Первая публикация: журнал "Джаз.Ру",
#1-2007 Излюбленный вопрос постсоветского
джазового сообщества - это "могут ли музыканты из стран постсоветского
пространства играть на мировом уровне" (ну, то есть, играть не
академическую музыку, в которой нашим соотечественникам не так много
равных, а музыку современных направлений). Нашему сегодняшнему
собеседнику, пианисту
Вадиму
Неселовскому, только 29, а он уже несколько лет играет в ансамбле
одного из самых маститых джазовых музыкантов Америки - вибрафониста Гэри
Бёртона.
Вадим
учился академической музыке в Одесской консерватории, затем - в Высшей
музыкальной школе германского города Эссена. Джазовое образование
получил в Бостоне, в прославленном колледже Беркли, первом в мире
специализированном джазовом учебном заведении. Там молодой одессит
произвел такое впечатление, что вице-президент (по-нашему - проректор)
колледжа, Гэри Бёртон, пригласил Вадима в свой ансамбль Generations.
Теперь Вадим (он, правда, представляется по-одесски - Дима) много
гастролирует с этим коллективом, который, кстати, играет много
написанной молодым пианистом музыки - на альбоме 2005 г. ("Next
Generation", Concord Music Group) есть две композиции Вадима и две
сделанные им аранжировки джазовых стандартов, а сейчас, по словам
Неселовского, они с Бёртоном готовят к записи джазовую версию вальса
Андрея Петрова из фильма "Берегись автомобиля".
Мы - российская делегация на съезде международной Ассоциации джазовых
журналистов, редакторы "Джаз.Ру" Анна Филипьева и Кирилл Мошков -
беседуем с Вадимом в Нью-Йорке, сидя в шумной кофейне вблизи
Таймс-Сквер. Мы не приводим здесь наших вопросов: есть истории жизни,
которые говорят за себя сами.
- История моя полна неожиданных поворотов. Я занимался в Одессе музыкой,
композицией. Мне очень повезло, потому что у меня была возможность с 12
лет учиться у профессора, к которому я впоследствии поступил в Одесскую
консерваторию. У нас была небольшая студия юных композиторов, он
занимался с нами с раннего возраста, возил показывать нас в Германию и
так далее. Благодаря этому мне удалось поступить в консерваторию немного
раньше, чем туда обычно поступали - в 15 лет. Для этого пришлось
выпускные классы школы закончить экстерном. Правда, в результате у меня
в аттестате оказалось шесть троек, потому что я просто не успел все
выучить. Я поступил параллельно в консерваторию и на физический
факультет университета. Первый семестр получал две стипендии, но потом
понял, что лучше быть единственным композитором на курсе, чем одним из
сорока физиков. Ну и вообще тяжело было. В общем, осталась одна
консерватория. Два года учился на композиторском отделении, постигал
основы современной музыки - додекафонию, серийную музыку, контрапункт и
т.п. Ну а параллельно в подвале консерватории на практике изучал основы
джазовой импровизации. Причем тогда у меня понятие о джазе было
сформировано одесскими звездами - пианистами Сергеем Терентьевым и Юрием
Кузнецовым: мне казалось, вот оно - фри-джаз! Весь джаз заключался для
меня в свободной импровизации, и речь о том, чтобы учиться играть
стандарты, не шла.
А потом мои родители уехали в Германию, и я уехал с ними. Сначала я
думал продолжать учиться композиции, но мне мешало то, что я не хотел
создавать музыку колючую, страшную - а современные композиторские
факультеты направлены именно на это. Там царит XX век, Губайдуллина,
Денисов, Шнитке правят их миром. А мне в тот момент нравились
Рахманинов, Шопен, Скрябин. У меня оставался выбор: пойти на джазовое
отделение или пойти на отделение классического фортепиано. Я прослушался
в Эссене на джазовое отделение, сыграл "Summertime", и мне сказали: ты
знаешь, все хорошо, но вот у нас тут преподает классическое фортепиано
твой земляк, профессор Борис Блох. Иди-ка ты учиться к нему! И вы
знаете, я за этот совет им очень благодарен, потому что следующие годы я
провел, с огромным удовольствием играя классику. А параллельно - создал
свою джазовую группу, решил, что мне все равно нужно заняться джазом.
Мне посчастливилось заниматься классикой в стране, где, в общем-то,
значительная часть европейской музыкальной классики и создана. А затем я
решил, что мне нужно заняться и джазом там, где он создан. Германия
предоставляет для получения джазового образования в Америке
замечательные возможности. Я слабо верю, что мне удалось бы то же самое,
соберись я туда из Украины. Хотя, когда я приехал в Америку, в колледж
Беркли, я думал, что я буду там первым одесситом. Ничего подобного!
Семестром раньше меня туда поступил мой знакомый, который прямо из
Одессы туда приехал. Какими путями - не представляю. Лично я подавал
документы на всегерманский конкурс по предоставлению стипендии, и
первоначально мне половину стоимости обучения в Беркли оплачивала
Германия. И вот я попал в Бостон.
Это было уже не так давно - меньше пяти лет назад. Попал я в Америку - и
ринулся в пучину. Berklee College of Music! Там было очень много
интересного, но мне ярче всего светило солнце вице-президента колледжа,
легендарного вибрафониста Гэри Бёртона. Я понимал, что мне в Беркли
хочется не только потому, что это всемирно известная школа, но и потому,
что там преподают люди, которые для меня много значат - и Бёртон, и
пианист Данило Перес, и саксофонист Джо Ловано...
В Беркли я, конечно, старался светиться, как мог. Мне посчастливилось
всего через три месяца после поступления попасть на фортепианный
фестиваль Беркли, сыграть на одной из главных сцен - Berklee Performance
Center - со своей музыкой и уже со своим коллективом. Уже от Беркли в
первый же год ездил на конкурс во Францию - хотя, надо сказать, не очень
успешно. И, конечно, я понимаю, что другой возможности показаться Гэри
Бёртону со своей музыкой - не будучи студентом Бёркли - у меня бы не
было. Уже позже, побывав с Гэри на гастролях, я это четко понял.
А получилось так. Я принес диск со своей музыкой в офис Гэри. Месяца
через три получаю от него e-mail: "Дорогой Вадим, я послушал твой диск,
мне все очень понравилось". Меня это письмо даже огорчило. Я-то ожидал,
что там будет предложение мировой славы, контракта и вообще всего очень
хорошего, а письмо просто говорило: молодец, надо учиться, учиться и
учиться, так держать. И я начал напрашиваться на личную встречу с Гэри.
Мне пришло письмо от его секретарши: Вадим, вам назначена аудиенция. Я
побрился по этому поводу, пришел с дрожащими коленями. Говорил в
основном Гэри, говорил со мной минут сорок, и разговор сводился к тому,
что если я хочу пробиться в этом мире - нет ничего проще: надо попасть в
ансамбль к известному музыканту.
Я подумал, что это отличный совет, только трудновыполнимый. Я понял
одно: надо срочно собирать свою группу и выступать как только возможно
часто - мелькать, мелькать, мелькать... Я так и сделал: собрал свою
первую постоянную группу, и мы стали играть в Бостоне. Где только мы не
играли! Иногда я сам платил за аренду долларов 50-60, иногда мы просто
играли "на шару", ничего платить музыкантам я, конечно, не мог. Из 12
концертов, помню, нам заплатили только за один - каждому музыканту по
сто долларов. Но я никогда не забуду день 12 декабря, когда на наш
концерт пришло... в общем, хотелось, чтобы музыканты и публика
поменялись местами. В зале сидели великие джазовые музыканты: Дэйв
Сэмюэлс, Данило Перес, еще несколько звезд - и сам Гэри. Причем все они
очень удивились, увидев друг друга, и в глазах каждого читался вопрос: а
остальных-то Вадим как сюда зазвал?
После этого концерта я получил от Гэри Бёртона приглашение участвовать в
невероятном для меня проекте. В Беркли должен был приехать легендарный
гитарист Пэт Мэтини, в течение недели заниматься со студенческим
ансамблем и затем спродюсировать диск этого ансамбля, который будет
представлять Berklee College of Music. И, чтобы подготовить этот
ансамбль к приезду Мэтини, Гэри решил взять этот ансамбль и позаниматься
с ним (а он сам уже много лет не преподавал - только занимался
административной деятельностью). Нам представилась возможность раз в
неделю видеть Гэри и слушать его советы. Каждый раз я думал, что сыграл
ужасное соло и окончательно ухудшил свое положение, даже если Гэри
раньше и нравилась моя игра. Но это были невероятные полгода. И в конце
апреля приехал Пэт Мэтини. Вот он стоит посреди студии, говорит нам -
ребята, еще дубль: вот это было хорошо, а вот на это надо обратить
внимание - продюсер, музыкант, человек, который на всех нас повлиял...
Мы записали этот диск, а в завершение был устроен концерт, где в первом
отделении играл наш ансамбль, который Гэри и Пэт подготовили, а во
втором отделении играли сами Гэри и Пэт.
После этого концерта я пришел домой, уверенный, что Гэри Бёртон со мной
развязался навсегда. И вдруг я получаю от него письмо: Вадим, а не
угодно ли со мной выступить на фестивале? Я думал, что я сплю, пытался
проснуться, но сон продолжался. Наверное, это был один из самых
замечательных дней в моей жизни. С тех пор я попал в состав квинтета
Гэри Бёртона, и началась уже совсем другая школа, гораздо более трудная,
чем раньше. Потому что нет лучше школы, чем в составе ансамбля такого
уровня выходить и играть перед двумя-тремя тысячами человек. А иногда
народу даже и немного, но в зале сидит сам Чик Кориа, величайший
джазовый пианист - и думаешь, что пусть там уж лучше было десять тысяч
человек, чем испытывать такое давление...
31 июля и 2 августа, клуб "Союз Композиторов" - ещё два
представителя русскоязычной части джазового сообщества Нью-Йорка,
пианист Вадим Неселовский и его постоянный партнёр по Vadim Neselovskyi Group - басист
Олег Осенков, ученик покойного Анатолия Соболева, в 2002-2004 гг.
учившийся в колледже Бёркли, а в последние два года живущий в Нью-Йорке.
Вадим
Неселовский в интернете
Олег Осенков в
интернете
|