Выпуск #33,
2005
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Финский джаз - очень
разный |
|
Помните
чеховскую школьницу, которая впервые побывав на Юге, потом написала, что
"море - было большое"?
Точно так же и я, побывав на фестивале финского джаза под названием
Finnish Jazz Weekend'05 (FJW'05), должен сразу сказать: да, финский джаз
разнообразен, причем настолько, что сразу и не выделишь в нем какую-то
самую характерную черту.
Как, скажем, гротескно-постмодернистский "новый свинг" в Нидерландах или
наш чересчур серьезный уинтон-марсалисовский "неоклассицизм".
Сами финны настаивают на том, что в их джазе, который в будущем году
будет отмечать свое 80-летие, есть характерный "арктический саунд" (Arctic
Sound). Если я правильно понимаю, то это примерно те же нордические
черты, которые свел воедино самый знаменитый джазмен Европы Ян Гарбарек.
С двумя заметными отличиями: в финском саунде, на мой вкус, гораздо
меньше гарбарековской знойности, которая с одинаковым успехом годится и
для "арктического" звука, и для изображения восточной зурны (например, в
саундтреке фильма Тео Ангелопулоса "Пчеловод").
В скобках замечу, что легендарный финский барабанщик и лидер Эдвард
Весала явно подчиняет себе и Гарбарека, и другого знаменитого норвежца -
контрабасиста Арильда Андерсена, на единственном их совместном альбоме "Tryptikon"
(1972): так "жестко", так "свободно" и на таком количестве разных
духовых Гарбарек не играл ни до, ни после.
Эта напряженно-лирическая "знойность" передалась практически всему
норвежскому электроджазу (пропагандируемому знаменитыми фирмами Jazzland
и Rune Grammofon). Не случайно одно время дистрибуцией RG занималась
фирма, на которой записывается сам Гарбарек - мюнхенская ЕСМ.
Финские парни, однако, как ни банально это прозвучит, оказались
погорячее, хотя и назвали свой электроджаз вслед за норвежским
nu-jazz'ом - Nuspirit.
Может, это заранее заданная установка, но мне кажется, что знаменитый
норвежский трубач и флейтист Арве Хенриксен в составе финского ансамбля
Lift играет "горячее", чем со своими.
Нет, конечно, противопоставление это условное: в конце концов,
скандинавские музыканты тесно сотрудничают друг с другом. И в самой
Финляндии достаточно много композиционного евроджаза ЕСМ-овской
ориентации - те, кто приехал на Финский джаз-уикэнд на день раньше
официального открытия, могли услышать один такой коллектив, Platypus
Ensemble пианиста-космополита Сида Хилле.
Ну и еще: в финском джазе (пусть и в значительно меньшей степени, чем в
попсе и рок-музыке) сказывается влияние нашего общего прошлого
(прибавьте еще Польшу) - минорного танго, из которого уже в
постсоветские времена вывели весь "русский шансон" (будь он неладен).
Напомню, Финляндия навсегда осталась в истории единственной страной, где
в советские времена самостоятельно добиралась до вершин хит-парадов наша
отечественная попса. Мне кажется, "Миллион алых роз" в Финляндии помнят
даже лучше, чем у нас. В программу FJW'05 включили знаменитого у себя на
родине куплетиста М.А.Нумминена, который прославился тем, что
перекладывал на музыку философский трактат Людвига Витгенштейна и
пособия по сексу. А потом стал зарабатывать детскими песнями.
Международная джазовая общественность, естественно, по-фински не
понимала и высказывала сомнение, стоило ли показывать нам Scratch Band
Нумминена - хоть и с джазовой трубой, но лаунджевым электроорганчиком и
диджеем, извлекавшим из двух loop'ов нечто очень похожее на "In The Mood".
Так вот на бис Нумминен спел свой sing along хит - "Песенку крокодила
Гены", причем - представьте себе - финский текст, полностью
противоположен оригиналу: что-то вроде того, "как хорошо нам всем
вместе". Я тут же вспомнил "О музыкально-прекрасном" Эдварда Ганслика,
который писал о том, что в знаменитой арии "Потерял я Эвридику" можно
спокойно заменить слово malheur (несчастье) на bonheur (счастье), и
никто ничего не заметит!
А вообще, конечно, в программе FJW'05 шоу Нумминена - исключение, в том
числе и по возрасту. Кроме куплетиста Нумминена и 50-летнего
саксофониста Пепы Пяйвинена (Pertti "Pepa" Paivinen), организаторы
сделали ставку на молодежь, поколение двадцати- и тридцатилетних.
Справедливо полагая, что финских "звезд" теперь уже старшего поколения -
саксофонистов Юхани Аальтонена, Ээро Койвистойнена, "Барона"
Пааккунайнена, гитариста Рауля Бьоркенхайма (впрочем, живущего в
Нью-Йорке), басистов Пекку Похьола, Пекку Сарманто и его брата
пианиста-композитора Хейкки Сарманто - в мире более или менее знают.
Я уже не говорю о том, что финнам удается прекрасно сочетать приятное с
полезным. Ни одной минуты не проходит даром: Финский джазовый уикэнд
начинается в пятницу в 5 часов экскурсией на трамвае вроде московской
"Аннушки", который превращен в сравнительно удобную пивную (и, между
прочим, носит название марки местного пива Kopf Beer Tram - и никто не
видит в этом ничего криминального). За полчаса, которые пивной трамвай
совершает поездку от городского вокзала до морского порта и обратно,
гостям FJW'05 представляют первый коллектив: на задней площадке
ухитряется полностью разместиться квартет губных гармошек Svang.
Ничего
общего с блюзовым mouth organ эти Harmonetta не имеют - на одной из них
даже есть даже набор готовых аккордов, как на левой клавиатуре
баяна/аккордеона. Репертуар - мировая музыка от скандинавской до
балканской и восточнославянской. Как номер длиной в один set в сборном
эстрадном концерте или в даже в джаз-клубе - очень даже хорошо. Но не
более.
В субботу поздний завтрак (или ранний обед?) сопровождал известный
пианист Ярмо Саволайнен. Играл собственные фортепьянные миниатюры,
которые, за исключением свободных вариаций на "Tea for Two", вполне
могли бы быть исполнены и на консерваторском утреннике. По стилистике и
жанру они напоминали позднего Михаила Альперина, но жестче и академичнее
по музыкальному языку - скорее, в духе "Мимолетностей" Прокофьева.
А потом во время сытного обеда уже на острове Суоменлинна/Свеаборг один
из устроителей - Маркус Партанен с Юлейсрадио - вместо приветственной
речи просто объявил, что обедать мы будем под специальную подборку из
джазовых архивов финского радио. Мелочь, но какая существенная!
А закончился Уикэнд в воскресенье днем прощальным ланчем, во время
которого выступал другой квартет, JimJamMurMur - четыре девушки,
аккуратненько (так же, как, мне кажется, все джазовые девушки в
Скандинавии) поющие a cappella на четыре голоса песенки собственного
сочинения. Уверяют, что исполняют и стандарты, но программа их первого
диска составлена из собственного репертуара, явно для детей дошкольного
возраста. Все они вроде бы достаточно известны и как солистки - у одной,
Дженни Робсон (Jenny Robson), есть даже англоязычный диск, тоже с
собственными песенками. Впрочем, кажется, в Скандинавии поют все
хорошенькие девушки...
И открылся FJW'05 тоже ансамблем с вокалисткой, правда, по счастью -
иного жанра. Открылся в новом клубе UMO Jazz House, принадлежащем - как
явствует из названия - знаменитому биг-бэнду Юлейсрадио и днем по будням
служащем оркестру репетиционной базой. Если кто знает Хельсинки - это "у
пяти углов" - как в Питере, там же, где замечательный музыкальный
магазин Digelius.
Причем в этом квартете (называется он Kvalda) две девушки - певица Али
Иконен и барабанщица Ханне Пулле - откровенно переигрывают ребят, по
крайней мере в сценическом отношении. Если бы не этнические мотивы в
пении солистки, вполне могло бы родиться ощущение, что это - закадровый
джаз из какого-нибудь советского (или французского) кинофильма середины
60-х. Особенно когда Али Иконен поет скэтом, ну прямо позаимствованным с
пластинок Swingle Singers. Если бы не стильная барабанщица Пулле, уже
отметившаяся в женском оркестре Международной ассоциации джазового
образования (IAJE), ощущение это было бы совсем полным. В общем,
идеальный проект для наших декабрьских "Джазовых голосов".
Упомянутый уже Пепа Пяйвинен, ученик "Барона" Пааккунайнена, по возрасту
успел сесть в тот же поезд, что и его учитель и другие легендарные
шестидесятники-семидесятники: записался на ЕСМ с фри-джазовым оркестром
Эдварда Весалы Sound & Fury. Пяйвинен участвовал в записи их
хрестоматийного альбома "Ode to the Death of Jazz" (1989); впрочем, на
мой вкус, именно этот альбом уступает предыдущему - "Lumi", в котором не
так ощущается привкус пресловутого финско-русско-польского танго. Хотя,
конечно, танго в "Оде на смерть джаза" - во многом пародийное, но
большинство принимает его всерьез. Пяйвинен играл и в джаз-роковом (или,
скорее, рок-джазовом) биг-бэнде "финского Фрэнка Заппы" - Юкки Толонена,
и в финском проекте Энтони Брэкстона, и с вдовой Весалы- "финской Элис
Колтрейн" - пианисткой-арфисткой Иро Хаарла. Наконец, Пяйвинен
практически с основания работает в джаз-оркестре UMO.
Первый же его авторский проект "Umpsukkelis" (1999) был назван в
Финляндии диском года. Потом последовали и другие в формате трио. И вот
новый состав Пяйвинена - квартет с молодым гитаристом Тимо Кямярайненом.
Формально - это все тот же шестидесятнический постколтрейнизм, но
гораздо более "прописанный". В какой-то момент мне показалось, что я
слушаю польского саксофониста Томаша Шукальского - на семь минут, пока
звучала композиция, явственно навеянная "Арией Индийского гостя" из
"Садко" (потом на диске я обнаружил, что она называется соответствующе -
"Aquarian"), я это сравнение было отверг, но потом вспомнил, что
Шукальский ведь был участником легендарного польско-финского проекта
TWET. Наши любители джаза, между прочим, его знали, поскольку пластинка
TWET'a вышла в знаменитой виниловой серии Polish Jazz, а значит - была
относительно доступна и у нас.
Но с электрогитарой Пяйвинен явно склоняется в сторону электрических
проектов Орнетта Коулмана. И еще мне показалось, что так, как Пяйвинен,
играл бы сегодня Александр Пищиков, если бы не искал партнеров не среди
ветеранов, рабски подражающих Колтрейну (вроде Мишеля Марра), а среди
перспективной молодежи. В общем, без пяти минут классик финского джаза
мог бы украсить любой наш фестиваль, как украсил бы "Джаз в саду
Эрмитаж" Саша Пищиков, если бы здоровье позволило (для интересующихся
сообщаю, что Сашу уже выписали из больницы).
В субботу 3-го сентября всех гостей фестиваля, как я уже упомянул,
отвезли на остров Суоменлинна, где кроме плотских утех (сытный обед в
сельском стиле, сауна с березовыми вениками - сначала дамы, потом
господа, если кому интересно: "мы-то привыкли к совместной, -
прокомментировали хозяева, - но не все гости это одобряют" ) нас ждала
встреча с духовным: в местном соборе выступало трио
Перкко-Пююсало-Вииникайнен. Молодой гитарист из электроджазового
поколения Теему Вииникайнен, но на акустических гитарах и двое бывших
вундеркиндов - саксофонист Юкка Перкко (из международного биг-бэнда,
отмечавшего 70-летие Диззи Гиллеспи) и вибрафонист Севери Пююсало. Его,
шестнадцатилетнего дебютанта, в 1984 году на фестивале в Пори сразу же
позвала к себе Сара Воан.
Для этого трио саксофонист Перкко переложил свою программу "Земля
Ханаанская", первоначально записанную в жанре вариаций на темы
протестантских хоралов как "соло & strings". Переполненный собор явно
пропевал внутри себя хорошо знакомые напевы, а один - как сказала мне
флейтистка Жужа, жена знаменитого будапештского продюсера Габора
Сель-Мольнара - знает даже любой венгерский католик. Все это в
абсолютной тишине - лидер трио заранее попросил не аплодировать между
номерами - и с абсолютной степенью музыкальности.
Некоторая, впрочем - совершенно неназойливая, повторность мелодических
оборотов определенно была продиктована текстами хоралов.
Наконец, вечером в рок-клубе Tavastia свои "электрические" проекты
показали "анфан террибль" финского джаза гитарист Ярмо Саари и
европейские пионеры техно-джаза RinneRadio. Саксофонист Тапани Ринне
соединял фри-джазовые импровизации с компьютерной техникой еще в конце
80-х - когда еще никто ни о каком электроджазе или nu jazz'e еще и
слыхом не слыхивал. Трио RinneRadio в каких-то наших клубах выступало -
естественно, с соответствующей программой. Хотя у Ринне есть проекты и с
этническим вокалистом Вимме Саари и с компьютерщиком Микой Вайнио из
техно-дуэта Pan Sonic. На Финский джаз-уикэнд он привел академического
скрипача Пекку Куусисто, лауреата конкурса скрипачей имени Яна
Сибелиуса.
Программа Ярмо Саари "Solu", известная с прошлого года по одноименному
компакт-диску. "Живьем" она показалась мне еще более...старомодной, чем
в записи. Несмотря на все электронные штучки и даже - в одном эпизоде -
модный терменвокс, с которым - надо признать - финский гитарист
справляется гораздо лучше большинства тех, кто заявляет о своем умении
им пользоваться. К джазу, впрочем, шоу Саари не имело ровным счетом
никакого отношения. Гораздо меньше, чем его знаменитый ансамбль финской
киномузыки Filmtet (чем-то напоминающий проекты Билла Фризелла с
духовыми) или Neandertal Grooves- сюиту в семи частях для биг-бэнда с
соло гитарой и перкуссией (самого Трилока Гурту).
Собственно, этим концертная часть Второго "Финского джазового уикэнда"
исчерпывалась. Но было и посещение Академии имени Сибелиуса.
Представьте, что у нас пост декана джазового факультета занимает
последователь Орнетта Коулмана! Альт-саксофонист Яри Перикомяки был
первым выпускником этого факультета, защитил диссертацию и теперь
возглавляет свою альма матер. А основным профессором является чуть ли не
самый занятый за рубежом отечественный музыкант - пианист и барабанщик
Юккис Уотила. Уотила, похоже, умеет находить средства (убеждения), чтобы
в его составе появился любой суперзвездный музыкант (на первом его
альбоме 1983 года "Introspection" играют Дэйв Либман, Рэнди Бреккер, Боб
Минтцер, Билл Фризелл - многих из них он позднее приглашал в Академию в
качестве visiting professors), потом были и Майк Стерн, и Джон Скофилд.
Быть может, потому что он играет, скажем так, пост-джаз-рок, приятный во
всех отношениях, но сам охотно участвует в самых разных проектах (в
частности, с бывшим ленинградцем Владимиром Шафрановым). Я, между
прочим, был абсолютно уверен, что Уотила у нас уже выступал. Но нет:
просто в свое время Polarvox экспортировал в СССР некоторые его (тогда
еще виниловые) пластинки.
И последнее: "Финский джазовый уикэнд-05", как и мартовский голландский
Meeting, завершился своего рода выставкой-ярмаркой джазовой
аудиоиндустрии и одновременно встречей с музыкантами. Мероприятие не
менее полезное, чем сами концерты. Из него можно узнать, что Финляндия
(напомню, страна с населением всего в пять с половиной миллионов
человек, то есть пол-Москвы) покупает в год 10 миллионов компакт-дисков.
И что за последние годы появились такие компании, как кооператив молодых
музыкантов Fiasko Records (постмодернистский электроджаз, но не только),
Texicalli (джаз-роковый и соул-джазовый мэйнстрим), TUM (гиганты в
основном акустического джаза, генетически связанного с авангардом 60-х).
Одна из самых влиятельных, RockAdillo, по эстетике соответствует нашим
"Длинным рукам"- так сказать, альтернативный постмодерн с этническим
уклоном. Именно RockAdillo раскрутило (так и хочется написать "раскрутилло")
баяниста Киммо Похьонена. И два его последних проекта - дуэты с
барабанщиком Эриком Эшанпаром (Eric Echampard) и только что вышедший
проект "KTU" - Kluster и два музыканта из нового King Crimson (Трей Ганн
и Питер Мастелотто).Оба диска намного интереснее, чем провальный проект
с Кронос-квартетом.
Между прочим, о значении Финского джазового уикэнда свидетельствует то
обстоятельство, что финский Blue Note приурочивает
к нему выпуск очередного диска самой раскрученной во всем мире
местной группы Trio Toykeat. Собственно, самого трио даже не было дома:
они поехали представлять диск "Wake" в Юго-Восточную Азию.
Зато - вместо заключения - о двух встречах на этой
мини-выставке-ярмарке.
Ко мне подходит молодая девушка:
- Вы - Дмитрий из России?
- Да, я.
- Эрика Долфи знаете?
- Н-н-ну, знаю. А что?
- Я - Рейя Ланг и я пою его "Miss Ann"! Знаете?
Вместо ответа я насвистываю, как умею.
- Значит, знаете! Тогда вот вам мой диск!
Как вы понимаете, далеко не всегда, после того, как молодые артисты
вручают тебе свой промо-материал, следует продолжение.
Дома я диск послушал. И надеюсь, что Александр Эйдельман, продюсер
фестиваля "Джазовые голоса", мне это продолжение устроит. Я его уже
попросил.
И вторая встреча: пожилой господин, в котором я признаю Теппо Хаута-Ахо,
контрабасиста Хельсинкского филармонического и оперного оркестров,
известного композитора и новоджазового импровизатора.
Он тоже вроде меня узнает и как бы просто для поддержания разговора
говорит, что тут недавно слышал the Russian trio and the singer, то есть
русское трио и певицу.
Я начинаю перебирать в уме, кто бы это мог быть. В голове вертятся самые
разные комбинации из фортепьянного/гитарного трио с вокалисткой. Называю
самые невозможные комбинации. Не угадываю. Теппо - тоже ни одного имени
вспомнить не может. И, похоже, разочарован в своем собеседнике - как это
я не знаю очень хороших и известных в своей же стране артистов. Разговор
дальше не клеится, пока я не вспоминаю, что все больше на расстоянии, но
дружу с Асхатом Сайфуллиным, тоже музыкантом симфонического оркестра и
джазменом.
Да, конечно, мой собеседник его знает, друг Асхата - мой друг и т.д. и т
.п. Договариваемся, что будем в контакте.
Вечером, не успеваю сесть в поезд, приходит в голову: "Второе
приближение"!
Только трио - с вокалисткой, а не трио - и вокалистка.
По возвращении сразу же звоню Татьяне Комовой - да, они с Теппо
встречались, он наговорил всем кучу комплиментов.
Теппо - сейчас уже на пенсии, готов ехать когда угодно и куда угодно.
Ситуация ,чреватая совместным проектом. Как бы ему осуществиться?
И вообще: финский - ближайший к железному занавесу - джаз, редкие, но
все-таки появлявшиеся в нашей продаже пластинки, фестиваль в Пори,
первые видео с финского телевидения. Недостижимые когда-то мечты, теперь
вроде бы вполне осуществимые. Самое главное - есть из чего выбирать.
Дмитрий
Ухов
Хельсинки-Москва
Особая благодарность - Посольству Финляндии в России за моральную и
материальную поддержку
|
|
На
первую страницу номера |
|