Выпуск #42,
2005
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Ереван: фестиваль авангардной фолк-музыки |
|
Час Х для армянских любителей джазовой и этнической
музыки, а точнее, ее авангардной разновидности, наступил в октябре.
Новый специализированный концертный зал для подобной музыки гостеприимно
открыл свои двери для любителей передовых музыкальных идей в самом
начале месяца. Отремонтированный бывший конференц-зал Союза журналистов
Армении усилиями его новых владельцев был превращен в культурный центр,
где свое мастерство отныне смогут демонстрировать передовые музыканты со
всех стран мира. Именно такую цель поставило перед собой руководство
клуба вместе со своими германскими партнерами из продюсерского центра
Alba-Kultur. Пока они свое слово держат - за прошедший неполный год в
стенах “Авангард Фолк клуба” (а именно его владельцы и открыли новый
зал) состоялись гастроли известных западных артистов и целых
коллективов, ну а в апреле ереванцы стали свидетелями Первого
международного фестиваля авангардной фолк-музыки. И руководство клуба
намерено продолжать свою политику, чего бы им это ни стоило. Нет
сомнений, что открытие нового специализированного концертного зала
импровизационной музыки станет серьезным толчком для развития культурной
жизни в Ереване.
На
Второй фестиваль в Ереван вновь приехали музыканты, исполняющие очень
специфическую музыку. Кстати, единого термина, определяющего этот стиль,
до сих пор нет. Одни называют его этно-джазом, другие фолк-фьюжном, ну,
а третьи - авант-фолком. Из достойных упоминания гостей следует в первую
очередь назвать виртуозного бас-гитариста Мэтью Гэррисона (Matthew
Garrison). Этот музыкант хорошо известен как прекрасный аккомпаниатор,
работавший с такими суперзвездами, как Гэри Бартон (Gary Burton), Бетти
Картер (Betty Carter), Хэрби Хэнкок (Herbie Hancock), Джон Скофилд (John
Scofield), Пэт Мэтини (Pat Metheny) и многими
другими. Но очень популярным он стал после совместных выступлений с
легендарным Джо Завинулом (Joe Zawinul), в последние лет 15 увлекающимся
экспериментами в области скрещивания народной восточной,
латиноамериканской, африканской музыки с основными мировыми тенденциями
развития современной музыки. Кроме того, у Гэррисона есть и сольные
проекты, он записывает диски под собственным именем, дает концерты со
своей группой. Кстати, Мэтью Гэррисон - сын известнейшего джазового
контрабасиста Джима Гэррисона (Jim Garrison), игравшего с самим Джоном
Колтрейном (John Coltrane). Мэтью - достойный сын своего отца. В ходе
фестиваля он наглядно продемонстрировал, что классный музыкант одинаково
хорошо играет любую музыку - мейнстрим, фьюжн, джаз-рок и даже этно-джаз.
Когда он начинал "поливать" на своем басе, по коже бегали мурашки. Такой
техники и манеры Ереван еще не видел!
В
дуэте с Мэтью Гэррисоном играл клавишник Скотт Кинзи (Scott Kinsey).
Первый успех пришел к нему в 1991 году, когда он выступил с известной
группой Tribal Tech. Его называют кудесником электронных клавишных. В
своей манере исполнения он крепко стоит на джазовых корнях, а вот по
звучанию он больше напоминает приверженцев авангардного электро-джаза. У
Кинзи послужной список не хуже и не короче, чем у его партнера. Он дал
массу живых концертов, записал столько же дисков и объездил весь мир со
звездами жанра первой величины - Курт Розинвинкель (Kurt Rosenwinkel),
Билл Эванс (Bill Evans), Тим Хаганс (Tim Hagans), Джо Завинул (Joe
Zawinul). Особо следует подчеркнуть его участие в проектах знаменитого
германского оркестра WDR Big Band.
Российский
этно-авангард был представлен проектом Youthful Minimalism, участники
которого больше известны как основатели и лидеры коллектива "Дети
Пикассо". Брат с сестрой - Гая и Карен Арутюняны - и их партнер по
проекту, саксофонист из Венгрии Иштван Гренчо, демонстрировали свое
видение современного исполнения армянской народной песни. Надо
констатировать, что их подход к реализации поставленной задачи был
интересным, безусловно имеющем право на жизнь, но достаточно спорным, и
я бы не сказал, что ереванская публика приняла их творчество на "ура".
Пожалуй, самый любопытный и необычный коллектив приехал из Марокко. Это
представители знаменитого союза потомков черных рабов, привезенных
арабами в Марокко в незапамятные времена из стран Африки - Сенегала,
Мали, Нигерии, Гвинеи. Потомки этих людей сумели сохранить свою
культуру, более того, добавили черты культуры иудаизма, христианства, и,
в основном, ислама.
Коллектив
этот носит название Gnawa Sidi Mimoun - по имени этого своеобразного
братства людей, вывезенных злой судьбой со своей исторической родины,
собранных в одном месте и, во спасение своей культуры, сумевших создать
одну общую, новую. Песни и танцы, которые исполняли марокканцы, носили
ритуальный характер и являлись частями оригинальных духовных литургий.
На этом празднике этно-музыки ереванцы увидели и услышали и старых
знакомцев - перкуссиониста Азиза Сахмаоуи (Aziz Sahmaoui) из Марокко,
барабанщика и певца, руководителя собственного весьма популярного в мире
ансамбля Ifrikya Карима Зиада (Karim Ziad) из Алжира и балафониста Али
Кейта (Ali Keita) из Мали. Они составили ансамбль с Арто Тунчбояджаном (Arto
Tuncboyaciyan) и прямо на сцене сколачивали импровизированные коллективы
чуть ли не со всеми выступающими музыкантами.
Ну, и
наконец, в качестве хозяев площадки выступали два местных коллектива - "Ваагн
Айрапетян ев Катунер", и конечно, суперпопулярный Armenian Navy Band во
главе с Арто Тунчбояджаном (кстати, ходят слухи, что коллектив этот в
начале будущего года собирается с концертами в Москву). Причем, это была
не просто обычная концертная программа, а целое представление.
Armenian
Navy Band исполнил абсолютно новое произведение крупной формы, некую
сюиту, являющуюся материалом для следующего альбома коллектива и
одновременно продолжением альбома "Natural Seeds - Sounds of Our Life,
Part 1". Того самого альбома, который музыкальными критиками мира среди
рассматривавшихся 900 альбомов со всего света был поставлен на 14-е
место по итогам прошлого года. К слову - пару дней тому назад пришла
информация о том, что BBC RADIO 3 номинировало Armenian Navy Band на
премию в области world music по итогам 2005 года.
Одним словом, фестиваль был большой, разнообразный, интересный.
Программа каждого дня превращалась в праздник мировой музыки. За четыре
фестивальных дня слушатели четко осознали, насколько красив настоящий
фольклор, насколько понятен любому человеку, вне зависимости от его
национальной принадлежности, от его воспитания и вкусов. Ведь
согласитесь - родниковая вода, зачерпнутая ладошкой из ручья, намного
вкуснее, чем любой разрекламированный шипучий прохладительный напиток в
оригинальной упаковке. То же и с корневой музыкой. А если основы
фольклора еще и "упакованы" в оригинальную оболочку, то такой музыке
просто цены нет.
Итак, Второй международный фестиваль авангардной фолк-музыки (или
все-таки этно-джаза?) прошел при большом скоплении народа и с огромным
успехом.
Четверо суток (концерты затягивались до 3-4 часов ночи, так что вполне
можно говорить о суточном режиме работы музыкантов) забитый до отказа
зал клуба бешено аплодировал, топал ногами, ревел от восторга и поглощал
огромное количество разноцветной жидкости самой разной крепости. К
середине вечера трудно было понять - зал разогрет горячительными
напитками или все же фантастической игрой исполнителей. Хотя именно
виртуозная игра музыкантов заставляла слушателей время от времени
"охлаждаться", прикладываясь к бокалам и бутылкам - уж очень горячая
звучала музыка! На второй вечер у организаторов и владельцев клуба даже
возникла проблема - в баре кончилось все, что можно пить (исключая,
конечно, чай). К их чести надо сказать, что тут же, за полночь, на
ближайший оптовый рынок был снаряжен отряд за бутылками, и веселье
продолжилось.
В первый день состоялось официальное открытие нового Большого
концертного зала. Честь открыть зал была предоставлена ансамблю Gnawa. И
они не подкачали. После презентационного концерта все пошло по
накатанному - музыканты играли, показывали разные музыкальные трюки,
какие-то фокусы, одним словом, пускались во все тяжкие, лишь бы завести
публику. И им это удавалось сполна!
Шоу действительно было занятным. Несмотря на то, что существовала четкая
программа фестиваля, выступления были расписаны по дням и минутам, редко
кому удавалось выдержать заранее намеченный распорядок. Выступает,
например, квартет Арто Тунчбояджан + Карим Зиад + Азиз Сахмаоуи + Али
Кейта, и вдруг к ним присоединяется ансамбль Gnawa и дает жару. Или
плетет свою музыкальную вязь на басе Мэтью Гэррисон, добавляет оттенков
клавишник Скотт Кинзи, бешено лупит в барабаны Карим Зиад, в результате
звучит что-то авангардно-электронно-продвинутое, вдруг появляется Арто и
начинает петь и играть в своем обычном стиле. И сразу вспоминаешь, что
ты на фестивале авангардной фолк-музыки. Кстати, самый пожалуй, ударный
номер за все время фестиваля был исполнен именно этой четверкой, когда
гости заиграли типично блюзовую тему, пришедшую откуда-то из Дельты,
Арто запел на армянском, добавляя по вкусу знаменитый армянский "Дле
яман" и что-то еще из фольклора. И представьте, получилось, очень
гармонично. Американский блюз и народная песня о тяготах жизни
армянского крестьянина прекрасно наложились друг на друга и великолепно
прозвучали как единое целое.
В последний день музыканты устроили настоящий джем-сейшн - с "Armenian
Navy Band" играли все те, кто приехал на фестиваль и еще не уехал. Что
играли, музыку какого народа, какой нации и расы, определить было
трудно. Но всем армянским фанатам очень понравилось, и никто не стал
разбираться, что это было. Главное, что было весело и здорово!
Общее мнение после мероприятия прозвучало примерно так: фольклор -
немного наивная, примитивная, но настолько чистая, искренняя и
захватывающая слушателя музыка, вне зависимости от его национальной
принадлежности, что смешивать его можно с любой другой музыкой, и она не
потеряет своей прелести и привлекательности. Фольклора должно звучать
больше, представлять его надо разнообразнее, шире, ярче и громче.
Все расходились с надеждой, что III Международный фестиваль авангардной
фолк-музыки обязательно состоится в апреле 2006 года. Это, по крайней
мере, обещали владельцы клуба, сам Арто и руководство западного
менеджмента мероприятия. Как говорится - Бог им в помощь!
Армен
Манукян,
Ереван
первая публикация: "Голос Армении"
обсудить материал |
|
На
первую страницу номера |
|