Вот и
подошел к концу еще один джазовый сезон в нашем
городе Томске. У студентов началась горячая пора
- весенняя сессия. Абитуриенты еще не подъехали,
но очень скоро и они начнут решать задачи своего
будущего. Остальные настроились на мечты о
летнем отдыхе:
Но если оглянуться в недавнее прошлое, то найдем
немало поводов порадоваться: в
осенне-зимне-весенний период томским любителям
джазовой музыки почти ежемесячно
предоставлялась возможность насладиться своей
любимой музыкой. Причем в отличном исполнении!
Среди памятных вечеров были незабываемыми
празднования 100-летних юбилеев выдающихся
музыкантов Нового Света: Джорджа Гершвина и Дюка
Эллингтона. Запомнился томичам и совместный
концерт Игоря Бутмана и Игоря Уварова с нашим
"Сибирским горячим джазом". Все эти вечера
проходили в переполненном зале нашего
драмтеатра. Произведения Гершвина играли вместе
с томскими музыкантами два представителя старой
и новой плеяды российских музыкантов:
Георгий Гаранян и Леонид Пташка (правда, сейчас
он проживает в Израиле, но периодически наезжает
в Россию для участия в различных джазовых
мероприятиях).
Интересным был и эксперимент соединения
русского фольклорного песнопения с современным
джазом, который состоялся под сводами зала
профсоюзов. Не думаю, что те, кто побывал на этих
концертах, ушли разочарованными.
Все проекты были осуществлены нашим неутомимым
музыкантом и продюсером Асхатом Сайфуллиным
совместно с Томским театром драмы, коммерческим
банком "Движение", клубом любителей джаза,
ТВ-2, радио "Европа плюс - Томск", фондом им.
Макушина. А существенную поддержку в этом
оказывали мебельный салон "Как дома", "CTA
Mobil Telecom", центр "Persona Grata", средств которых
хватало не только на изготовление их рекламных
щитов для сцены: Информационную поддержку
оказывали рекламное агентство "Тройка" и
наши основные СМИ: ГТРК "Томск", газеты
"Красное знамя", "Томская неделя",
"Томский вестник". Но главная поддержка -
томские любители музыки, потрясающая активность
и горячие овации которых неизменно сопровождали
все выступления музыкантов.
И вот, чтобы поставить достойную точку
завершающемуся сезону, 3 июня в драмтеатре
состоялся грандиозный концерт "Парад
звезд". В нем участвовали настоящие звезды
России: живая легенда (хотя он не любит этого
сочетания) послевоенного российского джаза
Георгий Гаранян (альт-саксофон), выдающийся
музыкант, Мега-звезда современного джаза Игорь
Бутман (тенор-саксофон), мастер вибрафона Игорь
Уваров, восходящая звезда российского джаза
Андрей Лобанов. Все происходило в сопровождении
Асхата Сайфуллина (контрабас) и Владимира
Кирпичева (ударные). Рояль отсутствовал, что
совершенно не сказалось на ритм-группе.
Но прежде, за день до концерта, произошел
беспрецедентный случай (по крайней мере - для
нашего города): впервые джазовых музыкантов
принял губернатор области Виктор Кресс. Это было
сделано по инициативе Любови Бабич, президента
центра социально-культурных инициатив "Persona
Grata". В течение сорока минут в непринужденной
обстановке, хотя и в стенах официального
кабинета, проходил обмен мнениями о российской
культуре в нынешних условиях, о музыкальном
воспитании подрастающего поколения и, конечно, о
джазе. Стороны остались очень довольны встречей.
А губернатор, к примеру, вспомнил, как посетил в
1994 году во время своей поездки одну из джазовых
точек в Вашингтоне, где он слушал американских
музыкантов и во время концерта забыл о
предложенных блюдах... Настолько был потрясен
происходящем на сцене, особенно игрой старого
гитариста. Оказалось, что и Игорь Бутман тоже
посещал это кафе и играл там. В заключение
музыканты получили от губернатора роскошные
книги о нашей томской земле с его автографом и
обещание быть на концерте.
А на следующий день, 3 июня, состоялся звездный
концерт. Зал драмтеатра, как всегда, был полон.
Губернатор, разумеется, сдержал слово. Перед
вторым отделением он произнес со сцены теплые
слова в адрес музыкантов, высказал пожелание,
чтобы открытие следующего сезона состоялось с
участием этого же состава музыкантов, и пообещал
подумать о предоставлении крыши (в натуральном
смысле) для создаваемого (в очередной раз)
томского клуба любителей джаза. Ну что же,
посмотрим... Но пример поведения нашего
губернатора Виктора Кресса достоин подражания
для других регионов России во имя самой
демократичной музыки, дух которой так и не смогли
выветрить с российских просторов.
Сам концерт был просто феноменальным. И это не
провинциальное преклонение. Уж поверьте, музыки
и музыкантов советских и совсем не советских я на
своем веку послушал достаточно. Полное
взаимопонимание и соучастие в происходящем
джазменов и слушателей делали свое дело: на сцене
каждую секунду рождалось нечто необыкновенное и
неповторимое. Сама атмосфера в зале не давала
музыкантам сделать передышку или схалтурить, как
случалось не раз в глубокой провинции. Программа
включала дюжину разноплановых и разновременных
произведений в рамках мейнстрима от Дюка
Эллингтона до Лестера Боуи. Каждый музыкант смог
показать свой опыт и музыкальный багаж, свое
видение стандартов, проявиться как солист. Томно
звучал саксофон мэтра Георгия Арамовича в
"Опавших листьях" и "Летней поре". Легко
и нежно вела свою партию "В сентиментальном
настроении" труба Андрея Лобанова. Мягко
выстелил "Дорогу на Лион" Игорь Уваров. С
пронзительной тоской "вынимал душу" тенор
Игоря Бутмана в своей "Ностальгии". А когда в
конце вечера первые звуки вибрафона Уварова
возвестили, что зашагает "Караван", то
выражению чувств зрителей... нет описания. Зал
просто взорвался. Казалось, что уже все знакомо,
тысячи раз слышали большинство произведений в
разном исполнении, разного уровня, и все равно
непреходящее остается непреходящим и
"заводит" любителей джаза (о москвичах не
могу судить).
После окончания пьесы зал встал и разразился
такой овацией, что джазменам пришлось
возвратиться на сцену. Бутман, чтобы
окончательно добить и себя и слушателей, заиграл
"латино", подхваченную остальными
музыкантами. Зал прослушал "bonus"-пьесу стоя,
ревя от восторга. Как мне сказал после концерта
Володя Кирпичев, со стороны сцены казалось, что
забит гол на последних секундах матча Россия -
Франция. А у меня сложилось впечатление, что
Бутман именно на томской сцене выкладывается
полностью, но он в приватной беседе опроверг это,
говоря, что так он подходит к любому своему
выступлению. Ну что же, это еще раз подтверждает
его высочайший класс и мастерство. И если он, в
силу его прихода, как мастера, в джаз на последнем
десятилетии XX века, не сможет получить оценку
олицетворения российского джаза этого века, то
уж в XXI - обязательно!
Вот такую мощную точку джазового сезона в Томске
поставили организаторы вечера совместно с
любимыми джазменами. Но, учитывая слова нашего
губернатора, будем надеяться на многоточие...
Валерий Рыбаков, Томск
|