина с
участием певицы Татьяны Комовой
продемонстрировало лучшие вещи своей концертной
программы (естественно, репертуарно пересекшись
с собственными выступлениями на недавней
"Джазовой провинции") и вполне заслуженно
было награждено мощными аплодисментами: все-таки
этот проект трудно сравнить с чем бы то ни было в
нашем нынешнем джазе, но при всей неодномерности
и - временами - сложности своих прихотливых
музыкальных построений они умудряются
устанавливать и сохранять контакт с публикой,
что в авторской музыке такого уровня сложности -
редкость. Тут, конечно, снобы и Большие
Специалисты дружно фыркнут и скажут, мол, ну
какая же там сложность. А вот такая, гг. с. и Б.С. Не
забывайте, что имеем мы дело с аудиторией,
которая в массе своей вовсе не обязана
разбираться в чем бы то ни было сложном ,а вовсе
даже жаждет простых музыкальных удовольствий. И
вот для нее-то, для аудитории (к которой и мы себя
относим), музыкальный материал "ВП"
достаточно сложен - это не просто не "Мурка"
(ой, да какой же степени это не "Мурка"), это
даже не общепонятный узким кругам джазовый
мэйнстрим. А вот поди ж ты, слушает аудитория и
радуется. Вот только жаль, что уж больно
неудачное место было уготовано "ВП" в
фестивальной программе - открыли третий день, в
полпятого дня, и все, а основная масса народа
пришла к вечернему концерту (начинавшемуся в
семь) и долго спрашивала, когда же будет Разин.
Хорошо отыграл "Транс-Атлантик", когда-то
уфимский, а ныне, увы, безнадежно московский
фьюжн-коллектив. Недавно группа потеряла второго
(и, заметим, игравшего все клавишные соло)
клавишника Владислава Сенчилло, перешедшего в
рок-коллектив "Треф", так что уфимцев в
составе осталось только два - барабанщик Руслан
Капитонов и лидер, клавишник Сергей Чипенко.
Кстати, перемена в составе пошла группе на
пользу: прежняя "стена звука" уступила более
прозрачному и (может быть, поэтому) более
искушенному звучанию.
А вот после выступления ансамбля "Звезды
Российского Джаза" (который так и подмывало
назвать "Легенды Советского Джаза" -
аббревиатуру составляйте сами) знающие люди
ходили по дорожкам сада и поднимали друг перед
другом пальцы со словами "во жахнули!". И в
самом деле - ветераны не стареют не только душой,
но и игрой. Увы, как же раньше случалось, извините
за выражение, обламываться, слушая разнообразные
"сборные": не отрепетрировано, сыро, скучно,
плохо! И вдруг - действительно "жахнули". Вот
барабанщик Александр Гореткин - сидит почти
неподвижно, руки почти что и не двигаются, а какой
вкус, какая плотная, упругая игра! А ведь он, по
меткому замечанию ведущего Алексея Баташева,
один из немногих, кто помнит еще
музыкантскую "биржу" на Неглинной в 50-е годы.
А какой четкий, мощно свингующий звук контрабаса!
И неудивительно: ведь его источник - массивные,
крупные руки самого "черного" из московских
басистов своего поколения, ныне - профессора
Гнесинки Анатолия Васильевича Соболева. Какой
сочный, изысканный тенор-саксофон - сдержанный,
холодноватый, но глубоко искушенный. Это -
седоглавый Станислав Григорьев. А какая труба -
мощная, по-ньюйоркски свободная, певучая... Виктор
"Арзу" Гуссейнов. Что уж говорить о гитаре,
на которой играл Алексей Кузнецов, и о фортепиано
самого Игоря Бриля! Это было замечательно: тут
вам и живая связь джазовых поколений, и зримое
подтверждение того, что история джаза в нашей
стране началась если и не в 1922 г., как гласит
официальная версия (впрочем, нет причин не
соглашаться с ней), то и не вчера.
Петербургский пианист Андрей
Кондаков, выходя со сцены после своего
выступления, с сожалением оглянулся и молвил:
"А жалко, рояль же есть, хотелось бы и джаз
поиграть"... Но приехал он на этот раз не с
джазовым проектом, а с фьюжновым. И тем не менее
был органичен и интересен, как всегда. И проект
его был хорош. Правда, лично Андрею пол-обедни
испортил тот факт, что играл он на чужом (пусть и
хорошем) синтезаторе, к ручке громкости которого
он никак не мог приладиться (и клавишные партии
то проваливались, то "торчали" - при том, что
звукорежиссер за пультом ни одной ручки не
трогал). Но Андрею удалось превозмочь заморскую
железяку эмоциональной лиричностью своей игры. И
ритм-секция была на высоте - только что
переехавший в Москву из Питера и еще не успевший
забыть партий измузыки
Кондакова молодой барабанщик Александр Машин и
искушенный питерский контрабасист Григорий
Воскобойник. Но - не в обиду будь сказано
Кондакову - главным героем состава в этот вечер
оказался не Андрей и не ритм-секция. Оказался им
блюзовый гитарист Валерий
Белинов, с которым Андрей давно и плодотворно
разрабатывает фьюжновую жилу и в этом проекте, и
в группе "без Адреса". Белинов был так
убедителен на своем пронзительном черно-белом
"Телекастере" и так смачно пел собственного
сочинения блюз "Big Fat Mama", что под конец
выступления поставил сад "Эрмитаж" на уши
(чего сад ждал и весь тот, третий вечер фестиваля
никак не мог дождаться).
Кстати, на рояле Кондаков-таки поиграл, правда,
днем раньше - выступая вместе с Сергеем
Манукяном.
И, наконец, "дальнее зарубежье" на фестивале
было представлено выступавшим в третий вечер
польским ансамблем п/у Кшиштофа Завадского.
В афише он был громко назван "Polish All Stars", что
действительности не вполне соответствует -
большинство участников даже не из Варшавы, а из
Катовиц (там они преподают в известной
Катовицкой джазовой школе), и уж тем более вряд ли
может считаться лучшими польскими джазменами.
Впрочем, ансамбль вполне достойный, крепкого
среднеевропейского уровня. Тромбонист явно
много слушает Билла Уотруса: характерная мягкая,
закругленная манера игры без детонации и жесткой
атаки плюс склонность к некоторой
мечтательности весьма напоминают звучание
американского мастера, но при этом поляк вполне
индивидуален. Саксофонист, правда, на сцене был
холодноват, но очень хорошо показал себя на
ночном джеме с московскими джазменами в ночь
после последнего концерта фестиваля.
Таков
был II фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж". Да,
действительно, ощущения новизны в нем было
меньше, нежели в прошлом году. Оно и
неудивительно - фестивальная формула, вполне
удачная, найдена и вряд ли изменится. Но это был
просто хороший фестиваль. Помимо
революционности новизны, столь привычной в
бурные годы не зависящих от нас перемен, нам
придется теперь осваивать заново еще одно
чувство - традиционной стабильности. И учиться
чувствовать, что стабильность тоже хороша. |