Выпуск #13,
2006
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Боян Z: "Уважать музыку"... и анисовую водку! |
Интервью
с Бояном Зульфикарпашичем (и Жюльеном Луро, но об этом - в следующем
номере) я сделал после объявления имени обладателя Европейской джазовой
премии-2005, но до того, как этот обладатель - живущий в Париже
клавишник из Белграда Боян Z - поехал ее получить. И самым естественным
был вопрос о награждении.
Меня очень обрадовало то, что Европейскую джазовую премию 2005-ого
года присудили именно вам, это очередной акт признания
восточноевропейского (в частности, балканского) вклада в европейскую
культуру...
- Балканы есть Балканы, но они также часть Европы. В музыкальном смысле
Балканы - это сокровищница. Потому что здесь очень много цыган, которые
смешивают музыку из Азии с европейской музыкой, с южнославянской,
северославянской, цыганской, русской, еврейской... Это именно и есть
самое интересное на Балканах. Я знаю много цыган, которые настоящие
виртуозы - гармонисты, кларнетисты... - а с другой стороны, здесь
существует этот дух - играть, не переставая импровизировать. Мне очень
приятно, что я получил эту награду. Что могу сказать еще... Я, конечно,
несу в себе часть балканской музыки, но для меня самое главное - метод
работы. То, что меня интересует - это импровизация. Если я играю
народную песню, была бы она болгарской, сербской, македонской, это
продолжается одну минуту. Песня длится одну минуту. А что потом? Это
самое главное. Поэтому музыку, которую я хочу играть, я играю с
музыкантами, которые способны импровизировать и знают, что будет потом.
А премия... Спасибо Европе за премию!
Как лучше всего сочетать разные традиции?
- Не знаю. Хотелось бы сказать, "вот это хороший способ"... но я этого
не знаю. Мое стремление - уважать музыку, музыки (во множественном
числе), которые я слушаю, не только брать их как сэмплы, понимаешь,
брать немного кавала (болгарская деревянная флейта - МП), ставить
на него ритм-машину, а потом добавить эскимосских собак, которые лают...
Многие так делают музыку, но в этом отсутствует уважение к музыке,
которую они берут. Понимаешь, как сказал Жюльен [Луро], только после
того, как он приехал сюда (в Югославию - МП), он понял, почему
эта музыка звучит так, как она звучит.
А что касается джаза - я должен был, во-первых, поехать в Америку. В
молодости у меня тоже была "американская мечта" (или сновидение,
сербское сан = dream - МП), но после того, как я туда попал, эта
мечта для меня перестала быть мечтой. Я сказал: не хочу Америку, не
нравится здесь жить, не нравится жизнь, которую я вижу, хочу поехать в
Европу, где растут оливковые деревья, где есть ма-астика-а, мас-тика (поет
на цыганский манер) и все остальное (мастика - балканская
анисовая водка. - ред.). Это мне больше подходит эстетически и
человечески. Ну, и во Франции есть ма-астика, зовут ее "Ricard", пастис.
Так я выбрал Францию и людей, которые там живут и больше мне подходят.
Европа ближе к Африке, а Африка, по-моему, один из самых важных
музыкальных родников.
По-вашему, было ли необходимым условием уехать во Францию, чтобы
переосмыслить, переоценить свои балканские корни?
-
Важно было уехать из Югославии, потому что... Вот сейчас, например,
какова ситуация в Белграде? Ситуация катастрофическая, потому что просто
нет роялей. Я все-таки пианист. Даже только из-за этого достаточно
уехать. Я уехал ради джаза, а все остальное - следствие. Однажды, когда
я был во Франции и уже играл с Жюльеном и другими музыкантами моего
поколения, пришлось записать альбом. Я сел, задумавшись над вопросом,
что я буду записывать. "Bojan Zulfikarpašić
Plays George Gershwin"!? Но это неинтересно! Знаю Гершвина, знаю все его
композиции наизусть, но я не чувствовал его близким в тот момент. ОК,
буду играть Гершвина, но есть другие, у которых больше основания играть
его музыку. И тогда я решил, что у меня достаточно основания делать свою
музыку, часть которой находится под балканским влиянием...
Милен
Панайотов,
ведущий программы "Спонтанни инвенции"
на канале "Христо
Ботев"
Болгарское национальное радио, София
|
|
На
первую страницу номера |
|