Три года назад Центр интеграции артистов-репатриантов в Израиле выступил
с инициативой создания ассоциации джазовых музыкантов и предложил ее
возглавить одному из ведущих современных джазовых композиторов и
исполнителей - пианисту Славе Ганелину. Занимающийся не чистым джазом,
но свободной от уже созданных тем музыкой, а также много пишущий
камерных сочинений и музыки для театра и кино, Ганелин предложил
расширить понятия и объединить джазменов и авторов и исполнителей так
называемой "альтернативной" музыки, т.е. музыки всех жанров, не
относящихся к чистой классике или к современным продуктам шоу-бизнеса
(именно современным, поскольку лучшие из старых подобных продуктов
постепенно превращаются в классику или вечнозеленые джазовые темы). Он
же предложил название "Джаз-глобус", поскольку основой современного
джаза является не только американская музыка, а лучшие современные
джазмены - не всегда американцы. И музыка, и исполнители со всего
глобуса - вот девиз ассоциации, которая два года назад провела первый,
год назад - второй, а в ноябре-декабре этого года - третий фестиваль
"Джаз-глобус".
Естественно, все они проходили при поддержке Центра интеграции артистов
и соответствующего отдела Иерусалимского муниципалитета, ставших в
течение двух лет единственными спонсорами фестиваля, набиравшего силу. В
"Джаз-глобусе - 2004" на четырех концертах выступили около 50 только
местных музыкантов, на следующий год на сцену в пяти концертах вышли
более 50 израильтян и четверо гостей из США, Италии, Германии и Литвы;
последний фестиваль, состоявший из шести концертов, собрал на "домашней"
сцене ИКЦ двадцать ансамблей, в которых выступили около 60 музыкантов.
Семеро из них представляли заграницу - США, Россию, Литву и Швецию,
остальные - отечество. Все фестивали прошли в так называемом
"Иерусалимском культурном центре" - уютном камерном зале в центре
столицы Израиля, принадлежащем муниципальному отделу абсорбции
(интеграции репатриантов).
Открыл
фестиваль иерусалимский чудо-ребенок, посмотреть на которого сбежалась
вся израильская джазовая, и не только джазовая, общественность. Даже
обычно не жалующие серьезное искусство, самые рейтинговые израильские
вечерние новости устами народных любимцев - ведущих этих программ -
объявили об открывающемся фестивале, причем один из них (думаю, сказав
впервые лет за 20 слово "джаз") с особой гордостью подчеркнул, что
чудо-мальчик живет в Иерусалиме, видимо, и не подозревая, что его мама
родилась в Москве. Мальчика зовут Ариэль Ланьи, ему 9 лет, и он уже 4
года учится классическому музицированию на рояле и скрипке (!!!) и 2
года - джазу. Джазовый вундеркинд безумно талантлив, но, на мой взгляд,
чрезмерно увлечен свободным джазом, еще не освоив 100-летнего джазового
наследия. Именно поэтому его некоторые фантазии на темы стандартов
слишком далеки от самих тем, а некоторым собственным пьесам не хватает
формы. Ариэль преобразился, когда на сцену вышел его учитель басист
Жан-Клод Джонс (большой специалист по фри-джазу), и стал играть строже и
интереснее. Но наиболее успешно мальчик сыграл на джем-сешн, когда на
традиционную тему импровизировали с ним от 3 до 6 человек, и он обязан
был не только солировать, но и аккомпанировать, и именно последнее он
делал блестяще, демонстрируя особо редкое умение слушать музыку.
Сразу
за Ариэлем вышел на сцену дуэт "Боб энд Дик". Увы, часть публики в этот
момент зал покинула, демонстрируя интерес исключительно к сенсации. В
зале остались истинные поклонники джаза, уже не расходившиеся до конца
первого дня - почти до полуночи. Остальные пять дней фестиваля также
продолжались до полуночи - каждое выступление длилось около часа, а в
антрактах джазовые фэны восторженно обсуждали услышанное и вспоминали
былое… Вспоминать было что, поскольку на сцене сменялись пять поколений
музыкантов! "Боб энд Дик" (скрипач и басист Владимир "Боб" Юрочкин и
гитарист Дмитрий Горелик) представляли джазменов еще молодых, но уже не юных. Яркий и неудержимый мультимузыкант в союзе с забывающимся в
своих бесконечно увлекательных импровизациях гитаристом-акустиком
выступили по-настоящему джазово, принося всех себя в жертву музыке на
сцене. В их игре не было ни капли коммерции и самолюбования. Некоторые
пьесы, правда, были не вполне сбалансированы - музыканты забылись в
музыке и немного забыли о публике, но было главное - джазовое
откровение.
Тромбонист
из Швеции Эли Файнгерш, выйдя на сцену в гордом одиночестве, устроил с
помощью своего инструмента и множества электронных приспособлений
сорокаминутное действо, повергшее публику в изумление. Файнгерш - не
джазовый музыкант, но его энергетике и изобретательности может
позавидовать любой джазмен. Добавлю сюда блистательное владение
инструментом ("Манхэттен скул оф мьюзик" и работа в оркестре "Мерополитен-оперы"
говорят о многом) и уникальную способность читать стихи на множестве
языков и умение органично вставлять поэзию в музыкальное действо, что
имело место не только на сольном выступлении Эли, но и в программе "Tabula
Rasa", где его партнерами стали израильский пианист Ури Бреннер,
литовский барабанщик Аркадий Готесман и американско-русский тубист и
вокалист Аркадий Фри-Мэн.
Здесь
уже не было электроники, зато была импровизация на "Чистой доске", в
которой высочайшее мастерство всего квартета сочеталось с тонким вкусом,
профессиональным чувством формы и заразительным чувством юмора. Почти
трагические музыкальные эпизоды, обрамлявшие стихи Бродского, сочетались
с блюзовым черным скэтом белого Фри-Мэна, совместные импровизации на
тубе и тромбоне переходили почти в драку двух друзей, игравших вместе
еще 5 лет назад в Нью-Йорке, а беспорядочные звуки на рояле и ударных
вдруг преображались в "Сент-Луис блюз" в виде… вальса.
Финал
каждого концерта был посвящен экспериментам. Первый вечер завершил
студенческий квартет "Джаз-н-ролл", в котором современные популярные
рок-песни звучали в разных джазовых стилях, от свинга до хард-бопа.
Каждая композиция была изящно скомпонована, не была перегружена сольными
фрагментами, но и не была специально облегчена для слишком широкого
круга любителей - во всем чувствовалась школа Славы Ганелина, учителя
пианиста группы Омри Рыжего (фамилия уроженцу Израиля досталась от
дедушки из Белоруссии). В финале второго вечера выступил сам Ганелин в
тандеме с Пятрасом Вишняускасом - одним из ведущих современных
сопрано-саксофонистов Европы (впрочем, и в Америке, полагаю, такого не
услышишь). Пятрас обладает уникальным звуком и тончайшей лирической
натурой джазового поэта. В их композициях с Ганелиным мелодия и гармония
всегда преобладают над диссонансными конфликтами (в отличие от ансамблей
Ганелина с другими партнерами) и вводят в оцепенение всех слушателей,
независимо от степени их подготовленности к свободной музыке.
Последний вечер завершал также ансамбль во главе с Ганелиным -
"Альянс-2006". Это была совершенно другая музыка, хотя началось действо
с длинного и глубокого соло на тенор-саксофоне Алексея Зубова.
Бесспорный главный герой фестиваля, лучший саксофонист Москвы на
протяжении 30 лет, уехав 20 лет назад в Америку, исчез для большинства
своих поклонников. Появившись впервые месяц назад на Родине (где отметил
70-летие), он также впервые приехал в Израиль, где его ждали встречи со
старыми друзьями, младшими коллегами, помнящими его на советской сцене,
и еще более младшим поколением джазменов, для которых в Союзе Зубов был
исчезнувшей легендой.
Алексей
четырежды выходил на фестивальную сцену, напомнив о своем божественном
звуке, безукоризненной технике и абсолютно нестандартном джазовом
мышлении, позволившем ему не только блистательно играть "старую музыку",
но и реализовать свою давнюю мечту - выйти на сцену во фриджазовом
составе. "Альянс-2006" объединил Зубова, Ганелина, Фри-Мэна и Готесмана
во внешне странный ансамбль, вначале напоминавший квартет из известной
басни Крылова, в котором на глазах у публики как бы отсутствующие связи
начали возникать и превратились в неразрывные канаты полного
взаимопонимания и абсолютной гармонии.
Еще один гость фестиваля, пианист из России Григорий Файн не менял
стили, но великолепно демонстрировал свою приверженность кумиру - Оскару
Питерсону (особо ярко это было слышно на джеме в иерусалимском
джаз-клубе "Артель", ставшем с этого года также спонсором фестиваля. На
крошечной сцене Файн, Зубов и Фри-Мэн с удовольствием музицировали с
местными молодыми музыкантами).
К
сожалению, Файн-композитор уступает Файну-пианисту: в композиции по
песням Гершвина отсутствовала драматургия, а собственные пьесы,
сыгранные Григорием вместе с ведущим израильским скрипачом Сергеем
Островским, были однообразны. Украсили выступление Файна басист Валерий
Липец и барабанщик Евгений Майстровский (ставшие лучшей ритм-секцией
фестиваля) и Алексей Зубов, участвовавший в части его программы.
Зато Михаил Агре поразил всех взглядом на традиционный фортепианный джаз
из начала 21 века. Каждый год Миша и разные варианты его Jerusalem Art
Ensemble (на этот раз партнерами пианиста были опытнейший контрабасист
Эдуард Резонов и оригинальный барабанщик Пол Схалис) показывают
авторскую программу, в которой на этот раз сочетались барочная
полифония, темы эпохи свинга и шутливая, однако профессионально точная
бисовая композиция, в которой пьеса из "Времен года" Чайковского
превращается в разные вечнозеленые джазовые темы.
Четверо музыкантов составили экспериментальное отделение "Классики
играют джаз". Эксперимент удался - настоящего джаза мы не услышали, но
услышали настоящий джазовый драйв, с которым культурные музыканты играют
любимую ими музыку. Американский кантор Роберт Блох, родившийся с
Гершвином и Керном (как в России рождаются с Глинкой и Чайковским) и
прекрасным тенором (что не всегда бывает и в опере), проникновенно пел
любимые всеми песни, которые расцвечивал первоклассный джазовый пианист
Шимон Липкович. А Сергей Островский и Ури Бреннер сыграли виртуозную
композицию Бреннера "Цыганка по Блю-Бреннеру", в которой композитор
связал популярную виртуозную скрипичную пьесу Равеля с джазом. В
сочинении много остроумного (кроме Равеля там присутствуют также Гершвин
и Паганини), однако форма несколько размыта. Ури, желая сделать
сочинение как можно более виртуозным и более джазовым, не смог
ограничить себя жесткими рамками. Правда, на успех сочинения это не
повлияло - публика была в восторге. Во многом - из-за блистательной игры
и Островского, и самого автора, Ури Бреннера.
Шимон
Липкович также выступил с квинтетом "Рондо", прогрессирующим от
фестиваля к фестивалю: из робких ребят, возглавляемых опытным учителем,
ансамбль превратился в классную группу, играющую настоящий кул-джаз. Но,
несмотря на великолепные соло Дмитрия Шурина, виртуозный бас Липеца и
игру очень выросшего за два года барабанщика Сергея Малова, волшебный
звук рояля и мягкая, но страстная манера игры Липковича - главное
достоинство ансамбля.
Наташа Родионова и "Друзья Наташи", наоборот, разочаровали - из
самобытного трио на первых двух фестивалях они превратились в
стандартный и громкий секстет, в котором каждый солирует в каждой пьесе,
забывая, что "Друзья" должны деликатно аккомпанировать действительно
хорошей певице. В шоу Александра Айзенштадта "Школа джаза" не было
самого шоу (за исключением пения Фри-Мэна). Идея - показать, как
академические музыканты осваивают джаз - оригинальна, но на воплощение
ее надо было потратить больше сил и больше выдумки. Недостатки вполне
исправимы к следующему фестивалю. Еще один возникший в "Джаз-глобусе"
ансамбль, дуэт "Славянский базар" (клавишник Валентин Лазаров и
саксофонист Дмитрий Шурин), выступил намного интереснее, чем год назад,
добавив к собственным балканским композициям Лазарова два джазовых
стандарта.
Ведущий израильский саксофонист Борис Гаммер, как всегда, был одним
из главных "двигателей" фестиваля, став одним из лидеров джем-сешн
(впоследствии превратившегося усилиями Фри-Мэна и Вишняускаса во "фри-джем")
и выведшего на сцену свой блистательный джазроковый "8 till Late", в
котором рядом с учителем играют два великолепных ученика разных
поколений - Олег Нойман и Якир Сасон (каждый играет на "своем" саксе -
от сопрано до тенора в порядке перечисления), уже упомянутые Липец и
Майстровский и гитарист Илья Сельцов. Саунд группы напоминает
легендарных Brecker Brothers, однако главная общность ансамблей -
высочайшее индивидуальное и ансамблевое мастерство. Описывать игру
секстета - занятие неблагодарное, отмечу лишь, что это был один из
лучших концертов на фестивале. Хотя общий уровень "Джаз-глобуса-2006"
был высок, а его музыкальные достоинства вполне соизмеримы с громкими
фестивалями, на сцены которых выходят звезды, говорящие между собой не
по-русски.
Гаммер,
вместе с виртуозным трубачом Геннадием Литваком, Липецом, Майстровским,
ветераном московского джаза пианистом Михаилом Куллем и его старинным
другом и партнером Алексеем Зубовым, устроили настоящий праздник,
собравшись в группу "Ретро-джаз". Диалог Гаммера и Зубова в "Body and
Soul", соло Кулля в "Blue Monk", требования биса в полдвенадцатого ночи
(когда завтра на работу) и фантастический "Billie's Bounce" еще на
четверть часа - все это, конечно же, не забудется…
Еще об одном выступлении. Вернее, о двух. Гитаристы Роман Алексеев и
Евгений Писак показали две разные программы, в которых общим было лишь
одно - блестящее исполнение. В фламенко-джазе (программа "В среду
вечером в Иерусалиме", параллель со знаменитым "В пятницу вечером в
Сан-Франциско" очевидна - в Иерусалиме в пятницу вечером не играют…) с
ними выступал уникальный перкуссионист Моше Янковский, в "джипси-свинге",
посвященном великому Джанго, к трио добавились Валерий Липец и Дмитрий
Шурин. На сцене был яркий и неудержимый коллектив
виртуозов-единомышленников. Собственно, так можно охарактеризовать всех
участников Третьего фестиваля "Джаз-глобус", который завершился
фри-блюзом, исполненным "Альянсом" на бис в бешеном темпе с бешеным
темпераментом. Слава Ганелин сказал: "Мы так завелись, что могли играть
до утра! Но надо было заканчивать фестиваль. Продолжим через год…" |