Первый международный фестиваль "Балтийский джаз" пройдет 9-10 ноября
2006 года в Театральном зале Московского международного Дома музыки.
"Балтийский джаз" является продолжением Российско-Норвежского джазового
фестиваля, который был основан в 2003 году по инициативе джазового
композитора, музыканта и радиожурналиста Алексея Колосова. В течение
трех лет гостями фестиваля являлись исключительно звезды норвежского и
российского джазового искусства. И за эти годы Российско-Норвежский
джазовый Фестиваль стал достаточно крупным событием в культурной жизни
Москвы.
И вновь на российской сцене выступят лучшие российские и зарубежные
ансамбли и солисты - звезды джазового искусства стран Балтии: Ули Ленц
(фортепиано, Германия), Пэр Дорх (гитара) и группа Dynamite Vikings
(Дания-Швеция-Эстония), Яцек Неджеля (контрабас, Польша), Силье Нергоо
(вокал, Норвегия), Алексей Колосов (гитара, Россия), Владимир Иванов
(фортепиано, Россия) и многие другие.
Идея Первого Международного фестиваля "Балтийский джаз" - это укрепление
культурных связей между странами балтийского региона, демонстрация
безграничных возможностей музыкального джазового искусства как фактора,
объединяющего музыкантов и зрителей разных стран.
Фестиваль проводится под патронажем Мэрии г. Москвы, при поддержке
Комитета по культуре Правительства Москвы, а также Посольств Норвегии,
Дании, Швеции, Польши.
Концерты первого международного фестиваля "Балтийский джаз"
- 9 ноября 2006 года, Театральный зал
ММДМ
I. Ули Ленц (фортепиано, Германия). В концерте принимают участие: Эдд
Шуллер (контрабас, Германия), Джон Бэч (ударные, Германия)
II. Пэр Дорх (гитара, Дания) и группа Dynamite Vikings: Яак Соояар
(гитара, Эстония), Томми Андерсон (бас, Швеция), Карстен Матиесен
(ударные, Дания)
III. Яцек Неджеля (контрабас, Польша)
- 10 ноября 2006 года, Театральный зал
ММДМ
I. Силье Нергоо (вокал, Норвегия). В концерте принимают участие: Хелге
Лайен (Helge Lion, клавишные), Финн Гуттормсен (Finn Guttormsen,
контрабас), Ярле Веспестад (Jarle Vespestad, барабаны), Бьерн Чарльз
Дрэйер (Bjorn Charles Dreyer, гитара)
II. Тобиас Сьегрен (Швеция), Пер Йоргенсен (Швеция)
III. Алексей Колосов (гитара, Россия)
Владимир Иванов (фортепиано, Россия)
Яцек
Неджеля (Jacek Niedziela) считается джазовым контрабасистом № 1 в
Польше на протяжении 10 лет. Он - профессор джазового отделения
Музыкальной Академии в Катовице. Неджеля выступал и записывался со
многими известными польскими джазменами, в частности, более 10 лет он
играет в квартете классика польского джаза Яна Пташина Врублевского. В
2004 г. музыкант записал альбом "Bassvile", который был выдвинут на
главную музыкальную награду Польши - приз "Фридерик". На этом диске
Неджеля осуществил чрезвычайно смелый эксперимент - он играет один,
причем самый неожиданный репертуар - от Шопена до Пола Маккартни. Диск "Bassvile"
заслужил высокую оценку как в Европе, так и в США. Во время своих
нынешних российских гастролей контрабасист будет знакомить публику
именно с этой программой.
Ули
Ленц (Uli Lenz), фортепиано, Германия
Ули Ленц считается одним из наиболее ярких европейских джазовых
пианистов. С апреля 1999 года этот потрясающий музыкант имеет
эксклюзивный контракт со знаменитой звукозаписывающей компанией
Arkadia Records в
Нью-Йорке. В 2001 году Arkadia Records выпустила сольный альбом Ули
Ленца "Rainmakers Dance", который был признан критиками одним из лучших
джазовых дисков года.
Ули Ленц родился в 1955 году во Франкфурте-на-Майне. Занятия на
фортепиано начались для него в пятилетнем возрасте, и первым учителем
стал его собственный отец. Первый сольный концерт Ули Ленца с
классической программой состоялся, когда ему было 10 лет. Далее
впечатляющий своим талантом мальчик обучался в консерватории и позднее в
Академии музыки во Франкфурте-на-Майне.
К 18 годам Ули - высокообразованный концертирующий пианист, который все
более увлекается джазом. Кумиры молодого музыканта - Эрл Хайнц, Арт
Тэйтум и Оскар Питерсон. В второй половине 70-х годов музыкант
вырабатывает свой собственный стиль. В 1980 г. Ули переезжает в Берлин и
работает как джазовый пианист на столичной сцене. Он создает свои первые
группы: трио Inner Urge и квартет Jazz Tide. Музыкант гастролирует по
Израилю, и становится весьма известным для немецкой публики благодаря
множеству выступлений на фестивалях в Германии. В 1985 г. Уле Ленц
подписывает контракт с известной немецкой фирмой "Enja Records" и
принимает участие в крупных европейских фестивалях, в том числе, "Ost-West-Festival”
и “Jazzfest Berlin”.
В 80-е годы Ули Ленц объехал весь мир под эгидой Института Гёте. В 1988
г., в перерыве между гастролями, вышел альбом, записанный с
контрабасистом Сесилом Мак Би (Cecil McBee) и барабанщиком Джо Чемберсом
(Joe Chambers). Этот диск принес Ули известность, и о музыканте
заговорили как о "восходящей звезде" европейского джаза. В дальнейшем с
Ули Ленцом стали сотрудничать такие джазовые знаменитости, как певица
Эбби Линкольн и бывший саксофонист Майлса Дэйвиса - Стив Гроссман.
В 90-е годы Ули Ленц - весьма востребованный в крупных европейских
странах музыкант, полный неистощимой творческой энергии. Члены фан-клуба
Ули Ленца - граждане многих стран мира. Ули много сотрудничает с
басистом Эдом Шуллером (Ed Shuller) и саксофонистом Йоханесом
Бартелмесом (Johannes Barthelmes). Их совместный альбом "Koncert der
Verlorenen Sohne (Concert of the Lost sons)" был удостоен премии "German
Record Award".
В 1999 Ули возвращается в Нью-Йорк и встречает там Боба Карси (Bob Karcy),
амбициозного владельца лейбла Arkadia Records. В музыке Ули Ленца Карси
находит то, что искал уже в течение многих лет. В 2000 Ули Ленц
становится одним из тех немногих европейских артистов, кто подписывает
эксклюзивный контракт с этой знаменитой американской компанией, что
позволяет ему сделать еще один шаг на пути к вершине музыкального
Олимпа.
Ули Ленц проявляет большой интерес к азиатской и африканской музыке.
Совсем недавно Ули Ленц записывался на немецкой TUTU Records вместе с
южноафриканской певицей Номакосазана (Nomakosazana). Фирма "TUTU Records"
выпустила "Нежность" в своей серии "Искусство дуэта".
Его новейший альбом записан с новым трио, в котором играет великолепный
барабанщик кубинского происхождения Хорасио Эль Негро Эрнандес (Horacio
“El Negro” Hernandez).
Ули не только очень востребованный пианист, чьи концерты - яркие явления
в истории европейского фортепианного джаза. Большой популярностью
пользуются его мастер-классы, которые он проводит во многих странах.
В Москву Ули Ленц приедет со своим трио: Ули Ленц (Uli Lenz) - рояль,
Эдд Шуллер (Ed Shuller) - бас, Джон Бэч (John Betsch) - барабаны
Силье
Нергоо (Silje Nergaard), Норвегия.
Силье Нергоо уже в течение 6 лет поддерживает за собой славу одной из
самых интересных и самобытных вокалисток, работающих на европейской
джазовой музыкальной арене.
Известность пришла к Силье в 16 лет, во время Molde International Jazz
Festival в Норвегии, когда она присоединилась к импровизированному
джем-сешну на концерте музыкантов коллектива Джако Пасториуса. В тот
день, тогда еще до конца не осознав, что происходит, Силье начала свою
международную карьеру. Национальные джазовые журналисты приветствовали
новую вокальную звезду, появившуюся на джазовом горизонте.
Обладая уникальной, искренней и страстной манерой исполнения, Силье за
короткое время становится одной из самых почитаемых джазовых вокалисток
в Норвегии. Ее необычные и оригинальные вокальные импровизации одинаково
восхищают и критиков и зрителей, а известный продюсер Ричард Найлс
предлагает Силье записаться на фирме Lifetime Records.
Ее первый альбом "Tell Me Where You're Going" вошел в верхнюю десятку
альбомов в Скандинавии и поднялся на первое место в чарте J-Wave в
Японии, где его выпустила Toshiba-EMI. Силье стала первой западной
певицей, которая удостоилась права выступления в знаменитом храме Хэйан
в японском эквиваленте Ватикана - Киото. В Японии ее именем также
назвали марку вина.
Второй альбом "Silje" был записан при участии Мортена Харкета, лидера
группы A-HA.
Третий альбом "Cow On the Highway" был смелым и необычным сочетанием
джаза с кантри и поп.
После трех альбомов, выпущенных в Англии, Силье вернулась в Норвегию,
где записала два альбома на родном языке. "Brevet" (The Letter, 1995)
по-прежнему является смесью кантри и поп-музыки с примесью джаза. Песни
этого альбома написаны на стихи самых известных поэтов Норвегии. "Hjemmefra"
(From Home, 1996) был записан с мужским вокальным октетом, участниками
знаменитого мужского хора - вокальной группы Gli Scapoli.
В декабре 1999 года певица была удостоена Honorable Mention Award за
песню в жанре поп "I Don't Want to See You Cry" на престижном конкурсе
композиторов - авторов песен - в США (USA Songwriter Competition).
Пользующийся большим успехом альбом "Port of Call" был записан после
четырехлетнего перерыва и выпущен в марте 2000 года. Этот альбом
представляет Силье в основном как джазовую вокалистку. По прошествии
одной недели после своего выхода альбом занял 7 место в чарте Норвегии и
удерживался в первой двадцатке на протяжении 12 недель. Подобный успех
был весьма необычен для джазового альбома и особенно необычен для
певицы, почти не проявлявшей себя предшествующие 4 года.
Что касается седьмого альбома - "At First Light" (2001) - то здесь Силье
Нергоо выступила не только как джазовая певица, но и как композитор. 9
из 12 песен написаны Силье. Альбом получил в Норвегии Платиновый статус
и был номинирован на норвежский аналог премии "Grammy" (Spellemannprisen)
в категории "Лучший джазовый альбом". Этот альбом - наиболее продаваемый
джазовый альбом за всю историю джаза в Норвегии.
Строго говоря, Силье Нергоо - не джазовая певица: ее основная
специализация - поп-музыка, точнее - поп-стилизация под "большую
эстраду" 50-х. Но то, что она делает на этом пути, зачастую очень близко
и к поп-джазу - как в случае с этим альбомом, седьмым по счету в ее
дискографии.
2001 год - Силье на волне успеха. В январе она выступает с NRK Radio
Orchestra в специальном концерте, посвященном ее собственным
композициям. В апреле Силье удостоилась чести быть единственной
европейской певицей, участвующей в Verve Now Tour, в рамках которого она
гастролировала в Испании, Англии, Швейцарии, Бельгии, Нидерландах,
Швеции, Дании, Австрии и Норвегии, участвуя при этом в престижных
фестивалях, таких как North Sea Jazz Festival, Stockholm Jazz Festival и
множестве летних фестивалей в Германии. В июле она открыла Kongsberg
International Jazz Festival в качестве особого гостя. Вскоре она
выступила на Molde International Jazz Festival. Также Силье дала
множество интервью на телевидении в Португалии, Испании, Нидерландах,
Дании, и ее интервью транслировалось по всему континенту.
В 2002 году Силье Нергоо вновь гастролирует по миру, имея успех у
критиков и добиваясь признания у публики. Она вновь участвует в крупных
джазовых фестивалях, таких как North Sea Jazz Festival, Montreal Jazz
Festival, Stockholm Jazz Festival, Perugia Jazz Festival, Vitoria Jazz
Festival и во многих, многих других.
На Первом международном фестивале "Балтийский джаз" в Москве Силье
представит программу из песен своего последнего, восьмого альбома "Nightwatch",
записанного в 2003 году. Сделанный в Осло и Стокгольме, альбом явно
демонстрирует уникальный мелодичный джаз, с изысканные аранжировки,
"приправленные" очаровательным голосом. Москву певица приедет с
обновленным составом своего ансамбля. Это Хелге Лайен (Helge Lion) -
клавишные, Финн Гуттормсен (Finn Guttormsen) - бас, Ярле Веспестад (Jarle
Vespestad) - барабаны, Бьерн Чарльз Дрэйер (Bjшrn Charles Dreyer) -
гитара.
Альбом "Nightwatch" содержит оригинальные композиции, написанные Силье
на тексты Майка МакГурка (за исключением песни "This is not America") и
свидетельствует о дальнейшем развитии уже достаточно опытного
композитора в сфере популярного джаза. Тематически выстроенный на
музыке, которая должна исполняться и прочувствоваться в ночи, альбом "Nightwatch"
погружает слушателя в мир, оберегаемый луной, звездами и романтической
неопределенностью. И здесь все зависит от воли зрителя - какие
ассоциации придут ему в голову…
Пэр
Дорх (гитара, Дания) и группа Dynamite Vikings: Яак Соояар
(гитара, Эстония), Томми Андерсон (бас, Швеция) и Карстен Матиесен
(ударные, Дания)
Копенгаген - город, где сошлись пути трех североевропейских джазменов:
эстонского гитариста Яака Соояара (Jaak Sooaar), шведского басиста Томми
Андерсона (Thommy Andersson) и датского барабанщика Карстена Матиесена (Karsten
Mathiesen), где все они учились. Общей для них была тяга к спонтанному
эксперименту и поиску новых выразительных средств - все это привело к
созданию в 1998 г. группы Dynamite Vikings. Коллектив гастролировал в
Эстонии, Германии, Финляндии, Литве и на Фарерских островах. Волнующую и
неожиданную музыку этой группы можно назвать синтезом джаза, этно, фри,
блюза и рока. У Dynamite Vikings вышло два альбома - в 2001 и 2005
годах.
Журнал "Полный джаз" публиковал интервью с Яаком Соояаром (ныне -
президентом Эстонской джазовой федерации) в
#17-2006.
Музыку Dynamite Vikings можно услышать в 41 выпуске джазового подкаста "Слушать
здесь".
В Москве группа выступит с известным датским гитаристом Пэром Дорхом, с которым
она сотрудничает на протяжении нескольких лет.
Пэр Дорх (Pierre
Dørge) - датский гитарист, композитор, аранжировщик, дирижер и
бэндлидер родился в Копенгагене в 1946 г.
На современной датской сцене этот музыкант выделяется, прежде всего,
своей разносторонностью. Он заинтересовался современным джазом в начале
своей карьеры в 1960 г. Но на протяжении четырех с лишним десятилетий
Дорх проявляет большой интерес и к другим жанрам и музыкальным
культурам. Его музыка стала сплавом европейских, африканских, азиатских
и афро-американских элементов. Он играл джаз-рок, на него оказали
влияние музыкальные традиции арабских и балканских стран.
Пэр Дорх играл фри-джаз с саксофонистом Джоном Чикаи (John Tchicai),
свинг со скрипачом Свеном Асмусеном (Svend Asmussen), фьюжн со своими
собственными группами.
Гитарист выступал на всех континентах, прежде всего со своим коллективом
New Jungle Orchestra, который он создал в 1980 г. Большую часть
репертуара и аранжировок для своего оркестра написал сам Пэр Дорх. В
своих аранжировках он постоянно работает на контрасте простоты и
сложности, лиричности и напряжения.
Дуэт Алексея Колосова и Владимира Иванова
В этом дуэте объединились два опытных джазмена - пианист Владимир Иванов
и гитарист Алексей Колосов, которые также известны как композиторы и
лидеры собственных групп. Нынешний коллектив Владимира Иванова
называется "Орнитология" и музыка его связана, прежде всего, со стилем
джаз-рок. Впрочем, и предыдущие группы композитора "Сиреневый оркестр" и
"Интермеццо" также работали в сфере, где смешиваются элементы джаза,
рока, поп-музыки, где господствуют электронные звучания.
Алексей Колосов со своей группой "Аура" опирается, в основном, на
блюзовые корни джаза. Кроме того, он сочиняет музыку для кино. Алексей
Колосов известен также как автор и ведущий старейшей джазовой радио
программы "Когда не хватает джаза" на "Радио России". Четыре года назад
Алексей Колосов стал инициатором и арт-директором Российско-Норвежских
джазовых фестивалей, которые в этом году переросли в Первый
Международный фестиваль "Балтийский джаз". |