Беседа обозревателя
Михаила Митропольского с генеральным продюсером
компании "Богема
Мьюзик" Андрей,
твое положение в джазовом мире имеет некие
особенности. Именно поэтому любопытно узнать
твое мнение по ряду вопросов. Прежде всего я
прошу тебя охарактеризовать события последнего
джазового года с точки зрения издателя.
- Я бы назвал главным событием реанимацию
интереса к джазу, причем не только у джазовой
тусовки, но и у более широкой аудитории. Это не
событие, а скорее тенденция этого года. Что
касается событий, то их несколько. Мне, как
участнику некоторых из них, трудно об этом
говорить. Но кое-что я бы отметил. Это - фестиваль
в саду "Эрмитаж", появление форматного джазового
каталога компании "Богема-мьюзик" и,
конечно, второй фестиваль "Джазовая
провинция", скорее сам факт того, что этот
фестиваль состоялся второй раз - все было под
большим вопросом. Ну и, наверное, стоит обратить
внимание на состоявшийся в апреле "Богема-джаз
фестиваль", тем более, что этот фестиваль не
вписывается в понятия обычного российского
джазового фестивального движения.
Может быть, остановимся на последнем? Ввиду
необычности этого фестиваля у любителей джаза
возникло немало вопросов.
- Видимо, главный вопрос - "зачем вы это
сделали?". Так вот, его предыстория. Два года
тому назад я попал на джаз-фестиваль в Монтре.
Попал не просто так, я возил туда ансамбль Magic Pump.
Мы участвовали в фестивале off, в который, кстати,
тоже надо попасть. До нас из России в этом
фестивале принимали участие "Вокал-бэнд",
Одиссей Богусевич и "Лига Блюза". Программа
off проходит на нескольких площадках вокруг
основных площадок фестиваля. Концерты off идут с 12
дня и до 7 вечера, а с 8 вечера начинается основная
программа. В течение двух недель в Монтре
проходит джазовый праздник. И я понял, что наше
отношение к джазовому фестивалю и их отношение -
совершенно разные вещи. Это не значит, что в мире
не существует форматных джазовых фестивалей, их
много и они идут по определенным канонам. Но
фестиваль в Монтре - самый крупный, самый
финансово емкий и самый праздничный. Конечно,
невозможно создать аналог Монтре, но попытаться
сделать нечто более похожее на праздник мне
захотелось. Более того, захотелось расширить
жанровые рамки обычных джазовых фестивалей. И в
следующем году я постараюсь сделать это даже в
большей степени.
Признаками такого праздника являются такие
странные вещи, как появление длинномерных
автомобилей, явно неджазовый ведущий?..
- Да, но это шоу. И это крючок не для
профессионалов, а для обывателя. В Монтре
приезжают туристы, и я уверен, что 50% из них - люди
неджазовые. Но там они получают возможность этот
мир для себя открыть посредством праздника. Они
видят, что джаз - эта не сложная музыка, в которую
надо вникать, а еще и развлечение. Поэтому мне
показалось, что такой праздник в Москве должен
быть.
Что из того, что вами было использовано с этой
целью в первом фестивале "Богема-джаз",
сработало, а что нет?
- Уверен, что сработало шоу в день открытия
фестиваля. Причем с точки зрения прессы - была
очень серьезная реакция. Ведь даже отрицательные
публикации - это все равно публикации, хотя я
таких не знаю. Во всяком случае, было что-то новое
и это уже хорошо. Значит цель была достигнута.
А выступления в дорогих московских клубах?
- Думаю, что некоторые клубы мы просто
переоценили. Мы не учли их ауру. Допустим, клуб
"Феллини", элитный клуб, был не готов к этому,
и аудитория была не готова идти туда слушать
джаз. Хотя заключительный концерт, на мой взгляд,
там прошёл успешно. Но каждый день было по
пять-шесть концертов в местах с разной ценой
билетов. У людей был выбор. Другое дело, что
журналисты стремились в клубы побогаче, поярче. А
в традиционно джазовых клубах ("Форте",
"Ле Клуб") были аншлаги. Из неджазовых можно
выделить клуб "Петрович" - журналистское
место - и там все время было просто битком. Вообще
столичный фестиваль имеет свои особенности. Мы
старались работать на все слои общества. И может
быть поэтому "Богема-джаз фестиваль" стал,
на мой взгляд, событием сезона. В этом смысле он
имеет продолжение и в издательской деятельности.
Мы в наших проектах, в дизайне ориентируемся не
только на знатоков джаза, мне интересна
психология обычного человека, который идет по
улице, заходит в магазин, покупает, приходит
домой, включает телевизор, смотрит мыльный
сериал. Что может заставить его заинтересоваться
джазом?
В таком случае повернемся лицом к джазовой
части каталога фирмы "Богема". Он уже
достаточно солиден, и вы должны уже иметь опыт
реакции отечественного рынка на ваши издания.
- Да, такой опыт есть. Могу сказать, что очень
хорошо сразу продавался "Арсенал". И эти
диски покупала не только джазовая публика.
Алексей Козлов создал себе имя не только
музыканта, но и общественного деятеля.
Продавалось имя. Думаю, что в последние 3 - 4 года
мы хорошо представили Шилклопера. С участием
Аркадия у нас в каталоге семь проектов. На
сегодняшний день Шилклопер уже продаваемый и
авторитетный музыкант. И тут многое зависело от
него самого. Аркадий гибкий и не амбициозный
человек. С ним очень легко работать. Анатолий
Герасимов сегодня тоже стал востребованным
музыкантом, как на концертах, так и на пластинках.
Вы считаете, что аудитория расширяется?
- Безусловно. У нас существует постоянная
тенденция увеличения продаж. Даже несмотря на
летние месяцы, кризис и т.д. На Западе продаются
Энвер Измайлов, Аркадий Шилклопер, есть интерес к
питерской группе "Самха". Из мейнстрима -
Григорий Файн; может быть, это связано с тем, что с
ним играет английская ритм-секция, и альбом
записан в Англии.
Сейчас ваш каталог достаточно разношерстный. В
то же время любая издательская фирма
обрисовывает свою направленность. Возникнет ли,
наконец, эта направленность у вас?
- У нас была задача сделать объективный срез
состояния джазовой музыки в стране. Насколько
это удалось? Я думаю не полностью. Тем более, что
джаз постоянно развивается. Что касается
тенденций в формировании каталога, то их
несколько. Основные две. Первое - это все-таки
ориентация на продажи: что мы можем продать здесь
и что мы можем продать за рубежом. И только после
этого мы можем думать о коллекционерах.
Категория коллекционеров самая проблематичная,
она не обеспечивает возврата вложенных денег.
А какие-то жанровые, стилистические критерии у
вас существуют?
- Года полтора назад у нас с тобой состоялся
разговор на эту же тему, и благодаря этому
разговору я задумался над тем каким образом
разбить проекты по стилистике. И сейчас каталог
состоит из серий мейнстрима, contemporary, world jazz, creative.
В свое время ты задавал вопрос по радио: "что
такое джаз?".
Я всю жизнь задаю этот вопрос и всю жизнь на
него отвечаю.
- Ну вот и формирование каталога происходит с
учетом того, что на этот вопрос никто так внятно и
не ответил. Разумеется, субъективная точка
зрения присутствует в каталоге так же, как это
бывает в журнале, в радиопередаче, в фестивале.
При претензии на объективность ничего цельного
не выходит. В любом случае я ориентируюсь на
западный профессиональный уровень, мы должны с
ним конкурировать. А у нас есть проблема
профессионализма. У нас есть очень талантливые
музыканты. Но есть потолок. Я считаю, что огромный
прорыв сделали Шилклопер и Измайлов только
потому, что они имеют возможность постоянно
находиться в другой менталитетной среде. Они
играют там, они играют с теми музыкантами, и они
развиваются. У нас же - представление, что мы
создали свой, российский джаз, мы самые-самые... И
это тормоз. Я считаю, что по оформлению, дизайну
компакт-дисков мы конкурируем, а дальше встает
вопрос - а по музыкальному материалу? Во многих
случаях - средне. Наши ностальгические издания -
не показатель. Когда-то это было здесь
революционным, но в абсолютном представлении это
просто слабо. И в этом виновата клановость.
Поэтому я предлагаю: давайте работать. Я еще хочу
побороться.
А если говорить о перспективах развития
российского джаза, то я их вижу в развитии музыки
с элементами этники, российских национальных
основ, молдавских, татарских, тувинских, каких
угодно. Если говорить о мейнстриме, то проблема в
том, насколько хорошо мы умеем играть
американскую музыку.
Да нет этого пути, не умеем мы ее играть.
- Тогда только композитор, мелодия, с чем у нас
тоже большие проблемы. И еще один путь -
использование новых технологий. Использование
компьютера, эйсидовое направление. Здесь мы
можем конкурировать.
Хотя этот путь в меньшей степени связан с
джазом, хотя бы в плане импровизационности.
- Эйсид-джаз может быть вполне живой музыкой.
Это показала немецкая группа "Orbit Experience"
(выступавшая на фестивале "Богема Джазз" -
ред.). Но у нас нет музыкантов такого уровня.
Сейчас мы делаем эйсидовый проект с очень
интересным саксофонистом Николаем Винцкевичем,
который вынужден использовать электронную
ритм-секцию. В любом случае мы приходим к тому,
что это должны быть оригинальные направления.
Не затухает у вас источник интересных проектов?
- Эта проблема существует. Есть потребность в
проектах молодых. Т.е. молодые есть, нет зрелых
профессиональных проектов, готовых к изданию. Я
очень интересуюсь молодежью. Что касается
архивов, то сейчас у нас будет Чижик, Громина с
Кузнецовым выпускаем. Как правило, эти проекты
идут сугубо на внутренний рынок, а с ним есть
проблемы.
В последнее время ходят слухи, что количество
джазовых проектов "Богемы" будет
уменьшаться. Так ли это?
- Это не слух, были заявления, сделанные для
создания правильного представления о компании,
которая не сосредотачивается исключительно на
джазе. У нас формируется каталог фолк-музыки,
академической музыки и музыки духовной. Есть и
эстрада, но определенного эстетического уровня.
Это Елена Камбурова, это пластинки Вертинского.
Хотя на сегодняшний день джаз - это основная
часть каталога, на нем мы и зарабатываем,
несмотря ни на что. Пока в планах ежемесячное
издание джазовых проектов.
Беседовал Михаил
Митропольский
|