Выпуск #1,
2007
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Контрабас Скотта ЛаФаро |
Действующие лица:
Пианист Билл Эванс (16.08.1929, Плэйнфилд, Нью-Джерси -
15.09.1980, Нью-Йорк, полное имя - Уильям Джон Эванс)
Контрабасист Скотт ЛаФаро (03.04.1936, Ньюарк, Нью-Джерси -
06.07.1961, Дженива, Нью-Йорк; полное имя - Рокко Скотт ЛаФаро)
В
течение полутора лет, с первого записанного в самом конце 1959
эксперимента под названием "Portrait in Jazz" и до вырубленного цельным
куском летом 1961 "Waltz for Debby", пианист
Билл Эванс
находился, насколько я понимаю, так близко к идеальному для себя
состоянию, как вообще возможно в этом мире. Идеи, толпившиеся у него в
голове, и музыка, выходившая из-под пальцев, на тот момент не имели
никаких параллелей, и по всем законам вероятности он должен был бы
просто запереться в одиночку в студии, но против всех этих законов
нашелся человек, который думал и играл на той же волне, и им оказался
Скотт ЛаФаро, молодой басист - с которым Эванс встретился, на самом
деле, еще даже годом раньше.
"Скотт
был видным парнем - молодой, энергичный. Волосы вьются немного,
светловатые - итальянского типа, но светлые. Его тянуло пробовать все
подряд, лишь бы не полное барахло, чтобы не терять время зря. Но он
обращал внимание и на то, что другим не показалось бы достойным. Очень
хорошо разбирался, где настоящее. Скажем, не отказывался играть в
традиционном стиле, понимая, что это может ему очень помочь в том, чего
он хотел достичь.
Скотт по жизни зажигал на всю катушку, но ни с какими наркотиками
возиться не желал. Ну, может быть, иногда покурит травки, но это все
так. Физически он был такой, очень чистый чувак". - Билл Эванс.
Но речь сейчас не о нем самом, а о его контрабасе. Тот бас, который
звучит на поздних записях трио с Эвансом и Полом Мотяном (Paul Motian,
не могу называть его Моушн, хотя он сам так говорит), достался ему по
случаю. ЛаФаро попросил Рэда Митчелла найти для него инструмент, и тот
откопал где-то в американской глуши замечательную, начала XIX века
"басовую скрипку" (bass violin), мастера Авраама Прескотта,
трехчетвертную, в хорошем состоянии внешне, но совершенно разбитую и
дребезжащую. Притащил ее в Нью-Йорк (город), и там третий басист, Джордж
Дювивье (вот это меня еще восхищает, эта цеховая запросто-солидарность),
предложил поехать к своему мастеру (ну, как девочки делятся адресами
маникюрщиц) - тоже в какой-то деревне на просторах нью-йоркщины.
Мастер этот, Сэм Колштейн, впечатлился и инструментом, и его будущим
хозяином (ЛаФаро пристроился там к одному из контрабасов, пока эти двое
разговаривали, и Колштейн вспоминает: "Звуки, которые доносились из
подсобки - это было что-то, я такого в жизни не слышал.
Умопомрачительно!"), и согласился восстановить бас без денег, в
бессрочный кредит; "отдашь, когда сможешь". И восстановил.
"Он [контрабас ЛаФаро] обладал удивительной звучностью и резонансом.
Скотт мог в гостиничном номере взять аккорд на всех четырех струнах,
звучащий при этом гармонично, а потом положить бас на бок, и звук все
тянулся и тянулся". - Билл Эванс
На
фото, сделанном Эдом Дефауре 2 июля 1961 г., Скотт ЛаФаро играет на том
самом контрабасе во время Ньюпортского фестиваля. Музыканту осталось
жить меньше четырёх дней.
Одной из важнейших записей трио Эванса с ЛаФаро и Мотяном был альбом "Explorations"
(Riverside, 1961). "Его бас был тогда в починке. У того инструмента,
который он достал для этой записи, был замечательный звук в нижнем
регистре, а наверху - так себе. Забавно, как он работает в теме "Nardis",
так и играет соло в нижнем регистре, вокруг большого пальца в низких
позициях". - Билл Эванс
Кстати,
именно этот альбом был одной из первых легальных джазовых "лицензий"
советской монополии грамзаписи - фирмы "Мелодия". По какой-то причине
мелодиевское начальство снабдило конверт пластинки, вышедшей уже после
смерти Эванса, его бородатой фотографией поздних лет, хотя записывал её
он ещё молодым и безбородым. Эванс собирался, говорят, посетить СССР с
концертами, посетить родину предков (ведь его мать - русская, её звали
Мария Сорока; фамилию он унаследовал от отца, который был американцем
валлийского происхождения), но не приехал из-за советского вторжения в
Афганистан, а затем здоровье его катастрофически ухудшилось, и осенью
1980 г. он умер.
В последней студийной записи трио Эванса с ЛаФаро, сделанной за десять
дней до роковой автомобильной аварии, унёсшей жизнь Скотта - альбоме "Waltz
for Debby" - звучит именно "тот самый" контрабас работы Авраама
Прескотта, восстановленный Сэмом Колштейном.
Вечером 5 июля 1961 года ЛаФаро с другом, после концерта, заехал к
каким-то знакомым. "Они были сильно набравшись, поэтому я [Гэп Манджоне,
пианист, гостивший в том же доме] сказал им - "Оставайтесь". Фрэнк [Оттли,
друг ЛаФаро] с хозяйкой ушли, а мы со Скоттом остались в гостиной, пили
кофе, слушали пластинки. Я поставил Чета Бейкера, и вот вам ирония,
Скотт сказал тогда: "Одна из величайших американских трагедий. Чет мог
бы добиться такого же успеха, как Майлз, а вместо этого - наркотики,
тюрьма, и все к черту". Часа через три Скотт был уже в сознании, но
очень усталый. Когда эти вернулись, он настоял на том, чтобы сразу же
ехать обратно, хотя мы пытались их оставить, дать ему отдохнуть немного.
Ну, Скотт и Фрэнк влезли обратно в машину, огромный такой "Крайслер",
контрабас в багажнике, и поехали к шоссе, по дороге номер 20. А потом я
прочел, что они врезались в дерево, машина сгорела. Оба погибли".
На
фото из газеты Geneva Times, вышедшей 6 июля 1961 - разбитая машина
Скотта ЛаФаро. Газета кратко сообщила о гибели двоих мужчин в
автокатастрофе близ Дженивы, штат Нью-Йорк, и привела также прижизненное
фото Скотта ЛаФаро с контрабасом, подписанное "Рокко С. Лафаро".
Сэм
Колштейн выкупил останки контрабаса (гриф был разбит в щепки и сильно
обгорел) на распродаже личных вещей ЛаФаро, но очень долгое время не
хотел к нему даже прикасаться. И только когда прошло 25 лет, в 1986, его
брат Барри уговорил его приняться за вторую реставрацию; через пару лет
намечалась большая международная конференция басистов в Лос Анджелесе,
которая должна была пройти под знаком памяти о ЛаФаро. Этих двух лет ему
хватило.
Верхняя дека - наборная, цельная пихта. Нижняя дека - цельный клен,
эбонит по центральному шву. Обечайка - цельный клен, подобран к нижней
деке. Гриф - копия оригинального Прескотта, выполнена Барри Колштейном в
1987 г. Колки - копия оригинальных Парсоновских. Лак - темно-янтарный.
Мензура - 41 1/4 дюйма.
Контрабас находится сейчас в семье Колштейнов, и на продажу не
предлагается. Инструмент был выставлен перед публикой единственный раз,
для сбора средств в пользу благотворительного фонда им. Милта Хинтона
(предоставляющего стипендии для молодых басистов).
|
Юрий
Мачкасов,
Бостон
Дополнительная информация:
Николай Шиенок,
Москва
|
На первую страницу номера |
|