Воспроизводится с
любезного разрешения редакции журнала
"Огонек". Первая публикация: "Огонек", №20-99. На студии "Богема-мьюзик" вышла
ни на что не похожая, абсолютно парадоксальная
пластинка. Благодаря этой пластинке в нашу жизнь
возвращается старый послевоенный аккордеон.
Нежный, странно шелестящий, режущий сердце и
ускользающий в пустоту. И пусть звучит он
по-новому, и пусть для многих это возвращение
будет непривычным, но он все-таки вернулся. Он
звучит все теми же романтическими голосами:
любовь, кровь, разлука.
Гитара. КУЗНЕЦОВ
Штирлиц шел по коридору.
Он шел по гулкому коридору метро. Народ обтекал
его со всех сторон, в час пик, когда разгоряченные
духотой люди даже не замечают друг друга.
На всю толпу один-единственный человек знал, что
это джазовый гитарист номер один нашей страны. Но
он ничего не сказал Кузнецову, а просто
оглянулся.
В сущности, это и есть джаз. Джаз столицы нашей
Родины.
Огромный мастиф бегает по серым чертановским
помойкам. Пачка "Малборо" валяется в вязкой
весенней грязи. "Мерседес" скромно стоит под
окном пятиэтажки. Милиционеры тащат в участок
скромно одетого гражданина, отдавая под козырек
отъявленным бандитам. В пивной бутылке
отражается солнце.
...Сегодняшний московский джаз - как, впрочем, и
мировой - вернулся в клубы. Вернулся к тому, с чего
начинался. Сидят богатые люди и слушают
приличную, в общем, музыку. Кто их там знает, этих
богатых, да и не нашего это ума дело. Малиновые
пиджаки, черные пиджаки, белые пиджаки - неважно.
Глухо позвякивают тарелки, ходят красивые
девушки. Подсветка. Стены скрадывают шаги. А
знаете, что я вам скажу? Не бывает джаза без этой
ресторанной пошлости. Должна быть какая-то
невесомость, прозрачная стена между артистом и
темным залом. Потому что в джазе важна скрытая
эмоция. Это рок-музыкант может орать, выжимая из
себя сопливую эмоцию, надувая щеки своего
"я". В джазе - где музыкант поет
опосредованно, через инструмент - элемент
духовного одиночества очень ценен. А где человек
более одинок, нежели в ночном московском клубе?
Алексей КУЗНЕЦОВ:
- В нашей семье вот уже несколько поколений
принято называть сыновей Алексеями. Прадед, дед,
отец, я - все Алексеи Алексеевичи. Однако старшего
внука назвали Егором в честь моего деда, отца
моей мамы, Маршала Советского Союза Александра
Ильича Егорова, который наряду с Блюхером и
Тухачевским одним из первых военачальников был
удостоен этого высокого звания. Назвали не по
имени, а по фамилии - Егор. Каждый четверг я
прихожу в музыкальный салон "Аккорд", что на
Нижней Масловке. И там показываю всем желающим,
как извлекать джазовые аккорды. Некоторые ребята
ходят ко мне уже несколько лет. В этом
"Аккорде" я себя нормально чувствую. А что
после работы? Сажусь я за руль своего 41-го
"москвичонка" и спешу домой, где ждут меня
любимые женщины - жена и теща. Вот уже несколько
лет мы живем в Подмосковье, в старом тещином доме,
втроем ведем хозяйство. Здесь ведь не то что в
городе, где чуть что не так - можно вызвать
мастера из жэка, здесь все мне приходится делать
своими руками: снег убрать, сарай поправить,
погреб подремонтировать... Дом-то у нас не
кирпичный, не "новый русский", а так
называемый "засыпной", то есть щитовой, а
между щитами - шлак. Нравится мне жить здесь, и
никаким калачом меня в город не заманить, разве
только на работу - концерты, выступления. А за
границей я больше одного месяца не выдерживаю,
очень скучаю.
Аккордеон. ДАНИЛИН
О Владимире Данилине известно
вот что - в тринадцать лет он играл на
танцверанде. На трофейном немецком аккордеоне.
Деньги для семьи зарабатывал.
И лицо у него простое. И взгляд добрый. И вообще
кажется, что со своим аккордеоном и со своим
лицом он только-только явился с той самой
танцплощадки, скажем, в ЦДСА. Не верьте. Несмотря
на то, что джаз действительно демократичен и
летом на улице порой можно встретить приличный
диксиленд, несмотря на то, что вам понравился
давешний саксофонист на "Проспекте мира" -
все равно не верьте. Хотите услышать настоящее -
покупайте билет на концерт или в ночной клуб.
Потому что джаз стоит дорого. Так уж он устроен.
Хотя джазмены получают порой сильно меньше -
кураж их сильно больше. Они смотрят сквозь вас и
видят Нью-Йорк. Еще бы! Игорь Бутман, с которым
запросто можно сесть за один столик, еще вчера
играл и завтра тоже будет играть со всеми
звездами мирового джаза. Анатолий Герасимов,
вернувшийся в Москву, первым из русских
поработал в оркестре Эллингтона.
Среди наших много музыкантов мирового класса. И
они это прекрасно знают. Они смотрят прозрачным
взглядом простаков и видят Эллингтона, Каунта
Бейси. Они там, а не здесь. И именно это должно
быть написано на их лицах. Самых простых. И самых
мягких.
Владимир ДАНИЛИН:
- Я ребенок Победы, родился в 1946 году... А
вещественным символом Победы в нашем домике в
Домодедове был трофейный немецкий аккордеон. Лет
с пяти я начал его осваивать, подбирал по слуху
разные песенки, "цыганочки-барыни", получил
громкую должность "помощник баяниста" в
пионерлагере, где мой дядя работал
физкультурником. А в 13 лет я уже играл на
танцверанде. Местные музыканты и ребята постарше
приметили меня, позвали в свой "бэнд".
Правда, приходилось каждый раз уговаривать
родителей, чтобы отпустили поиграть - танцы-то
были допоздна. В школе, когда узнали об этой моей
деятельности, где начал зарабатывать первую
копейку, отреагировали очень оперативно: вызвали
на бюро комсомола, серьезно поговорили и об
идеологически вредной музыке, и о деньгах,
которые, видимо, могли меня испортить. Короче,
чуть было не выгнали из славных рядов ВЛКСМ. Но в
это время я как раз окончил 8-й класс, и семья наша
переехала жить в Люберцы. И здесь на городской
танцверанде я впервые услышал московских
джазменов. Играли они здорово. А трубач!.. Когда он
заиграл, я понял, что ничего пока не умею. Андрей
Товмасян (а это был он) сыграл главную партию в
моем личном джазе, и мы подружились. Тридцать лет
я отдал фортепиано, к аккордеону за это время
практически не притрагивался, три года
проработал пианистом в оркестре Олега
Лундстрема. И все было бы хорошо, если бы в один
прекрасный день Саша Ростоцкий не пригласил меня
поучаствовать в записи компакта "Джазовые
баллады". Но при этом он предложил одну из
баллад сыграть на аккордеоне. Вначале я уперся:
"Да ты чего! Я уж забыл все, и аккордеона у меня
нет!" В итоге - взял у приятеля старенький
аккордеончик (далеко не концертный), приехали на
такси в студию, записали... Кстати, первый
джазовый аккордеонист, которого я услышал в 16
лет, - Арт Ван Дамм - великий американский
музыкант. До сих пор помню ощущение того
эмоционального потрясения, долго в себя не мог
прийти. Год назад я рассказал об этом одному
американскому саксофонисту: "Была, - говорю, - у
меня несбыточная мечта: встретиться с Арт Ван
Даммом, поиграть ему..." Саксофонист попросил
дать ему с собой в США пленку с моими записями. И
нашел 78-летнего Арт Ван Дамма где-то в Аризоне,
послал ему мою игру. И в скором времени я получил
по почте бандероль с фотографией, а еще через
неделю письмо от него пришло. И мы стали
переписываться. Для меня это - все равно что...
Богу письма писать. Сейчас я к фортепиано не
прикасаюсь, играю только на аккордеоне - с чего
начал, к тому и вернулся. С тем и помру.
Бас. Александр РОСТОЦКИЙ
Дело было в Голландии.
По утрам они садились с приятелем на велосипеды и
направлялись в сторону ближайшего кафе. "Ах,
если бы и у нас в Москве были такие места, где
можно спокойно посидеть, поговорить, послушать
музыку..." - говорил сам себе Ростоцкий, яростно
крутя педали велосипеда. Вокруг была ненастоящая
Голландия, нарядные домики, Москва казалась
далекой, и думать о ней не хотелось.
И вдруг он все-таки подумал: а почему бы и нет?
...Мальчишкой, живя на Волге в городе Ржеве, он
соорудил (не без помощи приятелей, правда)
аппарат "для исследования подводного мира"
из огромного автомобильного баллона, а потом
купили (на сэкономленные на мороженом деньги) так
называемый легочный аппарат, заправили его
кислородом в ближайшей больнице, и получился
акваланг (почти как у Кусто). Едва начавшись,
одиссея закончилась прозаично: местный
рыбнадзор конфисковал самодельный
"акваланг". Так он реализовал свою первую
сумасшедшую идею.
Потом их было много. Будь то пластинка, фестиваль,
концерт, джазовый клуб. Одна из его блестящих
идей: трио Данилин - Кузнецов - Ростоцкий.
Фантастически удачная идея.
Самая последняя идея: стать писателем. То есть не
для больших денег и не для скандальной славы, а
просто чтобы написать то, что хочется. Мы хотели
напечатать здесь пару рассказиков Ростоцкого, но
они бы все равно не поместились. Поэтому вы их
сами найдите в Интернете на его личном сайте: www.
jazz. RU. (так в тексте "Огонька" - ред.)
Найдите и прочитайте. А пластинка, о которой мы
говорили в начале, называется просто: "Однажды
я любил" (Once I loved).
Ольга ЛУНЬКОВА, Борис МИНАЕВ
Фото Марка ШТЕЙНБОКА
Вместо послесловия
Гитарист Алексей Кузнецов, аккордеонист
Владимир Данилин, басист Александр Ростоцкий. Их
выступления в новом московском элитарном
джаз-клубе "Birdland" (Страна птиц) стали одной
из сенсаций прошлого сезона. (Кто-то назвал их
"Супертрио". Кличка пристала.)
Хотя, казалось бы, чего нового?
Кузнецов уже четверть века ходит в первых
гитаристах страны или где-то возле этого, правда,
часто сидит в аккомпаниаторах, на втором плане,
но музыканты знают: с ним - как на крыльях. Раньше
ему пеняли, что не пишет своих композиций, не ищет
своего лица. Подумаешь, ритм лучше всех, эка
невидаль. А он играл себе и играл, для него это
всегда было главным - играть.
Кузнецов - артист солнечный: он освещает путь
музыканту, он согревает атмосферу творчества, он
дает жизнь музыке.
Владимира Данилина многие называют лучшим
джазовым аккордеонистом мира. Данилин считает
американца Арта Ван Дамма первым аккордеонистом
в джазовом мире. Слушал я этого Ван Дамма. Хорош.
Но наш лучше. Для кого-то словосочетание
"лучший джазовый аккордеонист" звучит
вообще иронично, потому что об аккордеоне в джазе
никто не слыхал, может, таких артистов вообще нет.
Эстрадных много, а джазовых - нет и нет. Тем не
менее когда великий джазовый басист "Ред"
Митчелл, поигравший, наверное, со всеми гигантами
джаза, услышал Данилина, он не поверил своим ушам:
"Uncomparable! Этого парня просто не с кем
сравнить".
Данила, как его зовут джазмены, - профессионал всю
жизнь. У Данилина свой стиль. Его вступительные
интродукции к пьесам - изящные предисловия,
которые сразу дают понять музыкантам, о чем и как
надо играть. Сам он, когда очередь солировать
доходит до него, буквально купается в гармониях и
ритмах. Я бесконечно люблю его манеру играть
баллады. Его стиль, его музыкальную поэтику я бы
назвал есенинскими: он создает абсолютно свое
настроение, близкое типично российской музе
нашего классика.
Александр Ростоцкий вошел в число лидеров
отечественного джаза на удивление незаметно. В
последние советские годы его несколько лет
избирали лучшим джазовым электробасистом. Но он
не просто великолепный басист. Он - музыкант,
появление которого в группе дает ей новое
измерение. В его сольных пьесах открывается
особый мир. Он стремится наполнить музыку
воздухом, пространством, ощущением свободного
полета. Ростоцкий - лидер нового для нас типа. Он
постоянно придумывает, как теперь говорят,
проекты: то программу баллад с участием
действительных мастеров, то джазовый альбом
записей джаза на новой этнической основе, то
удивительные дуэты - с клавишником и вокалистом
Сергеем Манукяном, с эзотерическим трубачом
Юрием Парфеновым, то сольную программу своих
электронно-симфонических произведений. В 1997 году
вместе с журналистом Михаилом Грином он открыл
элитарный джаз-клуб "Бердланд", а летом 1998-го
они провели первый джаз-фестиваль на открытом
воздухе в московском саду "Эрмитаж",
фестиваль, который собрал невероятно огромное
стечение приличной публики...
Алексей БАТАШЕВ
"ОГОНЕК", № 20,
28 июня 1999
|