В марте этого года в ЦДРИ состоялся концерт студентов класса Игоря
Бриля, о чем подробно писал журнал "Джаз.Ру" в #4, 2007. В завершении
этой статьи Игорь Михайлович высказал пожелание молодым музыкантам
набираться недостающего им опыта выступлений в больших концертных залах,
где требуется особая интенсивность свинга, артистизм, контакт с
публикой. Да и публика, и акустика зала, кстати говоря, могут быть
несколько иными, чем на джазовых фестивалях, и это надо учитывать. Идея
Игоря Бриля, как и любого педагога, беспокоящегося о будущем своих
студентов, "материализовались" в двух недавних концертах, прошедших в
зале Музыкального колледжа им. Гнесиных в рамках филармонических
абонементов. 28 октября в абонементе "Мастера фортепианного джаза" (!)
филармония отважилась предоставить свою сцену студентам-пианистам,
правда, уже отмеченным всевозможными званиями на джазовых конкурсах и
фестивалях. 18 ноября на этой же сцене выступил "Университет-бэнд"
Московского государственного университета культуры и искусств.
Сначала о концерте пианистов. Участниками его были почти все ребята, что
и весной - Евгений Сивцов, Марат Габбасов, Николай Сидоренко, Арташес
Асланян, Алексей Иванников, Алексей Чернаков - студенты РАМ им.Гнесиных
класса Игоря Бриля, о которых он подробно рассказал в журнале, что
повторять не будем. К ним присоединился Олег Стариков, окончивший ГМКЭДИ
у Михаила Окуня и сейчас - первокурсник МГУКИ (класс Андрея Бубнова).
Его путь к джазу не совсем обычен, поскольку его первым инструментом
была виолончель. По свидетельству педагогов, он овладевал роялем,
занимаясь с фанатичным трудолюбием, что позволило ему стать лауреатом
двух конкурсов "Рояль в джазе", успешно играть соло и в ансамбле,
приобрести репутацию хорошего аккомпаниатора.
Программа концерта была тщательно подготовлена Игорем Брилем, который и
представил участников. Каждый пианист имел возможность показать себя "во
всей красе", и в то же время концерт отличался заметным разнообразием -
соло и трио, традиционные и современные темы, аранжировки отечественной
классики, авторские композиции. В концерте принимали участие
контрабасисты Дарья Чернакова, Макар Новиков, Сергей Корчагин и ударники
Петр Талалай и Петр Ившин (единственные уже не-студенты из участников),
которые тоже имели возможность показать себя в соло, что украсило
концерт.
Условием программы было исполнение каждым участником двух композиций.
Евгений Сивцов играл свой темпераментный "Space Dance" и пьесу на тему
песни Мэтта Дэвиса "Everything Happens To Me" (обе - в трио), Марат
Габбасов продемонстрировал изысканный пианизм в двух сольных композициях
- своем "Воспоминании" и аранжировке традиционной темы 1918 года Джеймса
Хенли "Indiana". Олег Стариков играл в трио обработку "Andantino" Арама
Хачатуряна и соло - тему Дейва Брубека "The Duke". Николай Сидоренко
аранжировал лирический "Май" из "Времен года" Петра Чайковского (соло) и
сыграл в трио свою пьесу "Движение". Во втором отделении Арташес Асланян
представил свои композиции "Вальс" и "Танец" (обе - в трио). Также в
трио Алексей Иванников обратился к темам современного джаза - "The Lieb"
Рона Миллера и "Sorcerer" Хэрби Хэнкока. Заключал концерт Алексей
Чернаков со своей пьесой "Прелюдия №2" и феерической сольной обработкой
"Неудачного свидания" Александра Цфасмана, сделав подарок не только
слушателям старшего возраста и отметив недавнее столетие выдающегося
пианиста.
Предваряя выступления молодых музыкантов, Игорь Бриль напомнил, что
именно в этих стенах, в музыкальном училище им. Гнесиных, начиналась 35
лет назад история нашего профессионального джазового образования.
Концерт очень убедительно продемонстрировал тот высокий уровень,
которого оно достигло за эти годы, если уже первокурсники (Марат
Габбасов и Олег Стариков) и студенты музыкального колледжа (Дарья
Чернакова) играют так профессионально.
Концерт закончился на "лирической ноте": после напутственных слов Игорь
Бриль сыграл свою трогательную "Молитву", и зал, вместе с участниками
концерта, слушал, затаив дыхание, игру мастера.
Мне очень приятно было наблюдать за тем, как "болели" друг за друга
ребята, вместе со своим профессором вслушиваясь в трансляцию за кулисы
того, что звучало на сцене, как радовались удачным соло.
Теперь о концерте 18 ноября. Оркестр на эстрадно-джазовом отделе МГУКИ
существует уже не одно десятилетие, и, как и в любом студенческом
коллективе, в его истории были годы более и менее удачные. В последнее
время "Университет-бэндом" руководит Евгений Александрович Савин -
трубач, опытный педагог, работавший в такого рода оркестрах и знающий
специфику биг-бэнда "изнутри". И оркестр вошел в период стабильного
роста, с успехом выступая в концертах на сценах Москвы и Подмосковья,
каждый год получая звание лауреата фестиваля "Весенний студенческий
джаз".
Свое название "Вечно юный джаз" концерт "Университет-бэнда" вполне
оправдал: в программе его были инструментальные и вокальные композиции
на темы, охватывающие практически всю историю джаза, но, естественно, в
современных аранжировках, которые молодым музыкантам играть и интересно,
и полезно. Соответственно творческой задаче филармонического концерта
большое место в нем занимала музыка, которую называют популярной
джазовой - стандарты или песни в джазовой обработке.
Самого преклонного возраста темой оказалась "Ja-Da" Боба Карлтона (1918
год) в инструментальной аранжировке Сэмми Нэстико. Довольно широко был
представлен традиционный джаз 1920-30-х годов. Это были инструментальные
версии тем Харри Уоррена "There Will Never Be Another You" и Оскара
Хаммерштайна "Softly As In A Morning Sunrise", причем, последняя - в
необычной аранжировке, где с крайними быстрыми "фанковыми" разделами
контрастирует мягкая ретро-лирическая середина. Песни Джорджа Гершвина "Somebody
Loves You" и "How Long Has This Been Going On" спела солистка оркестра
Юлия Приз, которой всегда удается передать "шарм" песен периода свинг.
Абсолютно по-другому, напористо и лихо исполнила старые добрые джазовые
стандарты "On The Sunny Side Of The Street" Джима Мак-Хью, "Basin Street
Blues" Уильяма Хэнди и "All Of Me" Джералда Маркса певица и
саксофонистка Жанна Серопян.
Середина прошлого века была представлена инструментальной композицией на
тему "Four" Майлса Дэйвиса и четырьмя песнями в исполнении Юлии Приз.
Это были "The Girl From Ipanema" Антонио Карлоса Жобима и три
французские песни, пользующиеся популярностью у джазовых музыкантов - "I
Will Wait For You" Мишеля Леграна, "For Me, Formidable" Шарля Азнавура и
"C’est Si Bon" Херри Бетти. Аранжировки этих трех песен сделал большой
знаток оркестра Юрий Чугунов. Юля пела на английском, французском и
португальском языках и продемонстрировала хорошее чувство стиля.
Музыка последних десятилетий звучала в оркестровых композициях, в
американском и российском вариантах. Открывала концерт пьеса Фила
Коллинза "Something Happened In The Way To Heaven", закрывала - тема
Гордона Гудвина "A Few Good Men" (2000 г.). Причем последняя была
сыграна в прекрасной аранжировке австралийского мультиинструменталиста
Джеймса Моррисона, за которую он в 2003 году получил премию "Грэмми".
Эта аранжировка сделает честь любому профессиональному биг-бэнду, и
ребята справились с ней вполне удачно.
К сочинениям для биг-бэнда отечественных авторов оркестр обратился в
трех композициях - изящной, слегка "латиноамериканской" пьесе "Мои
маршруты" Юрия Чугунова, удивительной красоты "Лирической балладе" Юрия
Саульского, в которой проникновенно солировал саксофонист Илья Гримак, и
в Концерте для трубы с оркестром Юрия Маркина. Свое прекрасное сочинение
редкого для бэнда жанра, талантливый музыкант и мужественный человек
Юрий Маркин посвятил Евгению Савину. Оркестр долго и тщательно работал
над этой довольно сложной партитурой, чтобы достойно осуществить ее
первое исполнение, как теперь говорят, мировую премьеру. Солировали в
концерте молодые трубачи, ученики Евгения Савина - лауреат джазовых
конкурсов и фестивалей Дмитрий Зинаков (1 и 3-я части) и Юлия Березина
(2 часть). Первокурсница Юля и учащийся колледжа (!) Дима достойно
справились со своими партиями, с техническими трудностями сольных
каденций. Это сочинение, конечно, привнесло в концерт более высокую и
серьезную "ноту".
Кроме тех ребят, которые были ведущими солистами, нужно назвать и
исполнителей соло в пьесах - Иван Карасев (труба), Олег Бородин
(тромбон), Сергей Мальцев, Олег Кудрявцев, Илья Симаков, Тимофей
Хазанов, Валентин Островский (саксофоны), Денис Распрудин (гитара), Олег
Конаков (бас-гитара), Алексей Демин (ударные), Александр Солодовников
(фортепиано). Уверенно провел ответственную партию первой трубы Арсен
Сумбатян.
Большой проблемой обоих концертов оказалось выравнивание звучания
джазовых составов в зале, рассчитанном на возможности исполнительства
академической музыки. Но к этому музыканты тоже должны быть готовы.
Было бы наивно думать, что все студенты - новички на профессиональной
сцене. Некоторые из них уже работают в известных коллективах (значит, их
хорошо учат!), выезжают на гастроли за рубеж. Но многие - действительно
впервые участвовали в такого рода событии, и они надолго запомнят свой
дебют. Без сомнения, опыт участия в филармонических концертах был очень
ценным для ребят. А для публики, тепло принимавшей оба концерта, была
приятной, а для кого-то и неожиданной встреча с надеждой нашего джаза.
Зинаида
Карташёва
|