На волне успеха фестивалей-ярмарок под маркой International Exposure,
посвященных израильскому театру и танцу, МИД Израиля поспешил в конце
марта провести аналогичное музыкальное мероприятие International Music
Exposure. Выставку-продажу более чем трех десятков музыкальных
коллективов и солистов приурочили к ежегодному "Фести-Джазу" в
культурном центре городка Гиватайм (Большой Тель-Авив). На ней побывали
джазовый продюсер Михаил Грин и музыкальный обозреватель "Радио
Культура" Дмитрий Ухов.
Те тридцать-сорок международных гостей выставки-ярмарки - продюсеры,
концертные агенты и журналисты, ради которых, собственно, были
организованы дневные показы - знают, что еврейская музыка - это не
только "Семь сорок" или "Скрипач на крыше", но и, например, "йеменские"
песни Офры Хаза. Но для большинства все-таки образ еврейской музыки
ассоциируется со "Скрипачом на крыше" - и картиной Марка Шагала, и
одноименным мюзиклом. То есть песнями на языке идиш, с которыми клезмеры
- свадебные музыканты из местечек Центральной и Восточной Европы - в
начале прошлого века эмигрировали в Америку (впрочем, "Катюша" Блантера,
марши братьев Покрасс и оперетки Дунаевского - по большей части, все
того же клезмерского происхождения). К концу XX века в Нью-Йорке
традиции клезмера были переоткрыты заново, и родилось даже протестное по
сути движение музыкантов-авангардистов, которое негласно возглавляет
знаменитый композитор, продюсер и саксофонист Джон Зорн.
Всеобщей моды на клезмерский "смех сквозь слезы", к слову сказать, в
Израиле слегка стесняются - примерно так же, как в афроамериканском
джазе стесняются угодливой улыбки Луи Армстронга. В официальной
программе клезмерский вечер в новом клубе "Левонтин 7" фигурировал
только как "фриндж", сопутствующее мероприятие, хотя трио BTA Music
играло, скорее, джаз с ориентальным акцентом. Но в основной программе
был только один подобный коллектив, виртуозный квартет Boom Pam, на
сцене удивительно напоминающий наше новоджазовое "Три О".
В основном же, была музыка "мизрахи", то есть "восточная". Как и чуть
раньше в США, в Израиле поняли, что наряду с методом "плавильного
котла", в котором все, что привозят с собой иммигранты, должно бы
образовывать единый сплав, не менее конструктивной остается национальная
идея многообразия, иной раз даже музейно-бережного отношения к культурам
малых народностей (сказал бы - "национальных меньшинств", если бы лучше
знал, к кому это может, а к кому не может - относиться).
Тем более, похоже, неожиданно для самих израильтян и уж явно вопреки
всей политической конъюнктуре постепенно образуется некий общий
музыкальный сплав, в принципе доступный не только бывшей еврейской
диаспоре, но и - что не менее важно - арабам, персам и даже индийцам. То
есть - как ни банально это прозвучит - возникла музыка национальная по
форме и - уж извините - интернациональная по содержанию.
Еще до образования государства Израиль традиционное пение еврейских
общин из Йемена представляло древнюю еврейскую вокальную традицию -
хорошо сохранившуюся из-за того, что мусульмане запрещали игру на
музыкальных инструментах. Звезда израильской wolrd-поп-музыки Офра Хаза
была родом из тех мест, как и совсем молодая Шломит Леви, которая поет
ее хит Im Nin' Allu и которой прочат не меньшую славу.
В каждом втором музыкальном коллективе - будь то фольклорный ансамбль,
джазовое комбо (квартет Амоса Хоффмана), металлическая рок-группа
Orphaned Land, которая очень гордится тем, что "зажгла" тридцатитысячную
аудиторию в мусульманской стране - Турции или голливудский r&b (Fools of
Prophecy) господствует арабский уд. Тот, что в средневековой Испании
получил название "лютня" и позднее превратился в гитару
.
Для певиц почти обязательно владение принятым на Востоке (вплоть до
Индии) высоким звонким регистром, так что иногда даже кажется, что в
каждой из них уживаются две разных личности. Как в знаменитой курдской
вокалистке Илане Элия и молодой эмигрантке с Украины Марине М. Блюмин
(которая поет на английском с этно-джазовым ансамблем Common Bond - это
в Тель-Авиве, а в отличном иерусалимском клубе "Желтая подлодка" - с
пост-роковой группой Helix - на иврите).
На эстраде по сравнению с Западом господствует снежно белый "цвет
пустыни" - та же Марина Блюмин с этно-группой выступает в белом костюме
(не очень ей подходящем), а с рок-группой - в точно таком же, но...
черном.
Наверное, к местному колориту относится подчеркнутое внимание к
поэтическому содержанию песен: авторы/исполнители обязательно перед
началом пересказывают их по-английски. Думаю, что не только для
профессиональной аудитории из влиятельных менеджеров и промоутеров. Эхуд
Банай (он сам называет себя "израильским Бобом Диланом") на гастролях за
рубежом даже предлагает целую брошюру с переводами своих текстов.
Потребность в комментариях особенно остро ощущаешь в "театре песни"
Виктории Ханны: пока она - в амплуа Уты Лемпер, Эвы Демарчик или Елены
Камбуровой "играет" тексты "Песни песней" - это одно, но когда-то
переходит к Каббале - без подробного комментария (чтобы не сказать -
толкования) те, кто не знают иврита, не обойдутся. Впрочем, все равно,
нельзя не почувствовать значительность и масштаб ее таланта (вполне
сравнимый со звездами мирового арт-шансона).
Но
в целом это только самые внешние приметы: гораздо любопытнее улавливать
"средиземноморские перекрестки", как гласит название диска одной из
старейших групп мировой музыки ESTA. В мавританских и византийских
мотивах у Самира Махула, неаполитанских серенадах контр-тенора Эзи Леви,
в афро-роке группы "Кулума". Последняя буквально на глазах
трансформируется в другой ансамбль - скорее, индийской песни, которая у
певицы Дин Дин получается гораздо лучше (на фото).
В 1994 году один из самых известных за пределами Израиля музыкантов
Яир Далал (его родители эмигрировали в Израиль из Ирака), певец и
классический скрипач по образованию, играл на вручении Нобелевской
премии мира Ицхаку Рабину и Ясиру Арафату. Ансамбли "Восток-Запад", "Шева",
"АнДраЛаМуссия" с одинаковой серьезностью интерпретируют и арабский и
еврейский (и европейский) репертуар - от мугама и суфийского транса до
греческого сиртаки и этюдов Шопена. Пусть звучит эта смесь порой весьма
нарочито, мировой музыке есть с чего начинать: с джаза, давно уже
решившего "национальный вопрос". Тем более, что израильские джазмены
пользуются авторитетом буквально во всем мире. За пределами Израиля
хорошо известны участники "Фести-джаза" - саксофонист-виртуоз Эли
Деджибри, интеллектуальный мэйнстрим секстета "Семья Коэн" и
биг-бэндовый композитор Ави Лейбович. Настоящее открытие International
Music Exposure - постколтрейновский молодежный квартет из Иерусалима the
Rats.
За скобками International Music Exposure остались, впрочем, многие
выдающиеся открытия израильского джаза последних лет. Назову только
двоих: уже солидного музыканта и - наоборот - вундеркинда. О 38-летнем
фри-джазовом саксофонисте Альберте Бегере заговорили в 2005 г. после
Тель-Авивского джаз-фестиваля. Тогда он присоединился к последнему
номеру группы Роя Кэмпбелла Pyramid. И на следующий день записал с ее
выдающейся ритм-секцией (Уильям Паркер и Хамид Дрейк) столько материала,
что его хватило на два диска (Evolving Silence, vol.1 &2, лейбл Earsay).
9-летний Ариэль Ланьи импровизирует на рояле так, что кажется, будто бы
в него переселился дух недавно умершего Эндрю Хилла (посмотрите
и послушайте сами)
В общем, в Израиле есть не только скрипачи, и услышать их можно не
только на крыше.
Дмитрий
Ухов
в сокращении опубликовано в газете
"Время новостей" N°59
05 апреля 2007
Не удом единым...
Дмитрий Петрович Ухов так подробно описал наше музыкальное путешествие в
Израиль, что мне лишь осталось добавить несколько штрихов.
Во-первых, удивила и порадовала хорошая организация International Music
Exposure. Расписание полностью выдерживалось и в том, что касалось
концертов, и в том, что касалось транспорта.
Во-вторых, не могу не отметить высокого профессионального уровня
практически всех музыкантов, выступивших перед нами, хотя в общей
сложности нам пришлось прослушать больше 30 ансамблей. Давно не слышал
такого количества хороших флейтистов. Правда, количество удистов
превышало все разумные пределы, и через некоторое время мои, не такие
закаленные, как у Ухова, в этно-музыкальных проектах уши, переставали
воспринимать этот экзотический инструмент.
Но, к счастью, не удом единым сильна современная музыка Израиля, и мне,
как человеку, интересующемуся преимущественно джазом, тоже было что
послушать. К сожалению, мне не удалось побывать на концерте
джаз-ансамбля "Семейство Коэн", основными участниками которого являются
два брата - трубач Авишай Коэн (не путать с его тезкой - живущим в США
знаменитым контрабасистом) и саксофонист Юваль Коэн, плюс их сестра Анат
Коэн, весьма недурно играющая на саксофоне и кларнете. Позже удалось
послушать их CD и посмотреть их выступление на DVD. Это действительно
здорово. Из услышанного вживую порадовал играющий очень заводной
фьюжн-ансамбль Common Bond c обладающей сильным и красивым голосом
солисткой Мариной Блюмин. И если все сойдется, то московские меломаны
смогут их увидеть и услышать в следующем году на 11-м фестивале "Джаз в
саду Эрмитаж". Также с удовольствием предоставил бы нашу фестивальную
сцену замечательному саксофонисту Эли Деджибри, но он сейчас во всем
мире нарасхват. Забавный проект с его участием получился у семейной пары
Португали, муж Офер - прекрасный пианист, жена Ирис - красивая женщина и
хорошая певица, но зачем-то вдруг решила еще играть на барабанах. И
выяснилось, что делать и то, и другое одновременно у нее пока получается
не очень...
Ну а причина, по которой я пропустил один из концертов фестиваля в
Гиватайме, была вполне уважительной. Один из лучших израильских
саксофонистов, выступавший в прошлом году в Москве на фестивале "Джаз в
саду Эрмитаж", Роберт Анчиполовский, пригласил меня на концерт
американо-израильского ансамбля в знаменитом тель-авивском зале "Opera
House", в котором он принимал участие вместе с израильской ритм-секцией.
Американская сторона была представлена звездными именами: тромбонист
Куртис Фуллер, пианист Лэрри Уиллис и трубач Джим Ротонди. Роберт сразу
же предупредил меня, что будет по существу "джем-сэшн". Огромный зал был
почти полон. Публика принимала музыкантов на ура, особенно соло
Анчиполовского. На мой взгляд, он и Джим Ротонди были в этот вечер
лучшими. А вот хэдлайнер, когда-то великий тромбонист Куртис Фуллер,
продемонстрировал, что, к сожалению, все у него в прошлом, и до такой
степени, что в некоторых композициях он не мог даже доиграть фразу до
конца... Зрелище было довольно грустное и чем-то мне напомнило об
ощущениях, которые я испытал на недавнем концерте Джонни Гриффина в
Москве.
Так что, как видите, впечатлений от недельного пребывания в Израиле
очень много и, в основном, они положительные. И теперь надо найти время,
чтобы отслушать те семь десятков компактов и ДВД, которыми нас одарили
участники International Music Exposure.
Михаил
Грин,
джазовый продюсер
|