Выпуск #26-27,
2006
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Джазовый юбилей в Эйлате |
Быстро летит время. Кажется, несколько лет назад я, еще почти свежим
репатриантом, впервые приехал в Эйлат на "Джаз на Красном море" и,
затаив дыхание, слушал Мишеля Петруччиани и Гэри Бертона, а фестиваль
был тогда еще совсем молодым, и все говорили: надо же - не Монтрё и не
Монтеррей, а выступают самые великие. Спустя пару лет уже отмечали
первый юбилей, и от "великих" просто деться было некуда - Бреккеры,
Бриджуотер, Вудс, Коулмен… А Дани Готфрид вспоминал, как он делал первый
фестиваль в Эйлате, и как уговорил джазменов-евреев (тех же Бреккеров,
Родни, Мэла Льюиса) приехать бесплатно, чтобы в Израиле был свой
джазовый праздник, и как бывший подпольщик из ЛЕХИ, ныне верховный судья
Меир Шамгар был первым из государственных мужей, поддержавших его… А
потом было еще девять фестивалей, среди которых три - в тяжелые
интифадные годы, когда три четверти музыкальных знаменитостей, играющих
классику, явно или скрыто бойкотировали Израиль, а рок-музыканты вообще
в нашу сторону не смотрели.
На этих трех "Джазах на Красном море" не было ни одного отказа, на них
так же выступали звезды и суперзвезды. Возможно, не с той же плотностью,
как на юбилейном, но с той же, с какой они появляются в Амстердаме,
Вене, Торонто и других джазовых столицах. Джазмены любят играть и не
любят политику (действительно, а не на словах!), поэтому им глубоко
наплевать на двойные, тройные и всякие другие стандарты, кроме
стандартов джазовых - вечнозеленых мелодий, именуемых стандартами, но
играемых каждым из джазменов по-своему, нестандартно.
В двадцатый раз в эйлатском порту открывается фестиваль "Джаз на Красном
море". Как всегда, программа разделена на "гостей" и "своих". И тех и
других представляют по десять составов. После первого появления в
Интернете перечня зарубежных участников юбилейного фестиваля на форумах
появились разочарованные отклики - сэкономили на юбилее; никто из
великих в это время на Ближний Восток не собирается, вот и в Эйлат не
заедет; поеду лучше в Москву, послушаю Гарретта и прочая, и прочая…
Разочарование фанов понятно - напомню вступление к "Веселым ребятам":
Бастер Китон, Макс Линдер, Чарли Чаплин… в фильме не участвуют. Нет в
перечне Шеппа и Вудса, Кориа и Картера, Маклафлина и Скофилда, Моушена и
Эллинга, Эбби Линкольн и Дайаны Кролл… Нет и еще очень многих. Видимо,
за кулисами фестиваля причин их неприглашения немало, но для меня важна
одна - все они были, и не единожды, в Эйлате или в Иерусалиме, в
Тель-Авиве или Хайфе, на фестивалях или концертах. Были Петруччиани и
Элвин Джонс, Педерсен и Грапелли, Гиллеспи и Армстронг… но они уже не
приедут никогда и никуда, поскольку благословенна их память. А приезд
звезд на старости лет иногда доставляет удовольствие, заставляющее
забыть о возрасте (как Тутс Тилеманс или Джеймс Муди), но часто -
наоборот, наводит на грустные мысли об уходе со сцены вовремя. Увы, мэтры
стареют и умирают, а приходящие им на смену не сразу становятся мэтрами.
Представленная программа 20-го Эйлатского фестиваля не сияет яркими
звездными лучами, но насыщена первоклассными музыкантами, каждый из
которых может в одиночку украсить любой фестиваль.
Исполнители высокого уровня выйдут на сцену не только на "гостевых"
концертах, но и представят израильские джазовые достижения. Среди
отечественных фестивальных проектов есть ряд коммерческих, которые,
видимо, привлекут множество околоджазовых любителей эстрады, совмещающих
фестиваль с отдыхом на Красном море. Таковы программы "Гиди Гов поет
джаз", где звезда израильской эстрады споет джазовые стандарты в
переводах на иврит и "I Wonder", посвященной творчеству знаменитого
Стиви Вандера. Эти концерты будут малоджазовыми, но, вполне возможно,
интересными. Оркестр "Комон бенд" покажет яркую и динамичную программу,
принесшую ему успех на гастролях в Европе. Оркестр отличается наличием
не только традиционных инструментов (в его составе также дудук, зурна,
диджериду, экзотические ударные) и очаровательной юной певицей Мариной
Максимилиан-Блюминой. Барабанщик Гиль Ладин и пианист Идан Ладин собрали
большую команду, которая покажет эксперимент по сочетанию джаза и
танахических текстов. В двух чисто-джазовых составах играет один из
лучших на сегодня израильских пианистов Омри Мор. Пока он еще
нарасхват только в Израиле, но скоро будет сюда "заезжать" по случаям,
поэтому секстет барабанщика Ра Бар-Неса и квартет саксофониста Даниэля
Замира надо послушать обязательно. Добавлю, что сам Замир - музыкант
потрясающий, да и его партнеры превосходны. Любопытный эксперимент
покажет тромбонист Яир Слуцкий - он выведет на сцену ансамбль "Тромбония",
в котором вместе с ним будут играть еще три тромбониста, басист и
ударник. Семья основателя фестиваля Готфрида обычно представлена самим
Дани и его старшим сыном, талантливым пианистом и дирижером Яроном. На
этот раз на сцену выйдет младший сын Дани Авирам, тоже пианист и лидер
квартета. Также в программе заявлены еще два ансамбля - квартет
саксофониста Эреза Бар-Ноя и квинтет "Боп-сити", в котором привлекают
яркий пианист Алек Кац и вибрафонист Гиль Сорин.
О "звездах", то есть, о тех, кто приедет на берег Красного моря из-за
пределов Израиля, поговорим позднее. А пока - на конец августа любители
джаза должны отложить все свои дела и постараться приехать в Эйлат. С 27
по 30 августа с 8 вечера до 2 ночи в порту будут концерты, а потом, до
утра, как всегда, во дворе "Ривьеры" - джем-сешн. И здесь на сцену
выйдут все - евреи и французы, черные и белые, мэтры и ученики… Будет
джаз.
Гости
Каждое джазовое собрание отмечено приверженностью его устроителей к
определенным направлениям. Основатель и постоянный составитель "Джаза на
Красном море" Дани Готфрид - поклонник мэйнстрима. Это не означает, что
в Эйлате не звучит авангард, джаз-рок, фанки и фьюжн - звучит, и еще
как! Но главное - традиционный джаз. А самый старый традиционный стиль -
диксиленд, и на фестивале стиль этот представляет самый знаменитый
диксиленд Нового Света "Презервейшен холл джаз бэнд". Старейший
диксиленд Нового Орлеана (родины диксиленда и королей джаза Оливера и
Армстронга) я услышал впервые 23 года назад в Москве. Послом США в СССР
тогда был страстный поклонник джаза Хартман, приглашавший в праздники
знаменитых джазменов поиграть в его доме, знаменитом "Спасо-хаузе".
Активная московская джазовая общественность приводила американских звезд
на вечер в Дом композиторов, где не столько желала послушать грандов,
сколько поиграть перед ними и с ними. Старикам из Америки поиграть тогда
дали минут тридцать, потом появились Олах, Козлов, Бриль, Матвеев,
Лукьянов, Бахолдин и начали щеголять виртуозной, но в данном случае,
ненужной техникой. Старики слушали, улыбались и подыгрывали, очень
вкусно и точно. Второй раз "Презервейшен" я услышал в Эйлате десять лет
назад, на первом "звездном" юбилее. Музыканты уже были не те, что в
Москве, однако кайф и драйв были те же. Причем, кроме основного
концерта, немолодые и нехудые люди были также основными участниками
ночных джемов. Я не знаю, насколько нынешний состав "Презервейшен холл
джаз бэнд" отличается от того, десятилетней давности, но не сомневаюсь,
это будет тот же праздник. Не больше, поскольку больше в жанре
диксиленда невозможно.
От старого джаза перейдем к … вообще не джазу. Сегодня все не
вписывающиеся в существующие рамки музыкальные жанры объединяют,
по-моему, бессмысленным понятием "музыка мира". Не буду заниматься
вычерчиванием жанровых границ, но отмечу, что если один из мощных корней
джаза находится в Африке, то собственно африканская музыка на джазовом
фестивале более чем уместна. Уроженец Ганы Мори Канте с детства начал
играть на "балафоне" (африканской разновидности ксилофона), затем освоил
"кору" (подобие лютни с 21 струной), а перебравшись в 1984 году в Париж
-
создал собственный ансамбль. С 1987 года Мори Канте начал завоевывать
мир, сегодня он - один из ведущих исполнителей африканской музыки. В Эйлате Мори Канте выведет на сцену девять музыкантов, поющих и играющих
на экзотических инструментах, сам же будет петь, играть на "коре",
гитаре и ударных. Мори Канте не будет единственным представителем
африканской музыки в Эйлате. Одна из известных современных
южноафриканских артисток Сутукази Ароси также выйдет на сцену на берегу
Красного моря. Певица, танцовщица и драматическая актриса, она выступала
со многими знаменитостями, среди которых великая Мириам Макеба. Ароси не
исполняет чисто африканскую музыку, в ее выступлениях - сплав жанров со
значительным упором на джаз, а ее ансамбль имеет вполне традиционный
состав - лидер- и бэк-вокал, саксофон, клавишные, гитара, бас и ударные.
Вернемся к традиции. Гонсало Рубалькаба впервые выступал в Эйлате в 2003
году. Процитирую собственную рецензию на его концерт: "…услышав "живьем"
Брубека, Петруччиани, Кориа, удивиться сложно. Оказалось, нет предела
возможностям фортепиано и человеческому гению. Молодой, предельно
скромный человек, творит чудеса. Он не гоняет в бешеном темпе гаммы, но
играет тихо и тонко, иногда больше делая пауз, чем извлекая звуков.
Традиционные джазовые гармонии соединены с абсолютно баховским
полифоническим мышлением, оригинальными вставками-намеками на знакомые
мелодии и высочайшим академическим пианизмом. Звук и технику Рубалькабы
можно сравнивать не с Питерсоном и Эвансом, но с Горовицем и
Микельанджели". В ансамбле с Рубалькабой в этом году, так же, как и три
года назад, выступит уникальный барабанщик Игнасио Берроа и басист
Армандо Гола - уверен, он будет под стать партнерам… Трио Рубалькабы -
кубинцы, живущие в США и играющие мэйнстрим, а их земляки "Лэйтин групп"
- секстет (духовые, клавишные, бас, ударные), живущий на "Острове
свободы" и играющий латиноамериканскую музыку. Они приглашены в Эйлат
"на 90-й минуте", после отказа "Трио Розенберг" играть для агрессоров.
Лет 50 назад еще не говорили всерьез о европейском джазе. В Европе с
радостью принимали американских джазменов, именно европейская публика
поняла и приняла музыку, ставшую в конце 40-х сложной и концертной (а не
танцевальной!), но, не считая уникального Джанго Рейнхардта, настоящие
джазовые звезды в Европе появились только в конце 60-х годов. Сегодня мы
уже говорим равноправно об американском и европейском джазе, а некоторые
звезды из Сербии или Норвегии светят ярче, чем из Чикаго или Нью-Йорка. Бирели Лягрен - стопроцентный наследник великого Джанго. Он -
французский цыган и феноменальный гитарист (и получше, чем братья
Розенберги), начавший играть лет 25 назад и быстро завоевавший славу
одного из лучших в джазовой гитаре. В Эйлат он приезжает также с
восхитительными музыкантами - контрабасистом Рами Виниолем (недавно
выступившим на "Фестивале Израиля" в трио с Бояном "Зед") и знаменитым
барабанщиком Андре Чикарелли. Лягрен примет также участие в концертах
Сары Лазарус - певицы, выросшей в Америке, но живущей в Париже.
Выпускница Гарварда (по филологии) училась с детства игре на саксофоне.
На пике академической карьеры Сара увлеклась джазовым пением и поняла,
что именно это - ее призвание. Вместе с певицей и "гостем" Лягреном на
сцену выйдут пианист Ален Жан Мари, басист Жиль Натурель и барабанщик
Стив Вильямс.
Фестиваль неполноценен без биг-бэнда, однако первоклассный большой
оркестр привезти трудно - это требует затрат, которых с лихвой хватает
на приглашение двух-трех малых составов. Выступления зарубежных
биг-бэндов на "Джазе на Красном море" либо не отложились в памяти, либо
запомнились откровенно низким классом и вопросом: "Зачем подобные
оркестры приглашают?". На этот раз приглашен не просто классный оркестр,
но один из лучших биг-бэндов в мире - Vienna Art Orchestra. Многие
читатели помнят этот коллектив в связи с сотрудничеством с ним Аркадия
Шилклопера, запечатленным на ряде дисков. На этот раз лучшего джазового
валторниста в составе Венского оркестра нет (Шилклопер выступал в
Израиле в последний раз совсем недавно, на фестивале "Джаз-глобус -
2005"), но приезжающие без Аркадия двадцать музыкантов заслуживают
внимания. Дирижер и композитор Матиас Рюэгг основал оркестр в 1977 году.
За 29 лет биг-бэнд многократно выступил на всех возможных фестивалях,
сделал десятки первоклассных записей и несколько раз признавался опросом
журнала "Down Beat" лучшим биг-бэндом года. В Эйлате Vienna Art
Orchestra покажет две программы: первая посвящена Эллингтону, вторая -
свингу 30-х годов. В оркестре классический состав - по четыре трубы и
тромбона, пять саксофонов (они же - флейты и кларнеты), две гитары, бас,
ударные, вокалистка Анна Ловерньяк и дирижер - бессменный Матиас Рюэгг.
В списке оркестра специально выделен звукорежиссер Рональд Матки.
Венчают список "гостевых" участников фестиваля в Эйлате два нью-йоркских
ансамбля. Джон Фэдчок много лет входит в число лучших музыкантов
джазовой столицы и, бесспорно, является лучшим ее тромбонистом,
переигравшим со всеми великими музыкантами разных поколений: Вуди
Герман, Телониус Монк, Луи Беллсон, Джерри Маллиган - некоторые из
большого списка приглашавших Фэдчока в партнеры. Сам Джон - не вечный
партнер, но и самостоятельный яркий лидер, не только годами признающийся
лучшим тромбонистом, но получивший в 2003 году "Грэмми" за лучшую
инструментальную аранжировку года. Фэдчок выведет на эйлатскую сцену
секстет, добавив к голосу своего тромбона трубача и саксофониста и
традиционное ритм-трио - фортепиано, бас и ударные. Второй нью-йоркский
ансамбль вызвал, вместе с Рубалькабой, лучшие отзывы на "Джазе на
Красном море - 2003". В 1991 году в джазовом клубе "Fez" был основан
биг-бэнд, названный именем величайшего контрабасиста в истории джаза
Чарли Мингуса, умершего за 12 лет до того. Внутри оркестра возникли
несколько малых составов, один из которых, септет "Династия Мингуса",
был в Эйлате 4 года назад и приезжает на этот раз. Воспитанным на
советском джазе ансамбль интересен еще и тем, что в нем играют два
бывших московских музыканта. Бесконечные рассказы большинства наших
земляков - джазменов (независимо, где они сегодня живут - в России,
Америке или Израиле) о признании собственных персон в американском
джазовом мире носят либо эпизодический, либо фантастический характер. В
действительности же, замечательные "русские музыканты в Америке играли и
играют джаз друг с другом, зарабатывая деньги другой музыкой, в
основном, свадебной. Лишь трубач Александр Сипягин и контрабасист Борис
Козлов, приехав в начале 90-х в Штаты, "не стали зарабатывать на
свадьбах, но играли на улице до тех пор, пока не попали в настоящий
американский бэнд" - рассказал мне Аркадий Фримен-Кириченко, съездивший
на 12 лет в Нью-Йорк и вернувшийся обратно. Первый опыт "попадания
русского к американцам" был в 70-е, когда Пономарев попал к самому Арту
Блэйки, второй - опыт Сипягина и Козлова, и именно его мы будем
лицезреть в Эйлате. Подчеркну, что в бэнде имени великого контрабасиста
на контрабасе играет русский музыкант. Кроме Сипягина и Козлова на сцену
выйдут саксофонисты Крэйг Хэнди и Уэйн Эскофри, тромбонист Фрэнк Лэйси,
пианист Джордж Коллиган и барабанщик Дональд Эдвардс. Выступят ли они
так же блистательно, как три года назад, мы скоро узнаем. Встретимся на
фестивале, а потом поговорим о его итогах.
Владимир Мак,
Иерусалим
|
|
На
первую страницу номера |
|