В последнее время об Armenian Navy Band и его идейном вдохновителе
Арто Тунчбояджане в российской прессе было написано столько, что
представлять коллектив в очередной раз, рассказывая о причинах и
условиях его создания, наверное, нет смысла
Имя Тунчбояджана стало широко известно поклонникам world music после
того, как он начал свое сотрудничество с легендарным клавишником Джо
Завинулом. Он является единственным постоянным участником группы The
Zawinul Syndicate на протяжении многих лет. Но и помимо этого,
Тунчбояджан долгое время сотрудничал с Элом Ди Меолой, Бобом Бергом,
Дэннисом Чамберсом, Биллом Эвансом, Майком Маниери, Полем Уинтером,
Симоном Набатовым, Майком Стерном, группами Oregon, System of A Down и
другими. На его счету более двадцати сольных альбомов, создание
саундреков к фильмам и постановкам и многое другое.
Арто Тунчбояджан родился в Турции в 1957 году. Его старший брат Онно был
одним из тех, кто двигал вперед современную турецкую музыку, сочиняя,
исполняя и продюсируя ее. Юношей Арто во всем старался быть похожим на
него. С 11 лет он начал писать и исполнять музыку в коллективе своего
брата, гастролируя по Турции и Европе. Перепробовав множество
музыкальных стилей и переиграв чуть ли ни на всех инструментах - от
тромбона до перкуссии, Арто выбрал-таки перкуссию и world music как
наиболее естественные выражения любви и почтения к матери-природе и
Человеку.
В 1981 году Арто уехал в США, чтобы найти новое применение своим
талантам и избежать тех сложностей, которые он, как армянин, испытывал в
Турции. Мастера американской джазовой сцены сразу же заметили его и
предложили совместную работу. В 1998 году, уже будучи знаменитым
музыкантом, Арто в составе популярного американского квартета Night Ark,
в который входили тогда исполнитель на уде Ара Динкджян, клавишник Армен
Донелян и басист Марк Джонсон, приехал в Ереван на Первый международный
джаз-фестиваль. Арто был настолько поражен теплой встречей, оказанной их
группе и ему лично на родине, что решил собрать свой собственный
коллектив в Армении и играть ту музыку, которая звучала в его душе в тот
период. Так появился проект - Armenian Navy Band.
По существу Armenian Navy Band - это своеобразная сборная, что-то вроде
Armenian All Stars. Так, один из ведущих музыкантов ансамбля,
фантастический Армен Уснунц - без сомнения, лучший саксофонист Армении,
а может быть - и региона, основатель и руководитель другой
этно-джаз-роковой группы Time Report и по совместительству -
арт-директор и дирижер ГосДжаза Армении.
Ваагн Айрапетян - лучший клавишник республики, один из лучших учеников
великого американского пианиста Барри Харриса. Он неоднократно выступал
в Америке, в России, на Востоке. В его активе два альбома, записанных с
американскими музыкантами и выпущенных в США. Одновременно Ваагн
руководит двумя разноплановыми коллективами - акустическим мэйнстримовым
трио и джаз-рок-септетом "Катунер".
Арман Джалалян - высокотехничный жесткий барабанщик, единственный в
регионе ударник, имеющий официальный статус Yamaha Artist.
Дудукист Вардан Григорян - достойный последователь Дживана Гаспаряна,
признанного мастера этого инструмента.
Норайр Карташян - многоопытный исполнитель на народных духовых
инструментах и перкуссии, талантливый композитор, чью музыку можно
услышать в саундтреке нашумевшего фильма канадского режиссера Атома
Эгояна "Арарат".
Виолончелист и басист Артем Манукян - самый молодой участник группы.
Сегодня он, пожалуй, наиболее востребованный бас-гитарист в Армении.
Остальные музыканты коллектива - под стать своим друзьям-партнерам.
Сам маэстро Арто Тунчбояджан в составе Armenian Navy Band стучит на
всем, на чем стучится, поет, дирижирует, играет на буларе (созданный им
самим струнный инструмент, напоминающий мандолину), и делает еще много
чего прелюбопытного, граничащего с музыкальной эксцентрикой.
С момента своего создания Armenian Navy Band сумел завоевать уважение и
занять свою собственную нишу в музыкальном мире. За семь лет своей
творческой деятельности ансамбль выступил практически во всех странах
Европы и Востока, участвовал в десятках международных фестивалей,
выступал на одной сцене с корифеями мирового джаза, а летом 2005 года
дал два совместных концерта (одновременно на сцене находилось и играло
19 музыкантов!) с уже упоминавшимся The Zawinul Syndicat в Португалии в
рамках XIV Festival Internacional de las Culturas Pirineos в городе
Хуэска.
Четыре альбома ANB быстро разошлись среди поклонников и претерпели
несколько переизданий. Самым популярным и титулованным стал
предпоследний "Sound of Our Life" - Part I "Natural Seeds". По итогам
2004 года этот альбом занял четырнадцатую позицию в World Music Charts
Europe среди 900 альбомов-претендентов. А сам армянский коллектив в том
же году, по мнению журналистов Европы, пишущих о традиционной
фолк-музыке и ее современном ответвлении (www.WorldMusicCentral.Org),
стал лучшим среди исполнителей world beat, world music, ethno-jazz и
других разновидностей этого направления, обогнав таких музыкантов, как
Рай Кудер, Пако де Лусия и многих других. Кстати, сам Арто Тунчбояджан
предпочитает называть свою музыку "авангард-фолк".
В начале 2005 года Арто Тунчбояджан выпустил еще два CD - "Artostan"
(своеобразный аудиодневник виртуальных путешествий по местам, близким
сердцу Арто) и дуэтный альбом с клавишником Ваагном Айрапетяном “Love Is
Not In Your Mnd” (посвящение матери музыканта).
В 2006 году Armenian Navy Band добился нового успеха - он получил
Audience Award британской радиокорпорации ВВС. Для тех, кто не совсем в
курсе, вкратце сообщу, о чем, собственно, идет речь.. Номинанты на самую
престижную награду в мире world music, вручаемую крупнейшей
радиокорпорацией мира, были названы в конце октября 2005 в ходе
проведения всемирной музыкальной ярмарки WOMEX в Великобритании, в
которой принимали участие и голосовали более двух тысяч профессионалов
шоу-бизнеса и около 500 музыкантов из 84 стран, работающих в области
world music. И вот тогда же стало известно, что Armenian Navy Band был
назван в четверке лучших европейских коллективов, играющих в этом жанре
музыки - кроме армян, в списке была итальянская перкуссионная группа
Enzo Avitabile & Bottari, румынская Fanfare Ciocarlia (названная
критиками самой быстрой группой в мире) и знаменитая португальская
исполнительница в жанре "фаду" - Марица. Другие континенты представляли
Рай Кудер, Омар Соса, Даффер Юсеф, Сушила Раман, Аша Босле & Kronos
Quartet, Салиф Кейта.... Одним словом, серьезная компания.
Победители, признанные лучшими на своих континентах, были названы в
конце февраля. Как раз в те дни, когда Armenian Navy Band выступал в
Москве в Театре Эстрады. В Европе победителем был признан румынский
ансамбль, в Америке лучшим стал знаменитый гитарист и продюсер Рай Кудер,
в Африке - семейный вокальный дуэт из Мали Амаду и Мариам, в Азии -
певец из Пакинстана Саин Захуур, с Ближнего Востока - певица из Алжира
Суад Масси. Лучшим новичком жанра был назван коллектив из Конго “Кононо
No.1”, лучшим альбомом года стал "Dimanche ? Bamako” уже упоминавшихся
гитариста и певца Амаду и певицы Мариам.
Но надо отметить, что в рамках конкурса вручался и "Приз зрительских
симпатий", который присуждался на основе онлайн-голосования, открытого
по всему миру, который, кстати, самими членами жюри представляется
основной номинацией конкурса. К моменту объявления победителей по версии
жюри была названа и четверка лучших по результатам всемирного
голосования. В нее вошли Armenian Navy Band, бразильский певец Жеу
Хорхе, иракский певец и гитарист Илхам Аль Мадфаи и итальянец Энцо
Авитабилле со своей группой Bottari. С самого начала было заявлено, что
победитель в этой, по сути дела, главной номинации будет объявлен лишь
на торжественной церемонии 7 апреля в Парадном зале Брикстонской
Академии Лондона.
Победителю в этой категории вручают скульптурную композицию The Planet,
созданную и изготовленную хорватским скульптуром Анитой Сулиманович.
И вот день Х настал. Церемония награждения длилась несколько часов.
Церемонию World Music Awards-2006 вел звезда world music,
южноафриканский трубач и перкуссионист Хью Масекела, а приз вручали
ведущие программы ВВС Radio-3 "Late Junction" Верите Шарп и Фиона
Токингтон. На мероприятие собрались музыканты, представляющие самый
старый и одновременно самый новый, пока лишь вновь набирающий утраченную
некогда популярность жанр. В ходе церемонии выступили Суад Масси, Нитин
Сууни, Амаду и Мариам, DJ Shantel… Ну, а потом, на сцену был вызван Арто
Тунчбояджан, которому и вручили главный приз - Приз зрительских
симпатий. По опубликованным данным, всего в голосовании по всему миру
приняли участие около сорока тысяч человек, и больше 50% из них отдали
свои голоса за армянских музыкантов. Голоса поддержки буквально сыпались
из Англии, Польши, Америки, арабского мира, ну, и естественно, из
Армении. Комплименты в адрес ансамбля тоже были разными, от коротких и
деловых "Вы лучшие!" и "Здорово! Я горжусь вами" из Лондона и Варшавы,
до восторженных "Самая лучшая музыка, которую я когда-либо слышала" и
"Великолепная музыка! Я вас обожаю" из Мадрида и Рейкьявика. Выступая с
ответной речью, Арто сказал, что от имени всего коллектива он посвящает
эту награду светлой памяти матери своего партнера по группе, барабанщика
Armenian Navy Band Армана Джалаляна, и передаст эту статуэтку на
хранение Арману. А после этого, как и водится, победитель, представил
фантастическое музыкальное соло-представление с использование пустой
бутылки и "тамбурина", изготовленного из попавшегося под руку
пластикового пакета. Как сказал один из участников церемонии - "crazy,
but amazing musician!".
Церемония эта была юбилейной - пятой по счету. И, как вспоминали
старожилы конкурса, когда в 2001 году на международной ярмарке WOMEX
впервые было объявлено о решении проводить подобный конкурс, ничего,
кроме недоумения и скептицизма, у делегатов и участников это сообщение
не вызвало. Но, как говорится, реальность превзошла все ожидания, и на
сегодняшний день конкурс этот и награды, вручаемые победителям, являются
самыми важными и почетными в мире музыки, называемой world music, т.е.
"музыка мира", а говоря проще - фольклор во всех его проявлениях. Это и
чистый фольклор, и современный фольклор, и различные вариации и
эксперименты с фольклором современных музыкантов, и даже использование
фольклора в разных популярных у молодежи стилях - фолк-рок, этно-джаз,
нью-эйдж, психоделический фолк, техно-фолк.... Чего только не придумали
и как только не используют сейчас музыку народов мира и свои
национальные музыкальные корни креативные исполнители. Причем, к этому
направлению постепенно приходят многие музыканты, в начале своего
творческого пути зацикленные на современных стилях музыки.
Надо отметить, что в Армении сегодня тоже появилось много приверженцев
этого направления - джаз-рок группа Time Report, рок-группы "Бамбир-2" и
"Саквояж", вокальный дуэт сестер Аршакунянц, коллектив перкуссиониста
Эдуарда Арутюняна, ну и, конечно, Armenian Navy Band. А то, что подобная
музыка вызывает живой интерес и находит отклик у людей вне зависимости
от национальности, подтвердил уже упоминавшийся концерт Armenian Navy
Band в Москве, когда наравне с московскими армянами под зажигательную
музыку ансамбля в проходах танцевали и москвичи с ярко выраженной
славянской внешностью.
Кстати, о концерте в Москве тоже много было написано и переговорено. Но
все это касалось лишь внешней стороны дела - собственно концерта. Я же
хочу немного рассказать о закулисной стороне. Сразу надо отметить, что
это был первый за последний десяток-полтора лет джазовый концерт
армянских исполнителей в Москве. Нет, конечно, армянские джазмены много
раз играли в Москве на открытии казино, ресторанов, различных
презентациях "армянских" объектов российской столицы. Но официальный
концерт, в большом зале легендарного Театра Эстрады, с участием
официальных лиц и центральных СМИ России - вот это впервые! Он много раз
откладывался, его ждали в Москве с середины прошлого года, но прямо
перед самым вылетом, буквально за день, когда Москва была уже обклеена
афишами, завешана растяжками на центральных улицах, на радиостанциях
звучала реклама и все билеты были проданы, вновь возникла угроза отмены
концерта, все по тем же, будь они неладны, организационным вопросам -
Арто, гражданин США, не мог получить въездную визу в Россию. Но за
несколько часов до запланированного вылета все выпрямилось, исправилось
и коллектив полетел.
Арто Тунчбояджан и Armenian Navy Band прибыли в столицу России под утро.
Город еще спал. Едва дав распаковать вещи, лидера коллектива, двух
музыкантов и пресс-атташе отвезли на радиостанцию "Говорит Москва".
Часовое интервью тем же вечером вышло в эфир столицы. Сразу после радио
весь коллектив пригласили на телеканал ТВЦ. Там случилась курьезная
ситуация - на студии ждали музыкантов с инструментами, а они приехали,
конечно же, без. Режиссер в ярости - что теперь делать? Тунчбояджан
быстро нашел выход, предложив сыграть на подручных средствах: "Где у вас
кухня?" Телевизионщики в недоумении отвели его в подсобное помещение.
Кастрюля, кувшин, тарелки, ложки, бутылка из-под пива (быстро
опорожненная для такого случая ассистентом режиссера) - все пошло в ход.
И вот эфир. Арто отвечает на вопросы ведущего, а потом начинается
импровизированный концерт. После эфира вся студия долго аплодирует
музыкантам. Вечером музыкантов приглашают отобедать в один из
центральных ресторанов города "Борис Годунов". К окончанию обильного
позднего обеда возникает любопытная ситуация. В зал ресторана выходит
квартет ряженых и начинает петь подобающие случаю русские народные песни
под баян. Арто Тунчбояджан, как истинный лидер мирового авангард-фолк
движения, начинает подпевать и подыгрывать музыкантам на ложках и
вилках. За что, естественно, удостаивается горячих аплодисментов всех
ужинавших в тот вечер в ресторане.
Утром - пресс-конференция в гостинице Ararat Hyatt Park - присутствуют
журналисты из самых разных российских изданий. Сразу после
пресс-конференции коллектив отправляется на саундчек - и через пару
часов долгожданный концерт! В зале представители армянской диаспоры
Москвы, музыкальные критики, журналисты, продюсеры, просто любители
музыки....
Около трех часов, с небольшим перерывом, продолжается концерт. Звучат
композиции с двух последних альбомов коллектива - "Sound of Our Life" и
"How Much Is Yours". Зал принимает армянскую
фольклорно-джазово-авангардную музыку на "ура"! Наиболее энергичные
вскакивают с мест, танцуют в проходах, подпевают. Уже в антракте после
общения с музыкальными критиками и журналистами становится ясно, что
концерт более чем удался, музыка захватила слушателей целиком и надолго.
Как выразилась журналистка с ТВ-канала "Столица" - "Я вся в эйфории"! А
другой известный музыкальный обозреватель (имени называть не буду - нету
его разрешения на это), поднял указательный палец вверх и произнес "That's
what I call MUSIC!”.
Программа закончена, но зрители не хотят отпускать музыкантов, снова и
снова вызывают их на бис. Но вот выступление закончено, опущен занавес,
смолкли последние аплодисменты, и музыканты устало падают в кресла. А их
уже ждут в ресторане "Ноев Ковчег" (кто не знает - армянский "мясной
ресторан") на ужин. Уже далеко за полночь, но роскошный ужин только
начинается. Музыканты попадают в гостиницу около 3 часов ночи. Утром в 7
подъем - и вылет домой в Ереван. Как рассказывали ребята, попав домой
около 16.00 они все повалились в кровати и проспали до полудня
следующего дня. Непросто дается успех!
Конечно, не обошлось и без накладок. Как обычно, несмотря на бодрые
заявления о том, что с аппаратурой будет все нормально, когда коллектив
приехал в театр для ее настройки и наладки, выяснилось, что звуковую
аппаратуру привезли всего лишь за час-два их приезда, потом в зале не
было света, и ее только-только начали устанавливать. Как следствие,
музыканты не успели настроиться к началу концерта. Создалась критическая
ситуация - дирекция театра настаивала на начале концерта вовремя - "За
всю историю нашего театра не было еще такого случая!". Музыканты
отказывались играть на ненастроенной аппаратуре. После долгих
переговоров администрации театра с организаторами и музыкантами,
дирекция театра дала-таки разрешение на "опоздание". Пресс-атташе бэнда
пришлось выйти на сцену и попросить уже занявших свои места
многочисленных зрителей снова покинуть зал. Зрители входят в положение и
выходят (в той ситуации больше всех выиграл коллектив буфета, получивший
дополнительную возможность поторговать...). Результатом всего этого было
начало концерта с часовым опазданием и частые технические неполадки со
звуком во время концерта. Апофеозом неурядиц стал момент, когда под
клавишником Ваагном Айрапетяном сломался стул, и он чуть не грохнулся на
сцену. Музыканты здорово нервничали в первой половине выступления, и это
было сильно заметно (впрочем, их волнение заметили лишь люди, хорошо их
знающие, поскольку на качестве исполнения оно абсолютно никак не
отразилось - ред.). Зрители тоже находились в каком-то напряженном
ожидании, и лишь благодаря мастерству музыкантов, прямо-таки безмерной
энергии и изобретательности самого лидера коллектива к середине все
успокоилось и пошло по накатанному. Музыканты старались, а слушатели с
благодарностью внимали прекрасной музыке.
Месяц-полтора отдыха - и снова в бой. 24 апреля в Ереване в "АвангардФолк-клубе"
начался 3 Международный фестиваль авангардной фолк-музыки, в котором
участвовали два армянских коллектива - ANB и "Катунер", африканец из
Мали Али Кейта и американское трио Paper Boys. Фестиваль, как обычно,
был посвящен очередной, 91-ой годовщине Дня Геноцида армян в Османской
Турции в 1915 году.
График гастролей группы расписан на год-полтора вперед. Так, летом ANB
ждут в Италии и Германии, осенью - в Турции, поговаривают о новом
концерте в Москве, и двух в Питере… Кроме того, у ансамбля уже есть
записанный материал на два полноценных альбома. Сейчас руководство ищет
возможность пристроить этот материал на каком-нибудь престижном лейбле.
А ереванские зрители с нетерпением ждут очередной концертной серии
ансамбля - в Ереване они играют не часто….
"Я никому не указываю, как жить. Я хочу, чтобы каждый из вас смог
представить и понять, как он должен это делать сам. Но вот, что бы я
хотел передать каждому из вас, так это мою Любовь, Уважение и
Искренность" - Арто Тунчбояджан
Армен
Манукян,
Ереван
|