Matthew Shipp - "One"
Презентация сольного альбома "One" в офисе/зале компании Steinway &
Sons. Мягкие стулья, древние столы, портреты маслом - Берлиоз и
Рубинштейн, высоченные потолки, бюсты основателей фирмы, IP-телефоны
Cisco и шнуры для подключения ноутбуков на столах, длинные коридоры с
экспозицией, рассказывающей о сложном производстве и об истории
компании, комнаты, а в них рояли, рояли, рояли... Новый альбом, новый
дистрибьютор, полузакрытая презентация (в зале все свои), новое место
для ее проведения. Короткий получасовой сет...
Я много раз слушал Мэттью Шиппа. Альбомы (в том числе и сольные),
концерты. Слышал и презентуемый "One". Совсем не такой, как другие.
Очень глубокий, проникновенный, личный, в чем-то простой. Почти всегда,
к сожалению, там, где Шиппу приходилось играть в Нью-Йорке (или, точнее,
где мне приходилось его слушать), инструмент оставлял желать лучшего. В
"Тонике" - старый кабинетный рояль, у которого то и дело отваливались
педали и части облицовки. На "Vision фестивале" - взятый напрокат
убитый, обшарпанный, залитый кровью предыдущего исполнителя инструмент.
В лучшем случае - относительно новая Yamaha в "Стоуне". А тут -
настоящий большой концертный Steinway в идеальном состоянии (еще бы!) в
зале с прекрасной акустикой. Полчаса. Это так мало. Без остановки, от
знакомых по альбому тем - к "Summertime" - к импровизации... И все.
Конец. Представление окончено. До следующего раза. Будет ли...
The Vandermark 5
Каждый раз, когда я попадаю на концерт The Vandermark 5, в ансамбле
сменяется один из музыкантов. В первый раз на смену второму саксофонисту
Марсу Уильямсу пришел Дэйв Ремпис. Во второй барабанщика Тима Мульвену
сменил юный (по крайней мере на вид) Тим Дэйси. В этот раз квинтет
лишился тромбониста (и некогда гитариста) Джеба Бишопа, приняв в свои
ряды виолончелиста Фреда Лонберга-Холма. Так получилось, что последняя
замена произошла сразу после выхода альбома "The Color of Memory",
записанного еще с Бишопом. Из-за этого лидеру, чикагскому саксофонисту
Кену Вандемарку, пришлось в срочном порядке перед гастрольным туром
сделать композициям с альбома новые аранжировки. Одновременно с этим
стали появляться и новые вещи, написанные уже для нового состава. Вскоре
их набралось достаточно для того, чтобы отправиться в студию их
записывать, что и было проделано около месяца назад. Однако после
окончания первого тура в поддержку "The Color of Memory" и записи нового
материала Кен Вандемарк сочинять не перестал. Таким образом, получилось,
что новый североамериканский тур The Vandermark 5 состоит из трех
частей: композиций с диска "The Color of Memory", уже записанного
материала для нового альбома и нескольких абсолютно новых вещей. Эти три
части отличаются друг от друга настолько значительно, что на концерте
создается ощущение не одного, а сразу нескольких составов. Если
композиции первой части все еще демонстрируют мощь джазового ансамбля
новой формации (правда, в силу замены тромбона на виолончель, с
некоторым налетом странноватости), то во второй и уж тем более в третей
части от джаза не остается и следа. Готовый материал демонстрирует
изысканные техники владения инструментами (и умение Вандемарка для этих
техник писать музыку) с упором на эту самую странноватость, оставляя
джаз лишь в качестве одной из этих техник. В последней же части группа
играет откровенно камерную музыку с обилием виолончели, мягкой
перкуссии, кларнета и с большим количеством атмосферных пустот. По
словам Кена, не исключено, что придется записать и выпустить ее вторым
или бонус-диском к основному альбому. Ждать его выхода, правда, придется
как минимум до лета.
Bobby Previte, Zeena Parkins и Jamie Saft
В третий раз за месяц - барабанщик Бобби Превит и клавишник Джэйми
Сэфт. Теперь - в трио с Зиной Паркинс. Королева Зина - сказал про нее
Джэйми. Не поспоришь.
Забыв, кто в "Тонике" в первом сете, решил заглянуть туда, а не ехать
домой с презентации. Оказалось, что там какой-то секстет с
латиноамериканским репертуаром. В зале был один слушатель. Вторым не
стал. Уехал и вернулся на сет трио.
Зина Паркинс играет на электрической арфе. Ну, то есть, формально это
арфа. По виду. В действительности это инструмент (или даже набор из
инструмента и аксессуаров к нему) с весьма разнообразной
функциональностью, в котором задействованы струны, звукосниматели,
эффекты обработки звука, медиаторы, гвозди, болты, зажимы типа
"крокодил", электрический смычок, ручки для подтяжки звука и т.д. С его
помощью Зина может извлекать любые звуки, иногда ничего общего не
имеющие ни с арфой в частности, ни со струнными вообще. К этому добавим
акустические и электрические барабаны Превита с множеством эффектов и
цифровым процессором звука, а также клавиши Сэфта (KORG, акустический
рояль, что-то неопределенное в углу) и его же лет тридцати от роду
синтетическую MIDI-гитару с короткими струнами в середине только для
дерганья, но не над грифом, где под ладами стоят датчики, имитирующие
зажим струн. Со всем этим арсеналом трио сыграло наиболее разнообразный
сет из четырех недавних с участием Сэфта и Превита. От тихого шороха
пластика и полиэтиленовых пакетов Паркинс с вкраплением едва заметных
шумов щеток Превита и игры внутри рояля Сэфта до громоподобного, с
четким хип-хоп / брейк-бит / дабовым ритмом, месива с ближневосточным
колоритом и воем фальшивых и настоящих струн и барабанов. Грандиозное
шоу.
Иван
Шокин,
Нью-Йорк
|