Выпуск #36,2005
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Рецензии |
* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени
|
|
The Dave Brubeck Quartet
-
"London Flat, London Sharp"
Telarc, 2005
58:23
* * * *
|
|
84-летний пианист Дейв Брубек не просто
продолжает работать - он продолжает успешно работать; и это при том, что
его профессиональная карьера в джазе началась ни много, ни мало - шесть
десятилетий назад, уже после того, как во время Второй мировой он
руководил оркестром в армии генерала Паттона, а после войны - изучал
композицию под руководством самого Дариуса Мийо. Брубек одним из первых
начал выступать в университетских кампусах в 50-е, одним из первых тогда
же ввел в джаз сложные нечетные размеры, полиритмию, политональность,
элементы языка самой "высоколобой" академической музыки - и,
парадоксальным образом, долгое время не вылезал из хит-парадов, а запись
созданной участником его квартета, ныне покойным саксофонистом Полом
Дезмондом темы "Take Five" побывала в начале 60-х и в хит-параде
поп-музыки. И, хотя период сумасшедшей популярности Брубека завершился с
распадом его квартета с Дезмондом (1967), пианист с различными новыми
версиями своих ансамблей продолжал успешно работать в последующие
десятилетия - и продолжает даже сейчас, в возрасте, до которого многие
его коллеги если и доживали, то уж во всяком случае не искали новых
путей и не брали новые вершины.
А Брубек начинает новый альбом заглавной темой, построенной на
интересном эксперименте - левая рука пианиста хроматически опускается по
клавиатуре по бемолям (flats), в то время как правая поднимается по
диезам (sharps), откуда и название. Постоянный саксофонист его квартета
последних лет Бобби Милителло, говорят, даже сомневался, что сумеет
сыграть эту тему - однако смог: партнерам Брубека не привыкать к его
изысканным сложностям. То же можно сказать и о ритм-секции - Рэнди
Джонсе, который с Брубеком уже скоро четверть века, и надежном басисте
Майкле Муре.
Альбом представляет собой удачный баланс между старым и новым
материалом: здесь есть фрагменты пары крупных форм Брубека, написанных
на заказ в последние годы, есть трогательная баллада, написанная
школьным приятелем Брубека в память своей дочери, погибшей в одном из
захваченных террористами самолетов 11 сентября 2001 г. (Милителло
элегически и эмоционально играет ее на флейте), и есть достаточно
оригинальные, небанальные прочтения давно известного материала Брубека
("Unisphere", "Forty Days", "Cassandra"). Пианист-ветеран демонстрирует
лихой буги-вуги в посвящении Фэтсу Уоллеру и проникновенную сольную игру
в финальном треке - игру, демонстрирующую форму, за которую не стыдно
было бы большинству музыкантов втрое младше Брубека.
Единственное, чего хотелось бы слышать в этом альбоме чуть меньше - это
все-таки альт-саксофон Бобби Милителло: он прекрасный музыкант, но его
звукоизвлечение невозможно сравнить с теплым и живым звуком
первоначального саксофониста Квартета - Пола Дезмонда. Увы, но Дезмонда
нет на свете уже 28 лет... |
|
Yellowjackets
-
"Altered State"
Heads Up, 2005
60:01
* * *
|
|
В так называемом "современном" (contemporary),
или "мягком" (smooth) джазе есть две самых успешных, самых давно и
постоянно работающих группы - Spyro Gyra саксофониста Джея Бекенстайна и
Yellowjackets. Эти последние, возглавляемые клавишником Расселом
Ферранте и талантливым саксофонистом Бобом Минтцером, зачастую даже
перешагивают узкие границы "мягкого" джаза, далеко выходя за узкие
жанровые рамки фоновой импровизационной поп-музыки, наложенной на легкие
танцевальные ритмические модели современного R'n'B. Вот и новый альбом
Yellowjackets, хотя в целом и следует канонам создания
высококачественной по исполнению и бесконфликтной по содержанию фоновой
инструментальной музыки, то и дело заставляет прислушаться к особенно
лихому нечетному размеру, или же особенно удачному и протяженному
импровизационному соло. С точки зрения истинного smooth это неправильно,
так как подобная музыка создается для того, чтобы к ней прислушивались
как можно меньше; с точки же зрения мэйнстрима (что джазового, что фьюжн),
музицирование Yellowjackets остается крайне осторожным, мягким и лишь
слегка нарушающим шаблоны и стереотипы, к созданию которых сама же
группа и приложила немалые усилия. Правда, все это сверхкачественное по
технике игры балансирование на грани творческого и фонового, как обычно
у Yellowjackets, окутано вуалью суперкачественной звукорежиссерской
работы (Билл Шнее, Schnee Studios, Голливуд), так что слушается альбом
как минимум очень ровно. |
|
Courtney Pine
-
"Devotion"
Telarc, 2004
44:30
* * * *
|
|
Ведущий британский джазмен 90-х и
начала нового тысячелетия, саксофонист Кортни Пайн любил ставить
критиков в тупик. Он владеет множеством инструментов (сопрано, баритон,
тенор-саксофоны, флейты, бас-кларнет, клавишные и т.д.) и множеством
стилей. Этот темнокожий британец записывался и гастролировал с
регги-певцами, играл ритм-н-блюз, соул, хип-хоп, традиционный джаз - и в
каждом направлении добивался впечатляющих успехов. После мощного
пост-бопового альбома со звездами современного американского мэйнстрима
он выпускал альбом чистейшего хип-хопа, заставляя дружно плеваться тех
же критиков, кто только что сулил ему славу нового Колтрейна, а вслед за
этим выходил сборник ремиксов на записи Пайна, сыгранных ведущими
британскими диджеями. С одной из версий своего обширного
хип-хоп-джазового гастрольного коллектива Пайн лет пять назад посетил
Россию, приведя в ужас джазовых пуристов, устроив добротное развлечение
для хип-хоповой молодежи и очаровав молодых музыкантов впечатляющей
эквилибристикой на различных саксофонах.
11-й сольный альбом Кортни Пайна был выпущен в Великобритании еще два
года назад, но до его американского лейбла Telarc добрался только в
конце прошлого года. Здесь 41-летний Пайн успешно и впечатляюще
синтезирует все, чему научился за два десятилетия своей карьеры: музыка
альбома - это и ритм-н-блюз, и регги, и этно-рок, и джаз... да, пожалуй,
и хип-хоп, причем - одновременно. Сам Пайн играет на целом сонме
инструментов - при добротной, искушенной поддержке как музыкантов своей
"рабочей" группы, так и ряда британских звезд из самых разных жанров.
Музыка в меру танцевальна, в меру развлекательна, в меру серьезна. Пайн
- это слышно - саксофонист колоссальных возможностей. В общем, отличный
альбом для того, чтобы демонстрировать любознательным подросткам: джаз -
это не отнюдь не только когда серьезные старые дядьки играют что-то
очень непонятное.
Константин
Волков
для Stereo & Video |
|
|
|