Выпуск #15-16,
2006
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
"...Хаотические композиции, которые участники
коллектива сочиняют сами..." |
...Читаю
статью Майи Стравинской в газете "Коммерсант" от 26.04.06, посвящённую
концерту Pago Libre в Доме Музыки.
Автор пишет: "Вместе они играют то, что называется
джаз-фолк-авангардом (вот не знал, теперь буду знать! - АШ).
Очень популярное словосочетание (начинаю понимать, что сильно отстал
от жизни - АШ), но, как правило, в таком сочетании начинает
доминировать фолк, а от авангарда остаётся одна претензия. (Я долго
думал над этой фразой, так ни до чего и не додумался - АШ).
Но количеством популярной этники Pago Libre отличается от огромного
числа джаз-фолковых коллективов. Фолка в этой музыке ровно столько,
чтобы показать, что на альпийском роге обычно играют что-то довольно
скучное в музыкальном плане, а вовсе не джазовые баллады, и что на
скрипке привычнее звучат еврейские мелодии, чем имитация саркастического
смеха (не понял! Честно! - АШ).
При этом все эксперименты с додекафонией, полиритмичностью и прочими
сложностями авангардной музыки (да! Додекафония столетней давности и
добаховская полиритмичность всё ещё зачисляются в эксперименты! - АШ)
Pago Libre заботливо отвела на второй план, оставив на первом поистине
завораживающее зрителей действо: то, как группа обращается с
инструментами. Музыканты смотрелись этакими лаборантами, знающими всё
про аппараты своей лаборатории. Опыты джазовых авангардистов показали,
что из нутра рояля можно извлечь экзотическое звучание, если протягивать
между струнами другую струну так, как это делают с зубной нитью (сравнение,
достойное студентки стоматологического института, а не музыкального
критика! Хорошо, что она ещё не училась в пожарном училище! - АШ),
или что, причмокивая в альпийский рог, можно воспроизвести звук барабана
(Во как! - АШ). И всё это отчаянное, но очень обаятельное
музыкальное хулиганство нисколько не мешало восприятию музыки (Слава
Богу! - АШ). В хаотические композиции (круто! - АШ), которые
участники коллектива сочиняют сами, игриво вплетались и штраусовская
"Полька-бабочка" и "Полёт шмеля" Римского-Корсакова (не заметил ни
того, ни другого! "Тиль..." Рихарда Штрауса был, и "Весна Священная"
однофамильца автора статьи была, и другие цитаты из джазовой и
академической классики - АШ) , а звучало всё это вместе как лёгкий,
удивительно радостный джаз (Ну! Что можно по этому поводу написать?
Ляпота! - АШ).
В одной из композиций классический джазовый квадрат был разыгран как
настоящий спектакль (как это джазовый квадрат можно разыграть? - АШ)
Сначала Аркадий Шилклопер сыграл на трубе (на флюгельгорне - АШ)
в рояль, прислушиваясь, как послушно отражают вибрации звука
фортепьянные струны (Ладно! Не буду уж слишком придирчивым - АШ),
потом точно так же (как? Играя в рояль? - АШ) скрипач после
своего соло передал мелодию контрабасисту, а тот вернул её фортепьяно (как
можно вернуть то, чего не брал? - АШ). После Аркадий Шилклопер
попытался объяснить зрителям, в чём суть этой композиции, но пианист
Джон Бреннан залез под рояль, контрабасист чуть не надел на голову
Шилклопера огромный альпийский рог, а скрипач пустился в пляс (честно
говоря, я не понимаю, о какой композиции идёт речь. В рояль я играл
только в первом отделении в композиции "Folk Song". Джон залез под рояль
во 2-ом отделении во время композиции "Heptao", а альпийский рог вообще
лежал на задней части сцены почти весь концерт. У мадам всё смешалось в
голове - АШ). Надо быть действительно виртуозными музыкантами, чтобы
их авангард сохранял интеллектуальную сложность, но при этом с джазовой
игривой хитрецой (надо быть действительно смелым и полным профаном,
чтобы написать такую рецензию, не стесняясь своего невежества - АШ).
В роли санитара собственного леса -
Аркадий Шилклопер
|
|
На
первую страницу номера |
|