Начнем
с самого начала. У нас не очень представляют себе,
что такое "Джаз в Линкольн-центре", или
кратко - J@LC, художественным руководителем
которого вы являетесь?
- Это подразделение, которое занимается джазом
в структуре Нью-Йоркского Центра искусств имени
Линкольна, одно из двенадцати. В комплекс
Линкольн-центра входят Метрополитен-опера,
Нью-Йоркский филармонический оркестр,
Джуллиардская музыкальная школа, труппа New York City
Ballet - со своим оркестром - если говорить о том, что
имеет прямое отношение к музыке.
В прошлый раз - помните, на джем-сешн в холле
гостинцы "Рэдиссон-Славянская" вы
сравнивали классику и джаз с двумя разными
играми в мяч - футболом и баскетболом. В другом
интервью вы говорили о том, что в юности
увлекались еще и бейсболом. Спорт так сильно
занимает вас и теперь? И на него остается время ?
- Да вот на нашу встречу я опоздал только по
одной причине- играл в баскетбол и, увы, потерпел
сокрушительное поражение.
Григ в аранжировке Эллингтона и в Вашем
исполнении, таким образом - это бейсболисты и
баскетболисты, играющие в футбол? А более
непосредственно вы столетие Эллингтона
отмечали?
- Да уж не без этого. Своими прямыми
обязанностями мы тоже иногда занимаемся. А если
серьезно, то наше турне по Америке и Европе - это
только часть "года Эллингтона". Мы сняли
фильм, участвовали в постановке балета на музыку
Эллингтона с труппой New York Сity Ballet. Провели цикл
лекций-концертов в Джуллиардской музыкальной
школе. Ну и, наконец, выпустили книгу "Jump For
Joy" -сборник воспоминаний о маэстро Эллингтоне.
И далеко не последнее: устроили конкурс среди
школьных оркестров на лучшее исполнение
эллингтоновской музыки. Мы уже несколько лет
издаем партитуры с музыкой Эллингтона - примерно
четыре вещи в год - и рассылаем их по первому
требованию совершенно бесплатно в средние школы.
Другой разговор, что они потом там с этими нотами
делают.
Тогда тем более интересно, кто все это
финансирует?
- При J@LC - Джазовом отделении
Линкольн-центра создан свой совет директоров. Он
занимается поисками средств. Кстати, одним из
основных наших спонсоров является Фонд Луи
Армстронга, он был основан и продолжает
существовать на те средства, которые сам
Армстронг завещал для этой цели.
Не в каждой точке своего гастрольного маршрута
вы играете с симфоническими оркестрами.
- Да, Москву, точнее Россию, мы выбрали, кроме
всего прочего, еще и потому, что в русской музыке
определенно есть что-то такое, что трудно
передать словами, но что очень привлекает
джазменов. Чайковский, Римский-Корсаков...
А Стравинский? Тот же Дюк Эллингтон как-то
заметил, что новая музыка закончилась на
Стравинском.
- Да ,в ХХ веке- эту традицию продолжал
Стравинский. Звучание вашей музыки - глубокое,
темное (dark), утонченная игра ритмов - это то же, что
и джаз - массивная оркестровая "медь" и
сильный ритм. И в народной музыке отношение к
полутонам-хроматизмам почти такое же, как в
блюзе.
Вы, кстати, сочинили A Fiddler's Tale , что называется,
pendant "Истории солдата" Стравинского.
"История скрипачки" уже записана даже два
раза - полностью и в виде сюиты вместе с Вашим
струнным квартетом. Вы собираетесь продолжать?
- Да, пишу понемногу. Вот в декабре
должна состояться премьера большого
произведения для джазового и симфонического
оркестров и хора. Это заказ Нью-йоркской
филармонии.
Вы, я вижу, сочиняете тогда, когда Вам
заказывают. "Кровь на полях" тоже ведь
сочинялась "под заказ" Линкольн-центра.
- Да, только на заказ и еще не успеваю вовремя,
хотя - собственно сочинение этой музыки заняло у
меня не больше, чем два месяца.
Вы удовлетворены тем. как интерпретирует
"Историю скрипачки" камерный ансамбль, тот
же, что играет Стравинского? Надо ли иметь
джазовый опыт, чтобы играть это сочинение?
- Удовлетворен вполне и считаю, что в принципе
достаточно точно играть то, что есть в нотах, ну и,
конечно, чувствовать стилистику.
Как, по Вашему мнению, обстоит дело с традициями
негритянской музыки сегодня - и нового джаза?
С традициями - хуже не может быть.
Афрооамериканская музыка - продана и предана
(corrupted). Би-Би Кинг - это рок, а не никакой блюз. Рэп -
вообще не имеет отношения к музыке. Это часть
поп-бизнеса, где все решают деньги. В любом случае
то, что не имеет никакого отношения к назначению
искусства.
Ваша точка зрения на джазовый авангард не
изменилась?
Нет, нисколько. Вообще, сколько можно называть
авангардом то ,что считалось
"прогрессивным" десятки лет назад? Сейчас на
дворе конец 90-х, а не начало 60-х. Никакой
авангардной революции нет и никогда не было.
Вернее, была - но только в умах университетских
профессоров и журналистов. Просто Джон Колтрейн
gone crazy, а Майлз - стал валять дурака. А их
последователи? Кто - Сесил Тэйлор? Хороший
музыкант, но разве джазовый? Энтони Брэкстон?
Отличный шахматист. Лестер Бауи? О нем как о
трубаче и говорить не стоит.
Простите, прерву: а о ком стоит?
- В истории - однозначно о Луи Армстронге. А
сегодня - о русском виртуозе Сергее Накарякове (я,
по-моему, уже рассказывал, как услышал его первый
раз в Японии, в какой-то телепрограмме), в джазе - о
Никласе Пейтоне. Среди молодых я мог бы назвать и
наших (из возглавляемого Марсалисом оркестра J@LC -
ред.) - Райана Кайсора и Маркуса Принтапа.
И продолжим, точнее закончим.
- Джаз пойдет по пути
развития формы ( маэстро имеет в виду крупные
формы, циклические произведения - Д.У.). Как у Дюка
Эллингтона "Tatooed Bride" и "Harlem Suite". С
формой пытался работать Джон Колтрейн на альбоме
Transition. У Чарльза Мингуса и Джона Льюиса были
интересные композиционные решения. Маркус
Робертс - по-моему, самый недооцененный музыкант
наших дней - делает то же самое в музыке для
фортепиано.
А вообще будущее джаза напрямую зависит от того,
чему мы сможет научить наших детей.
Беседовал Дмитрий
Ухов.
Автор благодарит за помощь в организации
интервью г-жу Микаэлян (Российский Национальный
оркестр).
|