В
этом году 31-й джазовый фестиваль North Sea Jazz впервые проходил в
Роттердаме.
Гаага уже не смогла вместить огромное количество любителей джаза,
которые ежегодно приезжают в Нидерланды со всего мира. Состав участников
в этом году был настолько именитым, что конкуренцию в Европе, да и во
всем мире, мог составить разве что швейцарский Монтре (Mountreux Jazz
Fest). Вот неполный список участников этого года: Брэнфорд Марсалис,
Хэрби Хэнкок, Ал Джарро, Трио Джо Сэмпла с Рэнди Кроуфордом, квинтет Роя
Харгроува, его же группа RH Factor, Рэнди Ньюман, Clarke/Duke Project,
Jamiroquai, Fourplay, квартет Кенни Гарретта, Серджио Мендес, Ричард
Бона, McCoy Tyner All Star Septet, квинтет Делфайо Марсалиса, Soulbop
Band Рэнди Бреккера - Билла Эванса, Маркус Миллер, квартет Уэйна Шортера,
Пако де Лусия, Джо Завинул и многие другие.
Ансамбль Серджио Мендеса
Местом проведения стал один из лучших музыкальных комплексов Европы -
Ahoy. На громадной территории комплекса разместились 13 музыкальных
площадок, масса кафе, ресторанов, джаз-кинотеатр и места отдыха. За три
фестивальных дня "Ахой" посетили более 60 тысяч человек.
Музыкальные залы в этом году были названы именами знаменитых рек: Нил (Nile),
Конго (Congo), Маас (Maas), Енисей (Yenisei), Мадейра (Madeira),
Миссисипи (Mississippi), Волга (Volga), Амазонка (Amazon), Дарлинг (Darling),
Меррей (Murray), Гудзон (Hudson), Миссури (Missouri) и Юкон (Yukon).
Каждая площадка имела определенный музыкальный формат. Скажем, на
“Юконе” был соул, в огромном "Ниле" в основном был фьюжн и поп-джаз, в
"Маасе" - фьюжн. Пожалуй, самой джазовой площадкой стал "Гудзон". Об
этом говорила и атмосфера, и зрители. Надо отметить, что уже давно
большинство фестивалей не ограничиваются только джазом, а включают в
свою программу и соул, и блюз, и фанк, и хип-хоп, и латинскую музыку.
Поэтому особые ценители джаза “Гудзон” и не покидали. Хотя фестиваль
организован таким образом, что, купив абонемент, можно посещать все
концерты, которые не предполагают доплаты. Концерты с доплатой были
только на “Амазонке” (и “Джамироквай” в "Ниле", в первый фестивальный
день), все другие музыкальные площадки можно было посещать, имея
стандартный дневной (или трехдневный) абонемент.
Jamiroquai
Первый фестивальный день начался с концерта Брэнфорда Марсалиса и
Роттердамского Филармонического оркестра с классической программой,
параллельно в громадном “Ниле” шел концерт "Джамироквай", на выступление
которого пришло огромное число слушателей. “Нил” представлял собой
огромную сцену, поделенную на две части. Как только заканчивался один
концерт, скажем, на правой половине сцены, через 15 минут уже на левой
шел другой концерт. Музыкальная программа была настолько насыщенна, что
ни о каких выступлениях на бис и речи не шло. "Джамироквай" не исполнил
известный хит “Deeper Underground”, который в Москве и Питере прозвучал
в качестве биса. Для удобства зрителей в зале были установлены несколько
больших экранов. Все концерты снимались пятью операторами.
Fourplay
В это же время на соседней площадке “Маас” играли Fourplay. Зал был
полон поклонников и любителей smooth-джаза, группа даже сыграла пару
композиций на бис, т.к. на этой площадке время между концертами
позволяло такую радость для слушателей. На “Амазонке” Марсалиса сменил
Рэнди Ньюман (Randy Newman), а далее - Joe Sample Trio и Рэнди Кроуфорд,
и завершал день квинтет Хэрби Хэнкока. На “Ниле” музыка звучала до двух
ночи. После "Джамироквай" выступал совместный проект Стэнли Кларка и
Джорджа Дюка. Далее были гитаристы Джефф Бек и Бадди Гай, и завершал
концертную программу дня в “Ниле” Ал Джарро.
Несмотря
на то, что концерт шел поздно, уже за полночь, все зрители начали
расходиться только после двух бисов Ала. Были исполнены все известные
хиты певца: "Roof Garden", "Take Five", "We're In This Love Together", "After
All", "Summertime", "Just To Be Loved", "Tomorrow Today", "High Crime",
"Spain", "Cold Duck" и "Boogie Down". Особое оживление в концерт внес
бас-гитарист и бэк-вокалист Крис Уокер (Chris Walker), который спел "Human
Nature" так, как, пожалуй, и сам Джарро сейчас не споет. После этого зал
взорвался аплодисментами. Удивительно, что Джарро, будучи в таком
преклонном возрасте, так активно гастролирует.
Нельзя
обойти вниманием и “Гудзон”, где под вечер блистал квинтет трубача Роя
Харгроува. Без сомнения, это был лучший концерт дня в стенах этой
музыкальной площадки. Реакция публики на каждое соло была невероятно
бурной. Удивительно, какой Харгроув универсальный музыкант и насколько
он свободно чувствует себя в разных музыкальных стилях. На следующий
день его можно было видеть в составе RH Factor, где он уже играл совсем
другую музыку. Костюм сменили джинсы и рубашка, а мэйнстрим сменился
соулом и фанком. В составе квинтета в первый день блестяще себя показали
Джералд Клейтон (фортепиано) и Джастин Робинсон (альт-саксофон). Было
ощущение, что музыкантов не отпустят со сцены, овации не смолкали даже
тогда, когда музыканты сцену покинули.
Второй
фестивальный день начался с концерта замечательного музыканта -
бас-гитариста и вокалиста Ричарда Бона (Richard Bona). “Маас” был битком
заполнен, но народ даже в таких условиях умудрялся танцевать и
подпевать. А диалог с залом и танцы - неотъемлемый атрибут концертов
Ришара (так правильно произносится его имя). Концертный репертуар не
сильно изменился с момента посещения Москвы и Питера в рамках фестиваля
“Джаз в старом городе”. Был исполнен ряд композиций с нового альбома “Tiki”,
а так же все старые хиты и, конечно, “Liberty City” Жако Пасториуса, с
которой он начинает большинство своих концертов.
В
этот день после Бона на сцену "Мааса" выходили Трейси Чепмэн (Tracy
Chapman), нео-соул исполнитель Билал (Bilal) и Дэвелл Кроуфорд (Davell
Crawford), которого можно было также наблюдать за фортепиано в квинтете
Делфайо Марсалиса в “Гудзоне”. Особо стоит отметить в этот день площадку
“Юкон”, на которой в этот день был ряд молодых соул-дарований. Начал
день Энтони Дэвид (Anthony David), дальше шел известный голландский
коллектив - Caprice, а за ними потрясающий гитарист, вокалист и
композитор - Рауль Мидон (Raul Midon). Слепой от рождения, Рауль, с
выходом своего дебютного альбома и началом концертной деятельности, стал
сенсацией для большинства критиков, слушателей и уже состоявшихся звезд
музыки. В этом году Мидон был участником всех крупнейших джазовых
фестивалей. В Умбрии даже аккредитованные фотографы покупали его диски
после его концерта. Рауля отличает виртуозное владение гитарой, мощный и
техничный вокал и очень позитивные и мелодичные песни. Концертные
выступления всегда содержат длинные вокальные и гитарные импровизации.
Один из “коронных номеров” Мидона - имитация трубы голосом. Конечно, в этом нет
ничего сверхоригинального, но Рауль использует этот прием невероятно
виртуозно и органично, что всегда вызывает массу восторга у зрителей. И
на North Sea Jazz выступление Рауля было потрясающим, причем в
Нидерландах его уже давно знают, поэтому “Юкон” с трудом вмещал всех
зрителей. Овации были настолько сильными, что Рауля просто не отпускали
со сцены. Это был единственный участник фестиваля, который вышел за
отведенные временные рамки, причем минут на тридцать. Что и говорить,
Мидоном восхищаются и многие уже состоявшиеся звезды. Джордж Бенсон
пригласил его в свой тур, где он выступал с ним и Алом Джарро.
После Мидона на сцену вышел Донни (Donnie). Этот соул-исполнитель только
что подписал контракт с Motown. Так же, как и ранее выступавший Энтони
Дэвид, он начинал с певицей Индиа Арие (India Arie). Публика его очень
тепло встретила, а его хиты "Cloud 9" и "Do You Know" пела вместе с ним.
Завершал день на “Юконе” английский соул-исполнитель Омар (Omar).
На Ниле в этот день были Soulbop Band Бреккера-Эванса, Серджио Мендес,
The Neville Brothers и соул-звезда Лила Джеймс (Leela James). Брэнфорд
Марсалис на этом фестивале был ключевой фигурой, он выступал каждый
день, с разной программой и на разных площадках. Во второй день его
можно было увидеть и послушать на “Амазонке”, там он со своим квартетом
играл программу “А Love Supreme”, а также на сцене “Волги”.
Наиболее
ярким концертом на “Гудзоне” в тот день был концерт квартета Кенни
Гаррета (Kenny Garrett Quartet). Несмотря на поздний час, в зал было
сложно даже зайти. Быстрые композиции с продолжительными импровизациями
сменялись медленными, где Кенни брал сопрано. Под конец концерта c
подачи Гарретта зал запел основную тему “Sing A Song Of Song”, это,
пожалуй, был наиболее эффектный момент в концерте. Закончился концерт, и
довольные зрители побрели по своим отелям. Стоит отметить, что в дни
фестиваля ввели ряд дополнительных ночных автобусных рейсов, рейсов
метро до центральных станций и сделали специальный проездной билет для
посетителей фестиваля, который значительно упростил перемещение.
RH Factor
Заключительный день фестиваля на “Ниле” открыли RH Factor и Рой
Харгроув (Roy Hargrove). Концерт получился очень ярким, зрители очень
живо реагировали и на протяжении всего концерта пританцовывали. Далее
был один из самых ожидаемых зрителями концертов, выступление Маркуса
Миллера (Marcus Miller).
Маркус Миллер
У этого музыканта не бывает незапоминающихся выступлений. Концертная
программа была несколько иной, чем обычно. Да и в составе бэнда были
некоторые изменения. Не было гитариста Дина Брауна, а вместо него был
Грегуар Марэ на гармонике. Надо сказать, что звучало это несколько
непривычно, но очень интересно и оригинально. Ряд импровизаций Марэ
вызвал большое оживление в зале, да и у всех музыкантов бэнда. Как
всегда, в концерте были исполнены композиции Майлса Дэйвиса и самые
известные хиты самого Миллера. На бис Маркус исполнил "Make Up My Mind"
на бас-кларнете. После Миллера концертный день на “Ниле” завершали
певица Эрика Баду и популярный хип-хоп исполнитель Канье Вэст.
На
“Амазонке” в этот день было целых два концерта испанского
фламенко-гитариста Пако де Лусия (Paco De Lucia) и его бэнда, а также
квартет Уэйна Шортера и Dizzy Gillespie All Star Big Band с Джеймсом
Муди и Роем Харгроувом в качестве специальных гостей. На “Гудзоне” в
этот день были Крис Ботти (Chris Botti), трио Брэнфорда Марсалиса с
ветераном-барабанщиком Роем Хэйнсом, а также трио Лэрри Кориелл - Виктор
Бэйли - Ленни Уайт.
Конечно, наиболее заметные концерты фестиваля проходили на вместительных
сценах - "Нил”, “Амазонка”, “Гудзон”, “Маас” и “Юкон” - но это
совсем не означает, что другие музыкальные залы пустовали и концерты в
них не вызывали интереса у зрителей. Просто концертов и исполнителей за
эти три дня было столько, что приходилось выбирать, кого больше хочется
услышать. И выбор, надо сказать, зачастую очень тяжелый, даже несмотря
на то, что программа очень разнообразна и рассчитана на совершенно
разные вкусы. В среднем по 4 концерта в день проходило на каждой
площадке, а во второй фестивальный день музыкальный комплекс Ahoy
посетило рекордное количество зрителей, более 23 тысяч. Уже в начале
июня в Роттердаме было сложно найти номер в отеле. Несомненно, фестиваль
потрясает и составом участников и организацией, но надо отметить, что
даже такого огромного комплекса, как "Ахой", не хватает, чтобы вместить
всех желающих. А еще возникает некоторое перенасыщение музыкой. Потому
что концертов много, везде хочется успеть, но невозможно все воспринять.
Возможно, такая организация фестиваля, как в итальянской Умбрии, когда
фестиваль длится большее количество дней и в день проводиться меньше
концертов, более рациональна и удобна. Однако каждый выбирает то, что
ему более симпатично. Бесспорно, NorthSeaJazz - это крупнейший джазовый
фестиваль в мире, который оставляет массу позитивных и ярких музыкальных
эмоций.
Константин Корешков,
фото автора
|