Специальный репортаж Jazz em Agosto
Лиссабон, Португалия
3-11 августа 2007
|
3-11
августа в Лиссабоне проходил фестиваль Jazz em Agosto, один из самых
"левых" (на условной стилистической шкале от "правого" диксиленда до
"левого" авангарда) джазовых фестивалей в Европе (да, пожалуй, и в
мире). На фестивале впервые работали не только американские и
европейские, но и российские журналисты - два представителя журнала "Джаз.Ру",
Анна Филипьева и Кирилл Мошков.
Подробный репортаж, рассказ об участниках, интервью с организаторами
фестиваля и много картинок ожидаем в сентябрьском номере
"Джаз.Ру". Пока же - краткий репортаж и
немного визуальных впечатлений.
Все мероприятия фестиваля проходили на территории одного из
красивейших парков Лиссабона - парка Фонда им. Калушту Гулбенкяна (Галуста
Гюльбенкяна), крупнейшей культурной организации Португалии, которая
уже 20 лет спонсирует этот джазовый форум. На территории парка
находится здание собственно Фонда с большим концертным залом, задником
сцены которого является стеклянная стена, выходящая прямо в парк,
Музей современного искусства (его кинозал тоже использовался для
проведения мероприятий фестиваля) и музей самого Гюльбенкяна (первого
нефтяного магната Европы, крупнейшего коллекционера искусства XX века
и мецената, который провёл в Португалии 13 последних лет своей жизни в
середине прошлого века), а также Амфитеатр - сцена под открытым небом,
где в рамках фестиваля прошло несколько ночных концертов, опять-таки
на фоне красиво подсвеченного парка за сценой.
Первый концерт фестиваля 3 августа в Большом концертном зале Фонда им.
Гюльбенкяна представил трио ветеранов чикагского джазового авангарда
первого-второго поколения ассоциации AACM, в которое входили пианист
Мухал Ричард Абрамс, саксофонист Роско Митчелл и тромбонист Джордж
Льюис (последние двое - на фото). Концерт поразил тончайшей игрой
созвучий и богатейшим импровизационным языком всех трёх музыкантов,
давно перешагнувшим изначальную ограниченность языка раннего
фри-джаза. Джордж Льюис, музыкант чуть младше Роско Митчелла и Мухала
Ричарда Абрамса (кстати, возглавляющий ныне джазовую программу в
нью-йоркском Колумбийском университете), продемонстрировал и хорошее
знакомство с современными звуковыми технологиями, время от времени
усаживаясь за компьютер и окутывая музыкальную ткань своих партнёров
изощрёнными цифровыми эффектами.
На
следующий день в дневной программе фестиваля состоялась "конференция"
в честь Мухала Ричарда Абрамса, на которой ветеран авангардного
фортепиано в непринуждённом диалоге с публикой рассказывал о своей
концепции индивидуализма в творчестве и жизни. Трудно сказать, что
музыкант открыл собравшимся какие-то неслыханные глубины новизны, но,
во всяком случае, показал, что у него есть очень чёткая концепция
всего, что он делает в музыке.
Самым "доступным" концертом фестиваля стало выступление проекта Low
Frequency Tuba Band, в который входили четыре тубиста: нью-йоркцы Джей
Розен, в середине концерта впечатляюще спевший "из Заппы", и один из
самых известных тубистов современного джаза - Маркус Рохас; лондонец
Орен Маршалл, а также два португальца - тубист Сержиу Карулину и самый
востребованный в Лиссабоне барабанщик Алешандре Фразан. Ансамбль
показал развесёлую программу, полную музыкантских "приколов" и
впечатляющего слоновьего рявканья четырёх туб, но вряд ли очень
тщательно подготовленную, особенно в плане взаимодействия туб и
барабанов.
Джей Розен, Маркус Рохас
Звучание самых низких по строю инструментов вообще стало доминантой
фестиваля: в Амфитеатре, например, выступил проект Loaded Basses
нью-йоркского контрабасиста Джо Фонды, где играли фаготист Майкл
Рабиновитц (знакомый московской публике по выступлению с Алексом
Ростоцким на фестивале "Триумф джаза"), баритон-саксофонистка Клэр
Дэли, немецкий бас-кларнетист Гебхардт Улльманн, тубист Джо Дэйли и
первоклассный барабанщик Джерри Хэмингуэй. Это был весьма необычный и
яркий коллектив, показавший много эпизодов интересного, насыщенного и
очень свободного взаимодействия между музыкантами; единственной
проблемой ансамбля показался его лидер, временами не вполне
дотягивавший по уровню до своих сайдменов и пытавшийся компенсировать
этот факт какой-то не вполне уместной клоунадой вокруг контрабаса.
Майкл Рабиновитц
Клэр Дэли
Низкими и протяжными звуками полнился также сет французской группы
Hubbub, всё часовое выступление которой представляло собой
впечатляющее упражнение на создание эстетически значимого и способного
вызвать эмоциональный отклик у публики музыкального полотна из одних
длинных нот, осложнённых тембральными изысками и неконвенционным
звукоизвлечением, без какого бы то ни было мелодического материала и
при крайне неявной ритмической организации. Упражнение удалось, но
второй раз на концерт этого же коллектива с этой же программой
захочется вряд ли.
Hubbub
Зато с избытком хватало и мелодического, и необычного тембрового
материала в выступлении франко-швейцарско-американского ансамбля
Quartet Noir, в который входят контрабасистка Жоэль Леандр, барабанщик
Фриц Хаузер, пианистка Мэрилин Криспелл и саксофонист Урс Ляймгрубер.
Это было нервно, разнообразно, временами кристально ясно, временами -
пугающе трудно, но в целом очень интересно и насыщенно. Впечатление
несколько попортила истерика Жоэль Леандр, устроенная после концерта,
когда предприимчивая лиссабонская молодёжь подрастащила горку
компакт-дисков, зачем-то вываленную музыкантами на край сцены безо
всякого указания на то, что они вообще-то продаются (все остальные
музыканты мирно и к общему удовольствию продавали свои диски через
работавший на фестивале киоск джазового магазина Trem Azul).
Фриц Хаузер, Жоэль Леандр
Quartet Noir
Очень ясное и светлое ощущение оставил квартет Timbre, кудесники
свободной совместной вокальной импровизации - вокалисты Элизабет
Тухманн, Лорен Ньютон, Оскар Мёрт и тромонист-вокалист Бертль Мюттер.
Их выступление убедило в безграничности возможностей человеческого
голоса (причём не певческого, не "поставленного") даже закоренелых
скептиков, вроде ваших корреспондентов. Впрочем, искать в этом
выступлении, наполненном подчёркнутой карнавальностью и острым
музыкантским юмором, каких-то глубин смысла или высот духа было бы
напрасным трудом.
Timbre
В дни фестиваля главный и единственный лиссабонский джазовый магазин,
Trem Azul (переводится как Blue Train!), устроил прямо в своём
торговом зале ночной джем, на котором играли как участники фестиваля,
так и местные музыканты. Никакого бибопа, никаких стандартов - очень
свободная, яркая и насыщенная импровизационная музыка, и никакой
деструкции и "собаки". В полутьме торгового зала видно, что на джем
собрались не только музыканты, но и слушатели - небольшое, но верное
ядро сообщества ценителей свободной импровизации, которое, благодаря
политике фестиваля (и тому, что он проводится уже более 20 лет), в
Лиссабоне достаточно многочисленно.
Джем в Trem Azul
Португальских
музыкантов в фестивале участвовало немного - такова политика
арт-директора Руи Невеша. Несколько португальцев играло в совместных
проектах (мы уже упоминали, что в Low Frequency Tuba Band были
португальские тубист и барабанщик), а с сольной программой выступил
только дуэт ветеранов лиссабонской импров-сцены - пианист Жоржи Лима
Баррету и скрипач Карлуш Зингару (на фото), показавшие нервную,
декларативную и несколько схематичную импров-программу.
Самым многочисленным составом фестиваля оказался молодёжный
джаз-рок-нойз-фри-импров-оркестр из Норвегии Crimetime Orchestra,
который на сцене Амфитеатра более часа мастерски производил
напряжённый и невротически-рваный поток звуков, помимо интересных
импровизационных соло первоклассных духовиков (саксофонисты Видар
Йохансен, Гисле Йиохансен, Йон Хлетте и Хьетиль Мёстер, тромбонист
Ёйвинд Брекке, трубач Сьюр Мильетейг) и мощной работы барабанщика
Эйдуна Клейве осложнённый истерично-подростковыми метаниями двух
электробасистов, функции между которыми были разделены совершенно
непонятным образом (примерно описываемым как "этот дёргает, тот тоже
дёргает, но за другое"), и особенно - юного электрогитариста, который
не мог дёрнуть за струны ни одного раза без того, чтобы тут же не
нырнуть к своим педалям и не подкрутить на них несколько ручек.
Crimetime Orchestra
Самое творчески неудачное (и в то же время понравившееся самой широкой
публике, собравшейся в Амфитеатре) выступление принадлежало
швейцарскому проекту Ronin клавишника Ника Бэрча, неоднократно
выступавшего в России: повинуясь неслышимому для публики компьютерному
метроному в наушниках, этот изрядно электрифицированный коллектив
около полутора часов играл сложные джаз-роковые полиритмы, поверх
которых уже на десятой минуте выступления хотелось бы слышать
какой-нибудь мелодический материал, например - импровизационный, по
случаю того, что мы находились всё-таки на джазовом фестивале. Но
услышать этот материал так и не удалось. Зато удалось световое шоу со
множеством маленьких продолговатых синих лампочек (на фото они не
отражены, т.к. в момент включения маленьких продолговатых синих
лампочек весь остальной свет вырубался).
Ronin
Финал фестиваля - аншлаг в Большом зале. С молодым задором и мощным
ансамблем из трёх разнохарактерных басистов и собственного сына на
барабанах впервые в Португалии выступил отец фри-джаза, 77-летний
Орнетт Коулман. Орнетт был убедителен, как в свои лучшие годы: звук
его альт-саксофона - по прежнему пронзителен и мощно дёргает слушателя
за струны самых разных эмоций, от гнева и боли до светлой радости; и
даже на трубе, которую ветеран время от времени хватает (что в своё
время бесило Майлса Дэйвиса, который не мог стерпеть, что кто-то может
использовать тембр трубы, не учившись играть на ней), он по-прежнему
умеет вставить в свою музыкальную речь какое-нибудь саркастическое
замечание. Осталась невостребованной только скрипка, которую возле
Орнетта положили, в программе о ней упомянули, но сам мастер про неё
так ни разу и не вспомнил.
Орнетт Коулман
Слабым местом ансамбля Орнетта по-прежнему остаётся игра сына маэстро,
барабанщика-самоучки Денардо Коулмана: он хаотически лумпасит по
барабанам, не обладая при этом сколько-нибудь значительным ощущением
ритма. Если это как-то проходит в "свободных" эпизодах, где
ритмической остроты и мощи добавляют сразу три (!) басиста -
контрабасисты Чарнетт Моффетт и Тони Фаланга плюс бас-гитарист Эл
Макдоуэлл, то в медленных пьесах беспомощное неритмичное трямканье по
тарелкам начинает раздражать. Но личная мощь самого Орнетта,
искушённость его музыки и согласная коллективная воля его басистов,
время от времени разражающихся лаконичными, но яркими соло (прежде
всего - у контрабасистов смычком: оба делают это мастерски!) с успехом
компенсируют эту слабость, которую большая часть публики в результате
наверняка просто не замечает.
Авторы благодарят Фонд им. Гюльбенкяна и лично арт-директора
фестиваля Руи Невеша и продюсера Бруно Секейру за неоценимую помощь в
организации поездки, а также нашего американского коллегу Лэрри
Эппелбаума - за любезное содействие.
|
Анна
Филипьева,
Кирилл Мошков
|
|
|
Постсоветское пространство: что было |
Второй
международный фестиваль "Дон Ченто Jazz" с огромным успехом прошел
на Певческом поле Городского центрального парка в Калининграде с
27 по 29 июля. Несколько тысяч калининградцев смогли увидеть и
услышать исполнителей мирового класса. Бесспорными лидерами
зрительского интереса стали группа Touch'N'Go (Великобритания), басист
Виктор Бэйли, барабанщик Ленни Уайт и саксофонист Бенни Мопин (США),
немецкая лаундж-группа De Phazz. Зрители также отметили и оценили
калининградский Middle Band, польский Adam Wendt Power Set, два
литовских коллектива - Sa(e)xy Spree и Saules Kliosas,
польско-кубинский ансамбль Rei Ceballo&Calle Sol, Tevet Sela Quartet
из Израиля и немецкую группу KabuKabu, созданную уроженцами Африки в
Берлине.
Разнообразная программа была составлена таким образом, чтобы привлечь
на фестиваль разные поколения ценителей хорошей музыки. Впервые в
рамках фестиваля была проведена ночная джаз-дискотека под открытым
небом, открыта так называемая "малая сцена" в центре Калининграда, на
которой смогли выступить местные музыканты. Таким образом "Дон Ченто
Jazz" сделал своеобразный "музыкальный подарок" Калининграду в честь
Дня города.
Владимир Кацман, президент фестиваля "Дон Ченто Jazz": "Это
действительно наше детище на уровне подсознания. Что-то мы делаем
осознанно: зарабатываем средства к существованию, ругаемся,
переживаем. А этот фестиваль... За эти два года он уже стал частичкой
меня, вошел, что называется, в подкорку".
По сравнению с первым сезоном увеличилась и стала более
дифференцированной зона питания зрителей, появились дополнительные
возможности развлечения. Большим спросом пользовались фестивальные
аксессуары и сувениры, особенно зонтики, с учетом балтийской погоды.
Несмотря на сумрачные прогнозы, во все дни фестиваля держалась ясная
погода, а легкий дождик прекращался, как по заказу, за полчаса до
начала фестивальных концертов. Лишь в последний день, 29 июля, во
время выступления группы De Phazz, зрителям пришлось воспользоваться
плащами и зонтами. Но непогода не испортила ни сам концерт, ни
финальный фейерверк.
Два
ночных jam sessions прошли в клубе "Вагонка", который уже становится
традиционной "крытой" площадкой фестиваля. Все музыканты остались
весьма довольны приемом, отличной организацией, качеством выступления.
Кроме того, те участники фестиваля, которые смогли задержаться в
Калининграде на несколько дней, были покорены гостеприимством и
открытостью местных жителей!
Андрей Левченко, продюсер фестиваля "Дон Ченто Jazz" "Это первый
профессиональный продукт, фестиваль европейского уровня, полностью
сделанный калининградцами, на калининградские деньги, руками самих
калининградцев. Все остальное выполнялось либо на деньги из Москвы,
либо какими-нибудь литовскими организаторами. А "Дон Ченто Jazz" - это
ПОЛНОСТЬЮ наш фестиваль: даже технические средства, и те местные. По
впечатлениям: не только мы, организаторы - город уже не сможет без
этого жить! Этот фестиваль уже вошел в историю. Теперь пора готовить
следующий год".
Более подробные описания, впечатления и фоторепортажи размещаются на
официальном сайте
www.jazzfestival.ru. До встречи на "Дон Ченто Jazz-2008"!
|
Светлана Колбанёва
Фото: Дмитрий Попов, Андрей Елисеев, dymok.net
|
|
|
|
In Memoriam Аркадий
Петров
(1936-2007) |
Утром
9 августа в московской больнице скончался старейшина российской джазовой
критики - музыковед Аркадий Петров. Ему был 71 год.
Аркадий Евгеньевич родился в Москве 6 марта 1936 г., закончил
теоретическое отделение Московской Государственной консерватории. Он
первым в СССР "пробил" на Всесоюзном радио регулярную джазовую передачу:
его " Радиоклуб Метроном", выходивший в эфир в 1965-67 гг. (часть
выпусков программы вели также Леонид Переверзев и Алексей Баташёв) ,
стал "окном в джаз" для тысяч людей по всей территории бывшего Союза, а
сделанные им в студии Всесоюзного радио записи множества ведущих
джазовых музыкантов Советского Союза стали серьёзным фактором
самоосознания джазового движения. Часть этих записей погибла после
закрытия "Метронома" и увольнения Петрова с радио, часть была им
сохранена и хранится в его архиве.
В радиоразделе портала "Джаз.Ру"
есть запись программы "Джем-клуб" на московской радиостанции "Ракурс",
где в 1996 г. Аркадий Евгеньевич рассказывал о "Метрономе" и показывал
некоторые записи, сделанные им в те годы.
В 1974 г. именно Аркадий Петров (и Владимир Фейертаг) разработали
методические рекомендации по преподаванию истории джаза в советских
музыкальных учебных заведениях, когда в нескольких музыкальных училищах
впервые открылись эстрадно-джазовые отделения. В 70-е и сам Аркадий
Евгеньевич читал по разработанному им и Фейертагом курсу историю джаза в
училище им. Гнесиных (ныне - Государственный музыкальный колледж
эстрадно-джазового искусства).
Ряд портретно-очерковых работ Аркадия Петрова вошёл в крупнейший книжный
проект 80-х, посвящённый отечественному джазу - сборник "Советский джаз.
Проблемы. События. Мастера", вышедший в 1987 г.
В 1993-94 гг. программы Аркадия Петрова (под знакомым названием
"Радиоклуб Метроном") выходили на недолго просуществовавшей московской
средневолновой радиостанции "Вокс". К сожалению, после тёмной истории с
ликвидации радиостанции записи этих программ не сохранились.
В 1996 г. Аркадий Евгеньевич выпустил в московском издательстве "Музыка"
подготовленный ещё в 92-м сборник своих статей о выдающихся музыкантах
советской (и постсоветской) джазовой сцены - "Джазовые силуэты", ставший
едва ли не единственной крупной книжной публикацией об отечественном
джазе за все 90-е годы.
В последние годы Аркадий Петров много публиковался в газете "Культура",
время от времени его журналистские работы появлялись и на виртуальных
страницах электронного издания "Полный джаз", на плечах которого вырос
наш журнал "Джаз.Ру". Мы планировали обратиться к Аркадию Евгеньевичу с
просьбой написать об истории программы "Радиоклуб Метроном", о том,
каково было "проталкивать" джаз в советских масс-медиа 60-х.
Не успели...В 6 номере журнала "Джаз.Ру"
с материалом памяти А.Е.Петрова выступит Алексей Баташёв. В текущем же
выпуске "Полного джаза" мы публикуем также письмо Александра Эйдельмана,
посвящённое памяти Петрова, и автобиографический материал самого Аркадия
Евгеньевича...
"Джаз.Ру"
Прощай, Аркадий
Каждый раз, когда приходит печальное сообщение о смерти кого-либо из
знакомых, темнеет в глазах, разум не верит, противится этой жестокой
правде. Сегодня ночью ушел из жизни Аркадий Петров, человек, о
деятельности которого в джазе и для джаза можно рассказывать долго и
много и все равно всего не расскажешь. Он прожил интересную жизнь и
своей просветительской, журналистской, писательской деятельностью помог
очень многим встать на творческий путь в джазе, укрепиться на сцене,
подняться к вершинам творчества. Его всегда отличала интеллигентная
манера общения, легкая контактность, широкие познания и эрудиция не
только в джазе, но и в других областях музыкальной культуры. Кто из
нашего поколения не знает его обволакивающий голос с приятным
бархатистым тебром, прорвавшийся к радиослушателям еще в пору расцвета
советской идеологии и цензуры. Его "Метроном" стал задавать ритм
современной жизни, современной мысли, современной музыки и многие ждали
с нетерпением интереснейшие и очень познавательные передачи Аркадия
Петрова. Сужу по себе и своим друзьям, для нас его передачи были также
желанны и интересны, как передачи Уиллиса Конновера. Аркадий Петров
своими передачами и выступлениями на вечерах и концертах в значительной
степени заполнял пустующую нишу живого интереса к джазу.
Он ушел, не бьется больше пульс, задаваемый метрономом его жизни.
Прощай Аркадий, ты выполнил свой жизненный долг, предначертанный тебе
свыше, твое имя занимает почетное место в истории российской и мировой
джазовой культуры.
Спасибо тебе за добрые, нужные людям дела твои.
Светлая тебе память.
Президент
"Джаз-Арт клуба"
Александр Эйдельман
9 августа 2007
Аркадий Петров о себе
(из предисловия к книге "Джазовые силуэты" - Москва, "Музыка", 1996)
Джазом
интересуюсь почти сорок лет. Началось все с музыки, выловленной в начале
50-х годов из неведомого эфира. Как непохожа была она на звучавшие тогда
повсюду краковяки и падэспани! Позже, студентом Московской
консерватории, услышал пластинки — сначала политональные многоэтажия
оркестра Стена Кентона, потом диск Армстронга, которым снабдил меня
приятель-однокурсник, композитор Альфред Шнитке (в свою очередь,
получивший его от соседа по коммуналке, переводчика-шведа). Армстронг
играл на трубе и пел "Се си бон" — мелодию, которую мы только-только
услышали и полюбили в образцовской радиопередаче об Иве Монтане! Почти в
это же время (1954-1955) — знакомство с пианистом Николаем Капустиным.
Один из любимых учеников Гольденвейзера, он тем не менее играл джаз. Это
казалось каким-то чудом — человек садился за рояль и импровизировал на
любую тему! В 1957 году в рамках Всемирного фестиваля молодежи состоялся
вызвавший массу толков "конкурс джазов". Там были итальянцы, исландцы,
англичане, французы, польская группа Кшиштофа Комеды. Был и наш
наращивавший обороты, но сразу же после фестиваля распущенный оркестр
ЦДРИ Юрия Саульского: Гаранян, Бахолдин, Зубов... Работая с конца 50-х
годов на радио, я всеми силами стремился поддержать молодых джазистов,
быть им чем-то полезным. Прежде всего, я мог приглашать их в студию и
записывать, записывать. Первая серия таких записей была организована в
марте 1960 года на иновещании под благовидным предлогом предстоящего
визита в Советский Союз президента Эйзенхауэра. Посоветовавшись с
Саульским, я собрал "сборную команду"; часто игравшие вместе Гаранян -
Зубов - Бахолдин плюс Борис Рычков за роялем, Игорь Берукштис при
контрабасе и Александр Гореткин за ударными. Нужен был трубач;
рассматривались разные кандидатуры, однако все они были отвергнуты в
пользу нового в Москве человека - Германа Лукьянова, музыканта, которого
недолюбливали за независимый характер, длинный язык и не всем понятную
музыку, но другого, повторяю, не нашлось. Звукорежиссер Виктор Бабушкин
(также мой однокурсник) блистательно записал десять композиций,
пятьдесят минут звучания... Но... под Свердловском был сбит
самолет-шпион "У-2", и вся наша затея, естественно, провалилась. На
приеме программы было жарко: одни в худсовете — композиторы М.
Иорданский и Б. Терентьев — говорили об идеологической диверсии со
стороны работников иновещания; другие — А. Эшпай и А. Бабаджанян —
отстаивали нашу работу. Худсовет "раскололся", пришлось прибегнуть к
третейскому суду (А. Цфасман и Н. Минх), который принял в фонд три
номера с примечаниями: "Для крайне ограниченного использования. Давать в
эфир только с разрешения главного редактора". С такой устрашающей
надписью они пролежали без движения свыше двадцати лет. Сейчас их иногда
передают по "Маяку"...
В 60-е годы в отношении к джазу были свои приливы и отливы. Во времена
относительно мирные и "витаминные" я продолжал записывать наши лучшие
группы — трио Лукьянова, ансамбли Рычкова, Рафика Бабаева, "Неву",
"КМ-квартет", составы Носова — Гольштейна... По этим пленкам я
подготовил затем не один десяток радиопередач. Помню запись
ленинградской звезды, Романа Кунсмана, в марте 1965 года — в студию
ввалилась целая толпа московских музыкантов, из которой пришлось
отбирать отдельных исполнителей, ибо все вместе они просто "не влезали"
в помещение. Игоря Бриля, например, я сурово отвергнул — молод еще!
Однако три месяца спустя, на Втором московском джаз-фестивале в
гостинице "Юность", блеснул именно Бриль...
В ноябре 1965 года в эфир вышла первая советская еженедельная передача
"Радиоклуб Метроном". Ее появление - в период некоторой идеологической
оттепели тех лет - как-то удачно соответствовало потребностям тогдашней
"инженерной" молодежи эпохи "физиков - лириков". За два года через
"Метроном" прошли все заметные представители отечественного джаза, были
передачи, посвященные "Модерн джаз квартету", чехословацким коллективам,
которыми мы тоща увлекались (оркестр Густава Брома, "Юниор-трио" с Яном
Хаммером и братьями Витоушами), Эллингтону, Джанго Рейнхардту (была даже
радиопостановка, автором которой стал ленинградец Ефим Барбан), "Свингл
сингерс", венскому конкурсу молодых джазовых солистов 1966 года... В
студии "Метронома" побывали большинство наших джазовых критиков
(Медведев, Переверзев, Барбан), а Алексей Баташев помогал мне вести
программы и, разумеется, был автором собственных выпусков (например, об
оркестре Иосифа Вайнштейна). Спектр музыки, звучавшей в передачах
"Метронома", был весьма широк — даже авангардиста Сесиля Тейлора удалось
однажды протащить в эфир. Информация была свежей и, как правило, из
первых рук: мы тогда зачастили на фестивали в Прагу и Варшаву и
привозили каждый раз что-нибудь новое и интересное. "Метроном"
просуществовал до сентября 1967 года и был благополучно прикрыт во время
крепнущего идеологического морозца. Всего в эфир прошло 97 программ...
Записями отечественного джаза я занимался вплоть до последнего часа
своей работы на радиостанции "Юность", с которой расстался весной 1973
года, уже в свинцово застойное время...
Дружба с музыкантами, естественно, продолжалась и позже. Я заседал в
различного рода жюри, стал писать о джазе в прессе. Наверное, счет этих
публикаций можно вести от статьи в "Советской культуре", озаглавленной
"Джаз — это серьезно" (март 1965). Сейчас она выглядит, быть может,
наивно, но, во-первых, тогда я именно так думал, и, во-вторых, дабы
реабилитировать любимый жанр в глазах власть предержащих, приходилось
противопоставлять высокое искусство джазовой импровизации разным пошлым
танцулькам...
Аркадий
Петров,
1992
|
|
|
Что намечается:
столичные анонсы |
Клуб "Багет" и Игорь Бутман представляют: 20-22 сентября - Charles
Mingus Dynasty Band (США)
Марк Гросс (Mark Gross, саксофон), Уэйн Эскоффери (Wayne Escoffery,
саксофон), Энди Хантер (Andy Hunter, тромбон), Алекс Сипягин (Alex
Sipiagin, труба), Дейв Кикоски (Dave Kikoski, фортепиано), Ханс
Главишниг (Hans Glavischnig, контрабас), Джонатан Блэйк (Johnathan Blake,
барабаны)
Mingus Dynasty Band существует уже 27 лет - он стал первым из серии
мемориальных оркестров, созданных Сью Мингус, вдовой великого
контрабасиста и композитора Чарли Мингуса. Группа вначале состояла из
сессионных музыкантов, когда-то игравших с маэстро, и собиралась лишь
для одного концерта памяти Мингуса в Карнеги Холле в 1979 году. Но
джазмены настолько аутентично передали "мингусовское" звучание, что,
получив самые теплые отзывы, решили не расходиться.
Через десять лет участники ансамбля, носившие звание "главных
продолжателей дела Мингуса", стали костяком созданного впоследствии
легендарного Mingus Big Band. Впрочем, Dynasty Band сохранил свою
"автономность": отдельно от биг-бэнда музыканты всемером интенсивно
гастролируют по миру и постоянно играют в нью-йоркском джазовом клубе
Iridium.
За 27 лет состав группы несколько изменился, в частности, к ансамблю
присоединился наш знаменитый соотечественник, живущий в США, - трубач
Алекс Сипягин. Вообще говоря, "Династия" - формация достаточно
"текучая": каждую позицию в ансамбле (как и в Mingus Big Band) занимают
два-три музыканта, так что ансамбль может постоянно гастролировать, не
нарушая сольных рабочих планов своих участников. По сравнению с первым
приездом "Династии" в Москву 11 месяцев назад мы увидим вообще почти
другой состав: хотя многие участники этого состава уже бывали в Москве с
другими составами, с "Династией" в прошлом году приезжали только Сипягин
и Эскоффери. Среди участников приезжающей в Москву версии проекта
следует отметить великолепного пианиста, создателя модной формации
Beatlejazz Дэйва Кикоски и одного из лучших молодых нью-йоркских
саксофонистов Уэйна Эскоффери, а также выдающегося австрийского
контрабасиста Ханга Главишнига (ударение в его фамилии падает на второй
слог), который в данном случае подменяет другого постоянного басиста
ансамбля, россиянина Бориса Козлова. Кстати говоря, Сью Мингус,
выступающая в качестве продюсера состава, собственной персоной приедет в
Москву - так что династия Чарльза Мингуса будет в полном сборе!
Концерты Mingus Dynasty Band в "Багете" - уникальная возможность
услышать главные силы одного из лучших биг-бэндов США!
Начало концертов в 20.00
Телефон для справок и заказа билетов: 221-3659
Адрес клуба: ст.
м. "Ленинский Проспект" или "Академическая", проспект 60-летия Октября,
д. 9, строение 2
Клуб "Багет" и Игорь Бутман представляют: 10-14 октября -
супергруппа Vital Information (США) с новым альбомом "Vitalization".
Стив Смит (Steve Smith - барабаны); Винни Валентино (Vinny Valentino -
гитара); Том Костер (Tom Coster - клавишные); Бэрон Браун (Baron Brown -
бас-гитара)
В Москву едут Vital Information - подлинные монстры джаз-фьюжна с
24-летней историей. Звездный состав - барабанщик Стив Смит, клавишник
Том Костер, гитарист Винни Валентино и басист Бэрон Браун - с
захватывающей дух виртуозностью играет высокоэнергетическую смесь из
фанка, джаз-рока и свинга, приправленную горячими органными риффами и
этническими ударными. Столичной публике команда представит свой свежий
альбом "Vitalization", появившийся в продаже в июне этого года.
Основатель и лидер группы барабанщик Стив Смит сотрудничал с огромным
количеством совершенно разных музыкантов - от Ахмада Джамала, Биг-бэнда
Бадди Рича и группы Steps Ahead до Мэрайи Кэри, Journey и Андреа Бочелли.
Интенсивная и успешная гастрольно-студийная работа на протяжении многих
лет позволила ему попасть в число "25 лучших барабанщиков всех времен"
по версии журнала Modern Drummer, а в 2002 г. Стив был введен в "Зал
славы" этого самого авторитетного в мире издания для барабанщиков.
Учебный DVD Стива Смита "История американского ритма" стал бестселлером
на рынке аудиовизуальных учебных пособий.
Уникальный мультинструменталист Том Костер, играющий на всех
существующих клавишных ин-струментах - от органа до аккордеона, начинал
в группах Габора Сабо и Расаана Роланда Кёрка, затем восемь лет играл
вместе с "королем латинского рока" Карлосом Сантаной. С 1986 года Том -
постоянный участник Vital Information. Что, впрочем, не мешает ему
записывать сольные альбомы и гастролировать с Билли Кобэмом и Биллом
Эвансом.
Чрезвычайно надежная и упругая ритмогармоническая опора группы - басист
Бэрон Браун, привнесший в ансамбль фанковый элемент. Бэрон работал с
Гэри Бертоном, Билли Кобэмом, Жан-Люком Понти, группой Steps Ahead и
даже Томом Джонсом, однако по-настоящему свой талант он смог раскрыть в
Vital Information.
Гитарист Винни Валентино - новый участник Vital Information. В 16 лет
Винни, игравший в школьной группе прогрессив-рок, под впечатлением от
музыки Джорджа Бенсона навсегда решил связать свою судьбу с джазом. В
скором времени молодой гитарист лично познакомился с маэстро, который
впоследствии стал его учителем. Бенсон очень высоко ценит талант
Валентино, называя его "молодым гением с превосходным звуком и свежими
идеями". Гитарист выступал и записывался с Рэнди Бреккером, Биллом
Эвансом, Джоном Паттитуччи, Стивом Гэддом, Джорджем Бе-соном и Ришаром
Бона. В 2006 г. Винни Валентино сменил "на посту" первого гитариста
Vital Information Фрэнка Гэмбале.
Начало концертов в 20.00
Телефон для справок и заказа билетов: 221-3659
Адрес клуба: ст.
м. "Ленинский Проспект" или "Академическая", проспект 60-летия Октября,
д. 9, строение 2
8 и 9
сентября в подмосковном наукограде Троицк, отмечающем в этом году
свое 30-летие, состоится III Международный фестиваль Московской
области "Джаз-Московия". Фестиваль проводится при поддержке
министерства культуры Московской области, администрации города Троицка,
Московского джазового партнерства Юрия Саульского. В фестивале примут
участие выдающиеся джазовые музыканты из России, Белоруссии, Украины и
Германии.
Программа фестиваля:
- 8 сентября
Инструментальный ансамбль MIDIAS, руководитель Елена Вашкевич
(Беларусь)
Энвер Измайлов (гитара) - Украина
Народный артист России Игорь Бриль
(фортепиано) с ансамблем
Таллана Габриэль (вокал) и трио пианиста
Льва Кушнира (Германия-Россия)
- 9 сентября
Брасс-ансамбль "Каприз" под управлением Леонида Чистякова
Вокальная группа А’Сappella ExpreSSS
Московский камерный оркестр Центра Павла Слободкина, дирижер -
народный артист России Владимир Михайлов, солисты: заслуженный деятель
искусств России Анатолий Кальварский (фортепиано), Жанна Ильмер
(саксофон)
Концерты фестиваля состоятся во дворце спорта "Квант", начало в
18:00.
Ведущий концертов - Владимир Каушанский. |
|
|
А в это время за бугром... |
16 августа в Нью-Йорке на 84-м году жизни умер один из величайших
барабанщиков в истории джаза, Макс Роуч. Он давно и тяжело болел,
не появляясь не сцене более пяти лет. С его уходом эру бибопа,
революционного преобразования джазовой музыки, случившегося в середине
XX века, можно считать завершившейся: из ветеранов той великой эпохи в
живых теперь остаются считанные единицы (например, пианист Хэнк Джонс).
Макс Роуч не первым изобрёл новую манеру игры на барабанах, ставшую
отличительной чертой первой волны би-бопа 40-х. Ещё до него одним из
главных новаторов был Кенни Кларк, который был на 10 лет старше; именно
Кларка считают ответственным за создание революционного для тех времен
стиля игры на ударных, когда основной ритм с хай-хэта и басового
барабана, отмечавшего в джазе эпохи свинга каждую четверть такта,
сместился в правую руку барабанщика, на тарелку, что позволило
музыкантам использовать остальные части ударной установки для
нерегулярных, более свободных, чем раньше, ритмических фигур (так
называемого "бомбометания"). Однако именно Макс Роуч развил этот стиль и
сделал основной массив классических записей той поры. Он участвовал в
эпохальных записях лучших составов с участием пионеров би-бопа во главе
с саксофонистом Чарли Паркером (тогда как Кларк записался с Паркером
всего один раз). Классика Паркера - "Ko-Ko", "Now's the Time", "Confirmation",
"Dewey's Square", "Billie's Bounce" и множество других хрестоматийных
тем - записаны именно с Максом Роучем на барабанах.
Но Макс Роуч играл не только с Паркером, хотя записей с "Бёрдом" было бы
достаточно, чтобы обеспечить этому выдающемуся мастеру ударных место в
истории джаза. В 1949 г. Макс Роуч участвовал в одной из ключевых
записей джазовой истории - записи вышедшего тогда в форме альбома из
нескольких пластинок, а в 1954 - уже и в новом формате долгоиграющей
пластинки, LP, альбома трубача Майлса Дэвиса "Birth Of The Cool",
обозначившего рождение интеллектуального и сдержанного стиля "кул-джаз".
В
середине 50-х Макс Роуч участвовал в квинтете рано погибшего
легендарного трубача Клиффорда Брауна, одного из создателей следующего
поколения джаза - стиля хардбоп. Но это не единственное достижение
великого барабанщика в течение десятилетия. Его записи 50-х с другими
музыкантами полны необычных решений и новаторских идей. В качестве
примера достаточно привести только две записи: "Jazz Giant" трио
пианиста Бада Пауэлла, где Роуч вносит в материал великого бопового
пианиста множество нешаблонных ритмических решений, и "Thelonious Monk
Trio" Телониуса Монка (1952), где Роуч играет одну из самых, наверное,
тонких по уровню понимания материала барабанных партий в истории джаза:
он так точно продумал и прочувствовал тему "Bemsha Swing", что на всём
её протяжении, издавая множество хитро организованных во времени звуков
на барабанах и хай-хэте, только в конце собственного соло, примерно на
24-й секунде третьей минуты звучания, единственный раз в течение всего
трека ударяет в тарелку, делая этот звук настоящим звуковым событием в
пьесе!
Гибель Клиффорда Брауна в автокатастрофе в июне 1956 г. надолго повергла
Роуча в депрессию: он потерял друга и со-лидера выдающегося ансамбля,
перспективы которого были ослепительны. Позднее Роуч признавался, что
алкоголь и наркотики в этот момент на несколько месяцев, если не лет,
затмили ему желание идти в музыке дальше.
Его уникальная способность играть в крайне быстром темпе (который
музыканты его поколения так и называли - "темп Макса Роуча")
обеспечивала ему приглашения на записи от тех солистов, кому был нужен
не только очень современный, но и очень быстрый барабанщик: достаточно
вспомнить две, наверное, самые скоростные пьесы в истории джаза - "B.
Quick" и "B. Swift" саксофониста Сонни Роллинза (названия обеих пьес
читаются как "Будь быстр") с альбома 1957 г. "Tour de Force".
Игру Роуча мы обнаруживаем на самых архетипичных, самых хрестоматийных
альбомах джаза 50-60-х гг. - например, на "Freedom Suite" и "Saxophone
Colossus" Сонни Роллинза, на "Money Jungle" Дюка Эллингтона и Чарлза
Мингуса.
Немаловажную роль в его жизни, начиная с 50-х гг., сыграло его активное
участие в Движении за гражданские права афро-американского населения, в
рамках которого он проявлял и музыкальную активность - так, в 1961-м он
записал получившую широкий резонанс сюиту "We Insist: Freedom Now" ("Мы
настаиваем: свобода - сейчас"), где вокальные партии исполнила Эбби
Линкольн, на следующий год ставшая женой Макса и остававшаяся его
супругой до 1970 г. Правда, примерно с этого же времени уровень
собственно музыкальных открытий в музыке Роуча стабилизировался на
уровне, заданном его же работами 50-х, хотя в следующие три десятилетия
он играл в самых разных контекстах и иногда - очень необычную музыку,
временами находившуюся даже за границами общепринятых представлений о
джазе. Сам он в интервью журналу "Down Beat" говорил, что "больше
никогда не будет записывать музыку, в которой нет социального звучания:
мы, афроамериканские артисты, доказали своё мастерство игры, а теперь
нам нужно рассказать драматическую историю своего народа и через что он
прошёл". Опыт работы над крупной формой в грамзаписи (впрочем,
провалившейся в плане продаж) привёл к тому, что Роуч стал больше
времени уделять написанию прикладной музыки, в том числе для кино,
театральных постановок и хореографов, и меньше - собственно джазу.
В 1972-м Макс Роуч стал одним из первых крупных джазовых музыкантов,
приглашённых преподавать джаз в университете (Университет Массачусетса,
г. Амхерст), а в 1988-м - первым джазменом, кому был вручён так
называемый "грант гения" (грант Фонда Макартуров). Надо отметить, что,
хотя барабанами он овладел самоучкой, Роуч имел солидное музыкальное
образование - в конце 40-х он усердно изучал композицию в прославленной
Манхэттенской музыкальной школе (пусть это название не введёт привычного
к постсоветским реалиям читателя в заблуждение: это не детская
музыкальная школа, а консерватория).
В 1990 году он сказал газете Нью-Йорк Таймс: "Нельзя написать одну и ту
же книгу два раза. Я участвовал в исторических музыкальных событиях, но
я не могу вернуться и снова там поиграть. У меня случались и музыкальные
кризисы, но они делали мою жизнь нескучной".
Макс Роуч продолжал активно выступать и записываться вплоть до конца
90-х с самыми разными составами, иногда совершенно неожиданными: в его
послужном списке - работа со струнными оркестрами, ансамблями ударных
инструментов (в первую очередь - его собственным M-Boom), собственные
квартеты и "двойные квартеты" (второе - это его квартет,
труба-саксофон-бас-барабаны, плюс классический струнный квартет, которым
руководила его дочь Максин!), много работал с авангардными артистами
(например, широко известна его дуэтная работа с пианистом Сесилом
Тейлором) и в области слияния джаза и академической музыки. Роуч до
самых поздних лет жизни не боялся выступать сольно, без ансамбля, и ему
всегда было что показать за барабанами - не только и даже не столько в
области техники (джаз знал и более техничных барабанщиков - достаточно
вспомнить Бадди Рича), сколько в области нешаблонных музыкальных идей.
Последние гастроли он совершил в 2000 г., а в последний раз выступил в
грамзаписи в 2002-м, записав в нью-йоркской студии Avatar альбом вместе
с квартетом трубача Кларка Терри (Clark Terry/Max Roach - "Friendship" (Columbia,
2002).
|
|
|
Радио |
"Бесконечное приближение" (Радио
России) Программа (автор и ведущий
Михаил
Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. в ночь с пятницы на
субботу в 0.10.
8 сентября программа "Бесконечное приближение" посвящена памяти
барабанщика Макса Роуча. Проекты, в которых музыкант являлся лидером.
15 сентября программа "Бесконечное приближение" представляет
рубрику "Лица необщее выраженье",
заключительная программа о Владимире Волкове.
22 сентября XI передача программа "Бесконечное приближение", из
цикла "История Чика Кориа" - записи 92 - 94 годов
29 сентября программа "Бесконечное приближение" очередной раз
дает волю автору поимпровизировать: Гидон Кремер, Бобби МакФеррин,
Алексей Айги, Анатолий Герасимов, Тина Кузнецова, Сергей Клевенский
Подкаст
"Слушать здесь":
24.08.07 - #167: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев
(группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесу "Song X" с
одноименного альбома гитариста Пэта Мэтини и саксофониста Орнетта
Коулмана (Geffen, 1985).
21.08.07 - #166: главный редактор "Джаз.Ру" Кирилл Мошков
комментирует три записи с участием только что ушедшего из жизни
барабанщика Макса Роуча (1924-2007) - "Dewey Square" квинтета
саксофониста Чарли Паркера (1947), "Move" с альбома "Birth of the Cool"
трубача Майлса Дэйвиса (1949) и "The Profit" с альбома самого Макса
Роуча "To The Max!" (Enja, 1990).
17.08.07 - #165: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев
(группа "Вежливый отказ" и другие проекты) комментирует пьесу "Easy
Uneasy" в исполнении трио нидерландского пианиста Альберта Ван
Веенендала.
09.08.07 - #164: трубач и музыкальный журналист Андрей Соловьев
(группа "Вежливый отказ" и другие проекты) рассказывает о выдающемся
пианисте джазового авангарда Сесиле Тейлоре.
|
|
|