Выпуск #42,
2005
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Влияние инструмента на музыку: гитара |
|
То, что называется цыганским джазом ("Gypsy", или "manouche",
и Джанго Рейнхардт - пророк его), вряд ли выработалось бы в настолько
отдельный вид, если бы не гитара, фактически под него сделанная. Причем
сделанная компанией Selmer - известной любому... саксофонисту.
Конструкция современной акустической гитары разделяется в основном на
две категории, по типу верхней деки: плоские (flat-top), похожие в
каком-то смысле на привычные "классические" образцы, правда, с более
узким грифом (для скорости), с привычной круглой розеткой под струнами,
и выгнутые (archtop), с "эфами" по бокам. Синьор Марио Маккаферри сумел
убедить мсье Анри Сельмера, что он придумал что-то новое. Тонкая, из
цельного дерева верхняя дека, с очень небольшим количеством распорок (а
задняя - наборная, то есть, проще говоря, фанерная), слегка выгнутая, но
при этом с розеткой (характерной формы). Первая партия гитар нового типа
(1932 год) была все же более классической, чем джазовой, с широким
грифом и неподвижной подставкой, и комплектовалась жильными струнами.
Существуют
постановочные фотографии Джанго с этой моделью ("Concert") в руках, но
на самом деле он ее никогда не использовал. За исключением подставки,
моментально узнаваемая форма полностью присутствует.
Второй удар был нанесен именно тем, что струны стали металлическими:
легкими, небольшого диаметра, причем не чисто стальными, а лучше -
витыми серебром на шелке или тонкой проволоке. Это вызвало несколько
изменений в конструкции: гриф был укреплен внутри (металлическим
стержнем, для компенсации натяжения), расстояние между струнами и грифом
увеличилось и - единственная видимая деталь - подставка стала плавающей,
а по бокам от нее появились "усики". Вот эта гитара ("Jazz") и в самом
деле стала для Рейнхардта рабочей.
Звук
"Maccaferri" (полностью обусловленный особенностями конструкции)
настолько отличается от преобладавших в то время арктопов, что
профессиональному джазовому музыканту, впервые взявшему ее в руки,
приходится сознательно переучиваться. "Цыганский" прононс достигался
тяжелым медиатором, а точка, в которой его следовало прикладывать,
находилась ощутимо правее (для праворуких; это видно на предыдущем
фото). Но самое главное - более легкие струны требовали более плотной
пальцовки, трехструнные аккорды а-ля Фредди Грин никуда не годились, а
вот зато знакомые всем нам полные переборы (CAGED), да еще и с большим
пальцем левой руки, прижимающим нижнюю струну, в обхват, как раз и
давали тот самый "саунд", ясный, не перенасыщенный басом, но и не
пронзительный, и тем не менее перекрывающий оркестр с легкостью,
просачивающийся в тональной палитре в незащищенные места.
Selmer,
принадлежавший Рейнхардту, в музее Cité de la musique в Париже. Тоже
отлично заметно, что правая рука располагалась ниже обычного.
Всего фабрикой Сельмера гитар этого образца (сделанных в Италии,
вручную) было выпущено за 20 лет чуть более тысячи, примерно поровну
между grande bouche, розеткой в форме буквы "D", которая тембрально
больше подходила для компинга (аккордовой игры), и petite bouche,
овальной розеткой, для сольной работы (у них гриф открыт не до 12, а до
14 лада, но зато нет "довеска" грифа к верхним струнам, выезжающего в
розетку, аж до 2 полных октав. Впрочем, невелика потеря - пользоваться
им почти невозможно. У меня, во всяком случае, пальцы не настолько
железные). Оригинального выпуска Маккаферри стоят сейчас между 20 и 30
тысячами долларов, в зависимости от состояния, "новоделы" (произведенные
в 1950-70-х по тем же лекалам мелкими итальянскими мастерскими) - от 5
до 10 тысяч, сделанные на заказ современные копии (например, такие, на
которых играют французские цыганские гитаристы Розенберги) - тысячи три.
Юрий
Мачкасов,
Бостон
обсудить материал |
|
На
первую страницу номера |
|