Алексей Кузнецов и Николай
Громин были лауреатами еще тех первых
джаз-фестивалей 60-х годов, когда будущее
советского джаза не существовало и даже не
угадывалось. Они поигрывали в молодежных кафе, на
нечастых джазовых концертах. В 1978 году
"Мелодия" записала их первый долгоиграющий
диск, да еще с американским репертуаром, что в
пору расцвета застоя было настоящей сенсацией.
Меня попросили написать аннотацию, это тоже
стало необъяснимым дебютом. Вскоре состоялся
памятный трусоватый Фестиваль Советской
Эстрадной и Джазовой Музыки, там с джазом было
строго, дуэт исполнил песенку Тихона Хренникова
из фильма "Верные друзья", номер попал на
сборную пластинку, и никто не мог предположить,
насколько символическим оказался его титул. Дуэт
- единственный ансамбль, который сохранился с той
богатырской эпохи.
Творчество обоих "гитарных сердец" (так они
назвали себя в автографе на вышедшем сольнике)
шло вдоль биографических параллелей. В середине
60-х у обоих родилось по сыну и соответственно по
музыкальному посвящению этому событию. У Громина
это называлось "Здравствуй, Иван", у
Кузнецова - "Алеша". В преддверии своих
серебряных свадеб оба сделали новые приношения,
но уже по женским адресам. У Алексея появилась
пьеса "Елена и Маргарита" (вместо имени
Мастера он поставил имя дочери), у Николая - пьеса
"Карэн" (посвященные знали, что ударение
приходилось не на второй слог, как в армянском
мужском, а на первый, как в датском женском).
Вот тут и было расхождение. В начале 80-х Николай
переехал в Копенгаген, но каждую осень
оказывался в Москве повидать маму, близких,
поиграть с Кузнецовым, что всегда походило на
беседу двух долго не видевшихся друзей. А
рассказывать им было что. Кузнецов стал душой
концертов "Джаз плюс джаз" в Олимпийской
деревне, у него почти каждый год выходило по
пластинке. Громину довелось играть в легендарном
бэнде Тэда Джонса, участвовать в
Западноберлинском джаз-фестивале, Кузнецову - на
экзотическом джаз-фестивале в Бомбее. Громин
собрал свой ансамбль и получил постоянную работу
в одном из копенгагенских джаз-клубов, куда
заглядывали Джо Пасс, Тэл Фарлоу, Кенни Баррелл и
другие славные гитаристы. Кузнецов съездил в
Штаты, где маленько поучил школьников-негритят,
как надо играть настоящий блюз. Громин вошел в
число первых гитаристов Дании, Кузнецова каждый
год избирали лучшим гитаристом нашей страны. И
оба ждали встречи друг с другом. Десять лет
спустя после первого альбома они записали
второй.
То была не отрепетированная программа, как на
первом диске. То было живое музицирование двух
мастеров, которые не заучивают, но и не
промахиваются, это живая речь, спевка, объяснение
в любви. Оба купаются в ритме, все легко, и нет
состязания, хотя у каждого - свои козыри. Громин -
виртуоз мелодической линии, Кузнецов - искусник
аккордовой игры. Вот только друзья уходят - уже
нет их любимого партнера барабанщика Валерия
Буланова. В память о нем оба гитариста творят
такой ритм, что вот-вот расплавятся струны и
вспыхнут гитары.
И после этого альбома оба джазовых сердца не раз
бились в унисон на московских джазовых сценах,
так что впору записывать третий альбом
"Двадцать лет спустя". Но пока послушаем еще
раз их историю. Историю верных друзей.
Алексей Баташев
|