502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #27
Уинтон Марсалис: о будущем и настоящем
Уинтон МарсалисНачнем с самого начала. У нас не очень представляют себе, что такое "Джаз в Линкольн-центре", или кратко - J@LC, художественным руководителем которого вы являетесь?
- Это подразделение, которое занимается джазом в структуре Нью-Йоркского Центра искусств имени Линкольна, одно из двенадцати. В комплекс Линкольн-центра входят Метрополитен-опера, Нью-Йоркский филармонический оркестр, Джуллиардская музыкальная школа, труппа New York City Ballet - со своим оркестром - если говорить о том, что имеет прямое отношение к музыке.
В прошлый раз - помните, на джем-сешн в холле гостинцы "Рэдиссон-Славянская" вы сравнивали классику и джаз с двумя разными играми в мяч - футболом и баскетболом. В другом интервью вы говорили о том, что в юности увлекались еще и бейсболом. Спорт так сильно занимает вас и теперь? И на него остается время ?
- Да вот на нашу встречу я опоздал только по одной причине- играл в баскетбол и, увы, потерпел сокрушительное поражение.
Григ в аранжировке Эллингтона и в Вашем исполнении, таким образом - это бейсболисты и баскетболисты, играющие в футбол? А более непосредственно вы столетие Эллингтона отмечали?
- Да уж не без этого. Своими прямыми обязанностями мы тоже иногда занимаемся. А если серьезно, то наше турне по Америке и Европе - это только часть "года Эллингтона". Мы сняли фильм, участвовали в постановке балета на музыку Эллингтона с труппой New York Сity Ballet. Провели цикл лекций-концертов в Джуллиардской музыкальной школе. Ну и, наконец, выпустили книгу "Jump For Joy" -сборник воспоминаний о маэстро Эллингтоне. И далеко не последнее: устроили конкурс среди школьных оркестров на лучшее исполнение эллингтоновской музыки. Мы уже несколько лет издаем партитуры с музыкой Эллингтона - примерно четыре вещи в год - и рассылаем их по первому требованию совершенно бесплатно в средние школы. Другой разговор, что они потом там с этими нотами делают.
Тогда тем более интересно, кто все это финансирует?
Уинтон Марсалис- При J@LC - Джазовом отделении Линкольн-центра создан свой совет директоров. Он занимается поисками средств. Кстати, одним из основных наших спонсоров является Фонд Луи Армстронга, он был основан и продолжает существовать на те средства, которые сам Армстронг завещал для этой цели.
Не в каждой точке своего гастрольного маршрута вы играете с симфоническими оркестрами.
- Да, Москву, точнее Россию, мы выбрали, кроме всего прочего, еще и потому, что в русской музыке определенно есть что-то такое, что трудно передать словами, но что очень привлекает джазменов. Чайковский, Римский-Корсаков...
А Стравинский? Тот же Дюк Эллингтон как-то заметил, что новая музыка закончилась на Стравинском.
- Да ,в ХХ веке- эту традицию продолжал Стравинский. Звучание вашей музыки - глубокое, темное (dark), утонченная игра ритмов - это то же, что и джаз - массивная оркестровая "медь" и сильный ритм. И в народной музыке отношение к полутонам-хроматизмам почти такое же, как в блюзе.
Вы, кстати, сочинили A Fiddler's Tale , что называется, pendant "Истории солдата" Стравинского. "История скрипачки" уже записана даже два раза - полностью и в виде сюиты вместе с Вашим струнным квартетом. Вы собираетесь продолжать?
Райан Кайсор и Уинтон Марсалис- Да, пишу понемногу. Вот в декабре должна состояться премьера большого произведения для джазового и симфонического оркестров и хора. Это заказ Нью-йоркской филармонии.
Вы, я вижу, сочиняете тогда, когда Вам заказывают. "Кровь на полях" тоже ведь сочинялась "под заказ" Линкольн-центра.
- Да, только на заказ и еще не успеваю вовремя, хотя - собственно сочинение этой музыки заняло у меня не больше, чем два месяца.
Вы удовлетворены тем. как интерпретирует "Историю скрипачки" камерный ансамбль, тот же, что играет Стравинского? Надо ли иметь джазовый опыт, чтобы играть это сочинение?
- Удовлетворен вполне и считаю, что в принципе достаточно точно играть то, что есть в нотах, ну и, конечно, чувствовать стилистику.
Как, по Вашему мнению, обстоит дело с традициями негритянской музыки сегодня - и нового джаза?
С традициями - хуже не может быть. Афрооамериканская музыка - продана и предана (corrupted). Би-Би Кинг - это рок, а не никакой блюз. Рэп - вообще не имеет отношения к музыке. Это часть поп-бизнеса, где все решают деньги. В любом случае то, что не имеет никакого отношения к назначению искусства.
Ваша точка зрения на джазовый авангард не изменилась?
Нет, нисколько. Вообще, сколько можно называть авангардом то ,что считалось "прогрессивным" десятки лет назад? Сейчас на дворе конец 90-х, а не начало 60-х. Никакой авангардной революции нет и никогда не было. Вернее, была - но только в умах университетских профессоров и журналистов. Просто Джон Колтрейн gone crazy, а Майлз - стал валять дурака. А их последователи? Кто - Сесил Тэйлор? Хороший музыкант, но разве джазовый? Энтони Брэкстон? Отличный шахматист. Лестер Бауи? О нем как о трубаче и говорить не стоит.
Простите, прерву: а о ком стоит?
- В истории - однозначно о Луи Армстронге. А сегодня - о русском виртуозе Сергее Накарякове (я, по-моему, уже рассказывал, как услышал его первый раз в Японии, в какой-то телепрограмме), в джазе - о Никласе Пейтоне. Среди молодых я мог бы назвать и наших (из возглавляемого Марсалисом оркестра J@LC - ред.) - Райана Кайсора и Маркуса Принтапа.
И продолжим, точнее закончим.
Уинтон Марсалис, Виталий Долгов, Игорь Бутман и Владимир Данилин- Джаз пойдет по пути развития формы ( маэстро имеет в виду крупные формы, циклические произведения - Д.У.). Как у Дюка Эллингтона "Tatooed Bride" и "Harlem Suite". С формой пытался работать Джон Колтрейн на альбоме Transition. У Чарльза Мингуса и Джона Льюиса были интересные композиционные решения. Маркус Робертс - по-моему, самый недооцененный музыкант наших дней - делает то же самое в музыке для фортепиано.
А вообще будущее джаза напрямую зависит от того, чему мы сможет научить наших детей.

Беседовал Дмитрий Ухов.
Автор благодарит за помощь в организации интервью г-жу Микаэлян (Российский Национальный оркестр).

На первую страницу номера