8-9 декабря прошел традиционный для этого месяца международный фестиваль
вокального джаза «Джазовые голоса». Это случилось уже в 13-й раз, и, как
в прежние годы, фестиваль начался одновременно в Москве и в Твери.
Состав участников и гостей фестиваля был довольно широким и
разнообразным. Россия была представлена Полиной Свиридовой из Томска,
Натальей Дмитришиной из Челябинска и ансамблем Реек-А-Воо из Москвы.
Среди иностранных участников были София Рубина из Эстонии, грузинская
певица Майя Бараташвили, Колет Викенхаген из Нидерландов и американская
певица Рэчел Голд.
В пресс-релизе фестиваля, размещенном ранее сетевым журналом «Полный
джаз» (# 21-2007), приведены
достаточно подробные сведения о каждом из участников фестиваля, поэтому
здесь хотелось бы сделать акцент на другом - представить фестиваль
глазами участников и публики.
Взгляды со сцены
Колетт Викенхаген (выдержки из письма):
…Как
ансамбль, мы были очень рады, что организаторы решили почти все
проблемы. Это распространилось на авиаперелет, гостиницу, транспорт,
концертные залы, еду, напитки и даже на экскурсию по Москве.
…Красная площадь так красива, что захватывает дух. Москва поразила нас,
такие контрасты в этом мегаполисе…
…В субботу мы поехали в Тверь. Там был концерт в филармонии.
Великолепный зал с хорошей акустикой, что очень важно для музыкантов.
Нас очень хорошо приняли.
…Концерт начала юная, талантливая девочка Тамара с хорошим голосом.
Затем с полным сетом выступила Рэчел Голд. Прекрасный голос. Она
работала с русскими музыкантами, и они были очень, очень хороши. Мы
получили истинное удовольствие, слушая их.
…Программа концерта в целом была сделана весьма удачно. Начавшая концерт
Рэчел Голд продемонстрировала сдержанность в исполнении с великолепными
приемами скэта. Я же выступила как певица прямая, открыто обращающаяся к
публике. Моя программа была построена по законам музыкального шоу. Таким
образом напряжение в концерте шло по возрастающей - это как раз то, что
было нужно музыкантам, организаторам, публике.
Наше выступление было абсолютно великолепным. Ник (Ник Ван де Бос -
ред.) был восхитителен, он создал прекрасную атмосферу. Виру (Виру
Махью - ред.) проявлял чудеса виртуозности, а в некоторых моментах
был даже чрезмерно быстр. Публика полюбила его, а Андрей (Андрей
Макаров - ред.) снискал любовь публики тем, что сыграл барабанными
палочками безумное соло на всем, что попадало под его руки. Все вместе
они дали мне крылья, и мы воспарили. Публике передалось это состояние, и
она бурно и доброжелательно отреагировала на наше выступление.
…Второй концерт состоялся в Москве, в Доме Литераторов. Как артистка я
беспокоилась о том, что прошедшая ночь сделает невозможным повторить
успех. Сможет ли мой голос сделать то же самое? Смогу ли я превозмочь
усталость? Мне казалось, что есть какие-то нерешенные организационные
проблемы, и я нервничала перед концертом.
Но вопреки всей этой напряженности снова состоялось великолепное шоу.
Ребята превзошли себя. Андрей даже смог справиться с разломанной педалью
на «бочке». Снова я воспарила, и мне казалось, что мой голос в состоянии
безошибочно сделать то, что я хочу. Снова нас поддерживала великолепная
реакция зала. Московская публика потрясающая. Мы были так счастливы,
звук был прекрасный, и с музыкальной точки зрения мы просто растворились
друг в друге.
…Советник посольства Жан Поль Диркс поздравил нас, и мы были очень
польщены и удивлены тем, что он нашел время посетить концерт.
…Рано утром мы вернулись в Нидерланды, и все мы убеждены в том, что мы
действительно хотим вернуться в ближайшем будущем в Россию с тем, чтобы
еще больше увидеть и лучше почувствовать вкус этой прекрасной страны с
ее удивительной, тонко понимающей джаз публикой.
Спасибо «Jazz Voices». Спасибо тебе, Россия, за возможность быть
услышанными на фестивале в Москве и Твери.
Полина Свиридова:
Несколько
подвел рояль, который слегка поплыл, несмотря на все старания
настройщика перед концертом. Бытовые вопросы в этот раз решали сами, это
очень сильно утомляло (особенно в день концерта, надеюсь, что в
следующий раз будет как-то полегче с передвижением и проживанием в
Москве, ибо на этот раз мы устроились очень далеко и очень долго
добирались). А вообще мы получили массу положительных эмоций от
фестиваля! Большое спасибо главному организатору Александру Львовичу,
подарившему нам этот фестиваль, где есть возможность выступить и
познакомиться с другими музыкантами.
Нам очень повезло с ритм-секцией. Очень талантливы, хорошо чувствуют
музыку. И Олегу (барабанщик Олег Шунцов - ред.), и Сергею (басист
Сергей Геер - ред.) большое спасибо!
Мой взгляд на других участников фестиваля:
Майя Бараташвили - очень внимательная и душевная. Очень понравился ее
тембр с неповторимым грузинским национальным колоритом.
Вокальный секстет Peek-A-Boo - качественный эстрадный ансамбль, технично
исполнили программу, мощные и красивые солистки.
Наталья Дмитришина - здорово поговорили с ней после концерта о
продвижении музыкантов из провинции в столице и джазовом образовании.
Очень понравился их дуэт с пианисткой. Вообще у нее был очень сильный
инструментальный состав. Очень гибкий и легкий, "не грузящий" вокал.
София Рубина - очень душевная. В зал от нее идет мощнейшая энергетика.
Слышала ее потом на сейшене - очень понравилась ее фразировка в
импровизации, это очень ВКУСНО! Ее западноевропейская эстрадная манера
исполнения очень свежо и блестяще звучала.
Рэчел Голд - как у представителя народа-носителя джазовой культуры у нее
всё было в порядке с музыкальным временем, свинговала она отменно. В
целом впечатление от этого сета очень спокойное.
Колетт Викенхаген - ее выступление произвело просто неизгладимое
впечатление. Кажется, что она может всё, но при этом создается
впечатление, что это для нее легко, в порядке вещей. Чувствуется ее
кабареточное образование!
Майя Бараташвили:
-
Ну вот, прибыли с Божьей помощью, - с облегчением вздохнула я. - Гия, не
скули, поторопись, а то папа заждался.
Гия (Георгий Раквиашвили - пианист) молча повиновался. Характер
твердый, от принципов не отступает, иногда кажется угрюмым, но это
только кажется, на самом деле натура глубокая и чуткая, а еще играет как
сумасшедший, иногда аж сердце замирает.
Декабрьская Москва без снега - трудно представить, но как же мне
свободно дышится! С первой минуты прибытия ощущение чего-то родного, и
ни капельки отчужденности.
В зале ожидания наблюдалось столпотворение. Высокий, стройный,
симпатичный мужчина с умиротворенным выражением лица мило улыбался и
этим явно выделялся среди суетливой публики. Отец и сын потянулись друг
к другу и замерли на секунду. Объятия были сдержанными, как в общем-то
подобает интеллигентным людям, без лишних сюсюканий, но это только на
первый взгляд, на самом деле человек наблюдательный почувствовал бы за
этой сдержанностью всю нежность, которую только может питать родитель к
собственному ребенку, все невысказанное, накопившееся за восемь лет
разлуки.
- Поехали, Александр обо всем позаботился, машина ждет.
Александр (Алик) Эйдельман действительно обо всем пунктуально заботится.
Это тот довольно-таки редкий случай, когда практичность и рациональность
организаторского ума успешно сосуществуют с чутьем и вкусом человека,
тонко чувствующего музыку. Вот уже 13 лет как он заведует международным
фестивалем вокального джаза, и делает это очень умело. Тут все продумано
до малейших мелочей, начиная от подбора участников и заканчивая
логистическими схемами. Благодаря позитивной энергетике, личному обаянию
и оптимизму с ним всегда приятно общаться. Фестиваль «Джазовые голоса»
мне запомнился еще с 1998 года, когда было мало опыта, но была
одержимость познанием чего-то нового. А произошло тогда то, что я, с
легкой руки Эйдельмана, встретилась с патриархом джаза в России - Игорем
Брилем, чей учебник по джазовой импровизации я не раз разбирала в
детстве. У Алика, кроме всех прочих талантов, тонкая интуиция; он всегда
знает, кого с кем и на какой фестивальной площадке «посватать». Именно
так рождаются великолепные дуэты, трио, квартеты из музыкантов,
представляющих разные страны, но общающихся на одном универсальном языке
- языке музыки.
Репетиция в прекрасном особняке Болгарского культурного центра была
назначена на 15:00.
- Привет, я Давид.
Собственное имя молодой человек произнес с легкостью, игриво, но с видом
человека, который велит любить себя и жаловать. Давид Ткебучава - это
талантливый ударник: четкость фраз, ритмическая стабильность, мягкость
звука, а также культура аккомпанировать - все эти качества являются
надежным пропуском в любой музыкальный коллектив. А еще Давид галантный,
внимательный и заботливый и... это, наверное, грузинская кровь дает о
себе знать.
Контрабасист Евгений Онищенко присоединился позже. Тут вообще
комментарии излишни - музыкант с большим и плодотворным опытом работы.
Мы с ним еще при Бриле вместе играли. Вообще у меня особый подход к
контрабасистам. Если не такой, как надо, у меня пропадает чувство
надежности. А когда аккомпанирует Женя, я чувствую себя совершенно
надежно. В общем, пробежав глазами предложенный листок, Женя тут
подметил, там подсказал - и часовая программа была готова.
Сбацали, свинганули, повертели бедрами под ритм самбы, покачались под
ленивую босса-нову. Все, готовы выступать.
Первый фестивальный день длился долго. До меня три выступления по 45
минут. Коллеги по сцене оставили очень хорошее впечатление, особенно
инструменталисты, их квалификация неоспорима: совсем молодые, но играют
как настоящие профессионалы. Наконец-то настал момент истины. После
помпезного вступления, Александр объявил меня и инструментальный состав,
с которым я выступала: Георгий Раквиашвили - фортепиано, Евгений
Онищенко - контрабас и Давид Ткебучава - ударные, и пошло-поехало. То,
что мы все-таки зажгли, было видно по реакции публики, которая была
именно той, с пониманием и вкусом,, которую всегда ждешь и которая
остается преданной джазу всегда. Георгий, глубокий по натуре и
суперсовременный по образу мышления, выдавал музыкальные фразы целыми
жемчужинами, тогда как Евгений и Давид создавали крепкую, надежную
опору. Кого угодно удивило бы то, что едва знакомые друг другу музыканты
сыгрались так, как будто они годами играли вместе. Но благодаря высокому
профессионализму и универсальности музыкального языка, в исполнении
чувствовалась целостность и некая преданность друг другу и вообще
искусству в процессе созидания чего-то нового.
Фестиваль с самого же начала определил направление - джаз и ничего
другого, и так и было всегда с первого дня его существования. Но то, что
произошло под конец нашего выступления, значило намного больше, чем
просто мог бы значить финал успешно завершенного концерта. Под шум
аплодисментов Александр Эйдельман вдруг обратился с просьбой - «Майя,
спой что-нибудь грузинское»... Это было неожиданно для всех, но в первую
очередь для меня. Ведь мы об этом не договаривались. Немного
растерявшись, я все-таки собралась и выбрала известную тему «Тбилисо» и
запела под великолепный аккомпанемент поднявшегося на сцену из зала
Александра Раквиашвили - отца Георгия, который уже несколько лет
работает в Москве. Являясь профессионалом с утонченным вкусом и
рафинированными манерами, он своим присутствием на сцене действительно
украсил вечер. Во время исполнения, в первом ряду я вдруг заметила
молодую женщину со слезами на глазах, и сердце защемило от радости: «Не
забыли, все еще любят», - подумала я. Это было трогательно и бодряще,
как поток свежего воздуха или первое признание в любви... Потом
попросили спеть и русский романс... И так, под бурные аплодисменты
благодарной публики, концерт подошел к концу.
Ай да Александр, ай да Эйдельман, молодец, как здорово все придумал!
Окрыленная и счастливая, я вернулась в отель. Всю ночь глаз не могла
сомкнуть. Все-таки как хорошо, что существует музыка и ее настоящие
ценители, и что есть такой фестиваль - «Джазовые Голоса»!..
Взгляды из зала:
Валерий Голиков (поклонник джаза со стажем не менее 40 лет):
Мне
фестиваль понравился. Все его участники достойны фестивальной сцены.
Особенно хорошее впечатление произвела певица из Грузии Майя, конечно -
Рэчел Голд и, несомненно, Колетт. У каждой из них, кроме хороших
вокальных данных, кроме отточенного музыкального вкуса и стиля, кроме
своей неповторимой манеры, есть потрясающее джазовое чувство, его
ощущение и мастерская передача. Это то, чего иногда не хватало остальным
участникам. Две армянские девушки в гостевой программе заинтриговали
своими выступлениями. У них может быть хорошее будущее, если останутся в
джазе. Особые слова об инструменталистах, которые аккомпанировали
участникам. Безупречная игра и очень тонкое ощущение своей роли на
сцене, нет «перетягивания одеяла на себя», есть выверенная и точная
поддержка главного виновника выступления - вокалиста. Браво всем.
Анатолий Сажнев (врач, музыкант, в общем «Доктор Джаз»):
Хороший фестиваль. Мне, как музыканту, приятно, то, что всем участникам
дают полноценно высказаться на сцене, раскрыться со всех сторон. Сорок
пять минут на сцене - об этом можно только мечтать. Я слушаю и играю
джаз много лет, и меня трудно чем-нибудь удивить. Не было ничего
удивительного и на этом фестивале. Но зачем удивляться, надо радоваться
уже вот! Примерно так говорят в моей любимой Одессе. И я радовался
солнечной, светлой с чистым голосом девочке Полине. Ее последняя песня в
дуэте с пианистом - пронзительна и душевна настолько, что сердце
защемило. Порадовался Наташе, выступившей после Полины. Ее пианистку
Наташу Смирнову я хорошо знаю по клубу Алика Эйдельмана, а вот саму
красавицу в красном платье увидел и услышал впервые. Молодец девочка, но
ей надо работать и работать, вроде все на месте и технично, но
плосковато, интонирование в самом зачатке. Потом выступили шесть
барышень - это уже по-нашему. Во-первых, все красавицы. Во-вторых,
хороший ансамбль, и соло все поют вполне прилично. Но чуткое
музыкантское ухо иногда может подловить девчонок на неточностях в строе.
Ну это я так, брюзжу. Молодцы, молодцы девочки. Грузинка Майя вообще не
обсуждается. Она опытная певица, это видно сразу, с первой спетой ею
фразы. Густой, сочный тембр, фразировки - смесь американского джаза с
грузинскими интонациями. В общем первый день мне понравился.
Второй
день. Я опоздал на пару вещей Сони Рубиной, но по услышанному в остатке,
могу сказать, что она яркая девушка, сильная певица и у нее большое
будущее, но… Только в том случае, если она будет ориентироваться на
грамотных, с хорошим вкусом аранжировщиков. То, что она показала,
технично, и музыканты наши, конечно, эти аранжировки сыграли как надо,
но это совершенно вымороченная музыка. Дело в том, что из песен вынули
душу, прокатились по ним катком и выдали что-то плоское, неинтересное,
искореженное. Может в Прибалтике это и катит, но у нас здесь, а особенно
в Одессе - никогда.
А вот потом… Ведущий концерта Алик Эйдельман правильно сказал, что
сейчас на смену юному задору и азарту придет опыт и мудрость. Когда,
прихрамывая, появилась полная американка (Рэчел Голд - ред.), зал
затаился и не обманулся в ожиданиях. Она настоящий джазовый человек,
знающий все законы и нюансы джаза, ее фразировки точны, исполнение
эмоционально, голос в скэте гуляет и блещет красками во всем диапазоне.
Ну, а то, что касается задора и энергии, здесь мне кажется она абсолютно
не уступает своей юной коллеге. Очень хороший у нее был аккомпанемент во
главе с отличным пианистом Артемом Лалаяном. Они были в полной гармонии
и понимании друг друга.
Выступление
голландской певицы Колетт было логичным завершением фестиваля. Эта
Колетт - просто ураган, она просто подожгла сцену и весь зал своим
бешеным темпераментом, своей неистовостью и великолепной джазовой
подачей песен. Классный репертуар и великолепное исполнение, ее
музыканты также превосходны.
Из гостей мне понравилась девушка в белом платье (Анастасия Старикова
- ред.) - очень чистый голос, точные попадания в нотки и хорошее
удержание тона. Армянская девушка (Дана Казарян - ред.), которая
исполнила «My Funny Valentine» - по-моему, это интересное открытие
организатора Александра Эйдельмана. Большое ему спасибо за фестиваль. А
окончание фестиваля выступлением усеченного диксиленда с поющим
банджистом Андрюшей Родионовым было хорошей кодой. Тем более, что они
спели песню про мою любимую Одессу.
Елена Бирюкова - Радиокомпания «Голос России», редактор передачи
«Джаз шоу» (Всемирная служба вещания на английском языке):
В отличие от остальной публики, я все выступления прослушала дважды,
один раз - в зале, второй раз - в студии, готовя передачу о фестивале
для «Джаз шоу». Формат передачи, смысл самого вещания обязывает меня в
первую очередь давать материал о российских участниках. Это естественно.
И я внимательно, с пристрастием слушала и выбирала музыкальные
иллюстрации для передачи. Хочу сказать, что при всех ошибках и огрехах,
девушки стоят того, чтобы сделать о них передачу и дать в эфир. Полина
Свиридова - яркая творческая личность и сильный человек, я это поняла,
наблюдая ее на сцене, и окончательно утвердилась в этом, когда брала у
нее интервью. Группа Реек-А-Воо - состав эксклюзивный, у него нет
конкурентов на российских просторах, но от знания этого девушки не
расслабляются. Работают самозабвенно, искренне отдаваясь песне. Хороши
солистки, Виктория Терешина, Дарина Дукачева, Марина Мизелькова. Шеф
ансамбля Владимир Сидоркович своим колоритным выступлением украсил
выступление своих подопечных. О Наталье Дмитришиной не могу говорить без
упоминания ее замечательного аккомпаниатора Натальи Смирновой. Наиболее
запомнился их вокальный дуэт. Свежо и интересно. Вообще у всех наших
вокалисток был очень хорошо подобранный репертуар, наряду с ходульными
темами были и крайне редко исполняемые вещи. Например, меня поразило,
что Дмитришина спела «Reaching for the moon» Ирвина Берлина, песню очень
красивую, но абсолютно не заигранную.
Что касается зарубежных участников - понравились все без исключения. У
каждой было свое лицо, своя манера, свой джазовый мир, который они
раскрыли перед публикой. Все это, конечно, помножено на хорошую школу,
опыт и профессиональное мастерство. А как хорошо играли молодые
музыканты, какой превосходный, заботливый аккомпанемент они делали!
Главное мерило всему в искусстве - реакция и восприятие публики.
Внимательная тишина в зале, а потом взрыв аплодисментов - вот настоящие
признаки качества того, что происходит на сцене. Все это было на этом
фестивале, а значит, он удался, и хочется пожелать ему долгой жизни.
|