Во второй половине 80-х
гитарист Игорь Григорьев был одним из самых
заметных музыкантов на той нашей новоджазовой
сцене, что была в оппозиции к установкам Комиссии
по эстрадно-джазовому творчеству Союза
советских композиторов и таким образом с полным
основанием могла бы называться альтернативной.
Если не андеграундом в том же смысле, в каком им
был подпольный рок периода Ленинградского
рок-клуба и московской рок-лаборатории. Это было
и Московское импровизационное сообщество
(позднее - Оркестр Московских композиторов)
Андрея Соловьева, и разнообразные проекты Сергея
Летова (вскоре- "Три О"), и показательные
"индюки" вроде "Веселых картинок". В
отличие от идейно родственных им
концептуалистов "Мухоморов", власти
позволяли Импровизационному сообществу
вариться в собственном соку. Да и перестройка
была уже на носу.
Однако проекты Игоря Григорьева определенно
опережали свое время. Два из них - трио
"Крыша" (world/new age jazz - Григорьев, Соловьев,
перкуссионист Михаил Жуков) и квартет
"Асфальт" (те же + бас-гитарист Дмитрий
Шумилов из "Вежливого отказа"), единолично
представлявший у нас панк-джаз, no wave или, как
сейчас говорят, downtown. Эти проекты уже пришлись на
перестройку и даже остались зафиксированными
советским аудиомонополистом - фирмой
"Мелодия" ( при непосредственном участии
автора этих строк - тогда члена Худсовета
"Мелодии" с совещательным голосом от
филофонической общественности). Но в раскрутке
их Игорь уже не участвовал - в самом начале 90-х
эмигрировал в Калифорнию, оставив вместо себя
другого гитариста, Александра Костикова. Андрей
Соловьев, блестящий теоретик новой
импровизационной музыки, решивший воплотить
свою теорию в практику и ставший трубачом, одно
время пытался было более или менее продолжать
(вместе с Костиковым и без него) дело Григорьева
под разными названиями ("Балкон",
"Кафедра", разные русско-немецкие альянсы, в
том числе и "GeRu" - с пионером европейского
фри-джаза Петером Ковальдом ).
(От редактора: в середине 90-х, наряду с
"попытками более или менее продолжать",
Андрей вел одну из немногих в России
радиопрограмм по экспериментальному и
авангардному джазу - "Музей революций" на
радио "Ракурс";
кроме того, по сей день он работает трубачом в
группе "Вежливый отказ".)
Игорь Григорьев, похоже, сразу же неплохо
устроился в Лос Анджелесе. Под именем Igor играет
все и везде: вышел компакт-диск дуэтов с очень
музыкальной и понимающий толк в мэйнстриме
японской певицей Киото Вадзима (Wajima). Если бы
только от природы голоса у нее было ну хоть
чуточку побольше!
На другом полюсе - компакт-диск "Ogogo"
небольшой провинциальной, но весьма
авторитетной (и известной в Европе) фирмы из
Миннесоты "Innova"
- тоже дуэты. Это - свободные импровизации с
MIDI-тромбонистом (и композитором) Родни Оуксом
(Oakes) в том же духе, что и интерактивные композиции
Джорджа Льюиса или Нила Леонарда Ш (называю
только тех, кто выступал в Москве).
Эти дуэты составили бы украшение любой акции,
посвященной новой музыке. Поэтому понятен
интерес автора этих строк к первому за 10 лет
визиту Игоря Григорьева на историческую родину.
По словам Игоря, он чуть ли не за месяц известил о
своем недельном пребывании в столице своего
бывшего соратника Андрея Соловьева, но последний
не удосужился известить об этом никого. Кроме
Николая Дмитриева , который в последнюю минуту
пристроил Григорьева на постсезонное
мероприятие в "Доме" - вернисаж
русско-австрийской выставки живописи
"Art-Communication Tour" . Если в смысле
изобразительном было хорошо, но мало, то в
музыкальном было еще меньше. Привычная
"вернисажная тусовка" , терпеливо
переносившая сорокаградусную жару (в "Доме"
нет кондиционирования), настроилась было на
прохладительные дуэты ученика и учителя -
Александра Костикова - Игоря Григорьева,
изображавших нечто вроде импровизаций дуэта
Джима Холла - Пэта Метини, (как раз бывшему
ученику Костикову досталась роль, наоборот,
ветерана - Холла). Но Андрей Соловьев врубил свои
минус-фонограммы, и выяснилось, что у нас есть
своя Саския Лару. Хотя в тех клубах , в которых
теперь выступает Соловьев, публика, скорее всего,
считает, что слушает русского Маркуса Миллера
или Билла Ласвелла, в общем - очередной ремикс
Майлза Дэйвиса.
Ну да ладно. Григорьев получил российский
паспорт и теперь, возможно, мы сможем вскоре
услышать какой-нибудь из его собственных
проектов.
Дмитрий Ухов
От редакции: Дмитрий Петрович ссылается
на новую пластинку Игоря Григорьева, вышедшую на
лейбле Innova. Нам кажется, что читателям было бы
интересно ознакомиться с аннотацией на этот
альбом, размещенной на сервере Американского
форума композиторов.
"Живьем в твоей спальне" -
это коллекция коротких импровизированных
произведений гитариста Игоря и тромбониста
Родни Оукса. Вклад Игоря базируется на его
прошлом джазового гитариста и авангардного
исполнителя в России, в то время как вклад Оукса
проистекает из его опыта лос-анджелесского
композитора и тромбониста.
Их работы имеют технический аспект,
поддерживающий их спонтанность (браво,
американские стилисты, художники слова! - ред.).
Игорь использует большой набор традиционных
гитарных процессорных устройств и технику игры
своего собственного изобретения, а Оукс
использует тромбон для управления синтезатором
путем подключения к нему конвертера тон-MIDI.
Результат - чарующий музыкальный континуум,
составленный необычными тембрами, исходящими, вы
можете поклясться, более чем от двух
исполнителей. Но дуэт OG-O-GO - это двое, Игорь и
Родни Оукс. Игорь много лет работал в своей
родной России, играя в Московском
государственном оркестре кинематографии,
многочисленных джазовых ансамблях, а также в
двух организованных им весьма успешных
импровизационных группах, "Крыша" и
"Асфальт". Кроме того, он преподавал джаз в
двух московских консерваториях. (Ей-Богу, мы бы
обиделись, если бы не знали, что в Америке
консерваторией называют любую музыкальную
школу, даже вечернюю для глухих пенсионеров! -
Ред.)
Родни Оукс - композитор, которому пришлось играть
на тромбоне. Его интерес к музыке и технологиям
забирает большую часть его творческой энергии, и
он написал многочисленные произведения для MIDI
тромбона. Он работал в США и Европе, преподавал
музыку и компьютерное дело в консерватории
Кракова и музыкальной академии им. Шопена в
Варшаве.
Игорь и Оукс живут, преподают, творят и играют в
Лос-Анджелесе. Как дуэт, они работают вместе с 1993
г. и выступают в качестве продюсеров серии
фестивалей импровизационной музыки "Музыка
за". Оба также работают как джазовые музыканты.
American Composers Forum, 1999
|