7
июля в московском клубе "Б1 Maximum" играет известный французский
трубач Эрик Трюффа (или, как его называют в США, Трюффаз -
Eric Truffaz). Эрик выступит со своим
постоянным квартетом последних лет: Erik Truffaz (труба), Патрик Мюллер
(Patrick Muller - Fender Rhodes, Hammond, фортепиано), Марчелло Джулиани
(Marcello Giuliani - контрабас, бас-гитара) и Марк Эрбетта (Marc Erbetta
- барабаны).
Сегодня Трюффа считается одним из самых оригинальных и при этом
коммерчески успешных исполнителей импровизационной музыки в Европе. Эрик
родился в 1960 г. в Швейцарии в семье джазового саксофониста. Уже в
восемь лет маленький вундеркинд начал выступать на сцене, а в тринадцать
собрал собственную группу. Легендарный альбом Майлса Дэйвиса "Kind Of
Blue" повлиял на становление Трюффа как исполнителя джаз-рока и фьюжн.
Эрик следует "майлсовской" минималистичной манере игры на трубе, но его
игра - не копия звучания Дэйвиса, а вполне индивидуальное и нешаблонное
искусство.
В 1978 г. Трюффа присоединился к женевскому AMR Big Band, а в 1980 г.
встретил барабанщика Марка Эрбетту, с которым организовал панк-джаз-бэнд
Orange. В 1991 г. Трюффа создал вместе с Эрбеттой ансамбль, с которым
работает и по сей день. В 1996 г. Эрик первым среди французских
исполнителей подписал контракт с легендарным джазовым лейблом Blue Note.
Основная слава пришла к Трюффа, когда его альбомы стали выпускаться на
Blue Note. На пластинках "The Mask", "Revisite", "Bending New Corners"
холодноватый и засурдиненный звук трубы ловко сочетается с ломаными
ритмами, более подходящими для рейвов, чем для джаз-клубов. Альбом "Bending
New Corners" получил "серебряный" статус во Франции.
Сверхуспешный диск Трюффаза "Mantis", вышедший в 2002 г., поразил новой
формой, уходом в восточные ритмы и гармонии. Следующий альбом "The Walk
Of The Giant Turtle" формально не имел ничего общего ни с "Mantis", ни с
другими работами. Как писали критики, музыкальные коллажи Трюффа
складывались из вызывающе противоречивых элементов: фьюжн и гротескный
хард-рок, неопсиходелия, достойная иных последователей Pink Floyd,
"завернутые" ломаные клубные ритмы и назойливое диско. Тем не менее, все
это разнообразие связано засурдиненной, сентиментально-холодной трубой
Трюффа, сообщающей всей этой идее внятное воплощение. В 2004 различные
концертные проекты Трюффа были удачно представлены на "живом" двойном
альбоме "Face A Face".
В 2007 г. трубач выпустил альбом "Arkhangelsk", названный в честь
северного русского города, где Эрику и его музыкантам довелось выступать
в 1994 г. По словам Трюффаза, ощущения от пребывания в Архангельске
совершенно нереальные, что в полной мере отразилось на композициях.
Показательно, как в разные годы писали об услышанных на различных
европейских джазовых фестивалях выступлениях Трюффа наши самые
радикальные и склонные к джазовому авангарду авторы:
"Музыка Трюффаза - бальзам на израненную душу джазового
меломана-эстета: с одной стороны, самому не стыдно слушать, с другой -
можно и неискушенным в джазе друзьям показать" (Иван Шокин);
"Нельзя сказать, что музыка была ощутимо вторичной или стилизованной
- нет, напротив, основной мелодический ее компонент (стильный звук
трубы, окрашенный электроникой) был явно индивидуальным" (Саша
Буров).
8 июля в музее-усадьбе "Архангельское" под Москвой, хорошо
знакомом московской публике по ежегодному фестивалю "Усадьба. Джаз",
состоится первый концерт из серии "Легенды мирового джаза в
Архангельском", в котором примет участие известный джазовый певец
Фредди Коул и его квартет.
Американский певец и пианист Фредди Коул - младший брат легендарного
Ната "Кинг" Коула и дядя известной эстрадной вокалистки Натали Коул.
Лайонел Фредерик Коул родился 15 октября 1931 г. Он был самым младшим из
пятерых детей в семье. Три его старших брата, Эдди, Айк и Нат (который
был старше Фредди на 12 лет), были музыкантами. "Я начал играть на
фортепиано в пять лет", рассказывал Фредди. "Музыка была повсюду вокруг
меня". Дом в Чикаго, где прошла его юность, часто посещали такие мэтры,
как Дюк Эллингтон, Каунт Бэйси и Лайонел Хэмптон. Но наибольшее влияние
на него оказал певец Билли Экстайн (Billy Eckstine). "Он был
фантастическим шоуменом", вспоминает Фредди. "Я очень многому научился,
просто находясь рядом и наблюдая за ним". Фредди Коул хотел стать
профессиональным футболистом, но травма руки положила конец спортивной
карьере. Так он окончательно решил стать музыкантом. Еще подростком он
начал играть и петь в клубах Чикаго и собирался заниматься этим в
будущем - но после вмешательства матери он продолжил свое музыкальное
образование в Roosevelt Institute в Чикаго (первом в городе высшем
учебном заведении для небелого населения). В 1951 г. Фредди переехал в
Нью-Йорк и поступил в Juillard School of Music, где оказался под сильным
влиянием выдающихся пианистов Джона Льюиса, Оскара Питерсона и Тедди
Уилсона. Он получил диплом в бостонской New England Conservatory of
Music, после чего в течение нескольких месяцев путешествовал как
участник Earl Bostic Band, где играл также саксофонист Бенни Голсон.
В Нью-Йорке произошел головокружительный взлет карьеры Фредди Коула.
Помимо выступлений с обширным песенным репертуаром в различных бистро
Манхэттена, он записывал джинглы для радио и телевидения. Став жителем
Атланты в 1972 г., он возглавил трио, в которое входили также гитарист
Джерри Берд, ударник Кёртис Бойд и басист Зэкэри Прайд. В таком составе
они много гастролировали по США, Европе, Дальнему Востоку и Южной
Америке. Фредди начал записываться с 1952 г., когда его первый сингл, "The
Joke's On Me", был выпущен на малоизвестном чикагском лейбле Topper
Records. Фредди записал несколько альбомов для европейских и английских
компаний в 70-х, и международное признание открыло для него новых
слушателей и новые возможности. Он старался больше общаться со зрителями
и учился петь на других языках. "Это дало мне больше возможностей как
исполнителю", утверждает Фредди Коул. В том, как Фредди играет на
фортепиано и поет, в его выступлениях в трио с гитарой и контрабасом
заметно большое сходство с манерой исполнения его брата, Ната "Кинг"
Коула. Но все же голос Фредди Коула по-своему уникален и своеобразен,
вот почему певец не смог бы долго оставаться в тени успеха знаменитого
старшего брата. Его вокал - мягкий, элегантный и гибкий - значительно
ближе к вокалу Фрэнка Синатры и Билли Холидэй. Фредди Коул со своим
неповторимым стилем воплощает исчезающую ныне эстетику: на сегодняшний
день он один из самых уважаемых вокалистов-исполнителей джазовых песен в
мире.
На концерте 8 июля в усадьбе "Архангельское" квартет Фредди Коула (Freddy
Cole - вокал, ф-но) выступит в следующем составе: Брюс Эдвардс (Bruce
Edwards) - гитара, Элиас Бэйли (Elias Bailey) - бас, Кёртис Бойд (Curtis
Boyd) - ударные.
Генеральный партнер - компания Volvo Car Russia.
Заказ билетов: (916)606-4833.
III международный джаз-фестиваль "Союз
Композиторов"
Клуб "Союз Композиторов"
сделал серьезную заявку на то, чтобы стать ведущим джазовым клубом
Москвы.
Первый 9-дневный фестиваль, которым клуб ознаменовал свое открытие,
прошел при полном аншлаге, собрав восторженные отзывы в прессе. На
фестивале выступили практически все самые яркие представители
российского джаза, и каждый день фестиваля представлял отдельное
направление в джазе.
В июне стартовал второй джазовый марафон, в котором участвовали
совершенно разные по стилистике исполнители; ценители необычной и
качественной музыки наверняка сделали для себя немало открытий. Все
зарубежные участники II фестиваля приехали в Россию впервые. Среди них -
легендарный американский барабанщик Эл Фостер, проработавший в группе
джазового гуру Майлса Дэйвиса добрый десяток лет и ставший одним из его
близких друзей.
За полгода клуб установил для себя высочайшую планку качества
музыкальной жизни; создал и укрепил собственные традиции.
В частности, традицию удивлять московскую публику концертами джазовых
звезд, которые не жаловали Россию своим появлением до открытия клуба.
3-й международный джазовый фестиваль "Союз Композиторов" даст
возможность почитателям импровизационной музыки увидеть и услышать
людей, которым рукоплещут миллионы: саксофониста Джошуа Редмана (Joshua
Redman) и контрабасиста Бастера Уильямса (Buster Williams). В составе
"американского джазового десанта" на фестиваль приедут чикагская
вокалистка Тиффани Моник (Typhanie Monique) и клавишник Роб Маллинз (Rob
Mullins).
Квартет Бастера Уильямса (Buster Williams) - 10, 11, 12 июля
Бастер Уильямс (Buster Williams) - контрабас; Денни Гризетт (Danny
Grisett) - фортепиано; Ленни Уайт (Lenny White) - ударные; Маркус
Стриклэнд (Marcus Strickland) - саксофон
Бастер Уильямс. Есть в истории джаза музыканты, которые, не будучи
лидерами коллективов, не стоя на авансцене, не "снимая сливок" славы, по
сути, повлияли на развитие джаза не меньше инициативных и харизматичных
его идеологов. Контрабасист Бастер Уильямс - в числе таких. Его считают
одним из самых талантливых и тонких аккомпаниаторов, одним из лучших
сайдменов в истории джаза. Творчество этого музыканта оставалось и
остается актуальным без оглядки на бесчисленные смены тенденций и веяний
в джазе.
Расцвет карьеры Бастера Уильямса пришелся на 80-е годы, хотя слава
пришла раньше - тугой, напористый звук его контрабаса и безупречную
технику исполнения можно было регулярно слышать в проекте пианиста Хэрби
Хэнкока Mwandishi с 1969 по 1973 гг. Это было время экспериментов:
Уильямс играл у Хэнкока как на акустическом, так и на электрическом
басу, то и дело используя генераторы дополнительных звуковых эффектов.
В целом же список исполнителей, которым аккомпанировал Бастер Уильямс, и
коллективов, с которыми он сотрудничал, более чем внушителен. Чет
Бейкер, Каунт Бэйси, Арт Блэйки, Чик Кориа, Майлс Дэйвис, Эрролл Гарнер,
Декстер Гордон, Уинтон Марсалис, Сонни Роллинз, Сонни Ститт, МакКой
Тайнер, Сара Воэн - этих именных рекомендаций уже достаточно для
возникновения интереса к тому, что же представляет собой музыка Бастера
Уильямса сегодня. Не надо забывать и о том, что Уильямс принадлежит к
поколению джазовых "мастодонтов", а их осталось не так много.
Об участниках квартета:
Денни Гризетт. Уроженец Лос-Анджелеса, пианист и композитор
сравнительно недавно влился в нью-йоркское джазовое сообщество. Но в
условиях жесточайшей конкуренции Денни не просто нашел место под
солнцем, а прекрасно его обустроил. В 2003 г., после окончания института
имени Телониуса Монка, Денни переселяется в Нью-Йорк, и не проходит и
пары месяцев, как его приглашают к совместной работе саксофонист первого
эшелона Винсент Херринг и вокалистка Ванесса Рубин.
Ленни Уайт. Этот музыкант давно занял свое место в ряду лучших
барабанщиков мира наряду с Билли Кобэмом и Тони Уильямсом. Новатор,
изобретатель, способный включиться в стилистику практически любого
проекта, от мэйнстрима до рока и авангарда, популярнейший сайдмен,
мастер игры на ударных, Ленни Уайт является… барабанщиком-самоучкой (и к
тому же левшой). То, что Уайт не имеет должного музыкального
образования, не помешало ему в 19-летнем возрасте играть с саксофонистом
Джекки Маклином, а в 20 лет записаться на историческом альбоме Майлза
Дейвиса, заложившем основы джаз-рока - "Bitches Brew". Взяв такой старт,
Ленни уже не опускал для себя планку.
Маркус Стриклэнд. "Маркус Стриклэнд заставил повернуть головы в
свою сторону. Он заставил это сделать самую процветающую, но и самую
взыскательную джазовую сцену в мире - сцену Нью-Йорка." (Томас Конрад,
JazzTimes Magazine). Карьера саксофониста только началась, а говорят о
нем уже настолько интенсивно, что предположения в отношении дальнейшей
судьбы этого музыканта можно строить самые смелые. Музыкант, родина
которого - солнечный город Майами, в 2006 г. по результатам
читательского голосования журнала JazzTimes Magazine был избран "Лучшим
Новым Артистом".
Трио
Джошуа Редмана (Joshua Redman, саксофон, США) - 18,19 июля
Джошуа Редман (Joshua Redman) - тенор-саксофон; Рубен Ренуик (Reuben
Renwick) - бас; Антонио Санчес (Antonio Sanchez) - ударные
Джошуа Редман - всемирно известный американский тенор-саксофонист, имя
которого заставляет его коллег уважительно кивать: "Редман - это
голова!". Впрочем, несмотря на свою мега-известность и принадлежность к
топ-классу музыкантов мира, Джошуа сам еще относительно молод: родился
он в 1969 г.
Сын великого саксофониста Дьюи Редмана (Dewey Redman), Джошуа с 10 лет
играл на инструменте и прошел курс обучения в знаменитой музыкальной
школе города Беркли, Калифорния (Berkeley; не путать с бостонским
колледжем Бёркли - Berklee), но, несмотря на это, закончил один из
ведущих в США университетов - Гарвардский - и уж совсем было принялся
делать адвокатскую карьеру, не собираясь идти по стопам отца. Даже
поступил в самое знаменитое правовое учебное заведение - Школу права
Йельского университета. Но тут же из неё ушел, осознав, что музыка для
него важнее. Жизнь расставляет все по своим местам, а талант рано или
поздно раскрывается, - если это подлинный талант.
В 1991-м году Редман занимает 1 место на конкурсе имени Телониуса Монка,
подписывает контракт с мейджор-лейблом Warner Brothers, и - вуаля! Через
некоторое время Джошуа красуется на обложках всех американских джазовых
журналов. В 90-х годах Редман стал настоящим любимчиком музыкальной
прессы (причем вполне заслуженно), и с тех пор журналисты пристально
следят за прибавлениями в его дискографии, не упуская случая написать
восторженную рецензию на новый диск. Обласканный славой, он, в общем-то,
стал воплощением мечты, которую в глубине души лелеет каждый юный
саксофонист: ведь такой популярностью в широких массах обладает далеко
не каждый джазмен.
На его ранних альбомах играет Пэт Мэтини; в 1996-м Редман гастролирует и
записывается с секстетом Чика Кориа, один за другим выходят
супер-успешные альбомы (сольный "Timeless Tales (For Changing Times)",
1998, "Beyond" в 2000, "Passage of Time" в 2001 и "Elastic" в 2002).
Редман принадлежит к группе молодых традиционалистов от джаза. Его
нельзя назвать новатором (и, наверное, вряд ли можно будет назвать
когда-либо: Джошуа явно выбрал свою стезю в творчестве), однако музыка
его в высшей мере вдохновенна и изобретательна.
Впрочем, Редман порядком увлекается достаточно радикальными
экспериментами с электроникой, играл с этно-музыкантами, в частности - с
тувинской группой "Хуун-Хуур-Ту"
в рамках фестиваля SFJAZZ в Сан-Франциско; в его музыке появляется
многое от рока, фанка, r-n-b, соул, однако в целом то, что он играет,
называется мэйнстримом. Но ведь даже идя по проторенной дороге, можно
делать великие открытия. И Джошуа их делает. В апреле 2007 г. вышел 11-й
альбом Редмана в качестве лидера, "Back East".
Тифани
Моник (Typhanie Monique) и квартет Олега Киреева - 6, 7 июля
Имя чикагской вокалистки Тифани Моник (Typhanie Monique) не так
привычно-обыденно звучит в устах российского любителя джаза, как имя
Дайаны Кролл или, скажем, Патрисии Барбер. А ведь, к слову, у Тифани и
Патрисии куда больше общего, чем мы могли бы думать. Моник не так давно
образовала творческий дуэт с гитаристом квартета Патрисии Барбер, Нилом
Элджером - необычайно креативным, неординарным музыкантом, тяготеющим,
несмотря на свою способность включиться в любое направление джаза, к
стилю ambient. Последний альбом, "In This Room", наглядно иллюстрирует,
насколько объемно, выпукло, ярко и необычно может прозвучать джазовый
вокал в сопровождении одной лишь электрогитары. Пение Тифани, глубоко
интимное, драматическое, изобилующее полутонами, полунамеками, в который
раз доказывает, что немногословность и искренность бывают куда
убедительней, чем показная виртуозность. Моник блестяще интерпретирует
знакомые, запетые до дыр джазовые стандарты и дает новую жизнь
инструментальным композициям, исполняя их в духе чикагской джазовой
школы
Роб
Маллинз (Rob Mullins) и квартет Олега Киреева - 31 июля, 1 и 2
августа
Музыкальное творчество и карьера Роба Маллинза очень разноплановы.
Пианист и композитор, сайдмен и бэндлидер, педагог. В России его имя не
очень известно. А в жарком Лос-Анджелесе Роб Маллинз - признанный
музыкант, номинант на "Грэмми". Сейчас сотрудничает с известным
флейтистом Хьюбертом Лоузом, был участником The Crusaders, играл и
записывался с Ронни Лоузом, Дейвом Грюзином. Годы профессиональной
зрелости Роба Маллинза - это альбомы-бестселлеры, игра в составе
коллективов Брэнфорда Марсалиса, Керка Уэйлума, Брайана Бромберга, Дайэн
Шуур и других музыкантов.
"Если вы даже не являетесь поклонником джаза, вам понравится Роб Маллинз.
Его музыка преодолевает любые границы: она неожиданно врывается в вашу
жизнь, и с этого момента о ней невозможно забыть." Бернард Бор, Music
Connection Magazine
"Роб Маллинз уже приобрел статус международной звезды" Леонард Фезер,
Los Angeles Times
Санкт-Петербург, 13 июля, Большой двор Зимнего дворца,
21:00 (вход с Дворцовой площади): VII Международный Фестиваль "Музыка
Большого Эрмитажа" (традиционные концерты под открытым небом во дворах
Эрмитажа и Зимнего Дворца) - Андрей Кондаков & Brazil All Stars.
Бразильский
джаз - это интегрированный сплав бразильского ритма, бразильской
мелодии, североамериканского языка джазовой импровизации и европейской
гармонии. Идея создания проекта "Андрей Кондаков и Brazil All Stars"
возникла в Нью-Йорке в 1999 г., когда петербургский пианист и композитор
Андрей Кондаков познакомился и
впервые выступил в популярном клубе Zinc Bar в квартале Гринвич Виллидж
с замечательными бразильскими музыкантами - басистом Серджио Брандау,
перкуссионистом Эдсоном "Кафе" да Сильва и барабанщиком Паулу Брага.
Выяснилось, что эти три музыканта часто играют вместе в различных
составах. Они уже вошли в историю бразильской музыки и джаза благодаря
концертам и записям с великим Антонио Карлосом Жобимом, Джаваном,
Деодато, Милтоном Нашименту, Херби Мэнном, Таней Марией.
В апреле 2000 г. был организован тур для этого проекта по России и
запись альбома, который вышел под названием "Старые и новые бразильские
истории". Тогда музыканты с успехом выступали и в Санкт-Петербурге. В
2003 г. проект был представлен в рамках I Санкт-Петербургского
международного Петропавловского джазового фестиваля, а в 2006 г.
музыканты были приглашены выступить на международном джазовом фестивале
в Коктебеле (Крым, Украина). Кроме того, в последние годы музыканты
тесно сотрудничают и периодически выступают в разных клубах в Нью-Йорке.
В этот раз вместо Паулу Брага с ансамблем выступит легендарный
барабанщик Селсу Алберти. Музыкант последние несколько лет живет и
работает в Калифорнии и выступает со звездными музыкантами.
В программе проекта - авторские композиции Андрея Кондакова, а также
известные мелодии Антонио Карлоса Жобима.
Открывает концерт джазовый проект студентов знаменитого Berklee College
of Music - Mass Ave Project в составе: Яков Кременский - гитара, Евгений
Лебедев - клавишные, Николай Моисеенко - саксофон, Давид Гиньярд - бас и
Джеффри Виллануэва - ударные.
Специальные гости концерта: Давид Голощекин (Россия) и Давид Санчес,
тенор-саксофон (США)
Лауреат
Latin Grammy Award Давид Санчес на сегодняшний день является, пожалуй,
самым ярким молодым тенор-саксофонистом. Получивший признание критиков,
любовь и уважение джазовой аудитории, Давид своим творчеством продолжает
расширять границы джаза в традиционном его понимании, наполняя и
обогащая его красотой латинской и афро-карибской музыки. Давид Санчес
родился в Пуэрто Рико и музыкой начал заниматься в 8 лет. Сначала его
привлекли барабаны и перкуссия, и только спустя несколько лет Дэвид
обратил свое внимание в сторону тенор-саксофона. Дэвид начал свое
образование в престижной La Escuela Libre de Musica в Сан Хуане. Ритмы
Пуэрто Рико, а также лучшие традиции кубинской и бразильской музыки
сильно повлияли на творчество молодого Санчеса. В 1986 году Дэвид Санчес
поступает в Университет Пуэрто Рико в Рио Пьедрас, но притяжение
Нью-Йорка становится настолько сильным, что, выиграв стипендию на
обучение в Rutgers University в Нью-Джерси, он переезжает в Нью-Йорк и
вскоре становится неотъемлемой частью музыкальной жизни джазовой Мекки.
Он начинает выступать с такими гигантами, как пианист Эдди Палмиери,
трубач Клаудио Родити, саксофонист Пакито Д’Ривера. В 1991 г. великий
Диззи Гиллеспи приглашает молодого саксофониста в свой проект Live the
Future. В 1995 г. выходит его дебютный альбом на лейбле Columbia. Альбом
"Obsesi?n" (продюсер Брэндфорд Марсалис) делает Санчеса номинантом
премии "Грэмми". А в 2005 году альбом "Coral", записанный совместно с
Пражским филармоническим оркестром и выпущенный на лейбле Columbia,
делая его в четвертый раз номинантом "Грэмми", выигрывает Latin Grammy!
Дэвид Санчес гастролирует по всему миру, как в составе лучших джазовых
коллективов, так и со своими собственными проектами, даря публике
истинное удовольствие от своего творчества, изысканно сочетающего лучшие
традиции джазовой музыки и латинских ритмов.
Художественный руководитель фестиваля - композитор Сергей Евтушенко.
Поддержка Фестиваля: Комитет по культуре Правительства Санкт-Петербурга,
Официальный партнер фестиваля - компания "Онего Шиппинг ЛТД", Партнеры -
Коммерческий Банк "Финансовый капитал", компания "Кока-кола";
Генеральные информационные партнеры: 1-й канал Санкт-Петербург, "Эльдорадио",
Журнал "Афиша"; Информационные партнеры: Журнал "Интербизнес", "Радио
России", Компания "Модуль-Плазма", журналы: "Эрмитаж", "На Невском", "Free
TIME", "Anons&Map", "Top-manager", "Театральный Петербург", "St.Petersburg
in Your Pocket", "The St.Petersburg Times", "Neva News", "Ваш Досуг", "Infoskop",
"St. Petersburg Times, WHERE. Интернет портал "Активист".
Официальный сайт:
www.hermitagemusic.ru |