Впечатления
от трех моих предыдущих поездок в США были связаны с большими городами -
Бостоном, Нью-Йорком, Вашингтоном, Нью-Орлеаном, Канзас-Сити. Если я и
бывала в пригородах, то это были "спальные" районы. На этот же раз я
попала прямо-таки в исторический и культурный "заповедник", городок
Норсфилд, штат Миннесота. Поводом стал исторический фестиваль духовой
музыки, проводимый там соответствующими международной и европейской
организациями 27 июля - 1 августа, и в рамках фестиваля - конференция.
Поездка состоялась по инициативе Анатолия Дудина, зав. кафедрой духовых
инструментов МГУКИ и главного редактора журнала "Оркестр", где я -
редактор секции эстрадно-джазовых оркестров и ансамблей (кстати, для
интересующихся журналом могу предоставить информацию о нем). Программа
конференции была подготовлена заранее, но для нас специально
организовали встречу, где должны были прослушать наши доклады о
традициях духового исполнительства в России. Я решила говорить о джазе.
Куда, собственно, я еду и как будет выглядеть мой доклад, я представляла
очень приблизительно. Но в любом случае, была уверена в том, что это
будет интересно и полезно. И не ошиблась.
Итак, Норсфилд. Городок к югу от Миннеаполиса на реке Кэннон основал
в 1855 году Джон Норс. На 18 тысяч населения, занятого, в основном,
сельским хозяйством, приходится 5 тысяч студентов двух колледжей
искусств, знаменитых на всю Америку. Колледж Carleton был основан в 1866
году и известен своими традициями хоровой музыки. Колледж St.Olaf,
открытый в 1874 году для обучения детей выходцев из Норвегии и имеющий
прочные духовые и джазовые традиции, и стал "базой" фестиваля. Один из
профессоров этого колледжа, координатор фестиваля Пол Ниемисто (тромбон,
туба, баритон) - это подлинный национальный герой городка.
В Норсфилде пять картинных галерей, три театра, концертные залы, в его
пятидесяти пяти парках часто играют профессиональные и студенческие
духовые оркестры и два биг-бэнда, которые из-за каникул, к сожалению,
участия в фестивале не принимали. Норсфилд известен также благодаря
выдающемуся событию американской истории: его жители в 1876 году
"приостановили" знаменитого бандита Джесси Джеймса, грабившего банки, и
наставили его на путь истинный. В память об этом каждый год 7 сентября
устраиваются скачки в ковбойских костюмах со стрельбой. Кроме этого, в
городке происходит масса интересных событий, праздников. Где еще можно
побывать на вечернем котильоне, руководимом танцмейстером во фраке, и
увидеть дам, танцующих в одном ряду в кринолинах и шортах, или
потанцевать польку прямо на улице, или посмотреть перед немым фильмом
водевиль 1916 года, сопровождаемый оркестром, или понаблюдать за
"битвой" оркестров, расположенных на разных берегах реки!
Концертная программа включала в себя массу выступлений оркестров и
ансамблей из разных американских штатов и стран Европы, и историческая
направленность фестиваля очень явно прослеживалась. Во-первых, это
исполнение сочинений разных эпох на соответствующих им духовых (в
основном, медных, самого различного вида и строя) инструментах, с
преобладанием американской музыки - военной и бытовой. Конечно же,
танцевальная до-джазовая музыка, рэгтаймы, обработки популярных песен,
джазовые стандарты в репертуаре присутствовали, как часть американской
музыкальной истории. Несмотря на жару более ста градусов по Фаренгейту,
музыканты играли на площадях и в парках - даже днем! - в сюртуках,
цилиндрах, оркестры окружали дамы, одетые а ля Скарлетт. Да и сами
зрители не прочь появиться в чем-то очень "ретро". Музыка в программах
оркестров и ансамблей перемежалась чтением различных отрывков и
документов или просто рассказами об инструментах - и все это живо,
увлекательно, весело.
К
примеру, концерт секстета Chestnut Brass Company из Пенсильвании. Он
проходил в церкви, позади музыкантов (из которых - одна женщина) стояли
три стола, на которых лежали разнообразные инструменты, начиная от
горнов эпохи Возрождения и змеевидного серпента - до недавно
изготовленных саксофонов и труб. Программа включала: обработки двух
песен Ирвина Берлина, произведения композиторов Возрождения и Барокко -
Георга Шпеера, Джованни Гастольди, Михаэля Преториуса и Ричарда Писли;
во втором отделении была аранжировка увертюры к "Севильскому цирюльнику"
Джоаккино Россини, две пьесы современных американских авторов, два танца
- галоп и квикстеп, обработка пеcен "Beautiful Dreamer" Стивена Фостера,
"When I Lost You" Ирвина Берлина и знаменитой традиционной "Do You Know
What It Means To Miss New Orleans". Музыканты меняли по мере надобности
инструменты, прекрасно играли и забавно о них рассказывали, к восторгу
публики. У других оркестров и ансамблей можно было услышать темы Дюка
Эллингтона, Каунта Бэйси, мелодии Кола Портера, Джона Леннона и т.д. То
есть, музыка здесь не разделяется на серьезную и легкую, все ее жанры
любимы, достойны внимания, все - часть американского и мирового
культурного наследия. Музыканты проявляют свою универсальность во
владении многими инструментами, жанрами и исполнительскими приемами.
Например, когда в ансамбле, игравшем польки на улице, звучали две трубы
(на них играли мужчина и женщина), это был "чешско-немецкий" вариант, а
когда женщина взяла скрипку, а мужчина - саксофон, это уже стало
"кантри". Если оркестр или ансамбль исполняет джазовый стандарт, то
появляется легкий свинг, звучат совсем другие соло, как, например,
великолепный Пол Ниемисто сыграл на баритоне в "Satin Doll".
Можно оценить такую транскрипцию джаза как достаточно академическую,
или джаз, в большей степени представленный как тематический материал, а
не способ мышления; можно отнестись к этому снисходительно. Но мне все
время приходили на ум параллели, скажем, с биг-бэндом или джазовым
вокальным ансамблем a cappella, где доля аранжировки очень значительна.
Зато в духовом оркестре или ансамбле такого профессионального класса,
какие были на фестивале, безупречны качество звука, чистота довольно
сложной гармонической вертикали, а аранжировка "переливается" красками
разнообразных тональных сдвигов, что может позволить себе джазовый
вокальный ансамбль, но часто не может - традиционно импровизирующий
инструментальный.
Теперь о конференции. Я терпеливо и с удовольствием выслушала все 35
докладов, сделанных уважаемыми музыковедами и духовиками из
университетов и оркестров разных американских штатов, из Канады, Англии,
Германии, Австрии, Норвегии, Финляндии, Польши, Люксембурга, Швейцарии.
Чрезвычайно обогатилась знаниями о музыке разных стран (включая Новую
Зеландию) и традиций, а также опытом подачи материала, очень не похожим
на обычно занудные доклады на наших научных конференциях. Джаз
присутствовал на конференции, хотя и в малой пропорции. Доклад
профессора Майрона Мосса из университета шт. Коннектикут, был посвящен
оркестровой музыке афро-американских композиторов. Молодая леди Кэтрин
Паснидж, автор книги об эволюции джаза в Британии, зав. джазовым отделом
в колледже музыки города Лидс, говорила о традициях диксиленда в Европе.
Ну а третий доклад на джазовую тему получился мой.
Перед
моим выступлением Анатолий Дудин всех удивил возрожденным в
Санкт-Петербурге роговым оркестром, где каждый инструмент играет только
один звук. А уж в нашей джазовой истории есть чему удивляться. Получив
необходимые инструкции от Алексея Баташева (за что ему большое спасибо),
я предварительно напечатала факты, имена и фотографии из нашей джазовой
жизни, что было размножено для каждого присутствующего в зале, как это
принято у них. В самом докладе я постаралась представить что-то наиболее
необычное для западного человека, в музыке - связанное с фольклором, и,
как педагог - творчество своих студентов. Упоминание о пластинках "на
костях" и напечатанных на машинке переводах книг о джазе, конечно,
произвело стрессовое впечатление. Из музыки больше всего заинтересовали:
Аркадий Шилклопер, играющий джаз на альпийском горне (кстати, на
фестивале был ансамбль этих инструментов - три женщины в альпийских
фартучках чинно играли трезвучиями) с оркестром "Фонограф" под
управлением Сергея Жилина, а также запись пьесы Юрия Чугунова
"Посвящение Чику Кориа", сделанная ансамблем "Серебряные трубы" (восемь
труб и ритм-секция, руководитель Евгений Савин) с соло на флюгельгорне
Виталия Головнева. Эти записи потом многие у меня спрашивали. Вопросы
задавались разные, в том числе Пол Ниемисто спросил о музыканте,
который, как он слышал, мог записать партитуру с одного прослушивания
пьесы по радио. Я этот вопрос знала по предварительной переписке с
Полом, и ответ мне дал Алексей Баташев - это был Леонид Дидерихс.
Поскольку я следила за всеми докладами и их обсуждением, могу сказать,
что мой материал вызвал самый большой интерес, поскольку люди подходили
и благодарили и сразу после доклада, и на следующий день. Я, конечно, не
отношу эту реакцию на свой счет. Действительно, нов и очень интересен
для многих был сам предмет. Но все равно приятно, тем более что это было
только третье мое выступление на английском языке, да еще в такой
высокопрофессиональной аудитории. Так что я испытала, как говорилось в
брежневские времена, "чувство глубокого удовлетворения и законной
гордости".
Устроители фестиваля предложили нам "под занавес" экскурсию по Миссисипи
на старом пароходике под аккомпанемент банджо и прием с
концертом-водевилем. Так что американского колорита получилось в
избытке.
Зинаида
Карташева,
музыковед
фото автора и Рэя Бёркхарта
|